Конспект урока на тему "Особенности семейного воспитания"

Здравствуйте, уважаемые родители!

Наверно , каждый из присутствующих в зале хоть раз, но задумывался: правильно ли я воспитываю своего ребёнка, являюсь ли я образцом для своего малыша, хорошо ли ребёнку рядом со мной, что я могу изменить в воспитании своего ребёнка?

Сегодня мы с вами поговорим о методах и стилях семейного воспитания.Прежде чем мы перейдем к активному анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказыванию, которое стало эпиграфом нашего собрания.

1.«Если ты думаешь на год вперед – посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».

2.«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства». ( Сухомлинский)

3. Продолжая разговор по данной теме, мне хочется познакомить вас с отрывком из одной притчи, которая заставляет задуматься над многими вопросами

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель! - Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу. - С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец. Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности. - Не он.… И этот не он.… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

4. Но вот взошла Утренняя Звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник? Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой:- Где же обещанный Путник Вечности  - А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец. - Но это плачь новорожденного! – ответили люди.   - Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель! Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

5. Ребёнок- путник вечности.

6 Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

В детстве, а значит, в первую очередь в семье закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.

7. Семья – одно из немногих мест, где ребенок может почувствовать себя личностью.

8. Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

9. В одной из школ детям была предложена анкета на тему " Что вы ждёте от своих родителей?"

- С кем в семье ты особенно дружен?

Кому ты чаще всего доверяешь свои секреты?

Всё ли знают о тебе родители?

Понимают ли тебя папа или мама?

Всегда справедливы к тебе в семье?

Что вы ждёте от своих родителей?

10. Результаты.

- Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную и важнейшую роль.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

11. Стили семейного воспитания

Авторитарный стиль( Родители навязывают своё мнение ребёнку. Стиль подавления)

- характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Результат: дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Демократический стиль ( Учитываются интересы ребёнка. Стиль согласия.)

образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же время обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Результат: дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Попустительский стиль( Ребёнок предоставлен сам себе)

-образ действия родителей, отличающийся полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Многие родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Результат: дети склонны потакать свои слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях.

Хаотический стиль ( Отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет конкретных требований к ребёнку или наблюдаются разногласия между родителями в воспитании) При таком стиле воспитания угнетается одна из важных базовых потребностей личности- потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира. Непредсказуемость родительских реакций правоцирует повышенную тревожность, неуверенность Опекающий стиль

12. Типы воспитания, негативно влияющие на психику ребёнка.

  • 1.«Кумир семьи»

  • 2. «Гиперопека»

  • 3.«Гипоопека»

  • 4. «Ежовые рукавицы»

  • 5. «Повышенная моральная ответственность»

  • 6. «В культе болезни.

13. Кумир семьи

  • Ребенок обожаем, любим

  • Любая прихоть ребенка – закон

  • Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»

  • Растет капризным, своевольным эгоистом

  • Освобожден от всех обязанностей

14. Гиперопека

  • Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых

  • Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем

  • Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда

  • Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей 15. Гипоопека

  • Ребенок предоставлен сам себе

  • Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым

  • Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания

  • Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям

  • 16. "Ежовые рукавицы"

  • Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются

  • Внушают лишь подчинение

  • Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь

  • Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными реакциями протеста.

17. По типу повышенной моральной ответственности

  • На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста

  • Свои не оправдавшиеся надежды, родители мечтают реализовать в детях

  • Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых

18. Воспитание в культе болезни

  • Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием

  • Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания

  • Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им

  • Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем

  • Такой ребенок- маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь, чтобы добиться всего

  • Ждет сочувствия и сострадания от всех

  • С трудом приспосабливается к действительности

19. Задайте себе вопросы.

- Какой тип воспитания в вашей семье?

-Хорошо ли ребёнку рядом с вами?

-Что можно изменить в воспитании моего ребёнка?

20.«Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей,

не воспитывая себя!».( Л.Н. Толстой)

21. В заключении нашей беседы мне хочется дать несколько советов:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится

ненавидеть

22. Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

23. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

24. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

25. Если ребенка хвалят,

он учится быть благородным.

26. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

27. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить людям

28. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

29. Если ребенка высмеивают, он учится быть замкнутым.

30. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире и любить.

31. Пожелание: Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу на Земле. И помнить...

Ребёнок- путник вечности.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ