Статья "Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Метапредметный подход
в преподавании
истории и обществознания
Учитель истории и обществознания:
Пономаренко Татьяна Анатольевна
2014г.
Метопредметный подход является актуальным и востребованным в образовательном процессе, так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского общества, с восприятием основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Быстрые перемены в различных сферах жизни требуют больших усилий, направленных на развитие умений самостоятельно приобретать знания, применять свои знания на практике для решения разнообразных проблем, работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать, самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Данный подход способствует воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Применение метопредметных технологий в учебном процессе позволяет:
- сознательно организовывать познавательную деятельность учащихся (от постановки цели до получения и оценки результата);
- объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности;
- овладевать различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);
- выполнять познавательные и практические задания.
- владение умениями работать с информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этого достаточно много:
-перегруженность школьных программ,
-оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое.
Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Метопредметный подход дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся по истории и обществознанию в условиях модернизации образования необходим подбор оптимального комплекса образовательных педагогических технологий.
1. Групповые технологии обучения предусматривают решение трех основных задач: конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентированной. Эти задачи способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе. Это могут быть такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.
2. Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему — это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и ученика при данной технологии ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализации его личности.
3. Мощнейшим средством становятся информационно-коммуникативные технологии. Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования.
4. Технологии проектирования. Метод проектов как педагогическая технология – это технология совокупности исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у учащихся умение решать различные проблемы и осваивать новые способы их решения. Метод проектов позволяет создать образовательные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно решают поставленную проблему. Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учениками комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.
Применяя эти технологии на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности, расширяются возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышается интерес к предметам, учащиеся учатся быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет им социализироваться в современном обществе.
Литература:
1. Иванова Л.Ф. Проектная работа в обучении обществоведению // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 2, 3.
2.Концепция федеральных государственных стандартов общего образования. М., «Просвещение».
3.Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. №2.
Источники:
http://nsportal.ru/site/18005/metapredmetnyy-podhod-v-prepodavanii-istorii-i-obshchestvoznaniya
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ