Конспект урока (по обществознанию, истории мировых религиозных культур, ОМРК и СЭ) по теме "Происхождение религии"

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»





КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ (К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ)

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОФИЛЬНЫХ КУРСОВ «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ И ОТЧЁТНОСТЬ»

(ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

ТЕМА ЛЕКЦИИ: ««Происхождение религии. Классификация религий»









СОСТАВИТЕЛЬ: ФЕДОРЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ АНО ДПО «АКАДЕМИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»









САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2О14



Конспект лекции по теме: «Происхождение религии. Классификация религий»



Вопрос о происхождении религии является одним из основных в спорах верующих с атеистами. Верующие убеждены: религия в человечестве существовала изначально и дана она была самим Богом. Атеисты утверждают, что человек сам придумал себе Бога на определённом этапе своей истории.

Рассмотрим гипотезы атеистов о возникновении религии:

  • Натуралистическая гипотеза

Натуралистическая (от латинского слова natura – природа) гипотеза высказана древнегреческим поэтом и философом Лукрецием. Согласно этой гипотезе идея Бога появилась у людей из-за страха перед грозными явлениями природы, так как люди не могли объяснить причины их возникновения.

Но это объяснение не выдерживает критики: человеческий страх скорее заставляет людей скрыться от грозного природного явления, чем вдруг начать ему поклоняться.

Религиовед В.Д. Тимофеев замечает: «Существование природных явлений самих по себе, даже таких грозных, как наводнение или землетрясение, ещё не обязательно приводит к религиозным фантазиям».

В этом отношении очень показателен следующий пример, приведённый Алексеем Ильичём Осиповым в его книге «Путь разума в поисках истины»: «Исследователь, изучавший дикое племя кубу на острове Суматра, спросил как-то одного из туземцев:

- Ходил ли ты когда-нибудь ночью в лесу?

- Да, часто.

- Слыхал ли ты там стоны и вздохи?

- Да.

- Что же ты подумал?

- Что трещит дерево.

- Не слыхал ли ты криков?

-Да.

- Что же ты подумал?

- Что кричит зверь.

- А если ты не знаешь, какой зверь кричит?

- Я знаю все звериные голоса.

-Значит, ночью в лесу ты ничего не боишься?

- Ничего.

- И ты никогда не встречал там ничего неизвестного, что могло бы тебя напугать?

- Нет, я знают всё…»

Очевидно, что для человека с такой психологией идея Бога не нужна для объяснения необычных явлений природы.

  • Анимистическая гипотеза

Анимистическая гипотеза (от латинского слова animus – дух) высказана и развита в XIX веке. Она видит источником происхождения религии сновидения, галлюцинации, смерти и тому подобные состояния человека, породившие у него мысль о существовании другого мира, отличного от мира земного, обычного, всем хорошо известного.

Гипотеза также весьма сомнительная. Так, сон не является для человека чем-то неожиданным, ведь с ним человек рождается и умирает. Сон есть даже у животных. Большинство сновидений у человека – это беспорядочное сочетание обрывков мыслей, переживаний, фрагментов повседневной жизни и так далее. То есть из этого нельзя создать цельную картину, к которой можно испытывать доверие.

Факт всеобщности религии не укладывается в рамки этой гипотезы, поэтому даже серьёзные атеисты отказали ей в доверии.

  • Гипотеза Фейербаха

Немецкий философ-гегельянец Людвиг Фейербах (+1872 год) выдвинул свою гипотезу на основе старого положения об олицетворении человеком сил природы. По его мнению Бог и боги – это, оказывается, олицетворенные проекции природных свойств человека и природы. Фейербах делит религии на «духовные» (иудаизм, христианство, ислам, буддизм) и «естественные» (все первобытные и древние языческие верования). По Фейербаху в «духовных» религиях «Бог есть… собственное существо человека», а в «естественных»религиях «бог есть не что иное, как природа или существо природы».

По мнению Фейербаха сверхъестественное существо в сознании человека возникло лишь по «незнанию людьми условий деятельности мышления и фантазии». То есть Бог есть «олицетворение человеческого незнания и фантазирования». Отсюда вытекает мысль, что сущность любой религии – это человекобожие.

Основная ошибка Фейербаха – это утверждение того, что религия есть фантастическое отражение в человеческом сознании самого сознания и всей земной действительности.

  • Социальная гипотеза

Согласно этой гипотезе религия является общественным продуктом, результатом исторического развития общества, в первобытном обществе религия отражает бессилие человека в борьбе с природой, а в классовых обществах – чувство бессилия перед социальным угнетением. Эта гипотеза утверждает, что религия возникла лишь на определённой ступени развития общества.

На первый взгляд эта гипотеза претендует на научность, но давайте повнимательнее к ней присмотримся. Итак, зададимся первым вопросом: знает ли что-либо наука о времени появления религии в человечестве?

Давайте задумаемся над этим. Но тут сам собой напрашивается вопрос: а когда человек сам-то появился на нашей планете?

На этот вопрос просто и однозначно наука ответить не может. Есть различные мнения. В годы существования СССР советские этнографы отвечали бодро: «один миллион лет назад». Теперь такой уверенности нет. Чаще называется другая цифра – около 100-150 тысяч лет назад.

Общий вывод ученых различных отраслей науки: человек современный появился на земле где-то 35-38 тысяч лет назад, то есть в ориньякско-солиотрийскую эпоху.

Теперь нам на помощь приходит археология. Впервые костные останки современного человека обнаружили в пещере около Кроманьона во Франции. По месту находок этого человека назвали кроманьонцем. Во время раскопок кроманьонцев нашли ответ на интересующий нас вопрос: масса найденных артефактов свидетельствует о сравнительно сложных религиозных представлениях кроманьонцев.

Так что вопрос о религиозности современного человека однозначно решён: никакого безрелигиозного периода не было. Остаётся следующий вопрос: был ли безрелигиозный период в истории неандертальцев – предков современного человека.

По этому вопросу наиболее авторитетные российские учёные А.П. Окладников и П.И. Борисовский склоняются к той точке зрения, что неандертальцы имели религиозные верования. Важным подтверждением этому являются погребения неандертальцев. Эти древние люди не бросали в лесу трупы, а заботливо помещали их в могилы. У учёных это явление получило наименование «трупоположение».

Вопрос же о том, имели ли религию так называемые предки человека (питекантропы, синантропы, атлантропы, гигантопитеки, австралопитеки и т.п.) является праздным, то есть пустым, бессмысленным. И останется этот вопрос бессмысленным до тех пор, пока не будет выявлена степень их человечности. Если эти человекоподобные существа, и при этом не имели религии, то такой факт мало кого удивляет. Ведь никого не удивляет отсутствие религии у шимпанзе и горилл.

Второе утверждение социальной гипотезы – о социальном факторе появления религии – отметается сам собой ввиду бесспорных научных доказательств изначального существования религии в человечестве.



Теперь рассмотрим положительный взгляд на происхождение религии.



Остаётся лишь один логически оправданный ответ на вопрос о происхождении религии. Появление идеи Бога в сознании человека и возникновение религии обусловлено тем, что Бог существует и воздействует особенным образом на человека так, что человек способен при определённых условиях эти действия воспринимать.

Если будет задан вопрос: «Как возможна религия?» - отвечаем: «Религия – это непосредственное опознание Бога и живой связи с Ним. Она возможно благодаря религиозной одарённости человека и существованию у него органа, воспринимающего Бога и Его воздействие».

Учёный-богослов священник Сергий Булгаков подчёркивал: «Религия зарождается в переживании Бога».

Естественно, уверенность в бытии (существовании) Бога ещё не делает человека религиозным, верующим. Необходимо знание основ определённой религии и вытекающих из них принципов духовной жизни, только следование которым вводит ищущего в таинственный мир веры, религии.

Первая религия



Но если есть Бог, то не должна ли быть и одна религия? А их в истории известно много. Какова же была первая религия?

Есть несколько точек зрения на характер перворелигии. Их можно свести к простой альтернативе: монотеизм или немонотеизм (от политеизма до анимизма и фетишизма). Различные выводы по этому вопросу делают наука, идеология (на соответствующей философской базе) и религия.

Наука (археология и этнография) доходят до руин храмовой культуры Мальты (4 – 2 тыс. лет до новой эры) как истока европейской цивилизации. Но кроме руин, там больше ничего нет – ни единой письменной йоты. История европейской внебиблейской мысли по-прежнему начинается с «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, то есть приблизительно с VIII-VIIвека до новой эры. Но нас интересуют религиозные верования людей современного типа, появившихся, как мы с вами выяснили, 35 тысяч лет назад. Письменных свидетельств этому нет.

Есть древние тексты индийских Вед, но их древность доходит лишь до второго тысячелетия до новой эры. Веды говорят о Боге и богах. Причём чем древнее тексты, тем более в них говорится о едином Боге (монотеизм), а чем они ближе к нам, тем ближе они к единобожию (политеизму). Подобная картина вырисовывается и при знакомстве с письменностью Древнего Междуречья.

Теперь обратимся к идеологии. В советские годы господствовал принцип постепенного развития религии от анимизма (веры в духов), политеизма (многобожия) к монотеизму (единобожию). Это объяснялось перенесением в религиоведение из биологии теории эволюции Чарльза Дарвина. Однако нет никаких оснований для применения данной теории в религиоведении.

Рассмотрим религиозный взгляд, в настоящем случае христианский и иудейский, основанный на свидетельстве Библии. Библия с первых строк прямо говорит об изначальности монотеизма, то есть веры в единого Бога. Подобный подход отражён и в мусульманской священной книге – Коране.

Можно сделать вывод, что первоначально люди имели веру в единого Бога (монотеизм).

Классификация религий

Многообразие религий объясняется деградацией первоначальной веры в единого Бога. При вере в Бога восприятие окружающей природы (солнца, луны, звёзд, неба и т.д.), как проявлений Бога, легко приводило человека к обожествлению различных её явлений. Это привело к возникновению соответствующих культов. Злую шутку сыграла здесь и метафоричность древних языков: потомки составителей древних текстов начали воспринимать древние метафоры буквально, ведь часто для выражения свойств Бога использовали описание явлений природы, животных и птиц.

Одну категорию религий составляют «естественные» (языческие) религии. Эти религии – следствие деградации изначального монотеизма, где в зависимости от степени развращённости человека племени, общества ощущение Бога трансформировалось в сознании в весьма странное представление о Нём. Богу или богам стали приписывать свойства переменять гнев на милость в зависимости от приносимых жертв.

Другая категория религий – это религии Откровения, монотеистические религии. В частности, к этой категории принадлежат ветхозаветная библейская религия (ранний иудаизм, связанный с существованием Иудейского Храма), трансформировавшаяся в иудаизм и христианство. Источником своего учения они имеют особое Откровение Бога, записанное в священных книгах.

Таблица №1: Религии Откровения

Наименование

Священные книги

Этническая принадлежность

Основатели

иудаизм

Ветхий Завет Библии (Танах)

древнееврейский народ

Моисей

христианство

Ветхий и Новый Заветы, т.е. полная Библия

сначала – евреи, затем самые различные народы

Иисус Христос из Назарета

ислам

Коран

сначала – арабы, затем самые различные народы

Мухаммед из Мекки



Таблица № 2: религии естественные (языческие)

Наименование

Основные принципы

Современное распространение

тотемизм

Родство какой-либо группы людей или одного человека (вождя или жреца) с тотемом

Среди коренных народов Австралии и Океании

шаманизм

Признание роли шамана как посредника между людьми и духами, способного путешествовать по сферам 3-х частного мира

Среди малочисленных финно-угорских народов севера Европы и тунгусо-маньчжурских народов российского Крайнего Севера





ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  • Перечислите наиболее известные из атеистических гипотез происхождения религии.

  • В чём сущность социальной гипотезы возникновения религии?

  • В чём заключается положительный взгляд на возникновение религии?

  • Каковы основные принципы шаманизма?

  • Среди каких народов распространён тотемизм?



ГЛОССАРИЙ УРОКА:



Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений. Иначе: любое предположение, требующее подтверждения.

Религиоведение – это наука, занимающаяся изучением религии.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872 гг.) – немецкий философ-гегельянец, трактовавший человека как биологическое существо, абстрактный индивид (Работы: «К критике Гегеля», «Сущность христианства» и др.).

Неандерталец – ископаемый человек эпохи раннего и среднего палеолита (из Толкового словаря Ожегова).

Кроманьонец – ископаемый человек эпохи позднего палеолита (из Толкового словаря Ожегова).

Трупоположение – форма похоронного обряда, заключающаяся в захоронении тела мёртвого человека в земле. Отлично от трупосожжения.

Трупосожжение – форма похоронного обряда, заключающаяся в предании огню тела мёртвого человека.

Тотемизм – это первобытное верование, основанное на вере в родство какой-либо группы людей или одного человека (вождя или жреца) с тотемом.

Социальный – относящийся к жизни людей и к их отношениям в обществе.

Социальный фактор – фактор отношений между людьми в обществе.

Классовое общество – общество, разделённое на классы.

Класс – это большая группа людей с определённым положением в исторически сложившейся системе общественного производства и с определённой ролью в общественной организации труда. (Из Толкового словаря Ожегова).

Шаманизм – это первобытное религиозное верование, основанное на признании роли шамана как посредника между людьми и духами, способного путешествовать по сферам 3-х частного мира.

Использованная литература:

  • Осипов А. И. Путь разума в поисках истины». - Киев: Издательство Братства во имя святого Льва, папы Римского, 2009.

  • Осипов А. И. Бог. - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2012.

  • Фейербах Л. Критика Гегеля. - М.: Наука, 1968.

  • Фейербах Л. Сущность христианства. - М.: Наука, 1969.

  • Энциклопедии «Мифы народов мира»: В 2-х томах. 2-е издание. - М., 1991.

  • Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ