Конспект урока на тему "Создание условий для предупреждения и устранения дислексии у младших школьников"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»
Создание условий для предупреждения и устранения дислексии у младших школьников
Подготовила воспитатель ГПД
Богаутдинова Юлия Александровна
Белгород
2013
Проблема коррекционно-педагогической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников в настоящее время имеет значительное теоретическое и практическое значение. Актуальность исследований в этой области обусловлена тем, что уменьшению числа детей с нарушениями чтения в ближайшее время не намечается. Это связано с тем, что в общеобразовательную школу вливается поток учащихся с неярко выраженными нарушениями в физическом, психофизическом, психическом, речевом, умственном развитии.
Учителя начальных классов и воспитателям ГПД определенно известно, что многие дети испытывают значительные трудности в овладении чтением. Одни учащиеся с трудом овладевают послоговым способом чтения, затрудняются переходить к чтению целыми словами. Другие читают с ошибками: заменяют, пропускают звуки и слоги, не дочитывают окончания. Третьи читают слишком медленно, а у четвертых – проблема с пониманием прочитанного. А бывает и так, что у одного ребенка оказывается несформированным весь комплекс умений, в совокупности составляющих навык чтения: способ, скорость, правильность, выразительность, осознанность. Даже через несколько лет чтение у таких детей остается медленным с большим количеством ошибок. Неумение читать порождает нелюбовь к чтению и приводит к снижению успеваемости. Психологами и педагогами выявлена закономерность – если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот.
На основе анализа педагогической, психологической и методической литературы Т.А. Алтухова выделяет следующие компоненты, составляющие технику чтения – это способ чтения, темп, правильность чтения, выразительность чтения (1, с. 5).
Рассмотрим более подробно компоненты, составляющие технику чтения.
Способ чтения характеризует то, каким образом читатель осуществляет зрительную перцепцию печатного текста. Выделяют пять основных способов чтения: побуквенное; отрывистое слоговое; плавное слоговое; плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами и группами слов.
Первые два способа – побуквенное и отрывистое слоговое, относятся к непродуктивным. Последние три способа – продуктивные.
Темп – чтения это количество знаков, прочитываемых за единицу времени. Темп чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Как отмечает Т.А. Алтухова, скорость чтения не должна являться самоцелью, особенно на начальных этапах формирования навыка. И в большей степени это касается детей с фонетико - фонематическим, общим недоразвитием речи, с задержкой психического развития. Скорость чтения у детей необходимо развивать только на базе правильного и осознанного чтения (15).
Правильность чтения выражается в отсутствии ошибок на: а) замены, б) пропуски, в) перестановки, г) добавления, д) искажения, е) повторы букв, слогов в читаемом тексте, а также ошибок ударения в словах.
Выразительность чтения проявляется в умении ученика обоснованно, исходя из содержания читаемого текста, использовать паузы (логико-грамматические, психологические и ритмические – при чтении стихотворений); делать логическое и психологическое ударение, находить нужную интонацию, отчасти подсказываемую знаками препинаниями, читать достаточно громко и внятно (3).
Н.А. Цыпина отмечает, что процесс понимания текста возможен при следующем условии (18):
Читающий должен воспринять и понять отдельные слова, словосочетания, употребляемые в прямом и переносном значении. Если слова, их звуковой состав и значение не будет правильно восприняты и поняты, то понимание текста будет неверным.
Читающий должен правильно произносить все звуки устной речи, вычленять фонемы на слух, не смешивать сходные в фонематическом отношении звуки. Кроме этого, он должен четко различать сходные в оптическом плане буквы и правильно соотносить их с соответствующими фонемами.
Понимание может быть затруднено из-за бедности словарного запаса; недостаточной дифференцированности, ограниченности значений некоторых общих понятий.
Осознанность чтения, в свою очередь, предъявляет требования к непрестанному совершенствованию всех его других компонентов: способа, скорости, правильности, выразительности, которые выступают в качестве одного из условий полноценного понимания. Известно, что если ребёнок читает медленно, с множеством ошибок, то у него страдает и понимание.
На основе анализа литературы Т.А. Алтухова выделила следующие операции, освоение которыми является условием полноценного осуществления чтения (1):
умение быстро и правильно соотносить графему с фонемой;
умение быстро и точно делить слова на слоги в процессе зрительного восприятия текста;
навык слогослияния;
соотнесение слова со значением;
глобальное чтение (навык целостного восприятия читаемого), когда ребенка приучают быстро узнавать зрительный образ слов;
лексико-граматическое прогнозирование;
смысловое прогнозирование;
координация между антиципацией и зрительным восприятием;
умение устанавливать связи слов в предложении;
объединение значений слов в общий смысл фразы;
составление плана;
соотнесение содержания разных отрезков текста между собой;
соотнесение содержания текста с имеющими знаниями;
постановка вопросов, как в процессе чтения, так и при анализе содержания прочитанного;
вычленение в печатном тексте предложения как законченной в смысловом и интонационном отношении единицы;
ориентировка на знаки препинания в процессе чтения;
навык использования интонации в зависимости от конечного знака препинания.
Как отмечает Т.А. Алтухова, от сформированности этих операций зависят качественные характеристики всех компонентов навыка (1).
В.Г. Горецкий, Т.Г. Егоров, М.Н. Русецкая, Л.И. Тикунова, Л.С. Цветкова и другие ученые выявили ряд условий, от которых зависит развитие смысловой стороны чтения. Исследователи отмечают роль лексической стороны речи, влияющей на степень овладения прямым и переносным значением слов и словосочетаний. Сформированность словаря позволяет понять фактическое, предметное содержание, установить смысловые связи между различными частями письменного сообщения. Овладение грамматическими представлениями языка является условием целостного понимания предложения. Учет признаков, указывающих на причинно-следственные, временные и пространственные отношения в тексте (падежные окончания, союзы и предлоги), - важнейший инструмент понимания текста (2, 4, 12, 17).
Как отмечает Л.Н. Сластья, не менее важен для понимания текста и объем оперативной памяти, позволяющий удерживать все композиционные элементы текста, сохранить последовательность событий (13).
Таким образом, процесс чтения представляет сложную деятельность, состоящую из множества операций, которые на первых этапах обучения слабо связаны друг с другом. Каждая из этих операций имеет свои особенности, связанные с включенностью в процесс чтения различных психических функций: речи, восприятия, памяти, мышления. Объединение всех этих компонентов в единое целое требует сложнейшей организации мозговой деятельности человека.
И в овладении навыком чтения важная роль отводиться следующим условиям:
Нейрофизиологические, связанные с уровнем развития функционального состояния анализаторных систем мозга, их готовность к взаимодействию в сложном процессе восприятия, соотнесения и перекодирования сенсорной информации из одной модальности в другую (перевод звука речи в зрительный образ – букву и перевод буквы в ее двигательную формулу – кинему). От сформированности у ребенка зрительного и слухового восприятия, моторных функций, полноценной слухо-оптико-моторной координации (межсенсорного взаимодействия) является нейрофизиологической основой овладения чтением;
Лингвистические, связанные с сформированностью устной речи, фонетико-фонематической (произношение, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической сторон речи, достаточный уровень развития зрительного гнозиса, мнезиса, анализа, синтеза и пространственных представлений;
Психологические, связанные с сформированностью высших психических функций (внимания, памяти, мышления); социально-личностных качеств в соответствии с возрастным этапом развития ребенка, их полноценное взаимодействие и регуляция; наличие читательской мотивации, то есть потребности в чтении как эмоционально значимом процессе, форме общения, источнике переживаний особого рода. Все это предполагает сформированность навыков низшего уровня, то есть владение техникой чтения, а также сформированность операций, освоение которых является условием полноценного осуществления чтения.
Методологические, связанные с методикой обучения, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.
Существуют разные определения понятия «дислексия» и разное понимание нарушений чтения, как в зарубежной, так и отечественной логопедии.
М.Н. Русецкая (10) проанализировала литературу зарубежных исследователей и выявила, что Catts H.W., Gardner P., Kaluger G., Kolson C. J., Miles T.R., Miles E., Satz P. и др. термином «дислексия» обозначают целый комплекс проблем обучения, включая в него помимо нарушений чтения еще и нарушения письма, счета, распознавания музыкальных знаков и т.д. Причем, по их мнению, эти проблемы могут проявляться, не только в процессе обучения, но им в повседневной жизни.
Отечественные исследователи Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, и др. термином «дислексия» обозначают круг проблем, связанных только с процессом овладения навыком чтения. Нарушения письма (а тем более счета и других учебных навыков) рассматривается отдельно (7, 8, 9, 14, 19).
М.Е. Хватцев определяет дислексию как частичное расстройство процесса чтения, затрудняющее овладение этим навыком и ведущее ко многим ошибкам во время чтения (пропускам букв, слогов, заменам, перестановкам, пропускам предлогов, союзов, замещениям слов, пропускам строчек) (16).
Наиболее употребимым является определение, данное Р.И. Лалаевой, согласно которому «дислексия» - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессеовладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении (7).
В современных исследованиях отмечается, что специфическое нарушение чтения (дислексия) является следствием недостаточной сформированности функциональной основы чтения, т.е. вербальных и невербальных высших психических функций. К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка чтения, относят устную речь, пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию, сукцессивные операции, слухоречевую и зрительную память. Становлению навыка чтения припятствует совокупность нарушений этих функций, что достаточно хорошо изучено в отечественной литературе (Р.И. Лалаева(7), М.Н. Русецкая (11) и др.).
Ряд авторов А.Н. Корнев (5), А.В. Лагутина(6) и другие подчеркивают роль дидактогенных факторов в возникновении дислексии. Неоправданно раннее и не всегда правильное обучение чтению детей в детских садах или дома родителями может приводить к нарушениям чтения уже в процессе овладения навыком в школе (5, 6).
Как отмечает М.Н. Русецкая, современные исследования отечественных и зарубежных ученых концентрируются вокруг четырех основных теорий, объясняющих возникновение дислексии.
Представители теории фонологического (речевого) дефицита при нарушениях чтения представители этого направления: Т.А. Алтухова, Р. И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова ведущими причинами, вызывающими это нарушение, считают недостаточную сформированность у детей устной речи. Согласно представлениям этих авторов, дислексия может считаться следствием дефицита речевой обработки, чтение развивается на базе уже сформировавшейся устной речи. Сторонники теории зрительного дефицита при нарушениях чтения основы этого направления заложены в работах Г. Гельмгольц, Ф. Варбург, П. Раншбург видят причину возникновения дислексии в наличии специфических особенностей формирования зрительных функций детей (зрительного узнавания, прослеживающих движений глаз, зрительно моторных координаций и др.). В последнее время активно обсуждаются теория нарушения межполушарного взаимодействия и теория дисфункции мозжечка у лиц с дислексией. По мнению М.Н. Русецкой две из названных выше теорий (фонологического и зрительного дефицита) признаются ведущими (10).
Анализируя отечественную литературу по интересующей нас проблеме, мы выявили, что все исследователи признают тот факт, что ошибки чтения связаны с нарушениями той или иной психической функции (речевой или зрительной). Также мы обнаружили экспериментальные исследования, в которых авторам удалось выявить у детей с дислексией несформированность определенных психических функций (А.Н. Корнев, Т.А. Алтухова, М.Н. Русецкая), где исследователи отметили у детей с дислексией расстройства зрительно-моторной координации, недостаточную сформированность зрительной памяти, расстройства пространственной ориентировки.
Главная цель моей работы – создание условий для предупреждения и устранения дислексии у младших школьников.
Для осуществления поставленной мной цели мы провели диагностику сформированности навыка чтения у первоклассников по каждому компоненту, результат представлен на диаграмме.
Рис. 1.1. Уровень успешности овладения навыка по каждому компоненту чтения
Из этого следует, что одной из основной задачи нашей работы на развивающих занятиях в ГПД (1 класс), является создание условий для предупреждения и устранения дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы, что бывает зачастую).
С детьми из первых классов мы проводили коррекционно-развивающие занятия по предупреждению и преодолению нарушений чтения.
При разработки системы коррекционно-педагогической работы, мы учитывали методические рекомендации по формированию навыка чтения Т.А. Алтуховой и И.Н. Карачевцевой.
Коррекционно-педагогическая работа включала два этапа: подготовительный и основной. Основной формой реализации его содержания являлись групповые занятия. Но также проводились и индивидуальные занятия.
Преодоления нарушений чтения на подготовительном этапе осуществлялось по 3 направлениям: предупреждение и преодоление нарушений правильности чтения, формирование выразительности чтения и смыслового компонента навыка чтения.
Работа над правильным чтением предусматривала решение следующих задач:
развитие устной речи: фонетико-фонематической и лексико-граммати-
ческой сторон речи;
развитие оптико-пространственных представлений: развитие зритель-
ного восприятия, анализа и синтеза; развитие зрительной памяти; формирование пространственных представлений.
Работу над правильным чтением мы начали с развития устной речи (фонетико-фонематической и лексико-грамматической) для этого мы использовали следующие задания и упражнения (см. Приложение 1):
А также использовали игры и упражнения для развития оптико- пространственных представлений (см. Приложение 2).
Развитие зрительного восприятия, анализа и синтез:
- Узнавание контурных или силуэтных предметов.
-Узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр.
- Узнавание зашумленных (перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала).
- Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям.
- Различение правильно и зеркальных изображений буквенных или цифровых.
Данные задания представлены в приложении (см. Приложение 2).
- Игра «Внимательные глазки». Детям предлагается построить на столе из палочек все буквы, какие изображены на картинке.
- Сложите букву, фигуру из палочек (по образцу, по памяти).
- Сложите возможные варианты букв из предложенного определенного количества палочек, например из 2-х (Т, Г, У), из 3-х (П, Н,К, А, И).
Для развития зрительной памяти мы использовали следующие виды работ:
- Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5-6 предметов. Дети должны запомнить их. Затем учитель убирает один из предметов, а дети должны отгадать, какой игрушки не стало.
- Игра «Что изменилось». Учитель раскладывает 4-5 картинок, дети запоминают последовательность расположения. Затем учитель незаметно меняет их местами. Ученики должны сказать, что изменилось и восстановить первоначальное расположение картинок.
- Дети запоминают 4-5 картинок, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.
Для формирования пространственных ориентировок мы включали два вида ориентировок, тесно связанных между собой: ориентировку на собственном теле и ориентировку в окружающем пространстве. Предлагаем следующие виды заданий:
- Покажите карандаш левой рукой.
- Взять тетрадь правой рукой.
- Взять листик правой рукой, а тетрадь левой.
- Закрой левый, правый глаз.
- Попрыгай на левой, на правой ноге.
- Нарисуйте в воздухе круг левой, правой ногой.
- Покажите правой рукой левое ухо, правую ногу.
- Покажите правой рукой левый глаз.
- Положите ручку справа от себя.
- Возьмите ручку, лежавшую слева, а карандаш справа.
- Положите ручку слева, справа от книги.
- Положите книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, а справа – ручку.
- Игра «Электронная муха» (см. Приложение 2).
Далее мы работали над формированием выразительности чтения, которая предусматривала решение следующих задач:
учить детей различать различную интонационную структуру в импрес-
сивной речи;
учить различать различные эмоциональные оттенки в речи.
На подготовительном этапе работы по формированию выразительности чтения, мы учили детей различать различные оттенки эмоциональной речи, интонационную структуру для этого мы использовали следующие задания, упражнения и тексты (см. Приложение 3):
Затем мы работали над смысловым компонентом навыка чтения, который предполагал решение следующих задач:
учить ориентироваться в прослушанном тексте;
учить отвечать на вопросы по прослушанному тексту.
На подготовительном этапе коррекционно-педагогической работы мы учили детей ориентироваться в прослушанном тексте и отвечать на вопросы. Для этого мы детям предлагали следующие задания и тексты (см. Приложение 4):
Рассмотрим основной этап коррекционно-педагогической работы по предупреждению и преодолению нарушений навыка чтения. Данный этап рассматривался нами как важная составляющая всего коррекционного процесса, так как именно здесь обеспечивались условия - совершенствования эффективности стратегий взаимодействия детей с письменным текстом.
На этом этапе мы так же осуществляли работу по 3 указанным направлениям: предупреждение и преодоление нарушений правильности чтения, формирование выразительности чтения и смыслового компонента навыка чтения.
Работа над правильным чтением предполагала решение следующих задач:
формирование навыков прогнозирования и зрительного восприятия;
формирование морфологических и синтаксических обобщений.
Работа над правильным чтением при формировании навыков прогнозирования и зрительного восприятия, (для предупреждения ошибок угадывания, повторов) мы использовали следующие игры и задания (см. Приложение 5):
Далее мы предлагаем следующие виды упражнений по формиро -
ванию морфологических и синтаксических обобщений, которые направлены на уточнение структуры предложения, развитие структуры словоизменения и словообразования (см. Приложение 5):
Следующее направление коррекционно-педагогической работы направленно на формирование выразительности чтения, где решались следующие задачи:
формирование выразительности чтения как процесса образова-
ния связей между зрительным восприятием и правильным интонационным его оформлением;
2) совершенствование выразительности чтения на основе углубленной работы над пониманием текста.
Для формирования выразительности чтения на основе образования связей между зрительным восприятием текста и его интонационным оформлением мы предлагаем следующие упражнения для практического усвоения данного навыка (см. Приложение 6):
Рассмотрим следующее направление на основном этапе коррекционно
-педагогической работы – формирование смыслового компонента навыка чтения, на котором решались следующие задачи:
учить ориентироваться в прочитанном тексте;
учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
формировать умения сознательного чтения.
В работе по совершенствованию смысловой стороны чтения мы исходили из того, что одним из главных условием понимания текста выступает правильное отношение к процессу чтения: ребенок должен с самого начала усвоить, что текст – это способ передачи информации и, читая текст, он может узнать что-то новое. Читать осмысленно ребенок должен уже с первых слогов, слов, поэтому мы привлекли внимание детей к пониманию прочитанного. Детям сразу дали установку: «прочел – понял».
Для решения данных задач предлагаем упражнения направленные на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста, а также упражнения, предназначенные для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.
1) Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке.
2) Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова.
Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов
или слово. Варианты текстов (см. Приложение 7).
3) Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста (см. Приложение 7).
Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение
выявлять структурные и смысловые части текста.
Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка»
и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно (см. Приложение 7).
Далее мы предлагаем задания, которые можно предложить к текстам.
Задания, связанные с контролем понимания текста.
- Прочитай текст. Выбери из данных здесь картинок ту, которая соответствует содержанию текста; назови ее номер.
- Прочитай текст, и пронумеруйте картинки в соответствии с последовательностью разворачивающего содержания.
- Прочитай текс и нарисуй …
- Прочитай текст, и решите содержащиеся в нем арифметические задачи.
- Прочитай текст-инструкцию и сделай сам эту поделку.
Задания, предполагающие цитирование из текста. Точное цитирование
– убедительное доказательство понимания, иногда цитирование служит только средством выявления, насколько внимательно был прочитан текст.
Например: А. Плешеев «Сельская песенка». Текст (см. Приложение 7).
Задания, связанные с вопросно-ответными упражнениями.
Например: «Прочитайте текст Г. Снегирев «Медвежата» и найдите в нем ответы на вопросы» (см. Приложение 7).
Возможно вопросы, вводящие текст-загадку. Ответ на вопрос лаконичен: просто отгадка, за которой, однако, стоит внимательное и заинтересованное чтение, учет всех подробностей. Примеры заданий такого типа:
- Определите, из какой сказки взят отрывок.
- Выясните, почему текст так называется.
- Прочитайте и скажите, о ком этот рассказ.
- Что общего было у деда, бабы, внучки, Жучки, кошки, мышки из сказки «Репка»?
Также для уточнения понимания прочитанных слов, предложений текста мы использовали следующие задания:
- Составить план прочитанного текста.
- Пересказать прочитанный текст.
- Придумать начало прочитанного текста.
- Придумать конец прочитанного текста.
- Прочитать предложение и ответить на вопрос по его содержанию.
- Прочитать слово и выполнить соответствующее действие.
- Найти в прочитанном предложении слово, которое отвечает на вопрос кто? Что? Что делает? Где? Куда? или Какой?
- Прочитай заголовок и определи, о чем будет идти речь в предложенном тексте «Как бабочка собиралась на бал». Вопросы перед прочтением текста и текст приложены (см. Приложение 7).
В конце учебного года мною была проведена повторная диагностика уровня успешности овладения навыка чтением у учащихся первых классов. Результат представлен на диаграмме.
Рис. 1.2. Динамика сформированности уровней успешности овладения навыком чтения
Сравним результаты на начало и конец учебного года.
Таким образом, предложенные упражнений по совершенствованию навыка чтения учащихся - это всего лишь первый этап на пути становления читательской деятельности, талантливых читателей-школьников. Подобные задания позволяют наиболее эффективно и быстро добиваться положительных результатов по чтению, а это, в конечном счёте, приводит к тому, что у учащихся возрастает уверенность в своих силах, появляется интерес и любовь к чтению более крупных художественных произведений.
Из этого следует что, целенаправленное системное педагогическое воздействие, основанное на использование упражнений, позволило нам значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигалось в результате системного и деятельного подхода к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей, посещающих наши занятия.
В процессе работы мы формировали у детей навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность. Упражнения, проводимые в системе, помогли учащимся усвоить приемы анализа образцовых текстов, научили понимать практическое значение опорных слов текста, плана и использования их при составлении текстов, что положительно влияет на формирование смысловой стороны чтения.
Список использованной литературы
Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении: Пособие для учителей начальных классов. – Белгород: Изд-во Белгородского государственного университета, 1998. – 116 с.
Горецкий В.Г., Тикунова Л.И. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах. – М.: Новая школа, 1994. – 46 с.
Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. – 264 с.
Егоров Т.Г. Психология ошибок чтения на разных ступенях обучения // Известия. – АПН РСФСР. – 1945. – Вып. 1.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: «Речь», 2003. – 330 с.
Лагутина А.В. Проблема раннего обучения чтению дошкольников с нарушениями речи // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии (14 – 16 сентября 2004) – М.: Изд-во Московского соц-гум. Института, 2004. – С. 140-145.
Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 224 с.
Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред. сос. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
Никашина Н.А. Неуспеваемость первоклассников, имеющих недостатки произношения, и пути их устранения: Автореферат дис. … канд. пед. наук. – М., 1959. – 19 с.
Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.
Русецкая М.Н. Взаимосвязь дислексии с нарушениями устной речи и зрительных функций у младших школьников: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. – 166 с.
Русецкая М.Н., Е.Е. Давыдкина Изучение дидактических возможностей обучения чтению младших школьников с речевыми нарушениями по различным методическим системам // Вариативные стратегии сопровождения учащихся с нарушениями письма и чтения: материалы IV конференции Российской ассоциации дислексии (Москва, 26-27 мая 2009 года) / Ред.кол. Г.В. Чиркина, М.Н. Русецкая, Е.Н. Российская. – М.: РДА, МГПУ, УРАО ИИКП, 2009. – 144 с.
Сластья Л.Н. Формирование связной речи 4-5 лет: планирование, конспекты занятий, лексический материал. – Волгоград: Учитель, 2001. – 232 с.
Спирова Л.Ф. Недостатки чтения у детей и пути их преодоления // Недостатки речи у учащихся младших классов массовой школы. – М.: Просвещение, 1965. – С. 67 -84.
Харишова К. Развитие пргнозирования при чтении у глухих школьников: Дисс….канд. пед. наук. – М., 1987. – 163с.
Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Учпедгиз,1959. – 258 с.
Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. – М.: Юристь, 1997. – 256 с.
Цыпина Н.А. Обучение чтению детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей. – М.: Компенс-центр, 1994. – 104 с.
Чиркина Г.В. Теория и практика устранения дислексии – логопедический аспект проблемы // Дефектология. – 2007. – №1. – С. 57-58.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Развитие устной речи: фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи (подготовительный этап)
- Определите если звук Л в словах лодка, луна, раба, кошка, ложка, утка.
- Определите, какой первый звук в слове собака; последний звук в слове шарф.
- Определите место звука Р в слове марка (начало, середина или конец).
- Подберите к букве «Ш» картинки, в названиях которых имеется данный звук.
- Повтори вслед за логопедом слова: шуба, шапка, Мишутка (с заданным звуком) и покажи соответствующую букву.
- По сюжетной картинке назвать слово со звуком С.
- Положи под картинку синий кружок, если в слове твердый согласный звук Б, и зеленый, если мягкий звук Б: булка, белка, банка, собака, береза, голубь, труба, бант, бинт, автобус, лебеди.
- Подбери картинки к словам, близким по звуковому составу, но разные по смыслу:
крыша – крыса, булка – белка, бочка – дочка, мишка – миска, лук – сук;
коза – коса, жаба – шапка, ежата – мышата, удочка – уточка, суп – зуб и т.д.
- Игра «Узнай неправильное слово». Детям показывается картинка и громко, четко называется изображение на ней, например: «дом». Затем объясняется условие игры: картинка будет называться то правильно, то неправильно. Надо хлопнуть в ладоши, когда будет замечена ошибка. Далее предлагается ряд слов: том – дом – сом – дон – ром – дом – ком и т.д.
- Придумай несколько глаголов к слову – дождь (существительному). Например: дождь что делает? – капает, моросит, идет, шумит, льет и т.д.
- Подбери слова прилагательные к услышанному слову-существительному (день, какой может быть? – солнечный, пасмурный, зимний и т.д.)
- Подбери родственные слова к услышанному слову - (снег – снежный – снежинка и т.д.).
- К названию животного подбери название его детенышей или название его жилища.
- Объяснение значений прочитанных слов.
- Скажи своими словами: «Всюду нос метла совала, но и я не отставала, танцевала без конца».
- «Груша – это фрукт. А какие еще вы знаете фрукты?», «Бежать – это быстро двигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначают движение людей или животных?».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Развитие оптико-пространственных представлений
(подготовительный этап)
Развития зрительного восприятия, анализа и синтеза
- узнавание контурных или силуэтных предметов (рис.1)
Рис. 1. Какие предметы изображены? Назови их.
- узнавание точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур, букв, цифр (рис.2).
Рис.2. Какие предметы изображены? Назови их.
- узнавание зашумленных (перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала) (рис.3).
Рис.3. Какие буквы и цифры нарисованы здесь? Назови их.
- угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных рисунках, узнавание их по отдельным характерным деталям (рис. 4).
Рис.4. Какие слова спрятались за ширмой?
- различение правильно и зеркальных изображений буквенных и цифровых знаков (рис.5).
Рис.5. Какие буквы и цифры написаны неправильно? Зачеркни их.
Формирование пространственных представлений
Игра «Электронная муха».
Цель: помочь детям ориентироваться на плоскости листа (тетради). В результате этой игры дети усвоили и закрепили понятия: вверх – низ, право – лево, а также запомнили название квадратов.
Основное пособие – квадрат, рассеченный на 9 квадратных секторов. В центральном секторе – фишка («электронная муха). Данная фишка может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра:
1 – центральный квадрат , 5 – верхний центральный квадрат,
2 – правый центральный квадрат, 6 – правый верхний квадрат,
3 – левый центральный квадрат, 7 – правый нижний квадрат,
4 – верхний центральный квадрат, 8 – левый верхний квадрат.
На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, называя квадрат, где остановилась муха. Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2-3 до 8-10-ти. Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу.
На третьем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Формирование выразительности чтения (подготовительный этап)
- Прослушать серии изолированных ударов !, !!, !!!, !!!!, !!, ! и т.п. К каждой серии подобрать карточку с соответствующими сериями ритмических ударов.
- Прослушать серии простых ударов !! !!, !! !! !!, !! !! !! !!, !!! !!!, !!!! !!!!. К каждой серии подобрать карточку с соответствующими сериями ритмических ударов.
- Прослушать серии акцентированных ударов !-, !-; !!- -, - - !!; ! - !-; !! -, !! – и т.п. Определить, сколько и какие удары были предъявлены путем показа карточки с записанными на ней соответствующими сериями ритмических структур.
- Прослушать с закрытыми глазами и отстучать по подражанию предъявленные изолированные удары: !!. !!!, !!!!.
- Отстучать по подражанию простые удары: !! !, ! !!, !! !!, !! !!, ! !!!.
- Отстучать по подражанию предъявленные сложные удары: !!! !!, ! !! !!, ! !!! !, !! !!! !.
- Отстучать по подражанию серии акцентированных ударов: ! -, - !, !! - -, - - !!, ! - ! – и т.п.
- Прослушайте сказку «Три медведя» и определите, какими голосами говорили герои сказки (медведь, медведица, медвежонок).
- Игра «Кто тебя позвал». Выбирают ведущего, который отворачивается от детей. Дети, меняя громкость и тон голоса, зовут по очереди ведущего, а ведущий должен определить, кто его позвал. Ребенка, которого ведущий узнал по голосу – становится ведущим.
- Рассмотрите картинку и определите, какое настроение у главных героев;
- Изобразите с помощью речи просьбу, радость, удивление, грусть и т.д.;
- Произнесите данное предложение с разной интонацией.
«Бабушка пришла».
- Прослушайте текст и посчитайте количество вопросительных предложений.
Варианты текстов:
Хомяк
Повезло хомяку. Попалось на глаза гнездо, а в гнезде яйца. Забирай и пируй. Но как забрать? Взять зубами? Не взять. За щеку затолкать? Не поместятся. Что же делать? Значит не по зубам? Задумался хомяк. Как же быть? И придумал: стал яйца носом к себе в норку перекатывать.
Пчела
- Где ты была? - По цветам.
- Тут и там. - Что домой ты принесла?
- Где летала? - Мед, - ответила пчела.
(Г. Сапгир)
- Прослушайте текст и посчитайте количество восклицательных предложений.
Варианты текстов:
Самый важный
- Я самый важный! Я всех бужу, - говорил будильник.
- Я важнее! Всех вожу, - говорил автобус.
- А я важнее вас! Я построил этот дом, - говорит подъемный кран.
- Высоко сияло солнце. Услышало оно этот спор и сказало:
- Мне сверху всех видно. Послушайте, что я скажу: важнее всех человек!
Петух
- Кукареку! – Роса сверкает на лугу.
Кричит петух. Ночь кончилась! – Кукареку!
У рыбаков костер потух. (В. Протасов)
- Прослушайте текст и на каждый интонационный тип предложения поднимите карточку с соответствующим знаком (?, !, .).
Примерные тексты:
Сорока и мышь Заходите!
- Мышка трусишка, ты треска боишься? - Тук, тук, тук!
- Ни крошечки не боюсь! - Это кто стучит?
- А громкого свиста? - Это я, зайка.
- Ни капельки не боюсь! - Если вправду зайка,
- А страшного рева? предъяви ушки.
- Ни сколечки не боюсь! - Тук, тук, тук!
- А чего же ты боишься? - Это кто стучит?
- Да тихого шороха. - Это я, олень.
- Если ты олень, покажи нам
рожки.
Во Куанг
- Посчитайте количество вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений в прослушанном тексте.
Познакомились
- Эй, сутулый!
- Что надо?
- Иди сюда!
- А если я не хочу?
- Молчи, невежа! Подойди ближе! Клянусь, я где-то видел тебя!
- Да в чем дело-то?
- А-а! вот ты кто! Я все понял! Ура! Не вздумай отпираться: ты – вопросительный знак!
- Ну и что? Разве это так трудно понять? А ты - восклицательный, верно?
- О, да! Я – высокий, стройный восклицательный знак! Дай руку, брат! Будем друзьями!
… Слышала я разговор этих двух знаков. Чудаки. Никак не могут поговорить спокойно. Один все время кричит. Другой – сыплет вопросами. Ни к чему это. Могли бы назвать себя по имени, пожать друг другу руки и на этом поставить меня, то есть точку.
А. Шибаева
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Формирование смыслового компонента навыка чтения (подготовительный этап)
- Прослушайте предложение и ответь на вопрос по его содержанию.
В лесу распустились голубые подснежники.
О чем говорится в этом предложении?
Что говорится о подснежнике?
Установите связь слов в предложении.
- Дополните предложение, воспроизведенное логопедом.
Под сосною у дорожки
Ёжик шьёт козе …. (сапожки).
- Повторите прослушанное предложение.
В большой луже жил маленький лягушонок.
- Прослушай текст и дополни выражение:
Метелица покрылась (чем?)……
Доска стала (чем?)……
Наперсток стал (чем?)…..
Мать превратилась (в кого?)……
- Разложите серию сюжетных картинок в соответствии с прослушанным текстом.
- После прослушивания текста найдите лишнюю картинку в серии сюжетных картинок.
- После прослушивания текста поместите сюжетную картинку на свое место в серии сюжетных картинок.
- После прослушивания текста найдите ошибку в последовательности сюжетных картинок.
- Найдите ошибку в прослушанном тексте на основе правильной последовательности в серии сюжетных картинок.
- Составьте план прослушанного текста.
- Перескажите прослушанный текст.
Кабанчик и Лисенок
- Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик! Щетина редкая, да еще жесткая, как же ты зимовать будешь?
- Какой ты худой, Лисенок! Одна кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?
- У меня шерстка густая, шубка теплая – не замерзну.
- А у меня под кожей жир. Жир лучше всякой шубы греет.
Н. Сладков
- Придумай начало прослушанного текста.
Мышка прыгнула в банку с мукой. Котята – за ней. Мышка убежала. Из банки вылезли три белых котенка.
- Придумай конец прослушанного текста.
Варианты текстов:
Март. Днем сильно греет солнце. Звенит капель. Громко поет синичка. А ночью …
Принесли дети из леса домой ёжика. Побежал ёж по пушистому ковру. Увидела его кошка. Прыгнула она на колючего ёжа.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Формирование правильного чтения (основной этап)
Формирование навыков прогнозирования и зрительного восприятия
- Игра «Острый глаз».
Ребенку предлагается для прочтения предложение, последнее слово в котором закрывается или отсутствует. После того, как ученик прочитывает эту часть предложения, данное слово демонстрируется ему в течение 1 секунды на другой карточке. Ученик должен, опираясь на смысл прочитанного и на тот зрительный образ, который он успел воспринять, правильно прочитать предложение до конца. Затем проверяется правильность выполнения задания. Причем предложения подбираются такие, в которых выбор пропущенного слова жестко не определен прочитанным ранее, а имеет несколько вариантов. То есть ребенок может выдвинуть несколько гипотез, но верной окажется только одна:
картинку
цветок
Марина рисует цветок
дом
собаку
- игра «Телевизор» - чтение предложений блоками слов (тренажер «Бегушая строка»). В окошке телевизора последовательно на определенное время появляется группа слов, которую дети должны успеть прочитать за ограниченный промежуток времени:
У быка / бока крутые /,
У быка / рога витые /,
У быка / большие ноги /,
У быка / характер строгий /.
Формированию морфологических и синтаксических обобщений
Выберите из читаемого текста глаголы или существительные, а также
связанные с ними по смыслу слова и прочитайте их;
Выберите из текста существительные и самостоятельно подберите к ним слова, сочетающиеся с ними по смыслу и отвечающие на вопросы: Что делает? Какой?;
Подберите к словам верхней строчки слова из нижней строчки, сочета-
ющиеся с ними по смыслу; измените, где нужно, род прилагательных; составленные словосочетания прочитай.
Корм Пища Багаж Груз Сарафан Одежда
Теплый, ценный, легкий, грубый, ручной, хороший, летний, плохой, птичий, тяжелый, изящный.
Составьте словосочетания из предложенных слов. Прочитайте полученные словосочетания.
1) сделать, приготовить, изготовить;
2) уроки, обед, модель самолета, игрушку, прическу, лекарство.
Вставьте в предложения наиболее подходящего по смыслу слова.
Прочитайте полученные предложения.
Нужный глагол ребенок может выбрать из группы предложенных слов или самостоятельно подобрать, опираясь на смысл предшествующих и последующих слов предложения.
По стеклам ручейками... (струились, капали, стекали) капли дождя.
Дедушка ... очки и стал вслух ... газету;
Подчеркните, какие вопросы из правого столбика подходят к словам,
которые даны в левом столбике. Составьте словосочетания, подбирая наиболее подходящее по смыслу слово. Прочитайте полученные словосочетания.
удивляться кому? чему?
прикасаться о ком? о чем?
касаться кем? чем?
беспокоиться к кому? к чему?
возмущаться кого? чего?
Чтение слов с недостающим окончанием.
Дождь ид… Белка прыгал… Жук полз…
Дожди ид… Белки прыгал… Жуки полз…
Найдите неправильные окончания в словах предложения.
У Маши красная яблоко. В аквариуме плавает рыбки. Мальчик умывается
лицо. Мальчик спрятался за деревой. Дом нарисован девочка. Девочка идут в школе.
Допишите начальные буквы в слове предложения.
Машина …ъехала в гараж. Дети …ъехали с горки. Грузовик …ехал через мост. Мальчик …шел к забору. Девочка ..шла с крыльца.
Составьте предложение, которое могло бы стать продолжением следующего: «До чего забавно играет мой щенок … котенок, птенчик».
Составьте предложение, соответствующее схеме:
Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким
образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов. Задание: Прочитайте текст вслух, начиная с последнего слова каждого предложения.
Гнездышко.
Птичка выпорхнула из куста черной смородины и закружилась над нашими головами.
Мы осторожно раздвинули густые зеленые ветки и увидели гнездышко. В гнездышке лежали четыре голубых яичка.
Пока мы смотрели, две птички кружились, пищали и, казалось, жалостно нас просили:
- Не тронь! Не тронь!
Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись гнезда.
Ю. Дмитриев
Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа
налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.
Задание: Прочитайте текст - вслух, читая слова наоборот - справа налево.
заР елсоп яджод олунялгыв окшынлос, и ьсаливяоп яантевцимес агуд-агудар. отК ин тенялгзв анугудар, кясв юе ястеубюл. ьсалидрогаЗ агудар, ад и алатс ясьтилавх, отч ано еевисарк огомас ацнлос.
окшынлоС и тировог: «ыТ ависарк - отэ адварп, он ьдев зеб янем и игудар ен теавыб». А агуда окьлот ястёемс ад ещуп ястилавх. адгоТ окшынлос ьсолидрессар и ьсолатярпс азучут - и игудар как ин олавыб.
К.Д. Ушинский
«Заколдованное слово».
Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые - и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Задание: Прочитай текст - вслух, читая подчёркнутые слова наоборот.
Ворон и лисица
Ворон лыбод мяса косук и сел на оверед.
Захотелось ецисил мяса, она алшодоп и
говорит:
- Эх, норов! Как юртомсоп на тебя, по
твоему утсор да красоте только бы
тебе мёрац быть! И верно был бы мёрац,
если бы у тебя солог был.
Ворон лунизар рот и лаороаз, что было мочи.
осяМ упало. ацисиЛ подхватила и тирогов:
Ах, норов, коли бы ещё у тебя му был,
быть бы тебе мёрац.
Л.Н. Толстой
Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к
резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями. Задание: Прочитай текст, произнося вслух только подчёркнутую часть слова.
Заботливый брат
На бузине сидели бок о бок два молодых воробья. Совсем ещё молодых, с пушком, сквозящим из-под перьев. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и сталпить. Пил и всё поглядывал на другого, перекликался с ним. Другой с серьёзным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. Клюв был разинут от жары. Тот, первый, непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял её из клюва. Я понял: он давно напился и просто ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного.
По В. В. Вересаеву.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Формирование выразительности чтения (основной этап)
Формирование выразительности чтения как процесса образования
связей между зрительным восприятием и правильным интонационным его оформлением
- Найдите правильные предложения и неправильные. Объясните, почему они неправильные. Что должно быть в каждом предложении (большая буква, точка, смысл).
Сын мыл стол. Рыба река плыть.
Брат пил сок. К нам пришел гость.
Коза дала Мише сено. Мы едем в лес.
Дом был пуст. Птицы юг лететь
- выделите границы предложений в тексте «Старик годовик» с помощью вертикальных черточек и определите их количество;
Старик годовик
Вышел старик-годовик. / Стал махать руками и пускать птиц. / Каждая птица со своим особым именем. / Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. / Повеял холод. /
В. Даль
Вот повар. / Повар варит суп. / Суп кипит. /
У Тани кот. / У Сани и Никиты окуни./ И кот тут как тут. / Он хочет съесть окуня. /
Миша ловит рыбу. / Вот карась и линь. / Это на уху. / А вот попал сом. / у сома усы. / Он тоже на уху. /
На данном этапе используются предложения без запятых.
- Исправь ошибки в тексте.
Вот лес. За ним река. В реке живут сом и карась Там живут и раки. Миша и Саша ловят рыбу.
- Работа с деформированными предложениями.
прыгает ветку на Белка с ветки. лесу в зимой холодно.
мокрая скучает на ворона заборе. юг серые у вороны на улетают нас.
Повествовательные предложения.
Прочитай, расставляя черточки под точками в печатном тексте.
Перечитай данный текст, делая вдох в момент паузы (черточка - обозначает паузы).
Коле подарили портфель. В портфеле был ключик. Мальчик был рад подарку. Целый день он открывал и закрывал ключиком портфель. Замок сломался. Мальчик заплакал.
Прочитай текс, определи слова, которые ты будешь выделять голосом,
подчеркни их. Перечитай данный текст.
Кошка и белка
Пропали у кошки котята. Кошка искала котят, жалобно мяукала.
Детям стало жаль ее. Вот они нашли в лесу маленькую белку, принесли
ее домой и положили рядом с кошкой. Кошка обнюхала зверька, полизала его и начала кормить, как своего котенка.
Н. Вагнер
Вопросительные и восклицательные предложения.
Прочитайте текст, выделяя границы предложения. Определите
количество предложений в данном тексте.
Поросенок
Хрюкал во дворе поросенок. / Никому покоя не давал. / Подошел к нему Цыпленок и говорит:
- Что это ты, Поросенок, все хрю да хрю? /
А Поросенок отвечает ему хриплым голосом:
- Да я ноги промочил и охрю – охрю – охрюп. /
Запишите и прочитайте вопросительные (восклицательные) слова.
Кто? Почему? Кому?
Что? Зачем? Кем?
Кого? Чему? Чем?
Откуда? Какие? Куда?
Как? Когда? Сколько?
Составьте и запишите вопросительные (восклицательные) предложе-
ния. Прочитайте, их выделяя голосом вопросительное (восклицательное) слово.
Кто это? Что говорил?
Что это? Зачем взял книгу?
Это кто? Почему не выучил уроки?
Это что? Сколько стоит тетрадь?
Куда идешь? Что делает мальчик?
Что делаешь? Какие звери нарисованы на картине?
Откуда пришел? Чем Даша рисует?
Ты куда? Как едет машина?
У кого была? Куда въехал автомобиль?
Прочитайте текст, выделяя голосом вопросительное (восклицательное)
слово, подчеркни их. Перечитай текст.
Что везешь? - Сено. – Какое сено? Ведь это дрова ! – А коли видишь, так чего же спрашиваешь?
Медведь
- Ты куда идешь медведь? - Где поставишь ты ее?
- В город елку приглядеть. - В лес возьму, в свое жилье.
- Да на что тебе она? - Что ж не вырубил в лесу?
- Новый Год встречать пора. - Жалко. Лучше принесу.
(Г. Виеру)
Прочитай предложения, выделяя голосом вопрос (восклицание) (в
начале, середине, конце предложения).
Хорошо было в лесу? К вам пришли друзья?
Мальчик купил книгу? К вам пришли друзья?
Ира ходила в кино? К вам пришли друзья?
Прочитай первую часть предложения и определи какой знак будет
стоять в конце предложения. Объясни свою догадку.
Цыпленок спросил у курицы: - ……….. .
Паренек белоголовый закричал мне из окна: - …… .
Совершенствование выразительности чтения на основе углубленной работы над пониманием текста.
Предлагаем следующие задания:
Прочитайте рассказ по ролям. Сколько действующих лиц в рассказе?
Хорошее
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Светит солнце. Денек хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас?»
А сестренка тут как тут:
- Погуляй со мной, Юра!
- Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
- Убери посуду, Юрочка!
- Убери сама – некогда мне!
Покачала головой няня.
А Юра опять думает:
Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
- Пошел вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел:
- Что бы мне такое хорошее сделать?
Погладила мама Юру по голове:
- Погуляй с сестренкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
В.Осеева
Прочитай сказку Шарль Перро «Красная Шапочка». Разыграй с
друзьями сценку встречи Красной Шапочки и волка в лесу.
Подготовьте выразительное чтение. Покажи голосом:
Каким был индюк?
Как его дразнили ребята?
Как вел себя индюк?
Индюк
По двору индюк ходит, надулся, как шар, и на всех сердится. Крыльями по земле бороздит и хвост широко развернул. А ребята шли мимо и давай его дразнить:
- Эй, индя, индя, покажись!
Индя, по двору пройдись!
Он еще больше надулся да как забормочет:
- А –бу – бу – бу – бу- бу!
Вот какой болтун-бормотун!
Е.Чарушин
Задание. Подготовьте выразительное чтение сказки. Какими ты представляешь героев? Покажи это голосом при чтении.
Лис и Мышонок
- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя Лис, прятаться.
- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
- Ау меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь – вылезешь.
- А у меня в норке кладовочка.
- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!
- А я от тебя в отнорочек – и был таков
В. Бианки
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Формирование смыслового компонента навыка чтения (основной этап)
Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова.
Галка и голуби
Галка услыха…, что голубей хорошо кормят. Она побелилась в белый цвет влете… в голубятню. Голуби подума…, что она тоже голубь и приняли ее. Но галка не удержалась и закрича… по- галочьи. Голуби увиде…, что она галка и выгна…ее. Она вернулась к своим, но те не узна… ее и тоже не приня….
На рек__, в завод_, раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__и син__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.
И. Соколов-Микитов.
Очень страшная история.
Доедая с маслом булку,
Братья шли по___________,
Вдруг на них из__________
Пёс большой залаял_______.
Сказал младший:
«Вот напасть, Хочет он на нас___________,
Чтоб в беду нам не_________,
Псу мы бросим булку в___
Всё окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало____
Что на каждую_________».
Надо брать с собою___________.
Д. Хармс.
Проверь, совпадают ли твои слова с теми, что были в стихотворении: закоулка, переулку, попасть, ясно, прогулку, пасть, гулко, напасть.
Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять - подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.
Л. Каминский.
Поиск отрывков из разных текстов.
Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка»
и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно - конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам!
Сельская песенка
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей …
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой …
А. Плещеев
- Какие приметы весны можно увидеть, а какие – услышать? Найди и прочитай их.
- Радуется поэт приходу весны или нет? В каких строках это выражено?
Медвежата
Медвежата родились в берлоге в январе, а первый раз вылезли из берлоги и увидели солнышко в апреле, когда таял снег. Тогда в лесу еще не было ягод. А сейчас, летом, и черника поспела, и малина. Мама-медведица отыскала в дупле диких пчел и накормила медвежат сладким медом. И еще медвежата научились разгребать муравьиные кучи. Запустят в муравейник лапу, слижут муравьев и снова запустят.
Г. Снегирев
Вопросы и задания
Когда и где родились медвежата? А когда первый раз увидели солныш-
ко?
Чем питаются медвежата?
Как автор называет медведицу? Прочитай.
Чему научились медвежата?
Какой представляешь семью медведей? Расскажи.
Как бабочка собиралась на бал
Вопросы перед прочтением текста:
О ком будет рассказ?
Куда будет собираться бабочка?
Какой должна быть бабочка на балу?
Для того, чтобы быть красивой на балу, что нужно бабочке?
А нужно ли знать, где будет проходить бал? Зачем?
Пригласили бабочку на …(куда?). Бабочка очень обрадова… . Она полете… домой и стала выбирать самое нарядное … (в чем будет бабочка красивой на балу?).
И вдруг она вспомни…, что не спроси…, (что нужно было знать бабочке о бале?) где будет бал? Она надела бальное … и полете… на луг, где росли (что растет на лугу?) цветы.
- Скажите, пожалуйста, вы не знаете, где будет …? – спрашивала …, перелетая с одного … (у кого спрашивала бабочка?) на другой.
«Нет, качали головками …, - мы не знаем. Так бабочка и кружилась над … до самой осени в своем бальном (что надела бабочка на бал?) … потому что цветов на … (где росли цветы?) было много-много.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ