Ключевые компетенции школьников
Ключевые компетенции школьников
Сабиева Гульсара Сериковна
Учитель истории
Полтавская СШ
Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, Аккайынский район, с. Полтавка
На современном уровне развития одного из распространенных типов экономических систем – рыночной экономики, построение гражданского общества как совокупности межличностных, межгрупповых отношений экономических, социальных, общественно-политических, культурных, религиозных структур, развивающихся без вмешательства государства и государственных органов, предполагает иное качество образования, обеспечивающее подготовку человека к обществу экономики, построенной на знании. Образование здесь имеет своей целью наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей личности, которые являются выражением не только ее стремления к наиболее полной самореализации, но и воздействий условий быстро меняющегося мира. Перед человеком встает необходимость постоянно пополнять свои знания, чтобы комфортно чувствовать себя в изменяющемся мире.
Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие ключевые компетенции школьников. Образовательное учреждение на сегодняшний день должно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Что есть компетенция? Ключевые компетенции? Термин «компетенция» имеет, как известно, два значения: круг полномочий какого-либо лица; и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности - именно эти качества и дают возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем.
Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В.Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта».
По мнению А. В. Хуторского понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. Их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.
Ключевые образовательные компетенции (по А.В.Хуторскому) включают в себя следующие:
Ценностно-смысловая,
Общекультурная,
Учебно-познавательная,
Информационная,
Коммуникативная,
Социально-трудовая,
Компетенция личностного самосовершенствования.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. К окончанию школы у будущих выпускников должны быть сформированы способности ориентироваться во взрослом мире и решать в повседневной жизни реальные проблемы.
Одним из условий формирования ключевых компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе метод проектов, модульное обучение, диалоговое обучение, игровые, интерактивные технологии, «критическое мышление». Они обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися знаниями, позволяют эффективно использовать личностный опыт каждого участника, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого.
В современных условиях главной задачей образования является не столько получение учащимися определенной суммы знаний, сколько формирование у них навыков самостоятельной работы.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.
Например, на уроках по дисциплине «Человек. Общество. Право» использование диалогической формы общения выявило интерес учащихся к теме. Смело выдвигались гипотезы, использовались различные способы для выражения своих мыслей и рассматривались любые решения проблемы. Диалог для учащихся был моментом самопознания, самоопределения, самораскрытия и самореализации. Для закрепления знаний о политическом устройстве общества использовались вопросы: Как работает демократия? Как необходимо развивать этот политический режим, чтобы сохранить основные его ценности? Для анализа и интерпретации использовались вопросы: Какова цель демократии? Почему это важно?
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод: главная дидактическая ценность современных педагогических технологий состоит в том, что они позволяют управлять познавательной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них ключевых компетенций, а также способствует становлению граждан с новым типом мышления, активных, творческих, способных мыслить самостоятельно, смелых в принятии решений, стремящихся к самообразованию.
Необходимо расширять кругозор школьников, учить их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои действия - индивидуальные и в группе, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов. Для формирования ключевых компетенций школьников целесообразно применение современных технологий в преподавании общественных дисциплин.
Список используемой литературы
Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. - № 2. - С. 3-11.
Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. 2004, № 4. - С.136-143
Запевалина О.В. К вопросу о компетентности и компетенции в российской педагогике / О.В. Запевалина // Юбилейный год. Кафедра педагогики ИГЛУ: история и современность. 2008. С. 105-111.143
Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
Кларин М. В. Технологии обучения: идеал и реальность. – Рига, 1999.
23. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ