Мастер - класс "Социоигровая технология в ДОУ"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 «РОМАШКА»



г. Шарыпово Красноярского края




Мастер – класс


Социоигровая

технология в ДОУ.









Материал занятия рассчитан на детей в возрасте 6 -7 лет


по разделу «Ребенок и окружающий мир»













Воспитатель –

Демченко Татьяна Николаевна


Цель: Обучение участников мастер-класса применению социоигровой технологии в условиях регламентированной деятельности педагога и воспитанников.

Задачи:

  1. Научить участников мастер-класса приемам и методам применяемым в социоигровой технологии.

  2. Повысить уровень методической и теоретической подготовки воспитателей-участников мастер-класса.

  3. Вызвать у участников интерес к социоигровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.



Основные этапы мастер-класса


Содержание

Комментарии

  1. Вступительное слово

(презентация педагогического опыта, представление системы занятий в режиме социоигровой технологии)

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания, утвержденной Комитетом СССР по народному образованию в июле 1989 года, качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше.

Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом- тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:

  • цель: вооружить знаниями, умениями и навыками; привить послушание;

  • взгляд на ребенка как на объект;

  • способы общения: наставления, наказания, нотации, окрик;

  • в центре педагогического процесса фронтальные формы работы с детьми;

  • результат: взаимное отчуждение взрослых и детей.

Личностно-ориентированная модель составляет альтернативу первой модели.

Признаки: -

позиция воспитателя: «Не рядом и не над, а вместе!»;

  • цель: содействие становлению ребенка как личности ( развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования, развитие индивидуальности;

  • знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка;

  • тактика общения - сотрудничество;

  • позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества;

  • взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям);

  • игра является основной формой организации детской жизни.



Для перехода на личностно-ориентированную модель общения с ребенком необходима соответствующая педагогическая технология, которая будет являться одним из условий для такого общения.

Мне более близка социоигровая технология воспитания и обучения.

Задача воспитателя в рамках данной технологии состоит в том, что бы вооружить детей не только знаниями, но и навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими.

В соответствии с п.4 ст.14 Закона РФ «Об образовании» - … « содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, … способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».

Эти задачи помогает решать социоигровая технология.

Кроме того, она позволяет создать на занятиях условия для удовлетворения потребности ребенка в двигательной активности, что крайне важно в дошкольном возрасте.

С этой точки зрения она представляется мне достаточно перспективной.

Результаты применения социоигровой технологии в моей практической деятельности вижу в положительной динамике усвоения детьми программного материала, в снижении общей заболеваемости, а так же в развитии коммуникативных навыков (все диаграммы представлены в динамике за последние три года).

  • Сформировать знания, умения и навыки в соответствии с базовой программой; качество усвоения программного материала

2007 – 2008 учебном году показатель высокого уровня составил 57%; низкого – 43% - младшая группа.

2008 – 2009 учебном году соответственно 62% и 38% - средняя группа.

2009 – 2010 учебном году 93% и 7% - старшая группа.

20010– 2011(февраль) учебном году 98.3% и1.7% - подготовительная группа.

  • Снизить заболеваемость

  • 2007 – 2008у.г. с 45% до32%

  • 2008-2009 у.г. с 32% до 28%

  • 2009 -2010 у.г. с 28% до 14%

  • 2010 – 2011(март) с 14% до 8%


  • Повысить уровень развития коммуникативных навыков общения (стремление к общению, инициативности общения, легкости вступления в контакт, широты круга общения, устойчивости общения, выразительности общения)


  • 2008-2009 - у.г В.У.– 28,5; С.У. – 0%; Н.У.– 71,5%;

  • 2009 -2010 – у.г.В.У. – 85,7; С/у – 0%; Н/у – 14,3%;

  • 2010 – 2011 (март) В.У. – 97,7; С.У. – 0%; Н.У. – 2,3%




  1. Основная часть (имитационная игра)

  1. Организационный момент (педагогическая техника «ритуал начала занятия»):



(Стоя в кругу, взявшись за руки)

«Мы одной планеты дети:

Все друзья, одна семья.

Дружбе нет преград на свете,

Дружба – это ты и я!»



Техника «ритуал начала занятия» позволяет значительно сократить время «вхождения» детей в занятие, настроить их на работу и дать позитивную установку на конструктивное общение.


Затем дети совместно с воспитателем договариваются о правилах, которые они должны будут выполнять в ходе работы.




О знакомых правилах не обязательно напоминать детям в начале каждого занятия.

Можно выбирать из целого ряда наиболее важные правила.

Воспитатель: Ну что ж, замечательно. Давайте сядем рядком, да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси, как сейчас живем, какие правила, традиции соблюдаем. Вот вы сейчас вошли в группу и сказали гостям «Здравствуйте!». А что это за слово такое? Почему мы каждый день говорим его при встрече друг другу? Дети: - Встречаясь, люди желают здоровья друг другу.

Воспитатель: - Вот оно какое слово! Наполнено заботой о родных и знакомых людях. Поэтому и говорить его надо не торопясь, ласковым голосом и смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. А какими словами я вас встретила?

Дети: - Милости прошу.

Воспитатель: - Как вы понимаете эти слова?

Дети обсуждают, просьба быть милыми, ласковыми, вежливыми по отношению к хозяевам, друг к другу. Пусть в этом доме всем будет хорошо.

Воспитатель: - Вот они какие умные и важные наши русские приветствия. Все это не просто слова, а добрые пожелания. Хозяйка гостей в дом приглашает, в красный угол усаживает. А что это за место такое в доме – красный угол? Почему его красным называют?

Дети: Это самое светлое, самое солнечное место. Здесь всегда иконы висели, стол с лавками стоял. На стол хозяйка угощение подавала. Поговорка такая есть: «Гость в дом – что есть на стол».

Воспитатель: В богатых домах угощение побогаче было, в бедной – попроще, а уж хлеб да соль в каждом доме были. Русский народ так и называют – хлебосольный. «Дай Бог тому, кто в нашем дому, добрым хозяюшкам, дорогим гостям, милым детушкам. Надели нас Господь и житьем и здоровьицем!» - вот с такими пожеланиями потчевали хозяева гостей.



2.

А теперь давайте попробуем прочитать тему нашего занятия. Я буду показывать вам буквы поочередно, а вы попробуете прочитать. Читать нужно про себя, а ответ каждый из вас шепнет мне «на ушко». Если ответ правильный, я дам вам знать каким-либо образом.





3. Воспитатель: Итак, тема нашего занятия «Становление Руси».

Таким образом устанавливается невербальный контакт с детьми.




Во время выполнения этого задания читающие дети закрепляют навыки чтения, а у остальных детей появляется интерес к чтению. Дети имеют возможность учиться друг у друга.


4. Деление на микрогруппы

Воспитатель: Разделитесь на компании в зависимости от того в какое время года вы родились.

Выберите удобное место для работы.

Работа в микрогруппах учит детей самостоятельно добывать знания, конструктивно общаться друг с другом и с взрослым

5. Выбор посыльного:

Посыльным ко мне отправьте того, у кого в одежде есть хотя бы один элемент русского народного костюма

Воспитатель «на ушко» шепчет задание. Задача посыльного - правильно донести задание до детей микрогруппы. Это развивает память и речь дошкольников, повышает ответственность за порученное дело.

6.Задание компаниям:

1комп. – Вспомнить и рассказать докучную сказку

2 комп. – Вспомнить и рассказать считалку

3 комп. – Вспомнить и рассказать потешку

4 комп. – Вспомнить и провести русскую народную игру.



7. Физминутка.

Игра «Человек-человеку»

Стоя в парах лицом друг к другу, дети выполняют задания ведущего: «локоть к локтю, колено к колену и т. д.» На сигнал «человек - к человеку» -пары меняются друг с другом.

Физминутка является обязательной составной частью занятия.

Она поможет вам не только повысить двигательную активность детей, но и создать положительно окрашенную эмоциональную атмосферу.

8. Деление на микрогруппы.

По разрезным картинкам «Древние племена».

Посыльный: тот, кого могли бы избрать вождем племени.


9. Задание

Построить городище и объяснить значение названия племени живущего в нем.

Это задание позволяет выявить уровень имеющихся у детей знаний, являющихся основой для открытия нового знания.

Древние русские имена часто являлись характеристиками людей, давались человеку как примета, по которой его нужно было выделить из семьи родственников: Храбр, Смеян, Чернавка…


10. Смена посыльного:

Посыльным отправьте того, кому можно дать характеризующее его старинное имя.


Задание компаниям:

1комп. Спеть одну строчку песни, в которой звучит имя.

2комп. Какие географические объекты названы именами людей

3комп. Что означает Ваше имя и кого из великих тезок Вы знаете?

Первое задание тренирует память, развивает диалогическую речь, коммуникативные навыки и артистизм.

Второе и третье задания повышают интерес к истории возникновения имен и к истории своей страны.


9.Подведение итога занятия

Понравилось ли вам занятие? (Чем?)

Что нового вы узнали сегодня?

Что еще вы хотели бы узнать по этой теме?

Какие затруднения испытывали?








На рисунках:





Слева – племя кривичей

Справа - поляне

























Слева – северяне,

Справа -

Древляне










Список используемой литературы:


В.И.Натарова «Моя страна» г. Воронеж «Аркти» 2005г


Н.Б. Кутьина «Ребенок в ХХI веке. Воспитание культурой.» С – Петербург «Детство – Пресс» 2004г

О.Л. Князева М. Д .Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» С – Петербург «Детство – Пресс» 2006г


Г.Н. Данилина «Дошкольнику об истории и культуре России» Москва 2005г


М.Ю.Новицкая « Патриотическое воспитание в детском саду» Москва 2003г



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ