Конспект урока по теме : "Приём гостей"

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области

специальное (коррекционное)образовательное учреждение для

обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида п.Матвеева Кургана


















Учитель социально-бытовой ориентировки:

Ткаченко Людмила Анатольевна

Тема урока: Приём гостей.


Цель: актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения;

Задачи:

  • прививать навыки культурного поведения, познакомить с традициями русского гостеприимства;

  • формировать навыки самообслуживания;

  • воспитывать трудолюбие и эстетический вкус.


Оборудование: компьютерная презентация, инструкционные карты, карточки-задания, чайный сервиз, угощение для гостей, рабочие тетради.


Ход урока:


  1. Организация класса и рабочих мест учащихся.



II. Объявление темы урока.

- Тема нашего урока «Приём гостей». (Слайд 1) И сегодня на уроке мы познакомимся с правилами для хозяина, научимся сервировать стол к чаю, а также поговорим о том, как нужно вести себя в гостях.

III. Повторение правил гостеприимства.

  1. Вводная беседа:

Русский человек всегда считался и счи­тается самым приветливым и гостеприимным хозяином. Любит гостей привечать. Это подтверждают пословицы, придуманные народом.

пословица «Много гостей – много новостей» (Слайд 2)

  • Сама пословица за себя говорит, у нас сегодня много гостей, значит, будет много новостей.


Приглашаем войти в русскую избу и посмотреть на старинный быт. (Слайд 3)


  • Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения. Изба – это теплая половина дома с печью. Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась. Стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и всё. Вдоль стен жилища стояли широкие лавки. На них не только сидели, но и спали.


  • В переднем углу избы находился духовный центр дома. Для того, чтобы поделится своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенными вышитыми полотенцами.


  • Печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. (Слайд 4)

Печь использовали для отопления помещения, приготовления пищи людям и животным. На печи спали, хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок. Зимой около нее держали птицу и молодых животных. В печке даже мылись. Печь играла в доме главную роль.


С давних времён Самовар – символ русского гостеприимства. (Слайд 5)

  • Каких только не было самоваров, украшенных резьбой, чеканкой, литыми металлическими украшениями, берегли самовары, по праздникам натирали им бока песком, из поколения в поколение передавали.

Виды самоваров. (Слайд 6)

  • Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол, за него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. (Слайд 7)


  • На Руси за самоваром собирались семьи, общались, обсуждали новости, решали дела семейные


Гостей и близких привечаем

Ароматным, сладким чаем.


Учитель. Итак, мы убедились, что гостеприимство существует с давних времён . Гостеприимство – это радушие к гостям. Но все ли из вас сейчас знают, как должен вести себя хозяин и как дол­жен вести себя гость? И что труднее: быть хорошим хозяином или приятным гостем? Попробуем сегодня разобраться в этом.


А кто из вас знает правила гостеприимства? (используем плакат):

  1. Приглашай в гости заранее (за неделю), укажи день, час, место проведения праздника.

  2. Хозяин должен быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным.

Учитель. А что значит быть внимательным, предупредительным, щедрым, бескорыстным, тактичным хозяином, воспитанным?

Дети: быть внимательным – значит видеть всех гостей, каждому уделять внимание.

Предупредительным – угадывать желание гостей, выполнять их по возможности, думать не только о том ,чем угостить, но и чем занять. Продумать, чтобы всем хватило места, не было поссорившихся людей.

Щедрым – не жалеть игрушек, угощения. Бескорыстным – не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостей.

Тактичным – не замечать промахи гостей, не затевать неприятные разговоры.

Воспитанным – значит быть вежливым, чтобы не случилось, не показывать гостю плохого настроения.

Молодцы.

IV. Правила хозяина.

СЦЕНКА.

Учитель.

Сначала посмотрите небольшой сюжет. События происходят в современной квартире.

(Разыгрывается сценка на территории «современной квартиры». Хозяйка увлеченно занята своими делами( красит лаком ногти). К «двери» подходят гос­ти и «звонят». Хозяйка отрывается от своего дела, идет открывать, при этом на лице недовольное выражение.)

X о з я и н. А, это вы!

Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиг­рать в новую игру.

Х оз я и н (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:

Не ходите по ковру -

Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать -

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать -

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути...

Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.)


ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА.

Учитель. Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозя­ин? Какие человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правиль­но угостить. Он не должен жа­леть для гостей книг, игрушек, угощенья.)

  • Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опро­кинет вазу или разобьет что-нибудь?

  • А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?

  • Должен ли щедрый хозяин угощать гостя?

  • Если гостю не нравится телевизионная передача, как должен поступить хозяин?

  • Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?

Учитель.

Прочитайте основные правила поведения для хозяина. (Слайд 8)

1.Встречай гостей в нарядной одежде.

2.Обязательно угости гостя.

3.Выключи телевизор, если кому- то из гостей не нравится передача.

4.Познакомь гостей друг с другом.

5.Предложи беседу или игру, интересную для всех.

6.Поблагодари гостей за визит.


V. Правила для гостей.


СЦЕНКА «В гостях».

Автор. После соревнований Игорь разговаривает с Виктором.

Игорь. Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе новые журналы покажу ... Музыку послу­шаем.

Виктор. Ладно. Приду.

Автор. Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он налил в таз теплой воды и собрался выстирать спортивную одежду. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь, вытирая мыльные руки, шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не от­пуская, нажимал кнопку звонка.

(Игорь, открывает дверь. На пороге — Виктор.)

Виктор. Привет, это я!

(Он проходит в комнату, бросает куртку и шапку в кресло и оглядывается.)

Виктор. А у вас ничего. Подходяще. Это что?

(Он хватает с полки часы.)

Игорь. Это подарили маме. На память.

Виктор. Прикольно! А как они заводятся? (Виктор нажимает посильнее, и часы ломаются. Игорь смот­рит испуганно. Но ничего не говорит. Виктор берёт и рассматрива­ет другие предметы.)

Виктор. Сколько стоит? А где покупали? А это что? Чего ба­рахло всякое в доме держите?

(Виктор открывает флаконы с духами, пальцем пробует крем. Игорь в это время наливает чай.)

Виктор. Ты колбасы нарежь, Игорь. А это сгущёнка, что ли? И сгущёнку давай. Я знаешь, как сладкое люблю!

Автор. А, наевшись и напившись чаю, Виктор взялся за шапку.

Виктор. Ну, я пошёл. Пока. Завтра еще приду. Да! Я у тебя диск с игрой взял: у меня такой нет. Отдам как-ни­будь.

Автор. Вот и вся история!

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЯ.

Учитель. Ребята, что не понравилось вам в поведении гос­тя? Каким должен быть гость?

Ответы учащихся.( Вежливым, тактичным, ненавязчивым.)

Правила поведения гостя (Слайд 9)

1.Отправлясь в гости, будь опрятным и чистым.

2. Приходи точно в назначенное время.

3.Поддерживай общую беседу или игру.

4. Если хочешь что-то посмотреть, спроси об этом хозяев.

5. В гостях долго не засиживайся.

6.Уходя, прощайся со всеми, а затем с хозяевами.


VI. Сервировка стола.

Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать. Мы сегодня учимся накрывать стол к чаю. (Рассматриваем плакаты, таблицы на доске).

Объяснение и показ учителем, как накрывается стол к чаю.

Стол ставят в центре комнаты или у стены, накрывают скатертью. (Слайд 10)

К чайному столу подаются сладкие блюда (торты, пирожное, варенье, конфеты, печенье). (Слайд 11)

Для сервировки используем десертные тарелки, вилки, чайные чашки, блюдца, ложки. (Слайд 12)

На расстоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож, слева десертную вилку, рожками вверх, на десертных тарелках – салфетки. Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой. Справа ставим чайное блюдце с чашкой, ручкой – влево, а чайную ложку кладем справа ручкой вправо.

Запомнили? А теперь проверим. (Дети ставят приборы)

Игра «Найди ошибку».

Девочки отворачиваются. Я что-то меняю в сервировке. Девочки поворачиваются, исправляют ошибку. Мальчики внимательно следят.

А теперь отворачиваются мальчики, девочки исправляют ошибки.

Молодцы!

Салфетки – обязательный предмет сервировки стола. Но их надо уметь складывать. Существует много способов складывания салфеток. И сейчас мы с вами потренируемся складывать салфетки. (Слайд 13)

VII. Повторение правил поведения за столом.

- Если что-то нужно взять с блюда, стоящего далеко от вас, что вы сделаете?
- Можно ли выбирать лучший кусочек, конфету? А как правильно поступить?
- Как сидим за столом?
- А кушаем как?
- Если нужно размешать в чашке сахар, как это сделать?

Вместе с учителем дети вспоминают правила поведения за столом:

  • не разваливайся на стуле;

  • не клади локти на стол;

  • ешь аккуратно;

  • не нависай над тарелкой;

  • не тянись через весь стол за угощением, попроси передать;

  • не ешь слишком быстро;

  • не бери в рот сразу очень много еды;

  • рот вытирай салфеткой;

  • не разговаривай во время еды.


Затем дети вспоминают пословицу «Когда я ем, я глух и нем», Объясняют её смысл.

Если дети забывают правила поведения, учитель напоминает их или рассказывает сам.

Учитель следит за тем, чтобы ответы детей были полными.


VIII. Закрепление

Вопросы: (Слайд 14 -16)

  • Можно ли разговаривать по телефону, когда пришли гости?

  • Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь:

придешь пораньше, придешь вовремя или не­много опоздаешь?

  • Можно ли в гостях смотреть без спроса то, что тебя интересует?

  • Можно ли садиться за стол без приглашения хозяина?

  • Должен ли быть включен телевизор во время приёма гостей?

  • Можно ли встречать гостей в домашних тапочках?

  • Нужно ли, уходя, прощаться со всеми гостями?

  • Нужно ли предлагать гостям домашние тапочки?

  • Можно ли в гостях отказываться от предложенной хозяином игры?

  • Как должен выглядеть человек, идущий в гости?

  • Должны ли хозяева, прощаясь с гостями, тоже благодарить их?

  • Как долго следует ждать опаздывающего гостя?

  • Как ты поступишь, если услышишь, что твой сосед за сто­лом громко икнул:

начнешь хохотать, чтобы и другие по­смеялись вместе с тобой;

постараешься не подать виду, что ты слышал это, чтобы не смущать его?


IX. Игры. (Слайд 17)

- Чем же могут заняться гости после того, как попили чай? (Теперь гости могут поиграть, послушать музыку, побеседовать, потанцевать и т. д.).

Учитель предлагает детям поиграть.

А теперь веселый конкурс: “Срежь приз”. (Завязываем глаза у играющего, даем в руки ножницы, направляем к ленте с привязанными к ней призами. Игрок должен срезать приз).

X. Уход гостей.

Гости прощаются с хозяйкой, благодарят за угощение и уходят за дверь.


XI. Подведение итогов.

Все дети возвращаются в класс.

- В какую игру мы играли?

- Что значит быть гостеприимным человеком?


XII. Оценка деятельности детей. (Слайд 18)

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!


- Вы продемонстрировали хорошие знания. Теперь вы знаете, что воспитанному человеку не трудно быть хорошим хозяином и приятным гостем. Молодцы! Занятие окончено.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ