Конспект урока на тему "Оценка готовности школьников к обучению на новой ступени обучения на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий"
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №660 г. Москва
Выступление на педагогическом совете школы:
Оценка готовности школьников к обучению на новой ступени обучения на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий.
Заместитель директора по УВР
Таратынова Елена Олеговна
2013-2014 учебный год
Оценка готовности школьников к обучению на новой ступени обучения на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий
Причины возникновения трудностей выпускников начальной школы при переходе на новую образовательную ступень:
-необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, новые преподаватели ит.д.);
-совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности;
-недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).
О последнем свидетельствует неспособность многих учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашних заданий, а также неспособность адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников. Однако, как показывает педагогическая практика, за частыми неуспехами детей стоит несформированность самостоятельной учебной деятельности школьников. А именно такой показатель личностно-интеллектуального развития в период перехода школьника от младшего школьного возраста к младшему подростковому возрасту, как самостоятельность мышления. Для его развития личность должна иметь потребность, стремление к самостоятельному поиску решений и самостоятельной деятельности. Причём данная потребность должна проявляться задолго до подросткового возраста, только тогда она даст возможность ребёнку реализоваться в более старшем возрасте. В подростковом периоде развития самостоятельность мышления выступает как одно из необходимых психических новообразований. Вот почему переход из начальной школы в основную - предкризисный период развития - предъявляет особые требования к психологической зрелости ребёнка. Конкретно это предполагает наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Все эти компоненты в соответствии с ФГОС НОО присутствуют в концепции универсальных учебных действий. Поэтому целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений и навыков , сколько на базе сформированности основных видов УУД. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирования умения учиться. В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника должны быть сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,
ориентация на моральные нормы и их выполнение;
развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
установка на здоровый образ жизни;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники должны овладеть всеми типами учебных действий:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
адекватно воспринимать оценку учителя;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Познавательные универсальные учебные действия включают
Общеучебные универсальные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
Знаково-символические действия:
моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель;
преобразование модели с целью выявления общих законов.
Логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники должны научиться:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
формулировать собственное мнение и позицию
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
строить понятные для партнёра высказывания;
задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологический образований и способностей учащихся, которые в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Основные же проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, регулятивные, познавательные и другие. В связи с этим целесообразно планировать упражнения для учащихся, выполняя которые, будут формироваться и развиваться вышеперечисленные блоки УУД. Мы не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития УУД.
Используемая литература:
Авдеева Н.И. Стандарт 2 поколения. Развитие исследовательских умений младших школьников. Изд.: Москва, Просвещение 2011.
Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. Изд.: Москва, Просвещение 2011.
Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Изд.: Просвещение 2012
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ