План-конспект по теме: Обобщающий урок по разделу"Жизнь на Земле" 5 класс
Кисина Валентина Сергеевна
учитель географии
I квалификационной категории
ГБОУ СОШ № 733 г. Москвы
5 класс
План – конспект: “Обобщение и контроль знаний по разделу Жизнь на Земле”.
Цель: обобщить пройденный материал.
Задачи:
- определить уровень знаний понятий изученного раздела;
- определить уровень знаний о многообразии, развитии и распространении жизни на нашей планете;
- определить уровень умений объяснять особенности и закономерности характерные для живой природы;
- определить уровень навыка работать с картой.
Средства обучения:
атласы, настенная карта, раздаточный материал (вопросы), презентация.
Методы:
- проверки (прием устного опроса)
Тип урока: проверка знаний.
Этапы уроков
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Организационный момент
Проверяем готовность к уроку, у каждого на столе должен лежать дневник, учебник, тетрадь, канцелярские принадлежности. Здравствуйте, садитесь
Проверяют готовность к уроку.
Приветствуют учителя.
II. Обобщение пройденного материала.
(Учитель за ранее с учащимися готовит кабинет к проведению открытого урока, который будет ориентирован на работу в группах:
1) Учащиеся готовят столы для 4-рёх команд, в каждой команде по 6 человек. Рабочее место команды состоит из трёх столов с шести стульями.
2) На каждое рабочее место команды, в центре, устанавливается табличка с номером команды, кладётся на стол небольшая магнитная доска с магнитиками. На каждую магнитную доску заранее прикрепляется карта “природные зоны мира”. Кладутся чистые тетрадные листы бумаги.)
(Слайд 1 название раздела “Жизнь на Земле”.) Жизнь на нашей планете необычайно разнообразна. Суша, океан, почва, даже воздух населены многочисленными организмами.
(Слайд 2) Цель сегодняшнего урока обобщить пройденный материал по разделу “Жизнь на Земле”. Обратите внимание, в презентации отмечены также и задачи урока, которые помогут нам достичь поставленной цели.
Первая задача состоит из двух пунктов.
(Слайд 3) Согласно первому пункту, вам необходимо показать знание основных понятий изученного раздела. (Учитель берёт в руки колоду терминов.) Показать знания основных понятий нам поможет колода терминов.
Каждая команда по очереди, согласно номеру вашей команды должна вытянуть любые две карточки с названием терминов. Затем командам дается минута для командного обсуждения полученных терминов и решения, кто будет объяснять значение понятий. За один правильный ответ вы получаете один цветной квадратик, который приравнивается к одному баллу. В том случае если отвечающая команда даёт неправильный ответ, то возможность ответа переходит ко всем остальным командам. За правильный дополнительный ответ команда может получить дополнительный балл в виде квадратика. В конце урока количество заработанных квадратиков наглядно покажут уровень ваших знаний, умений и навыков по изученному разделу.
Итак, сейчас каждая из команд вытаскивает по две карточки, то есть два термина и приступает к совместному, внутри своей команды, объяснению значения понятий.
(На решения поставленной задачи учитель даёт 1 - 2 минуты.)
Приступаем к объяснению значения понятий.
Приступаем к объяснению значения понятий.
1 команда, пожалуйста, кто будет отвечать. … Учитель говорит ученику, который будет объяснять значения понятий, что ему нужно встать, назвать термин и дать ему объяснение.
…
(Слайд 4) Переходим к рассмотрению следующей задачи урока: показать знания о многообразии, развитии и распространении жизни на нашей планете.
На все последующие вопросы будете отвечать также, по очереди, согласно номеру вашей команды.
(Слайд 5) Итак, вопрос.
Где появилась и стала развиваться жизнь? Почему?
(Ответ. В океане, поскольку были более благоприятные условия.)
(Слайд 6) Распределите изображенных животных в порядке их появления на Земле. Каждая команда отвечает по одному организму. Начинает отвечать на данный вопрос команда № 2.
(Слайд 7) Отметьте, к каким царствам относятся изображённые на рисунке организмы.
При ответе каждая команда определяет царство сразу для двух организмов. (Царство растений, царство грибов 1 карточка, царство животных, царство простейших 1 карточка, царство бактерий, царство животных 1 карточка.)
(Слайд 8) Выполним следующее задание.
Посмотрите внимательно на фотографии животных и подумайте, на какие две группы их можно разделить? (позвоночные и беспозвоночные) (1 карточка).
Какие из представленных животных на слайде следует отнести к позвоночным, а каких к позвоночным?
Каждая команда определяет для двух организмов отмеченных на презентации, к какой группе, позвоночных или беспозвоночных они относятся.
Сом (позвоночное), осьминог (беспозвоночное) (1 карточка), тигр (позвоночное), сова (позвоночное) (1 карточка), скорпион (беспозвоночное), морская звезда (беспозвоночные) (1 карточка).
(Слайд 9) Следующий вопрос, установите соответствие между названием животного и его видом.
Каждая команда устанавливает вид одного животного.
(Слайд 10) Следующий вопрос. Отметьте главные части клетки.
На данный вопрос отвечает команда № … . (оболочка, цитоплазма, ядро.) ( 1 карточка)
(Слайд 11) Итак, далее. Какие клетки изображены?
Команда № … называет, какая клетка изображена под № 1. (Ответ: клетка крови (1 карточка).
Команда № … называет клетку под № 2. (Ответ: клетка кожи (1 карточка).
(Слайд 11,12) Какие природные зоны изображены на фотографиях? Команды отвечают по одному вопросу.
Арктические пустыни (команда № 1) (1 карточка)
Саванны (команда №2) (1 карточка)
Степи (команда №3) (1 карточка)
Тайга (команда №4) (1 карточка)
(Слайд 13) Переходим к рассмотрению второй задачи урока: показать умения объяснять особенности и закономерности характерные для живой природы;
(Слайд 14) Обратите внимание, у вас на столах лежит задание, которое также отмечено и на слайде.
Кладём перед собой задание, напечатанное на карточках. По данному заданию вам необходимо вставить в текст пропущенные слова и словосочетания.
Вам даётся пара минут для командного решения данного задания. Приступаем к его выполнению.
Приступаем к проверке задания.
Задание 1. Вставьте в текст пропущенные слова и словосочетания.
На Земле природные условия разных областей …отличаются друг от друга. Природные условия меняются от … экватора к … полюсам. (1 квадратик) Это объясняется тем, что наша Земля имеет … шарообразную форму. Разные участки земной поверхности освещаются солнечными лучами … не равномерно (не одинаково). (1 квадратик) У экватора …солнечные лучи падают на Землю почти вертикально, а у полюсов они …скользят по поверхности. Значит, чем дальше от экватора, тем … меньше тепла получает поверхность Земли. (1 квадратик)
(Слайд 15) Рассмотрите изображённых на слайде животных. Определите среду обитания каждого. В чём состоит их приспособленность к среде обитания.
Итак, выполним первую часть вопроса. Рассмотрите изображённых на слайде животных. Определите среду обитания каждого.
Морж (наземно-водно-воздушная), бабочка (наземно-воздушная) 1 карточка, чёрный коршун (наземно-воздушная), заяц-беляк (наземно-воздушная) 1 карточка, судак (водная), обыкновенная лисица (наземно-воздушная) 1 карточка, крот (почвенная), дождевой червь (почвенная) 1 карточка.
Переходим к выполнению второй части вопроса. Для двух из них отметьте, в чём состоит их приспособленность к среде обитания. (1 карточка.)
(Слайд 16,17) Рассмотрим следующее задание.
Ниже перечислены сообщества морей и океанов и основные жизненные проблемы, которые приходится решать их представителям. Расскажите, как они решаются организмами.
Название сообщества Главные проблемы Как решаются проблемы
Сообщество Как удержаться Имеют большой лёгкий
поверхности на поверхности воздушный пузырь.
воды
1 карточка
Сообщество Как удержаться Имеют на теле разные
толщи в толщи воды выросты, щетинки.
воды и передвигаться в ней Некоторые имеют
вытянутое туловище,
обтекаемое, сильные
мышцы.
1 карточка
Донное сообщество Как передвигаться Способы прикрепляться
и сообщество по дну и защищаться ко дну, менять окраску,
кораллового рифа от врагов прятаться в камнях,
раковинах.
Глубоководное Как ориентироваться Многие обитатели
сообщество в темноте имеют способность
светиться
1 карточка
…
(Слайд 13-17) Вы показали знания о существуемых проблемах и способах их решения морскими жителями обитающих на разных этажах. Теперь ваша задача будет заключаться в следующем, (учитель показывает на одну из половинок доски (на левую или на правую, на которые за ранее прикрепил таблички с названием сообществ толщи воды) разместить полученных в конверте животных по сообществам их обитания.
Видно ли командам (учитель называет номера тех команд, которые расположены дальше всего от доски) названия сообществ морей и океанов. Ученик … (учитель называет имя) прочитай нам названия сообществ.
Порядок выполнения задания следующий, первоначально, команды общими усилиями выполняют данное задание. Выполнив задание, к доске, от команды выходят два ученика и размещают животных по сообществам их обитания.
Приступаем к выполнению задания. (На выполнения данного задания отводится 1 минута).
Во время выполнения задания учитель говорит учащимся, что они могут при необходимости делать пометке на листке бумаге. Позже учитель говорит: “Определив на каком этаже океана или моря обитают попавшие вам организмы, сложите их по порядку, в зависимости от глубину сообщества их обитания, то есть сверху вы кладёте, если вам попались животные обитающие на поверхности воды, далее вы кладете животных обитающих в сообществе толщи воды, затем донных животных и сообщество кораллового рифа, в самом низу животных глубоководного сообщества. Для того чтобы без затруднений перенести выполненное задание на доску.
Итак, пожалуйста, если есть команды, которые выполнили задание, два ученика от команды выходят к доске и прикрепляют на доску животных по сообществам их обитания.
(Учитель показывает на доске.) Нумерация обозначает номер команды, которая на данном участке доски размещает свой ответ.
(Когда все команды прикрепили на доску свои ответы: ‘От команды для объяснения ответа остается от команды один ученик. Проверять будем по сообществам. Внимательно следим за ответами своей команды и за ответами других команд. Итак, начиная с 1-ой команды называем представителей:
- сообщества поверхности воды: португальский военный кораблик, парусник;
- сообщество толщи воды: рыба-меч, дельфин, кальмар, акула, кит;
- донное сообщество: скат, рак-отшельник, морской ёж, морская звезда, камбала, актиния, осьминог, рыба-меч;
- сообщество кораллового рифа: кораллы;
- глубоководное сообщество: глубоководный удильщик.
(За правильно выполненное задание команда получает 3 квадратика, с 1 ошибкой – 2 квадратика, несколько ошибок и более – 1 квадратик.)
(Слайд 18) Переходим к решению третьей задачи урока: показать навыки умения работать с картой.
(Слайд 19) Задание. Каждая из команд сейчас получит конверт с представителями животного и растительного мира. У каждой команды представлена карта природных зон мира. Ваша задача будет заключаться в том, что Вам нужно с помощью магнитиков, разместить на карте природных зон мира животных и растений, в пределах той природной зоне, в районе которой они произрастают или обитают. После того как задание будет выполнено один из представителей команды с доской выходит, устанавливает её на стул. Учащиеся становятся спиной к основной доске. (После того, как учащиеся встали спиной к доске учитель выключает проектор и поднимает экран.) Так как на экран буду выведены (учитель включает слайды с правильными ответами) правильные ответы, которые помогут и гостям проследить правильность ваших ответов.
Итак, приступаем к выполнению задания. (На выполнение задания отводится 2 минуты).
(За правильно выполненное задание команда получает 4 квадратика, с 1 ошибкой – 3 квадратика, несколько ошибок и более – 2 квадратика, более 2 ошибок – 1 квадратик.)
(Слайд 25) Приступаем к проверке задания. Вам нужно назвать природную зону и её представителей. Остальные команды внимательно слушают правильность выполнения задания.
Итак, 1 команда …
(На данное задание отводится 10 минут).
(Слайд 26) Итак, выполним последнее задание.
На каких материках обитают и произрастают отмеченные на фотографиях животные и растения?
Переходим к выполнению следующего задания. (Говоря это, учитель поднимает экран и выключает проектор. За ранее выше карты учитель прикрепил фотографии с животными и растения, как подсказка, каких животных и какие растения учащиеся и в какой последовательности показывают по карте.)
В последовательности установленной нумерацией, команды будут отвечать и на данное задание. От каждой команды по очереди по одному ученику должны выйти к доске, назвать и показать по карте материки на территории, которых обитают и произрастают представленные на фотографиях животные и растения. Каждая команда отвечает на два вопроса.
Серая агриппа (Южная Америка), секвойя (Северная Америка) - 1 карточка; кенгуру (Австралия), полосатый скунс (Северная Америка) - 1 карточка; баобаб (Африка), императорский пингвин (Антарктида) - 1 карточка; виктория – регия (Южная Америка), Панда (Евразия) - 1 карточка.
Итак, решение задач позволили нам с вами достичь цели сегодняшнего урока: обобщить пройденный материал по разделу “Жизнь на Земле”.
Оценить уровень ваших знаний, умений и навыков о живой природе поможет количество набранных вами квадратиков.
Итак, оценки за работу на уроке…
Урок окончен, до свидание.
Учащиеся участвуют в подготовке кабинета к открытому мероприятию: обобщающему уроку по разделу: “Жизнь на Земле”.
Слушают.
Слушают.
Слушают.
Слушают.
Слушают.
Выполняют задание.
Ученики 1 команды говорят, кто будет из их команд отвечать.
Клетка – это “кирпичики”, из которых построены тела всех живых организмов.
Оболочка – одна из главных частей клетки, которая покрывает клетку снаружи.
Цитоплазма – полужидкая масса, которая составляет основное содержание клетки.
Природная зона – территория, характеризующаяся общими рельефными, климатическими и другими признаками, населенная определёнными живыми организмами.
Ядро – небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. (1 команда)
Среда обитания – это часть природы, в которой живут данные организмы, испытывая на себе разнообразное её воздействие и, в свою очередь, сами влияют на неё.
Сообщество – группа организмов, живущих вместе на определённой территории.
Царство живой природы – группа живых организмов, обладающих сходными признаками, принципиально отличающих её от других групп.
Слушают. Сморят.
Слушают.
Последовательность ответа зависит от номера команды. Команда 1.
Один из учеников команды № 2 отвечает.
Команда № 3.
Команда № 4.
Команда № 1.
Последовательность ответа зависит от номера команды.
Слушают.
Последовательность ответа зависит от номера команды.
Слушают.
Слушают правило ответа на поставленный вопрос.
Последовательность ответа зависит от номера команды.
Слушают.
Слушают правило ответа на поставленный вопрос.
Слушают.
Слушают последовательность ответа. Отвечают.
Слушают.
Слушают последовательность ответа. Отвечают.
Слушают последовательность ответа. Отвечают.
Слушают.
Отвечают.
Слушают.
Слушают правила выполнения задания.
Выполняют задание внутри команды.
Отвечают.
Слушают задание.
Отвечают.
Слушают.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
Слушают. Смотрят.
Слушают. Смотрят.
Слушают правила выполнения задания.
Выполняют задание.
Слушают. Учащиеся выполняют
задание.
Слушают.
Слушают. Смотрят.
Слушают.
Слушают. Смотрят.
Слушают. Отвечают.
Слушают. Отвечают.
Слушают правильность выполнения задания.
Отвечают.
Список использованной литературы
1. Природоведение. 5 кл. В 4 ч. Ч. 4 : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М. : Дрофа, 2007;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ