Формы и методы социально-педагогической помощи семье
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Общеобразовательная средняя школа № 3»
Формы социально - педагогической помощи семье.
подготовила
социальный педагог
Жаркова Галина Викторовна
город Нягань
2014
Формы социально - педагогической помощи семье.
Условно формы работы с семьей можно разделить на четыре группы:
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
Наглядно-информационные
1 группа – индивидуальные – беседы, консультирование, социальный патронаж
2 группа - групповые - групповые консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создании групп взаимопомощи
3 группа - коллективные - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий,
4 группа – наглядно-информационные – выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, буклеты и д.р.
1 группа – индивидуальные
Одна из форм работы с семьей - социальный патронаж, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими и, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Очень действенной формой мониторинга является анкета «Знакомство», задавая вопросы при первой встрече – сами родители задумываются об отношения внутри семьи, о ребенке в семье, о важности совместного времяпровождения. Вопросы анкеты вы можете разработать самостоятельно.
Также для многих родителей важно и действенно напоминание об ответственности – в виде Памятки, где собраны выдержки из Закона… Тем более, что они знакомятся с этим под подпись! Памятка вручается родителям для дальнейшего обсуждения внутри семьи, как напоминание.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: беседа, эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги, метод активного слушания и пр.
Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефонный аппарат, отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.
Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Также есть формы: «Письмо-поздравление», «Письмо-поддержка».
Также можно рекомендовать к использованию следующие метода работы:
- Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе например - непринятие ребенка в коллективе, нарушение контактов с одноклассниками – предложено организовать семейный вечер с развивающими играми с приглашением одноклассников..
- Формирование у родителей потребности в самообразовании. Например – мама говорит о проблеме общения с ребенком, но в школу прийти не может (маленький ребенок) – дала адреса сайта с Родительскими видео - консультациями.
- Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.
2. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – консультации и тренинги.
Групповая консультация. Этот метод может использоваться на родительском собрании – где социальный педагог кроме информирования по определенной теме, организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться. Проводит ролевые игры.
- психологический тренинг для родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
3 группа - коллективные - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий и т.д.
4 группа – наглядно-информационные – выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, буклеты и д.р.
Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью.
Он сам «выходит» на контакт с семьей!
Список использованной литературы
Автор и источник заимствования неизвестен.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ