Конспект занятия для подростков Тренинг «Живое общение»
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Саратовской области
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Областной центр диагностики и консультирования
Конспект занятия
для подростков
Тренинг «Живое общение».
подготовила
педагог-психолог
Иванова Елена Александровна
г. Саратов
2014
Актуальность тренинга: В наше время информационные технологии всё чаще заменяют живое общение, что не может не влиять на формирование личности и коллектива.
Виртуальное общение в мире интернета, где подросток может быть где угодно и кем угодно. Мир, в котором практически нет запретов, мир в котором ты можешь реализовать свои таланты. Однако, давайте посмотрим с другой стороны. Живое общение это общение глаза в глаза, где ты можешь непосредственно оценивать собеседника, взаимодействовать с ним, видеть его реакции и формировать мнение или отношение. А так же это может делать собеседник. Интернет общение- ты не видишь собеседника, и свое мнение о нем формируешь только с его слов, там не нужно строить общение, находить подход или анализировать, а непонравившегося человека можно легко удалить одним щелчком. Но живем то мы не в сети, а в живом мире с его законами и правилами.
И как вы думаете, где взаимодействовать проще? А тем более формирующейся личности с её комплексами и эмоциональной неустойчивостью?
К нам на консультацию всё чаще обращаются родители подростков с просьбой о помощи «Наш ребенок не умеет общаться, у него нет друзей, он все время сидит в интернете, помогите!»
При работе с такими подростками становиться ясно, что проблема эта действительно серьезная. Опыт показывает, что при данной проблеме лучше всего помогают именно социально-психологические тренинги. Где участники могут получить навык общения, познакомиться с основными проблемами в общении и научиться справляться с ними под руководством тренера-психолога.
Цель тренинга: научить подростков техникам «живого» общения, и различным способам взаимодействия с людьми.
Задачи тренинга:
-Создать атмосферу доверия и положительный эмоциональный фон для коммуникативного самовыражения;
-Ознакомить участников с некоторыми законами общения;
-Помочь в формировании адекватной самооценки и оценки других;
- Стимулировать интерес к познанию других людей через «живое» общение;
Форма занятий: групповая.
Группа численностью 8-12 человек. Возраст 14-15 лет.
Продолжительность тренинга: 2 часа.
Ход занятия
№
Содержание
Деятельность участников
Время
Материалы
1
Знакомство
Ведущий представляет себя, предлагает познакомиться (назвать свое имя) и поделиться своими ожиданиями от тренинга.
Ведущий: «У нас впереди занятие, участие в котором может помочь каждому:
начать строить свои отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и для других;
понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение окружающих к вам или ваше к ним;
создавать самого себя и влиять на свою жизнь».
Представление участников: имя, класс, что хочет получить в тренинге.
10 мин
Бейджи с именами участников
2
Правила тренинга
Ведущий: «Для того чтоб наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы каждый извлекал из них как можно больше пользы для себя, мы вместе сформулируем несколько правил работы в нашей группе.
Есть общепринятые правила тренинга, я буду их озвучивать и если вы согласны, прошу поднять вверх большой палец.
(Правила записываются на ватмане или флипчарте)
проявлять активность и ответственность;
быть не только активным слушателем, но и принимать постоянное участие в работе;
не обсуждать то, что происходит в группе, за её пределами;
ничего не придумывать, не врать, т.е. быть откровенным и искренним;
говорить только о себе и от своего лица (“Я думаю”, “Я чувствую” и т.п.)
недопустимость непосредственных оценок (оцениваем не человека, а действия)
общение по принципу «здесь» и «сейчас» (обсуждение того, что происходит в данный момент времени);
участник группы, который не хочет отвечать на вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать “Стоп!” и таким образом исключить себя из участия;
правило говорящего, правило поднятой руки».
А теперь вы так же можете предложить свои правила. (например, правило обращения на Ты).
Участники выражают согласие или не согласие с правилами.
Участники высказывают свои правила.
10 мин.
Ватман, флипчарт, маркеры.
3
Обсуждение темы общение
Ведущий: «Замечательно, теперь, когда правила нашего тренинга сформированы, мы можем начать работу по освоению такого важного в нашем мире навыка как общение. Для начала давайте подумаем и обсудим
«Важно ли уметь общаться? Для чего это нужно? Какие возможности открывает умение общаться? Врожденное ли это умение или его можно развить? Что важно уметь, для того, чтобы эффективно общаться? С чего начинается общение?
Все мы знаем, что общение начинается со знакомства. И сейчас мы проведем упражнение, которое поможет нам отточить наше умение знакомиться».
Участники отвечают на предложенные вопросы.
10 мин.
4
Упражнение “Знакомство” .
Инструкция: сейчас вам нужно разделиться на две группы. Одна группа образует внутренний круг, встав спиной друг к другу и лицом к остальным. Вторая группа образует круг внешний, встав лицом к первой группе. Итак, вы встали друг напротив друга. Теперь вы будете выполнять задания, которые вам будут предложены, и выполнив задание в паре с одним человеком внешний круг по хлопку смещается вправо, чтобы выполнить то же задание в паре с другим человеком.
Задания: встретиться глазами, улыбнуться, сказать «привет», представиться по имени, задать любой вопрос, пожать друг другу руки, показать язык, пожелать что-то.
Участники выполняют упражнение.
8 мин.
Рефлексия (обратная связь).
Ведущий: «Отлично, а теперь давайте каждый по кругу выскажется, как он себя чувствовал в этом упражнении, что получилось, и были ли трудности»?
Участники высказываются о своих впечатлениях успехах и трудностях
5 мин.
5
Законы общения
Ведущий: « А теперь, когда мы все познакомились ближе, постепенно перейдем непосредственно к общению. И для начала, рассмотрим некоторые законы общения которые необходимо знать для достижения успеха во многих жизненных ситуациях.
(Законы записываются на ватмане)
2 мин
Закон I: Важно не то, что мы говорим, а важно как мы это говорим (мы реагируем по разному на одну и ту же информацию в зависимости от интонации, от того «как» нам сказали) . Для того, чтобы лучше понять закон выполним простое упражнение.
Упражнение «Что или как?»
- сделать комплимент (так, чтобы было приятно) другому, а затем ту же информацию преподнести так, чтобы человеку было неприятно.
- сделать замечание тоном возмущенным, рассерженным, не допускающим возражения, а затем ту же информацию донести до человека ласково, с верой в лучшее в нем.
Слушают и записывают законы.
Участники разбиваются на пары и выполняют задания.
5 мин
Ватман, маркеры.
Закон II: Важно не то, как нам говорят, а важно то, что нам говорят (в общении лучше сосредоточится на полученной информации, вынести рациональное зерно и отсеять все лишнее). Любая информация в общении полезна для нашего развития.
Упражнение «Горькая пилюля» .
Один участник высказывает критическое замечание в адрес другого, другой участник внимательно слушает и дает обратную связь, переводя эмоциональное послание в объективную информацию.
Пример:
- ты все время перебиваешь, ты вообще ничего не можешь дослушать до конца …
- спасибо, что ты мне дала такую ценную информацию обо мне, я поняла, что мне следует учиться внимательнее слушать своих собеседников.
Участники разбиваются на пары и выполняют задания.
5 мин
Ватман, маркеры.
Рефлексия.
Ведущий: «Вот такие законы мы разобрали и проработали, а теперь расскажите, как вы поняли законы и чем они будут вам полезны»
Участники высказываются о своих впечатлениях успехах и трудностях
10 мин
6
Эмоциональная разрядка после предыдущих упражнений.
Упражнение: «Я тебе доверяю».
Ведущий: «А теперь в этих же парах выполним следующее упражнение. Необходимо глядя в глаза собеседнику сказать «Я тебе доверяю и мне в тебе нравиться…» и перечислить положительные черты собеседника
Участники выполняют упражнение.
5 мин
Рефлексия: «Кто что чувствовал, какое значение доверие имеет в общении, во взаимоотношениях людей»?
Участники высказывают свои мысли и чувства.
7
Ведущий: «А теперь используем игру, которая позволит нам перевоплотиться и понаблюдать за разными типажами общения. И поможет выбрать свой».
Игра «Маски -шоу»
Ведущий. Шекспир сказал: “Весь мир- театр. В нем женщины, мужчины – все актеры…И каждый не одну играет роль.” Действительно, очень часто мы можем услышать в свой адрес или в адрес другого человека: “Он так изменился. Не похож сам на себя”. Случается, что человек редко или часто, по желанию или по принуждению надевает на себя маску, т.е. примеривает к себе определенный стиль отношений, характер, манеру общения и т.д.
Попрошу вас ответить на два вопроса:
? Был ли в вашей жизни опыт примеривания маски к себе и каковы от этого впечатления, чувства, эмоции?
? Оправдано ли надевание человеком масок или лучше и легче всегда оставаться самим собой?
В действительности мы часто надеваем маски. Но очень важно надеть маску по размеру, не сливаться с ней полностью, отделять себя от того характера, который примерил. Не стоит надевать маску, в которой не сможешь поднять голову. Хотя бы немного, но она должна соответствовать твоему внутреннему “Я”.
Сегодня мы не только будем примерять маски, но и распознавать их. Это тоже очень важно. Возьмите себе по одной маске, на обратной стороне которой написано её название. Маску не раскрывайте. После того как я расскажу все правила игры, вам будет дано некоторое время, чтобы надеть маску и вести себя в соответствии с ней. Продумайте свои движения, позы, мимику, речь, характер, манеру общения и т.д. имена остаются те, которые вы выбрали на наши занятия.
Маски, предлагаемые для игры (вы можете придумать свои)
Золушка
“Новый русский”
“Наивняк”
Подлиза
Обиженный судьбой
“Мечтатель”
«Мамочка»
“Герой”
Толстокожий
Рубаха-парень
Интеллигент
Диктатор
Каждому участнику нужно определить маску другого. По ходу действия можно создать тестовые ситуации для определения – кто есть кто.
Представим, все мы участники конференции “Искусство перевоплощения”. Конференция будет проходить в городе Н. В этот город можно добраться только на автобусе.
Ожидание автобуса. Все маски подходят к автобусу по очереди, знакомятся, выясняют, его ли это группа; ждут экскурсовода, которым буду я.
Действия экскурсовода
1. Перекличка в автобусе.
2.Остановки: по просьбе, у ларька, туалета. Отдых на воздухе.
3. Размещение в гостинице:
двух-, трехместные;
на одного человека нет места, и его нужно подселить в трехместный номер четвертым;
путаница с багажом: двое перепутали одинаковые сумки.
Рассаживание в автобусе
Там есть удобные места и неудобные места у окна, сзади и т.д. ваше поведение должно соответствовать вашей маске. Помните об этом на протяжении всего действия.
Размещение в гостинице. Номера двух- и трехместные. Напоминаю, что вам предоставляется возможность создавать тестовые ситуации, чтобы распознать маски. Пользуйтесь этим.
Конференция. На которой будут “расколдованы” маски. Вы можете высказываться по каждой маске. Если название маски совпадает с предложенными вариантами, то будем считать, что маска расколдована. Если нет, то попросим снять маску и назвать себя.
Участники отвечают исходя из своего опыта.
Берут маски и перевоплощаются.
Участники выполняют задания, исходя из своего образа, создают ситуации, чтобы угадать маску других.
Всего
25 мин
Маски из бумаги с названиями, реквизиты которые помогут в выражении образа.
Рефлексия
Теперь вернувшись в себя, можете поделиться своими чувствами, пояснить, насколько маска соответствовала его внутреннему “Я”.
Подумайте, можно ли применить эту роль для общения в жизни, насколько она эффективна?
? Что ты чувствовал, когда надел (носил) маску?
? Что тебе больше понравилось в твоей маске, а что не понравилось? Почему?
? Что ты чувствовал, когда видел другого в маске? Почему?
О чём тебе было трудно говорить и что делать?
Участники высказываются о упражнении.
10 мин
8
Завершение занятия.
. «Наше занятие подходит к концу, сегодня мы познакомились, узнали много нового о общении, примерили на себя новые модели поведения и общения которые будут полезны в жизни. И перед заключительным заданием, прошу по кругу каждого сказать несколько слов о том, что каждый получил полезного от нашего занятия» .
Ведущий. «В заключении давайте нарисуем совместный рисунок «Дружба» в котором каждый выразит себя» .
Совместный рисунок «Дружба»
Высказываются.
Участники рисуют совместный рисунок.
10 мин
Ватман карандаши, фломастеры, мелки
Ведущий «Благодарю вас за активность и плодотворную работу» В конце раздаются анкеты обратной связи.
Заполняют листы обратной связи
3 мин
Листы обратной связи.
120 мин
Анкета обратной связи
Тренинг «Живое общение»
Имя (Ник)____________________________________Возраст________________________
Мое настроение до тренинга 1 2 3 4 5
Мое настроение после тренинга 1 2 3 4 5
Мне больше всего понравилось: _____________________________________________
Для меня было новым и полезным_____________________________________________
___________________________________________________________________________
Мне не понравилось__________________________________________________________
Я бы посетил тренинги на темы __________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Спасибо!!!
Список использованной литературы
1. Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Людмила Анн. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с. – (Эффективный тренинг).
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000, 431 с.).
3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.32-58.
4. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с. – (Практическая психология.)
5. Ежова, Н. Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / Н. Н. Ежова. – Изд. 2-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)
6. Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. М., 2000. Т.5. Вып.7.
7. Жуков, Ю. М. Коммуникативный тренинг / Ю. М. Жуков. – М.: Гардарики, 2004. – 223с.: илл. – (psychologia universalis).
8. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками : учебн. пособие для вузов / А. Г. Лидерс. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
9. Панфилова, А. П. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для вузов / А. П. Панфилова. – М.: Академия, 2006. – 336 с. – (Высшее профессиональное образование)
10. Петровская, Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 216с.
11. Психологический тренинг в группе. Игры и упражнения : учебн. пособие для вузов / сост. Т. Л. Бука, М. Л. Митрофанова. – М.: Ин-т психотерапии, 2005. – 128 с.
12. Ромек В,Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях - СПб.: Речь, 20023
13. Хрестоматия по социальной психологии / сост. Т. В. Кутасова. – М.: МПА, 1994. – 221с.
Интернет ресурсы
http://www.бесстрашное-детство.рф/articles-sel-754.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ