Конспект урока по теме "Навыки общения"
ЗАНЯТИЕ
По своей природе общение –
это ежедневный труд.
В. А. Сухомлинский
Тема занятия:
Навыки общения.
Цель: Формирование интеллектуальных и нравственных качеств личности , через умение общаться с окружающими.
План занятия :
Работа в тетрадях.
Игровые ситуации общения.
Составление сценария по пантомиме.
Рассказ о президенте США А. Линкольне.
Ошибки общения и их анализ.
Подведение итогов занятия.
Структура занятия:
I. Мотивационный блок.
1. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в это слово использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение».
К примеру, о - объединение, б - близость, щ - щедрость, е - единение, н - необходимость, и - искренность.
(Учащимся примеры не предлагаются, они выполняют работу самостоятельно в тетрадях, по желанию они могут объединиться в небольшие группы).
2. Учащиеся обсуждают результаты своего исследования и объясняют свой выбор.
II. Информационный блок.
У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может это делать лучше, кто-то хуже. Кто-то очень переживает от того, что его общение с людьми не складывается и не дает желаемого результата, кто-то, из-за неумения общаться вынужден расстаться, рассориться и страдать.
Вопрос учащимся:
1. Случалось ли такое с вами?
2. Как можно преодолеть разлад в ситуации общения?
Вывод: общению можно и нужно учиться.
III. Блок творчества.
Учащиеся чертят в тетрадях прямую линию и делят ее на 10 равных частей. Знаком*,они отмечают на прямой линии свое желание общаться. Знаками + или - свое умение общаться.
Затем они обсуждают полученные результаты и определяют, из-за чего чаще всего не складывается общение.
Возможные причины разлада в общении, которые могут назвать учащиеся самостоятельно или в ходе обсуждения:
Неопределенность в выражении своих мыслей, и мнения;
Неумение слушать собеседника;
Общение без обращения внимания на собеседника;
Обман доверия в общении;
Проявление в общении негативных качеств характера, которые ста-
вят собеседника в затруднительное положение;
6. Явное непонимание друг друга в общении.
IV. Игровой блок.
Учащиеся разыгрывают ситуации ошибок ролевого общения и определяют, как можно было их избежать.
Ситуация 1.
Закончен просмотр фильма. Вы обсуждаете его с друзьями. У всех свое мнение после просмотра. Очень трудно выйти из спора достойно.
Ситуация 2.
Вам подарили подарок, который вам не очень нравится, и который вы не ожидали.
Ситуация 3.
Родителям не нравится круг вашего общения, в котором вы проводите все свободное время. Вы пытаетесь объяснить, что люди, с которыми вы общаетесь, имеют право быть вашими друзьями.
Ситуация 4.
Вас обвиняют в поступке, который вы не совершали.
Вы пытаетесь объяснить, что обвинение ложно.
Ситуация 5.
Ваш лучший друг или подруга поступают по отношению к вам несправедливо. Вам нужно расставить все точки над «и», но при этом вы не хотите терять своих друзей.
Ситуация 6.
Ваши бабушка и дедушка стараются помочь вам в жизни, щедро делясь своим жизненным опытом, но вас это раздражает, хотя вы очень любите своих родных.
Ситуация 7.
Вы безнадежно опаздываете и пытаетесь войти в транспорт, но сделать это непросто. Люди раздражены, они не понимают вашего стремления любой ценой вскочить в автобус.
Ситуация 8.
Совершенно случайно вы узнаете о том, что кто-то распускает о вас разные слухи. Вы решаете объясниться с этим человеком.
Ситуация 9.
Вы влюблены, но предмет вашей влюбленности этого никак не может понять. Вы решительно пытаетесь объясниться.
Ситуация 10.
Вас пытаются убедить в магазине, что вещь, которую вы очень хотите себе купить, вам совершенно не идет. Вы проявляете несогласие с мнением продавцов.
(Учащиеся должны не только показать ошибки в общении в той или иной ситуации, но и показать, как нужно решать правильно данную ситуацию общения.)
V. Проблемный блок.
Английский поэт и священник 17 века Джон Донн написал поэму, в предисловии к которой сказал: «Ни один человек не может быть островом».
Вопрос учащимся: Выскажите свое отношение к данному мнению.
VI. Игровой блок.
Игра « Сценаристы».
Группа учащихся готовит пантомиму заранее и показывает ее перед классом. Сюжет пантомимы учащимся неизвестен.
В задачу учащихся входит показ общения людей в определенной ситуации. На основании данного показа учащиеся, объединенные в группы по 4-6 человек, пишут сценарий данной ситуации с репликами каждого из участников пантомимы
Затем они озвучивают каждую реплику и сопровождают ими показ пантомимы.
VII. Информационный блок.
Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам неприятны и не вызывают у нас симпатии. Однако, такое общение не только неизбежно, но оно может быть плодотворным и полезным.
Примером этому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Свое общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе теплым и человечным отношением.
В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Лнрааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы высказать свое, негативное отношение к будущему президенту ,Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и, неожиданно для всех, пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.
Линкольн был не только умен, но и чрезвычайно дальновиден. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.
Соворд был поражен отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой в пользу президента и государства. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провел последние ми-путы своей жизни, когда он был смертельно ранен.
Нет такого человека, в котором нельзя было бы найти точек соприкосновения с нами. Для того, чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаемся.
Типичные ошибки оценивания людей в общении:
- неравенство
Собственные недостатки дают нам повод преувеличивать их в других людях и превращать их в достоинство. .
К примеру, вы не умеете хорошо бегать. Другой человек бегает лучше нас и вам кажется, что он превосходит вас не только в беге, но и по другим своим качествам. - предвзятость
Мы хорошо относимся к тем людям, которые нас любят и, порой, закрывают глаза на наши недостатки, и предвзято относимся к тем людям, кто критически к нам относится и говорит правду, Зачастую, это позволяет нам открыть свою душу тому, кто льстиво высказал положительные' слова в наш адрес.
- поверхностность в общении
Оценивание внутренних качеств человека по внешним признакам: одежде, манерам, речи, жестам и взглядам. Очень часто такое отношение к людям приводит к ошибкам и потерям в общении.
VIII Рефлексивный блок.
Учащиеся составляют график эмоционального воздействия урока на их ощущения и эмоции. Для этого на доске написан план урока. Пункты плана наносятся на график и определяются самые главные, по их мнению, моменты урока.
Литература :
Дубровина И Мы живем среди людей. М , , 1992
Кон И.С. Психология ранней юности. М . , 1990
Романова О.Л. Американская антинаркотическая программа взаимной помощи среди подростков // Вопросы наркологии . 1992.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ