Консультация для педагогов "Неврозы у детей"

Неврозы у детей


Неврозы – «группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся не резко выраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействием психотравмирующих обстоятельств».

Органические поражения головного мозга отсутствуют. Проявления носят соматовегетативный и эмоциональный характер. Относятся к группе психогенных заболеваний. Психогенные заболевания – расстройства психической деятельности и болезненные состояния, вызванные психической травмой. Психическая травма – субъективно переживаемое объективное событие, воспринимаемое индивидом как угрожающее его идентичности, целостности, самоуважению.

Основной причиной возникновения невроза является наличие в сознании личности психологического конфликта, вызванного психотравмирующими раздражителями или ситуацией, с которыми он не в состоянии справиться. Физиологическим механизмом невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или сбоя нервных процессов.

Благоприятной почвой для развития неврозов являются: 1) резидуальная церебральная - органическая недостаточность; 2) педагогическая неграмотность родителей в сочетании с их психологической незрелостью, что выражается в неправильном типе воспитания, деформированном общении, проецировании своих психологических проблем на ребёнка; 3) индивидуальные особенности личности, например впечатлительность, мнительность, тревожность; 4) возникновение стрессогенной ситуации, например смена места жительства, учёба, изменения в составе семьи, например рождение второго ребёнка, вынужденная длительная разлука со значимым близким, например, отъезд матери. Чем младше ребёнок, тем менее значительные раздражители могут стать пусковым механизмом невроза. Например, в раннем возрасте им может стать резкий неожиданный звук или помещение в ясли или в больницу.

Если брать за критерий гендерный признак, то неврозы чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек, а если возрастной, то в возрасте от трёх до шести им страдают около трети детей, а в младшем школьном более половины.

Развитие невроза: психическое напряжение, вследствие психотравмирующей ситуации и вызванного ею внутреннего психологического конфликта, накапливается, не находя разрешения в течение длительного (относительно) времени, приводя к расстройству нейрорегуляторные и адаптационные функции организма. Если психотравмирующая ситуация проходит или нивелируется, то психологический конфликт разрешается, а невроз прекращается или уменьшается. Виды неврозов: 1) неврастения, 2)истерический невроз (истерия), 3) невроз навязчивых состояний.

  1. Неврастения – самая распространённая форма неврозов, характеризующаяся повышенным уровнем раздражительности и истощаемости психических процессов. Возникает на фоне переутомления, а так же вследствие интеллектуальных, физических или психологических перегрузок. Основными симптомами неврастении и психиатрии считаются раздражительная слабость, проявляющаяся в чрезмерном реагировании по практически любому малозначительному поводу; несдержанность эмоций; отсутствие чувства отдыха после сна; резкое снижение работоспособности; нарушение сна; вегетативные расстройства (например, сердцебиение, холодность рук и ног, боли в области сердца). Вторичными симптомами могут быть: приступы головной боли; повышенная чувствительность ко всем внешним раздражителям (свет слишком яркий, звук слишком громкий); раздражают прикосновения к коже (например, одежда может казаться слишком колючей, жёсткой). В развёрнутой форме неврастения встречается не ранее школьного возраста.

  2. Истерический невроз (истерия). По частоте неврозов занимает второе место после неврастении.

Истерия – это «состояние, возникающее в результате психической травмы и характеризующееся разнообразными, меняющимися направлениями. Чаще возникает у девочек, чем у мальчиков. Истерические нарушения могут возникать не только при неврозе, но и при истерическом типе психопатии.

К возникновению истерического невроза располагают: 1) наличие в характере истерических черт; 2) впечатлительность; 3) повышенная чувствительность; 4) инфантилизм; 5) эгоцентризм.

Симптоматика истерического невроза разнообразна и может напоминать проявление самых различных болезней, которых на самом деле у ребёнка нет, поэтому в психиатрии истерию называют «великой симулянткой». Симптомы, как правило, возникают сразу после психотравмирующего фактора, например, обиды, ссоры, физического насилия, если это вызвало желаемую для ребёнка реакцию, то данная форма реагирования для ребёнка закрепляется. Как, правило, имитируются те заболевания, о которых ребёнок слышал или имел возможность непосредственно наблюдать. Это могут быть, например, невозможность стоять или ходить, кашель, рвота, нарушения глотания, истерическая слепота. Дети-истерики не симулируют. Они действительно испытывают ощущения, о которых говорят.

Важной особенностью является то, что при истерическом неврозе патология может наблюдаться самая разнообразная. Это объясняется тем, что если в первый раз, например при симптоме «боли в сердце», обидчик не признал свою вину, то в следующий раз симптомы могут быть уже более выраженные, например потеря чувствительности. Кроме того, сопутствующими симптомами имитации являются:

1)необычные позы или необычные симптомы («комок в горле», мгновенные обмороки, нехватка воздуха);

2) неустойчивость эмоций, быстрая смена настроений;

3) выражение эмоций с демонстративными проявлениями (стенаниями, рыданиями, заламыванием рук). То есть истерический невроз – это попытка решения ребёнком внутреннего психологического конфликта, вызванного психогенной ситуацией при помощи «бегства в болезнь».

  1. Невроз навязчивых состояний. Данный вид невроза встречается наиболее редко и примерно с равной частотой как у мужчин, так и у женщин. Чаще всего наблюдается у людей мыслительного типа или с тревожно-мнительными чертами, а так же при психопатиях. В навязчивых состояниях выделяют: 1) фобии (навязчивые страхи); 2) обсесии (навязчивые мысли); 3) импульсии (навязчивые действия). В некоторых случаях все они могут сочетаться у одного ребёнка. Но обычно у одного больного наблюдается одно какое-либо навязчивое состояние.

Общими особенностями всех навязчивых состояний являются: 1) постоянство и повторяемость симптоматики; 2) невозможность самостоятельного избавления от них; 3) осознание и восприятие больным данных состояний как болезненных и чуждых для него явлений.

Неврозы необходимо отличать от неврозоподобных состояний – нервно-психических расстройств, сходных с неврозами по проявлениям, но не имеющим психогенного происхождения. Неврозоподобные состояния отличаются от неврозов: 1) наличием связи расстройств с церебрально-органическими или соматическими заболеваниями; 2) стереотипностью и монотонностью проявлений; 3) отсутствием непосредственной связи с психотравмирующими факторами.

Отличие неврозов от психопатий заключается в том, что при неврозах: 1) наследственность не имеет значения; 2) выражены чувства вины и стыда; 3) обратимость симптоматики при лечении и \ или благоприятном изменении социальной ситуации; 4) осознание своей болезни; 5) положительное отношение ребёнка к лечению.

Невротические расстройства и психопатические нарушения носят взаимоисключающий характер.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ