Конспект урока Сказки зимнего леса» с детьми 13-15 лет

КОУ «Петропавловская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»


Комплексное занятие «Сказки зимнего леса»

с детьми 13-15 лет


Составитель:

воспитатель I категории

Овчинникова И.Ю.


Цель: познакомить детей с творчеством местного поэта Геннадия Завьялкина;

Задачи:

  • побуждать детей к выразительному чтению стихотворения;

  • развивать умение описывать картины природы, отражать свои впечатления в рисунках и рассказах;

  • развивать навыки связной речи, обогащать словарь детей образными выражениями и эпитетами;

  • воспитывать в детях чувство прекрасного, восприятий произведений о природе.

Материалы и оборудование: портреты поэтов Н. Демидовой, Г. Завьялкина, словарная работа «манишка, массив», портрет художника А. Ульянкина, картины А. Ульянкина, рисунки детей к стихотворению Н. Демидовой.


Ход занятия:

I. Орг. момент.

Воспитатель:

- Ребята, сели все правильно, настроились на активную работу на занятии.

II. Сообщение темы.

Воспитатель:

Придет неслышными шагами,

Незримой стужею дохнет

И, все, вокруг покрыв снегами,

Вдруг всем нам уши надерет:

Зачем, мол, вы в такой мороз

Из дома высунули нос?..

- О каком времени года говорится в тексте загадки? (ответы детей)

- Попробуйте ответить на вопрос: «Какая у нас зима?» (ответы детей)

- Наша зима действительно очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и тоже: снег да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и студеная и с оттепелью, с метелями и капелью, снежная и с солнцем. И день зимой разный: утро раннее тихое, неслышное со съёжившимися в морозной синеве солнцем и снегом хрустящим. А вечер – длинный, задумчивый, будто сама природа ждет появления сказки. И сказка приходит, заглядывая в окна домов. Она осторожно подкрадывается к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданного, громкого треска сучьев в замерзшей тишине ночного воздуха. Именно в один из таких вечеров и создается сказка. Создаются прекрасные произведения о зиме. Зима в разных краях выглядит по-разному. У поэтов, живущих в нашем районе свой особый взгляд на зимнюю природу.

- Вика, назови тему занятия («Сказки зимнего леса»)

III. Вступительная часть.

Воспитатель:

- Сегодня, на нашем занятии мы увидим, как поэты описывают красоту природы в своих произведениях. Ребята, с творчеством каких поэтов Муромцевского района вы уже знакомы? (ответы детей)

- С каким стихотворением о зиме мы недавно познакомились? Кто его автор? («Зимняя сказка» Н. Демидовой)

- Ребята, давайте прочтем и вспомним о чем это стихотворение.


Березы инеем покрылись,

Как будто разом посидели,

И сосны тоже нарядились,

Меха богатые одели.

Стоят деревья, словно в сказке,

А стайка озорных ребят,

Забросив лыжи и салазки,

Разинув рты на них глядят.

Вдруг в красной шапке

Дятел пестрый

На старую сосну присел,

Прошелся клювом своим острым

Нашел червя в коре и съел.

А ребятишки ликовали

И, нарушая тишину,

Бросали шапки вверх, кричали,

Трясли красавицу сосну.

Летели сверху снег и шишки,

А дятел все долбил, стучал.

И удивлялись ребятишки,

Что дятел их не замечал.

- В этом стихотворении много образных выражений, используя которые, Нина Демидова показала нам красоту нашей зимней тайги.

- Ребята, а как вы думаете, почему Нина Демидова так назвала свое стихотворение? (ответы детей)

- Как вы думаете, какое настроение вызывает это стихотворение? (ответы детей)

- Ребята, у вас было задание нарисовать к этому стихотворению рисунок, то есть отразить в рисунке те строки, которые вам понравились. Перед вами ваши рисунки. Прочтите те строки из стихотворения, которые соответствуют вашему рисунку. Почему именно эти строки вам больше всего понравились? (ответы детей)

- Хорошо. Все ребята молодцы, справились с заданием.

IV. Основная часть.

Воспитатель:

- А мы продолжаем наше занятие. И я хочу познакомить вас еще с одним поэтом нашего района Геннадием Александровичем Завьялкиным. Послушайте его биографию.

Родился Г. А. Завьялкин 17 сентября 1951 года в городе Нижний Тагил, Свердловской области. В 1968 году окончил среднюю школу в Павлодаре (ныне республика Казахстан). Был призван в ряды Советской Армии в 1970 году, службу проходил в городе Алма-Ата. После армии трудился на Павлодарском тракторном заводе электриком, мастером, энергетиком. Десять лет работал в органах прокуратуры. В1994 году вместе с семьей переехал на постоянное место жительства в Муромцево. Сейчас мы познакомимся с его стихотворением, которое называется, так же как и наше занятие. Люба читает, а остальные следят.

Стоят зачаровано ели,

Колдуют над ними метели,

И жалко березки шуршат,

Потупя свой девичий взгляд.

В лесу заблудилась избушка,

В сугробе увязнув по «ушки»,

И тихо грустит в тишине,

Мечтая о теплой весне.

Ворона на сук взгромоздилась,

Во сне на минутку забылась,

Сорвался снежок и – удар,

По лесу помчалось – кар-р-р!

От этого крика зайчишка,

Не выпрыгнул чуть из манишки,

И быстро забился в нору,

Чтоб выглянуть вновь поутру.

Затих постепенно громадный,

Таежный массив непроглядный,

Напрасно мечтая во сне

О бледной, прекрасной луне.

Воспитатель:

- Какими словами Г. Завьялкин описал красоту зимнего леса? (ответы детей)

- Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (ответы детей)

- Почему? Подтвердите строчками из стихотворения (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, почему Г. Завьялкин назвал свое стихотворение «Сказки зимнего леса»? (ответы детей)

- Какие незнакомые слова встретились вам в этом тексте? (ответы детей)

- Манишка – часть одежды, пришиваемая или пристегиваемая на грудь мужской рубашки или женского платья (спросить 2-3 человека)

- Массив – большое пространство, однородное по каким-либо признакам (спросить 2-3 человека)

- Сегодня на занятии мы с вами прочли два стихотворения о зиме. Как вы думаете, что в них общего? Что объединяет эти произведения? (ответы детей)

- Как описывают поэты зимние деревья, лес? (ответы детей)

- Какими словами поэты отразили радостный и грустный характер в своих стихотворениях? (ответы детей)

- Какое из этих произведений вам больше всего понравилось? Почему? (ответы детей)

- Красоту зимней природы воспевают не только поэты, но и художники. В нашем поселке Петропавловка живет замечательный художник Александр Федорович Ульянкин. Он очень любит свои родные места и почти все его картины – о природе родного края в разные времена года. Обратите внимание на эти картины. Что вы на них видите? (ответы детей)

- Чем отличаются эти картины? (ответы детей)

- С помощью, каких красок художник передал красоту зимнего леса? (ответы детей)

- Понравились ли вам эти картины? (ответы детей)

- Как бы вы назвали эти картины? (ответы детей)

- А Александр Федорович назвал эту картину «Зимняя дорога», а вот эту «Зима в лесу».

- Как вы думаете, почему он их так назвал? (ответы детей)

- Какое настроение передал художник в своих картинах? (ответы детей)

- Найдите в стихотворениях строчки, которые соответствуют одной из этих картин? (ответы детей)

- Почему вы так думаете? (ответы детей)

- Несмотря на то, что в зимний период преобладает один цвет – белый, поэты и художники умеют увидеть и описать красоту природы в разных тонах. Как удивительно красиво! Над нами холодное голубое небо. В морозной тишине стрекочут любопытные сороки. Меж густых ветвей ельника прыгают пушистые белки. Под деревьями, на мягком белом снегу, отпечатались следы зверей и птиц. Белым ровным слоем, снег покрыл всю землю в лесу. Поля и лесные поляны – как гладкие страницы большой книги. Поэты и художники учат восхищаться, видеть прекрасное в обычных картинах природы.

V. Итог.

Воспитатель:

- Наше занятие подходит к концу.

- Как называлось наше занятие? (ответы детей)

- Какое стихотворение мы с вами вспомнили на занятии? (ответы детей)

- С творчеством, какого поэта познакомились? (ответы детей)

- С каким его произведением? (ответы детей)

- О творчестве, какого человека мы с вами еще говорили на занятии? (ответы детей)

- Какое настроение, какие чувства вызвало у вас наше занятие? (ответы детей)

- Почему? (ответы детей)

- Итак, мы сегодня говорили о прекрасном и в то же время немного грустном времени года – зиме, о поэтах – муромчанах, о наших земляках, которые в своих произведениях сумели отразить неповторимость и особое сказочное очарование пейзажем зимней природы. Вы тоже сегодня попытались представить себя на месте поэтов и художников, выражая все в своих ответах и рисунках.

Оценка активности детей.

Воспитатель:

- Я думаю, что наиболее удачно это получилось…. Полные и развернутые ответы давали.… Очень выразительно читали стихотворения….

- На следующем занятии мы продолжим знакомство с творчеством местных поэтов и художников. Будем составлять рассказы описания природы. Я довольна вашей работой. Всем спасибо.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ