Консультация для родителей «Путь становления творческих способностей детей»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение « Детский сад « Терем-теремок»
Консультация для родителей
«Путь становления творческих способностей детей»
Педагог-психолог
Горбатюк Л.В.
г.о. Новокуйбышевск, 2014
В настоящее время вы, родители, стали больше уделять внимания развитию детей. Пытаетесь научить ребенка читать, записываете его во всевозможные кружки – рисования, танца, музыки, стремитесь обучить иностранному языку. В то же время вы не всегда понимаете, важность творческого развития ребенка, чаще всего загружаете его память и обучаете навыкам по показу и образцу. Кроме того, существуют некоторые родители, которые считают, что развивать способности ребенка должны только специально подготовленные профессионалы. Именно их дети составляют основной контингент детей кружков, студий и групп развития.
Уважаемые родители, занятия детей в кружках – это только дополнение к семейному воспитанию, а не его замена. Важное значение в развитии детей играет развитие творческих способностей.
Путь становления творческой личности сложен, труден. К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал личности, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины никому еще не известные».
На первых порах важно разбудить мышление ребенка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Ум, приученный с раннего детства к действиям по штампу. По готовому рецепту «типового решения», теряется там, где от него потребовалось самостоятельное размышление и решение.
Уважаемые взрослые, педагогам на первых занятиях часто приходится наблюдать, как дети там, где необходимо мыслить, размышлять, высказывать самостоятельное суждение о предмете или явлении, а не только повторять чужие слова, теряют интерес к теме обсуждения, отвлекаются, начинают шалить, - особенно те, кто бывает, активен на обычных занятиях. Часто слышишь ответ: «Не знаю», «Мне про это не читали, не рассказывали родители…». Другие, обычно молча сидевшие и ждавшие высказываний от активных детей, тоже предпочитают молчать. Поэтому, чтобы научить ребенка мыслить, размышлять, творить нужно помочь ребенку.
От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать. Мыслить, рассуждать придется пройти вам немалый путь. Наберитесь терпения, не ускоряйте, не подгоняйте, не спешите дать готовых решений, не кормите ребенка пережеванной чужими зубами «Духовной пищей».
Чтобы развить творческие способности детей, важно придерживаться принципов гуманистической психологии.
Внимание!
Обязательно создайте атмосферу, благоприятствующую появлению новых идей и мнений, атмосферу, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;
Создайте климат взаимного доверия, принятия других, психологической безопасности, безоценочности; помните, что критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности;
Восхищайтесь каждой идеей ребенка, поощряйте оригинальные идеи, используйте ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное, максимально адаптируйтесь ко всем высказываниям и действиям детей.
Всем известна истина «Принуждение – враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации.
Поэтому, уважаемые родители, важным моментом является создание у детей мотивации, которая основывается на базовых потребностях детей дошкольного возраста.
Психологи отмечают, что у ребенка очень рано зарождается потребность в осознании своей значимости, признании, самоутверждении, реализовать которую ребенок может в игровой ситуации. В игре ребенок реализует потребность быть взрослым. Игровой мотив позволяет сделать так, чтобы у детей выполнение заданий, решение проблемных ситуаций стало осмысленным и в то же время интересным, увлекательным.
Очень часто дети обращаются к вам за помощью, постарайтесь сообща найти решение. Если нужно – превращайтесь в волшебников, художников, конструкторов. Дети с удовольствием включаются в игровую ситуацию, когда требуется помощь их близкому человек.. Ребенок выступает в позиции помощника, защитника, а при решении умственных задач чувствует себя сообразительным, умным.
Сильным стимулом, побуждающим детей к деятельности, является мотив личной пользы.
Значимой для дошкольников является потребность общения с взрослым.
Дети стараются получить одобрение, похвалу, положительную оценку со стороны взрослого. Общение с вами должно сопровождаться только положительными эмоциями: радость нового знания, радость открытия, радость творчества. Только не допускайте отрицательных эмоций при общении с детьми. Потребность общения со взрослыми становится более значимой для детей. Они проявляют познавательную потребность. Отправляйтесь путешествовать на «Север», «В Африку», в «Космос».
На ряду с познавательной проявляется потребность в созидании, ее роль велика в развитии творческого потенциала ребенка. Попросите детей придумать как легче вытащить репку из земли? Если вы организуете игру «Путешествие в цветочную страну»- детям захочется узнать, откуда ветер принес запахи цветов, обязательно им захочется узнать какие цветы растут в этой стране. В игре проявляется познавательный мотив.
Вы должны помнить, что мыслительная деятельность побуждается чаще всего несколькими мотивами одновременно.
Ж.Ж. Руссо писал: «Чтобы язык ума сделался, понятен, заставьте его проходить через сердце». Поэтому когда вы будете создавать ситуацию, требующую от ребенка погружения в проблему, давайте возможность ребенку не только рассуждать по поводу событий, а эмоционально проживать ситуацию, самим находить выход из трудной ситуации. Предложите поиграть в игру «путешествие на необитаемый остров». Предоставьте ребенку право самостоятельно решить данную проблему, как вернуться домой. В таких играх развивается творческое воображение. Проявляется мотив осознания своей значимости.
По мере того, как у детей будет развиваться воображение, нестандартное мышление – они становятся раскрепощенными, уверенные в своих силах, что может иногда привести к завышению самооценки, а также к развитию отрицательных качеств – зазнайства, высокомерия, резкости и даже грубости по отношению к сверстникам и к вам, родителям. Поэтому необходимо прививать культуру общения, поведения, чтобы ребенок овладел искусством установления и поддержания контактов с окружающими его людьми.
Учите детей не перебивать говорящего, терпеливо слушать товарищей, разговаривать друг с другом в приветливой форме.
Вам могут помочь такие задания для детей. Этими заданиями вы научите детей не только быть вежливыми, но и будете развивать творческое воображение.
Примерные задания:
«Как помочь Петушку, спасти его от Лисы?».
Игра «Комплименты».
«Кто лучше?». Использовать содержание мультипликационного фильма «Кто похвалит меня лучше всех». Учите детей хвалить других не за красивую одежду, не за то, что его угостили, не за то, что это его друг, а за поступки.
«Если бы я был волшебником».
«Если бы у меня был ковер-самолет».
«Как спасти Колобка от Лисы?».
Вот такими простыми заданиями развивайте творческое воображение детей.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ