Консультация для воспитателей "Воспитание заботливого отношения к младшим детям у детей старшего дошкольного возраста"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №48 «Винни - Пух»»

Тукаевского района Республики Татарстан








Консультация для воспитателей

«Воспитание заботливого отношения

к младшим детям

у детей старшего дошкольного возраста»



подготовила

воспитатель I кв. категории

Крещенова Светлана Александровна

















г. Набережные Челны


2011


Формированию заботливого отношения к младшим дошкольникам у старших детей способствуют определенные условия, созданные в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Исследователи Артемова Л.В., Таранова Е.А акцентируют внимание на том, что воспитание у детей чуткого, доброжелательного отношения друг к другу – сложный процесс. Поэтому необходимо развивать у них способность к сопереживанию и переживанию вообще. Сочувствовать – значит понимать чувства и мысли другого человека, переживать то, что переживает он. Эти чувства приходят вместе с дружбой детей. Ведь не только в горе, но и в радости важно сопереживание товарища.

Воспитание сочувствия тесно связывается в книге Виноградовой А.М. с воспитанием у детей доброго отношения к младшим, с заботой о них. Воспитанию у детей нежного и заботливого отношения к малышам способствуют систематически выполняемые поручения: убрать участок младшей группы, построить горку из снега, сделать игрушки, помочь во время одевания на прогулку. Дети старшего возраста с удовольствием выполняют роль гостеприимных хозяев, принимая у себя в группе и на участке малышей, показывая им кукольный театр, организуя весёлые игры с их участием.

В старшей группе создается больше возможностей для воспитания доброжелательного и заботливого отношения к младшим детям. Это обусловливается, прежде всего, тем, что старшие дошкольники начинают осознавать необходимость заботы о маленьких («мы старшие», «малышам нужно помогать», «малыши у нас учатся»).

Большое внимание формам общения старших с маленькими уделяется в книге «Нравственное воспитание» Нечаевой В.Г. Одна из них – когда объединяются все дети обеих групп. Другая форма общения – когда несколько старших детей, раза два- три в неделю в течение 30-40 минут, бывают у малышей. Воспитатель старшей группы продумывает заранее, что будут делать его ребята в младшей группе, во что с ними играть.

Большие возможности разнообразного общения с малышами дает и прогулка, например младшие, собирают шишки, желуди, а старшие делают из них затем игрушки. Большинство старших детей положительно относятся к маленьким. Однако можно наблюдать и другое. «Он маленький, с ним неинтересно», - заявляет старший ребёнок. Но даже подобное проявление недоброжелательного отношения к малышам педагог использует для осознания старшими дошкольниками своих преимуществ перед малышами («Вы сильнее, больше знаете и умеете») и понимания необходимости заботы о них («Они маленькие, им нужна ваша помощь», «Научи малыша, и он будет делать, как ты»).

В общении с малышами старший ребенок оказывается в положении обучающего или помогающего. Это придаёт ему уверенность, но вместе с тем забота старшего иногда принимает форму опеки. Руководство воспитателя и заключается в том, чтобы правильно направить активность старших и не ограничивать их деятельность. Здесь у старших детей воспитывается воля, выдержка, умение отказаться от собственных интересов в пользу младшего. Например, играя в лото или с башенками, кубиками дети без интереса выполняют нежелательные для себя действия, но, осознавая свою роль учителя, они очень ответственно относятся к порученному делу. Сначала воспитатель частенько вмешивается в ход общения, поправляет старшего, учит его, как правильно разговаривать и играть с малышами: «Не хвались, а поучи малыша, как делать, как ты», «Не спеши, малыш за тобой не поспевает».

Старший должен понимать, что малыш слабее его, нуждается в его защите и помощи. Он должен осознавать, что обидеть маленького, беззащитного ребенка – это бессердечно, жестоко. Чувство доброты по отношению к малышам воспитывается постепенно. И старшему дошкольнику уже доставляет радость то, что под его руководством малыш смог самостоятельно натянуть на ноги челки, нарисовать после долгих попыток домик. Своевременное воспитание добрых чувств по отношению к младшим предотвращает появление у детей эгоистических чувств: превосходства, несправедливости. У детей пропадает желание использовать в своих интересах младших братьев и сестёр, отнимать у них все лучшее, обижать их. Зато желание помогать малышам, общаться с ними становится постепенно внутренней потребностью, привычкой старших дошкольников.

Педагог должен создать такие условия, чтобы ребёнок мог самостоятельно проявить свою доброту, отзывчивость, чуткость по отношению к малышу. Но если ребёнок привык к тому, что всё за него делают взрослые – воспитатель или родители, пробуждающиеся чувства эти быстро угасают и он остаётся равнодушным к тому, что происходит вокруг. Например, у кого-то из малышей беда. Старший, вместо того, чтобы помочь, или молча, наблюдает за происходящим, или бежит сообщить о случившемся взрослому. Как же должен поступить воспитатель, заметив случай несправедливого или просто равнодушного отношения старших к маленьким?

Так педагог заставляет ребят испытывать чувство стыда, угрызения совести, сожаления по поводу случившегося. Чтобы настроить детей определенным образом, вызвать у них определенную реакцию, взрослые должны сами эмоционально реагировать, показывать свое отношение к происходящему. И дети «заражаются» эмоциями окружающих их людей. Чувство доброты, любовь, которую сначала дети проявляют только к своим близким, постепенно распространяется и на других людей. Чтобы так было, воспитатель должен учить дошкольников заботиться не только о родителях, младших братьях и сестрах, но и об окружающих их «чужих людях». Он может предложить детям придумать, что нужно сделать, чтобы доставить больному радость, как помочь тем, кто попал в беду.

В данном случае большую помощь воспитателю окажет художественная литература, те произведения, в которых рассказывается об отзывчивости детей, сострадании, заботе их об окружающих людях.

Возникающие у детей добрые чувства необходимо поддерживать, развивать, предоставляя ребенку возможность действовать. В противном случае чувства дошкольников быстро угасают, и вся проводившаяся взрослыми ранее воспитательная работа не принесет ожидаемых результатов. Педагог должен позаботиться о том, чтобы этические представления, полученные детьми при чтении художественной литературы, нашли отражение в их жизни. Но делать это надо достаточно гибко, умело. Формальный, прямолинейный подход иногда дает отрицательный результат, вызывает озлобленность.

Таким образом, в основе формирования заботливого и доброжелательного отношения к малышам – организация совместной деятельности детей под руководством взрослого; организация опыта заботы о младших с постепенным расширением обязанностей.

Методы и приёмы, используемые педагогом для воспитания у детей гуманных чувств, должны способствовать развитию их эмоциональности, умению видеть человека в каждом конкретном случае, понимать его внутреннее состояние и соответственно менять своё поведение.

Сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, отказе от своего личного в пользу другого человека, - одно из первых, пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.

Для приобретения детьми старшего возраста опыта общения с малышами целесообразно включать их в совместную деятельность, утверждает Репина Т.А. Им нужно поручить проведение с малышами подвижных игр, где есть роль ведущего, и сюжетно-ролевых игр.

Репина Т.А. считает, что в ходе подготовительной работы детям нужно рассказать об особенностях младших детей, побуждать проявлять заботу и внимание о них в игре. Закрепляя полученные детьми представления о задачах и способах общения в игре, обучать их применению определенных коммуникативных умений в соответствии с содержанием конкретных игр. Игры такого типа требуют от детей, выполняющих главные роли, достаточно высокой степени владения способами общения. Поэтому в ходе подготовительной работы каждого ребенка нужно учить вежливо пригласить малышей в игру; доброжелательно, понятно для них изложить содержание игры; отдавать распоряжения и поручения не в категоричной форме, а как бы в форме совета; приветливо обращаться к играющим на всем протяжении игры. Обучение такому общению касается и ведущего, организующего игру с малышами, и всех других персонажей данной игры.

Доронова Т.Н. отмечает, что общение старших и младших детей в процессе трудовой деятельности также чрезвычайно важно для формирования личности и тех и других. Педагогам, работающим одновременно с большими и маленькими детьми, следует добиваться, чтобы работа старшего товарища была для малыша образцом. Поэтому воспитатель должен хорошо знать возможности детей, предвидеть чему они смогут подражать, чему способны научить друг друга. Старшие дети могут передать младшим свой, хотя и небольшой, но нужный опыт в области самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Основным условием при этом является их совместная деятельность по выполнению различных поручений и обязанностей. Нужно, однако, иметь ввиду, что при обучении новым трудовым умениям и навыкам первый показ, демонстрация образца, которому надо подражать, должны осуществляться самим воспитателем. Впоследствии, при закреплении освоенного образцом будет служить деятельность умелого ребенка, хорошо владеющего необходимыми навыками. В этом случае он, действуя вместе с младшими товарищами, окажется хорошим помощником педагога и сможет научить малышей тому, чему научился сам.

Занимаясь трудовым воспитанием, педагогам нужно помнить, что дети пяти-шести лет уже хорошо осознают свое положение старших и дорожат им, пишет Гербова В.В. Однако, чтобы это было педагогически оправданным, ценным в воспитательном отношении, необходимо руководство взрослого. Предметом специального внимания педагога должно быть общение детей в процессе их совместной деятельности. Важно знать особенности общения дошкольников разных возрастов, уметь учитывать и предусматривать взаимоотношения, которые могут возникнуть в объединениях детей определенной возрастной группы при выполнении различных трудовых заданий.

Воспитатель должен решать следующие задачи:

1. Вызывать у старших детей интерес к младшим и воспитывать желание заботиться о них;

2. Воспитывать у старших желание общаться с младшими, совместно трудиться, играть, заниматься;

3. Учить детей сотрудничать со сверстниками и младшими;

4.Систематически организовывать совместные трудовые поручения.

Повседневная жизнь в детском саду дает больше возможности для решения поставленных задач. Внимательный педагог всегда заметит, кто из детей отличается дружелюбием, доброжелательностью, проявляет внимание к товарищам, личную инициативу. При этом он должен обязательно оценивать поведение ребенка в присутствии других детей. Оценка той или иной ситуации, в которой взаимодействуют старшие и младшие дети, непременно подскажет ребенку возможные формы, варианты поведения в других подобных ситуациях.

Главное, надо дать детям почувствовать, что помочь другому, более слабому – это хорошо, так поступают добрые, отзывчивые люди, настоящие друзья. Важно чтобы дошкольники обогатили свои знания и чувства, свой практический опыт конкретными примерами поступков, когда и как можно помочь младшему, другому человеку, нуждающемуся в этом.

Для успешного выполнения условий формирования заботливого отношения к младшим дошкольникам у старших детей важно воспитывать положительные чувства и эмоции, утверждает Петроченко Г.Г.

Чувства и эмоции, глубоко затрагивающие ребенка, оказывают огромное влияние на формирование его личности, оставляют след на всю жизнь и часто определяют характер, моральный облик взрослого человека. Воспитателям детских садов необходимо изучать чувства детей. Это позволит им глубоко понимать ребенка, видеть направленность развития его личности, своевременно применять меры по предупреждению нежелательных чувств и эмоций.

На необходимость изучения чувств для понимания личности ребенка справедливо указывал К.Д.Ушинский: «Ни что – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши – не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наше чувствование: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и нашего строя».

Одновременно у детей надо формировать правильный эмоциональный отклик на все, что происходит в окружающей жизни.

Первейшей и неизменной школой чувств является эмоциональная насыщенность жизни детей, отмечает Петроченко Г.Г. Богатую эмоциональную жизнь в группе создает, прежде всего, воспитатель, а в детском саду и в семье – все взрослые люди. Поэтому важно, чтобы воспитатель, все взрослые, имеющие отношение к воспитанию детей, обладали такими качествами, как оптимизм, жизнерадостность, чувство юмора, отзывчивость, доброжелательность, увлеченность работой, умение владеть собой, соизмерять свои реакции со степенью поступка. Все эти качества в процессе продолжительной совместной жизни, продолжительного общения передаются людям. Эмоциональная непоследовательность, при которой одни и те же причины сегодня и завтра вызывают разную реакцию. Всякая неуравновешенность, сентиментальная шумиха, суета порождают в характере детей капризность и такую же неуравновешенность.

По мнению Петроченко Г.Г. могучим средством воспитания чувств и эмоций является природа. Умелое использование природы формирует у детей такие чувства, как отзывчивость, гуманность, доброта, чуткость, бережливость, любовь ко всему живому, к Родине, её людям. Чувства, воспитанные на материале природы, потом переносятся на взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми. Природа для ребёнка - первоисточник знаний. Под воздействием природы у ребёнка становятся более полными и отчетливыми восприятия предметов. На основе ощущений и восприятий развиваются мыслительные способности детей. Непосредственно наблюдая природу, дети легче делают сравнения, узнают простейшие взаимосвязи, зависимости, и закономерности явлений, обобщают свои наблюдения, делают умозаключения, выводы, приобретают прочные знания.

Одной из причин несоответствия у детей поступков и их мотивов является преобладание в практике работы детских садов сложившихся методов словесного объяснения в сочетании с подкреплением правильных поступков одобрением, а неправильных – осуждением, наказанием. При этом воспитатели в большинстве случаев не задумываются над анализом мотивов поступков детей. «Воспитание детей по педагогической системе, разъяснение детям правил – создание условий для упражнений в их выполнении – подкрепление правильных поступков одобрением, а отрицательных – наказанием, осуждением, - подчеркивает Я.З. Неверович, - ведет к тому, что у ребенка начинают складываться черты нравственного формалиста, который знает и умеет хорошо говорить о том, что нужно делать, но в своих поступках руководствуется эгоистическими мотивами. В ряде случаев это приводит к внешнему благополучию в поведении детей. Они в определенной ситуации (при контроле взрослого) выполняют правила, а в целом воспитательный эффект применяемых воздействий весьма низкий».

Таким образом, задача воспитателя состоит в том, чтобы постоянно обогащать детей положительными образцами, побуждающими их к мотивированным социально значимым поступкам

Список использованной литературы

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989 – 96с.

  2. Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.

  3. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1987. – 192с.

  4. Малокомплектный детский сад (старшая разновозрастная группа) / В.В. Гербова, А.Н. Давидчук, Т.Н. Доронова и др.; Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1988. – 271с.

  5. Моральное воспитание дошкольников / Сост.: Л.В.Артемова, Е.А. Таранова. – К.: Рад. шк., 1984. – 136с.

  6. Неверович Я.З. Развитие познавательных и волевых процессов у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1965. – с. 400-401.

  7. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.а. Марковой. – М.: Просвещение, 1978. – 256с.

8. Петроченко, Г.Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Г.Г.Петроченко. / Под ред. А.М. Леушиной. – Минск: Высшая школа, 1982. – 240с.

  1. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы // Избр. пед. соч. В 3-х Т. – Т. 3. – М., 1981.

  2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч. В 3-х Т. – Т. 1. – М., 1979.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ