Электронные образовательные ресурсы как фундамент организации дистанционного обучения
Селеменева Юлия Владимировна,
методист лаборатории дистанционного обучения
Северного педагогического колледжа
г.Серов Свердловской области
Электронные образовательные ресурсы как фундамент организации дистанционного обучения
Экономическая и политическая нестабильность, которая наблюдается в последние время, диктует необходимость перехода на новую стратегию устойчивого развития России в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
На заседании Совета по развитию информационного общества (12.02.2009), которое вел Д.А.Медведев, было определено, что в результате реализации Стратегии развития информационного общества к 2015 году Россия должна войти в число ведущих стран в сфере ИКТ. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 316-р в России должны быть созданы: системы непрерывного образования и системы массового обучения в сфере ИКТ. Эти две задачи взаимосвязаны и могут быть осуществимы в условиях применения технологий дистанционного обучения.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [1].
Дистанционные образовательные технологии являются частью системы дистанционного обучения. Систему дистанционного обучения можно представить в виде двухуровневой системы. Верхний уровень - система управления учебным процессом – система LMS (Learning Management System). Нижний уровень – контент (содержание) или мультимедийные интерактивные ЭОР.
Однако подходы к организации качественного дистанционного обучения в системе образования остаются неоднозначными. В 2013 году я являлась участником дебатов на сайте «Педсовет» на тему: «Электронное обучение-это революция?» Уже тогда были высказаны в основном две точки зрения на данный вопрос. Во-первых: проблемы создания качественного дистанционного обучения часто упираются в незнание основ теории и методики дистанционного обучения. Во-вторых, отсутствие современных мультимедийных электронных образовательных ресурсов, отвечающих требованиям работы в системах дистанционного обучения.
Что изменилось к 2015 году? В результате реализации проекта «Информатизация системы образования», который был запущен еще в 2005 году, началось обновление содержания образования и формирование новых способов организации учебного процесса. Постоянно осуществляются программы по повышению квалификации педагогов в области дистанционных технологий обучения, разработаны и постепенно обновляются комплекты цифровых образовательных ресурсов (далее – ЦОР) к учебникам и ЦОРы инновационных учебно-методических комплексов. Для сравнения: на сегодняшний день США лидирует в области онлайн - образования и уже в более чем 90% ВУЗов используются системы дистанционного образования в Интернете. Россия же в данной области отстает в развитии на 5-7 лет и только последние несколько лет Российские ВУЗы приступают к созданию систем обучения в режиме онлайн. В отличие от стран Европы и США, где государство полностью поддерживает данный вид образования, в России системы онлайн-обучения развиваются бессистемно. Например, по данным SaaSWorld 86% бюджета на развитие персонала было потрачено на онлайн-сервисы в США за 2012 год [2]. В Российской Федерации это направление только начинают развиваться. Многие вузы потратились на разработку или приобретение систем управления учебным процессом- LMS-cистем (Learning Management System), -но существенных результатов не получили, так как наиболее дорогостоящей части - обучающих программ пока создано еще очень мало.
Кроме того, многие из разрабатываемых ЭОР не соответствуют стандарту SCORM и, соответственно, не работают в составе LMS. Большинство созданных ЭОР – достаточно простые гипертексты. Сложные мультимедийные ЭОР, зачастую, создаются непрофессиональными в области создания информационного продукта структурами - вузами, книжными издательствами и пр. «Именно отсутствие современных ЭОР - фундамента дистанционного обучения (ДО)- является главным тормозом его развитии. Хотя компьютеры, планшеты, смартфоны, подключенные к быстрому Интернету минимум лет 5 есть у каждого учащегося как в России, так и за рубежом» ( из высказывания Джавада Авитесяна- к.т.н., проф. МПГУ, чл. корр. АПСН, МАН ПО и МАН ИПТ, участника дебатов «Электронное обучение-это революция?»)
Каким требованиям должны соответствовать современные электронные образовательные ресурсы?
Современные ЭОР должно иметь следующие основные характеристики:
- 100% мультимедийность - озвученные видео - и слайд фильмы и анимация;
- Насыщенная интерактивность, включая модели процессов и явлений;
- Многообразие контрольных и тестовых заданий;
- Большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа, легко усваивается;
- Возможность работы в Интернет в режиме он-лайн;
- Соответствие ЭОР международным стандартам SCORM для работы в LMS.
Общедидактические принципы ЭОР:
Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео- и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;
Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;
Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;
Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) делает курс доступным для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;
Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;
Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия).
Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.
Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации.
Учитывая современный уровень развитости ИКТ – наличие карманных компьютеров; смартфоны; доступность Интернета, включая мобильная Wi-Fi-связь; экономическую необременительность высокоскоростного неограниченного трафика; огромные объемы памяти всех этих устройств и т.д. следует говорить не просто об ЭОР, а об учебно-методических комплектах нового поколения (УМК НП), который используется в учебном процессе интегрировано и взаимосвязано. УМК НП представляет собой электронный образовательный ресурс (ЭОР) в разных программных реализациях:
DVD-ROM-версия для самостоятельной работы в автономном режиме;
Сетевая - версия для коллективного обучения в локальной сети образовательного учреждения;
SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;
OFF-LINE-версия, когда уроки скачиваются и проигрываются в of-line;
ON-LINE-версия, когда уроки проигрываются в on-line с удаленного сервера;
MOBIL-версия для обучения в of-line с помощью КПК или смартфонов;
Видео-версия для DVD-проигрывателей или кабельных телевизионных сетей;
Книжная - версия - «твердая копия» - конспект лекций.
Таким образом, применяя и создавая действительно современные средства обучения, мы можем говорить о развитии информационно-образовательной среды образовательных учреждений, пригодной для осуществления дистанционного образования.
Список использованных ресурсов
Порядок использования дистанционных образовательных технологий/ Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 .
Универсиалити-универсальная платформа онлайн-обучения авторским курсам [Электронный ресурс]/-Режим доступа http://www.siliconpulse.com/universiality/
Электронное обучение-это революция?/дебаты на сайте Педсовет.org [Электронный ресурс]//Джават Авитесян- Режим доступа http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=11198&view=findpost&p=285552
Темников Д.А., Сидельникова Т.Т.Разработка электронных образовательных ресурсов: реализация основных педагогических принципов/ Учебно-методическое пособие по направлению «Электронные образовательные ресурсы». - Казань: КГУ, 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ