Конспект урока на тему «Предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС дошкольного образования»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Озёрского городского округа

Детский сад компенсирующего вида №53 «Сказка»









Конспект урока на тему

«Предметно-пространственная среда

в соответствии с ФГОС дошкольного образования»






подготовила

учитель-логопед

Антонова Вера Викторовна

















г. Озёрск

2014

Для более точного понимания тех принципов, которых мы придерживались, выстраивая предметно-пространственную среду нашей группы, надо пояснить, что в ней живут и развиваются дошкольники трех возрастов, начиная с 4 до 7 лет, имеющие речевые нарушения – заикание и фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

В соответствии со стандартом и общими принципами организации дошкольного образования, мы постарались организовать пространство группы так, чтобы наши дети, подготавливаясь к школьному обучению, полноценно проживали этап дошкольного детства, а именно: проявляли инициативу, самостоятельность, активность, но при этом учились выполнять правила и нормы.

Конечно, перестроиться с удобного, ранее нами принятого положения, когда всё было, как «по полочкам», было не просто. Главное для нас было понять, как сделать так, чтобы образовательная среда содержала две противоположных составляющих:

- адаптивную - то есть то, что поможет ребенку освоить правила и нормы.

- а вторую – как раз ту, что поспособствует проявлению детской инициативы, активности, «самости».

Придерживаясь требований ФГОС к организации предметно-пространственной среды, мы постарались организовать её так, чтобы учитывались особенности каждого ребенка, у каждого была возможность проявить себя и в конечном итоге предъявить миру продукт своей творческой деятельности.

Это можно увидеть сразу в приемной - легко снимаемые стенды для вывешивания самими детьми своих рисунков, аппликаций, стол для выставок, поделок, коллекций, коллажей, стенда «С днем рождения». Место для фотогазет, проектных материалов и грамот. Материалы по взаимодействию с семьёй: книги, консультации, обратная связь – «Книга отзывов и впечатлений».

Пространство и среда группы, на наш взгляд, также демонстрирует личностный подход к организации. Столы и стулья разной величины, подобраны в соответствии с каждым воспитанником, место каждого строго индивидуально, ведь место – личное пространство каждого, подписанные имена детей закрепляют за каждым право на что-то своё, только своё! И здесь же возможность использовать это как условие по развитию социально-коммуникативных навыков, когда детям надо научиться договариваться друг с другом, например, чтобы занять чьё-то место.

В группе можно наблюдать зонирование:

- центр по развитию элементарных математических представлений расположен совместно с сенсорным уголком, позволяющий детям получать сенсорные впечатления. Считаем, что требования по насыщенности различными материалами выполнено нами в полной мере, при этом некоторые материалы намеренно предложены нами в единственном экземпляре, ведь ограничение ресурса – тоже эффективное условие по развитию социально-коммуникативных навыков (ситуация, когда вновь необходимо договариваться).

- материалы, способствующие научиться считать, игры на развитие логики, мышления. Наши коллекции, игры – самоделки.

- центр по развитию речи, здесь подобраны материалы по исправлению системных речевых расстройств, и они не только помогают в решении коррекционных задач, но и поддерживают интерес наших воспитанников к естественно-научной деятельности (например, к изучению органов артикуляции и т.п.). Здесь же – один из результатов совместной деятельности взрослых и детей в рамках проекта – стенд «Кем быть» - дом профессий родителей наших детей с творческими рассказами.

- наша библиотека содержит энциклопедическую, художественную, справочную, развлекательную литературу, учит получать информацию, работать с книгой, кроме того, это интересная ролевая зона для игры в «Библиотеку», «Книжный магазин».

- учитывая, что именно игра является ведущим видом деятельности дошкольников, мы постарались обеспечить возможность выбора детьми настольных игр, пазлов, мозаик, конструкторов, головоломок.

Одно из требований организации среды – доступность. Этот принцип легко увидеть на примере уголка художественного творчества, где разнообразие материалов (бумаги, тканей, бросового материала, инструментария). Он в контейнерах, но вполне доступен каждому, позволяет любому ребенку самостоятельно выбрать материал, не прибегая к помощи взрослого.

Кроме того, важно, на наш взгляд, и в группе организовать пространство для предъявления продукта деятельности: здесь это и доска, и полки, и своеобразная выставка, где дети самостоятельно вывешивают свои работы.

С целью приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства совместно с детьми, родителями пополняется центр «Мы вместе»: альбомы, сборники стихов и рисунков, сувениры из разных стран после путешествий и многое другое – всё это совместный труд по оснащению центра и обогащению знаний.

Принцип многофункциональности предметов среды также действует в жизни группы. Огромный атлас – легко из познавательного предмета становится ширмой, которая позволяет одному или группе детей отделиться от других, работая над каким-либо проектом.

Вообще, мобильность и трансформируемость – важнейшие принципы организации нашей среды: легкая, безопасная ширма, которую могут двое детей свободно взять и поделить пространство по собственному усмотрению. Модули «парикмахерская», «больница», «магазин», «слесарная мастерская», «пожарная часть», «дорожное движение» - все они легко передвигаются детьми, позволяя заниматься разнообразной деятельностью, что способствует развитию активности каждого. Последние модули «пожарная часть», «дорожное движение» – еще и формируют знания и навыки безопасной жизнедеятельности. Наше недавнее приобретение – коврики для игр, когда каждый может уединиться, занявшись интересным, возможно спонтанно возникшим, возможно плановым делом.

Природный уголок насыщен не только комнатными растениями, но и дидактическими играми, книгами, природным материалом, развивающими экологическую культуру, знакомит с природными, климатическими, временными особенностями края. Разнообразные макеты, наборы для труда в природе и быту. Всё так же доступно, безопасно, многофункционально и собрано в совместной деятельности взрослых и детей.

Организуя пространственную среду, мы предполагали, что в одно и то же время дети могут заниматься разным делом: кто-то рисует, кто-то читает, кто-то играет, работает над проектом, а кому-то интересно занятие в нашей лаборатории: здесь возможно проведение экспериментов, опытов, исследований и наблюдений. Мы постарались подобрать такие материалы в этой зоне, которые бы побуждали детей к взаимодействию с различными элементами окружающей среды.

Среда, окружающая ребенка и влияющая на его развитие, должна быть безопасной, способствовать укреплению здоровья, созданию комфортных условий для психологического здоровья. Нами соблюдены и эти требования: в спальне созданы физкультурный уголок и центр психологической разгрузки.

Конечно, мы старались задействовать каждый уголок нашей группы для реализации принципов взаимодействия и сотрудничества. И кабинет логопеда – не исключение. Сейчас здесь действует выставка, посвященная 200-летию М.Ю. Лермонтова, а материалы принесли педагоги и дети из семейных библиотек. Здесь также много возможностей для реализации и демонстрации детского творчества (игры, игрушки, подарки, рисунки, поделки, выполненные своими руками).

Одно из требований организации среды в ДОУ – техническая насыщенность – так же реализуется в нашей группе: компьютерные программы, телевизор, двд, музыкальный центр и др. – всё это способствует эффективности не только в решении коррекционных задач, но в первую очередь - это условия достижения детьми тех целевых ориентиров, о которых мы сегодня говорили.

Ну и в конце скажем, что наша среда имеет характер открытой и незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда в нашей группе не только развивающая, но и развивающаяся.







Список используемых источников:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. - М.: «Мозаика-Синтез», 2010.

  2. http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html



















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ