Консультация для воспитателей на тему «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №6»
Консультация для воспитателей
на тему:
«Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»
Консультацию подготовила и провела:
Учитель-логопед
Симонова Елена Валерьевна
Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников
Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных составляющих современного стандарта дошкольного образования и предполагает:
- развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений и ответов на возникшие у него вопросы, решении проблемных ситуаций;
- развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях;
- формирование у ребенка целостной картины мира;
- совершенствование и обогащение речи ребёнка, которая является одним из необходимых условий познания.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
В основе познавательно-речевой деятельности лежит детское любопытство. Это естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Любопытство является источником появления любознательности. Любознательность – это любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое. Любознательность может трансформироваться в познавательный интерес. Под познавательным интересом чаще всего понимается эмоциональная включенность в решение познавательной задачи.
Итак, сделаем вывод: без любопытства нет познания. Как же нам пробудить и удовлетворить детское любопытство? Для этого необходимо проводить разные виды занятий.
Игра.
Как известно, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Если проводить занятия по развитию речи в игровой форме, то интерес к ним у детей растет.
Виды игр могут быть разными: сюжетно-ролевые, игры-соревнования, игры-путешествия и другие. Остановимся поподробнее на сюжетно-ролевых играх.
Повышенное внимание к учебному процессу иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные возможности для развития познавательно-речевой деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Если правильно организовать игру, то мы сможем развивать связную речь детей, обогащать словарный запас и работать над грамматическим строем речи. Например, когда мы проходим тему «Игрушки», можно организовать игру в магазин. В этой ситуации ребенок может примерить на себя роль продавца или покупателя. В теме «Одежда» можно поиграть в «Химчистку», в теме «Профессии» в «Айболита».
Работа по демонстрации действий.
Наблюдения во время прогулки.
Чтение художественной литературы.
Опыты, эксперименты.
Всем известно, что дети обожают экспериментировать. На улице, дома, в детском саду. Так почему бы не использовать их интерес в образовательных целях? Применяя проблемно-поисковый метод обучения, мы даем толчок интеллектуальному развитию ребенка и значительный импульс к речевому развитию. Включая в коррекционную работу занимательные опыты, практические и экспериментальные действия, наблюдения, проблемные ситуации, направленные на развитие поисково-познавательной активности, мы даем толчок к развитию связной речи.
Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это - последовательность мыслей, которые требуют речевого оформления. Новые мысли, возникшие у ребенка в результате поиска, объяснения того или иного факта, рождают у него и новое речевое мышление. И все это требует от ребенка умения подбирать наиболее походящие для выражения данной мысли слова, умение строить синтаксически правильную фразу, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. Желание высказать свою мысль, поделиться осенившей догадкой, выяснить что-то непонятное – все это буквально выплескивается у ребенка в процессе такой работы.
Примеры проблем, предлагаемых для разрешения:
- Будет ли медведь домашним животным, если будет жить дома?
- Почему не делают игрушки из стекла?
- Почему маленькие девочки не носят туфли на каблуках?
Поисковый метод:
- Что будет, если принести сосульку домой?
- Что нужно, чтобы получился звук?
Основные принципы развития познавательной мотивации.
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность.
Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого.
2. Стимуляция любознательности ребенка.
В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).
3. Передача инициативы от взрослого ребенку.
Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность.
Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.
Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ