Конспект урока на тему "Дидактичесике игры с мячом для развития речи детей старшего дошкольного возрста"



Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №97

«Детский сад присмотра и оздоровления»

г. Кемерово















Дидактические игры с мячом для развития речи

детей старшего дошкольного возраста

«Веселый мяч»









Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

Иванова Наталья Леонидовна







г. Кемерово

2011г.

Игры с мячом для развития речи

«Веселый мяч»



1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: «Овощи»

Дети: «Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь».

Взрослый: «Фрукты»

Дети: «Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос».

Взрослый: «Ягоды»

Дети: «Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика».

Взрослый: «Деревья»

Дети: «Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т.д».

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: «Огурец, помидор, репа»

Ребенок: «Овощи»





2. Игра с мячом «Животные и их детеныши», «Человеческие дети - знают всех зверят на свете»

Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч взрослому, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре.

Например. «У медведя - медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок»



3. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик?» или «Кто где живет?» «Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, взрослый задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1.

Взрослый: «Дети, кто живет в дупле?»

Д: «Белка»

В: «Кто живет в скворечнике?

Д: «Скворцы»

Примерные вопросы детям: (Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака. Кто живет в улье? Пчелы. Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк. Кто живет в берлоге? Медведь).

Вариант 2. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге»



4. Игра с мячом «Скажи ласково», «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет слово (например, шар), а ребенок, возвращая мяч, называет слово (шарик).

Примерные слова. (Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики).









5. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе?», «Человек легко находит, что в природе происходит»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч взрослому, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Например. Тема «Весна». Взрослый: «Дети, Солнце — что делает? Светит, греет. Ручьи — что делают? Бегут, журчат. Снег — что делает? Темнеет, тает. Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни. Капель— что делает? Звенит. Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.



6. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение», «Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю»

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Взрослый бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно взрослому.



7. Игра с мячом «Кто как передвигается?», «Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами.

Взрослый: «Летают»

Д: «Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки»

Примерные задания. (Плавают - рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают -змеи, гусеницы, черви. Прыгают - кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы).





8. Игра «Кто, чем занимается?», «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди»

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, взрослый называет профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

В: «Строитель»

Дети: «Строит»

Примерные вопросы: (повар - варит, готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает); художник (рисует) и т.д)

Вариант 2. Взрослый называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

9. Игра «Горячий — холодный», «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов - антонимов.

Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный»), «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое — с противоположным значением.

В: «Горячий»

Дети: «Холодный»

Например. (Хороший - плохой; умный - глупый ; веселый - грустный; острый - тупой; гладкий - шероховатый; легкий - тяжелый; глубокий - мелкий; светлый - темный; добрый - злой; радостный - печальный; быстрый - медленный; частый - редкий; мягкий - твердый; ясный- пасмурный; высокий - низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

10. Игра «Лови, да бросай — цвета называй», «Что у нас какого цвета — мы расскажем вам об этом»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

В: «Красный»

Дети: «Мак, огонь, флаг»

Например. (Оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила;  фиолетовый - слива, сирень, сумерки)

11. Игра «Третий лишний», «Четвертый лишний», «Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например. (Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово)



12. Игра «Чья у зверя голова?», «Подскажи скорей слова, чья у зверя голова»

Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных.

Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова...», а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «...воронья».

Например. (У рыси - голова рысья; у рыбы — рыбья; у кошки — кошачья; у сороки — сорочья; у зайца — заячья; у кролика — кроличья; у верблюда — верблюжья; у лошади — лошадиная; у утки — утиная; у лебедя — лебединая; у оленя — оленья; у лисы — лисья; у собаки — собачья; у птицы — птичья; у овцы — овечья; у белки — беличья; у медведя — медвежья; у тигра — тигриная; у курицы — куриная; у голубя — голубиная; у орла — орлиная.





13. Игра «Что бывает круглым?», «Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, взрослый задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч взрослому.

Примерные вопросы:

  • 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...)

  • 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...)

  • 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...)

  • 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...)

  • 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...)

  • 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...)

  • 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...)

  • 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...)

  • 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...)

  • 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...)

  • 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

  • 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...)

14. Игра «Один — много», «Мы волшебники немного, был один, а станет много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры. Взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Например. Стол – столы, двор — дворы нос — носы, гора — горы, нора — норы, мост —мосты, дом — дома, глаз — глаза, луг — луга, город — города, провод — провода, холод — холода, день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы, ухо — уши, стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки, кусок — куски, кружок — кружки, дружок — дружки, прыжок — прыжки, утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.

15. Игра «Веселый счет», «Сколько их — всегда мы знаем, хорошо мы все считаем»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...). Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных.

Например. Один стол - пять столов, один слон - пять слонов, один шкаф - пять шкафов, один гусь - пять гусей, один лебедь - пять лебедей, один журавль - пять журавлей, одна гайка - пять гаек, одна майка - пять маек, одна шишка - пять шишек, один утенок - пять утят, один гусенок - пять гусят, один цыпленок - пять цыплят, один заяц - пять зайцев, один палец - пять пальцев, одно платье - пять платьев, одна шапка - пять шапок, одна перчатка - пять перчаток, одна банка - пять банок, одна рукавица - пять рукавиц.



16. Игра «Хорошо — плохо», «Мир не плох и не хорош — объясню, и ты поймешь»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Ведущий: «Дождь»

Дети: «Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Пример. (Город - хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно)

Вариант. «Нравится, не нравится» (о временах года).










17. Игра «Вчера, сегодня, завтра», «То что было, то, что будет, каждый помнит — не забудет»

Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры. Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему отвечают на вопросы.

Вариант. Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.



18. Игра «Лови, бросай, дни недели называй», «В календарь не зря глядели — все мы помним дни недели»

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда...» Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели.

19. Игра «Месяцы и их последовательность», «Месяц к месяцу встает — каждый всех их назовет»

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры. Дети и взрослый встают в круг. Взрослый с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.





20. Игра «Что за чем?», «Что за чем у нас идет - каждый год и круглый год?»

Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов. «Весна. А что за нею?» «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»



21. Игра «Кто кем был?», «Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Х
од игры. Ведущий, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — тканью, ботинки — кожей.









31. Игра «Кто кем будет?», «Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом»

Цель: развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа.

Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

Список используемой литературы

1. Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук «Мяч и речь».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ