Проект "Волшебный мир общения"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 15 г. Шарыпово
Проект
Волшебный мир общения
Автор проекта:
воспитатель 1 квалификационной категории
Тагачакова Надежда Анатольевна
Актуальность темы.
Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общения или коммуникативные способности необходимо развивать с раннего возраста.
Коммуникативные способности включают в себя:
желание вступать в контакт;
умение организовать общение;
знание норм и правил при общении.
Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – это один из показателей отклонения в развитии. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Успех социально-эмоционального развития детей зависит от:
эмоционально комфортного климата в группе;
содержательного личностно- ориентированное взаимодействия воспитателя с детьми;
участия воспитателя в делах и проблемах детей;
умения поддержать инициативу детей и побуждения их к проявлению добрых чувств.
В процессе работы с детьми, мы обратили внимание, на то, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью, некоторые дети проявляют агрессию по отношению к одногруппникам, имеются застенчивые и замкнутые дети.
Результаты диагностики, направленной на выявление проблем в развитии коммуникативных навыков общения, эмоциональной сферы, показали, что в группе
-50% детей с высоким уровнем развития коммуникативных навыков общения,
-50% детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков общения;
-10% детей с высокой степенью агрессии,
-35% детей со средней степенью агрессии,
-20% детей с низкой степенью агрессии.
У 35% детей отсутствует агрессия
Исходя из представленных результатов, возникла необходимость создания проекта, который бы позволил решить вышеперечисленные проблемы.
Цель проекта: развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме общения;
подобрать диагностический инструментарий для диагностики эмоционального состояния и коммуникативной деятельности детей;
разработать и внедрить программу мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы детей;
повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения;
учить детей применять полученные знания в повседневной жизни;
осуществлять индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы;
осуществлять мониторинг развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Предметом проекта является: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой проекта является предположение о том, что коррекционная работа, направленная на формирование коммуникативных навыков общения, эмоционально-личностной способствует повышению следующих показателей общения: стремление к общению, инициативности общения, легкости вступления в контакт, широты круга общения, устойчивости общения, выразительности общения, снижению уровня агрессивности.
Реализация проекта
В подготовке и реализации проекта принимали участие 20 воспитанников старшего дошкольного возраста МБДОУ №15 «Ромашка» г. Шарыпово и их родители, воспитатели и психолог.
Содержание работы включает практические и творческие дела. Продолжительность проекта –2 учебных года.
В работе использованы следующие методы:
Анализ теоретических источников;
Сбор эмпирических данных (тестирование, анкетирование);
Метод качественной и количественной обработки.
Ожидаемый результат:
снизить детскую конфликтность,
наладить дружеские взаимоотношения между детьми,
создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе,
обогатить опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.
Содержание деятельности по реализации проекта.
Этапы работы
Мероприятия
Сроки, ответственный
1-й этап Подготовительный
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения;
Сентябрь, октябрь 2008г.
Психолог, воспитатели
Подборка диагностического инструментария для диагностики эмоционального состояния и коммуникативной деятельности детей;
Сентябрь, октябрь
Участники проекта
Диагностика родителей;
Диагностика детей;
Октябрь
психолог, воспитатели
Разработка программы мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков общения у детей;
Сентябрь - октябрь психолог, воспитатели
2-й этап
Основной
Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, круглые столы)
В течение года психолог, воспитатели
Формирование коммуникативных навыков общения у детей, развитие эмоциональной сферы через:
Занятия;
Беседы;
Игровая деятельность, активизирующая общение;
Обыгрывание проблемных ситуаций;
Экскурсии;
Чтение художественной литературы;
Викторины.
Включение в режимные моменты различные мероприятия:
(ритуал утреннего приветствия, ритуал начала и завершения занятий)
Осуществлять мониторинг развития коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста,
Коммуникативные игры
Воспитатели
3-этап Заключительный
Подведение итогов по реализации проекта
Апрель 2010 года
Содержание работы по развитию коммуникативных навыков общения у детей в течение недели.
Дни недели.
Утро
Занятия
Прогулка
Вечер
понедельник
Ритуал приветствия.
Беседа, направленная на развитие уверенности в себе
( О.Л. Князева).
Ритуал начала и окончания занятий.
Подвижные игры,
активизирующие общение.
Сюжетно-ролевые игры
Театрализованные игры.
Сюжетно-ролевые игры
вторник
Ритуал приветствия.
Игры малой подвижности, активизирующие общение
Ритуал начала и окончания занятий.
Подвижные игры, активизирующие общение.
Экскурсия.
Чтение художественной литературы.
Сказкотерапия.
Сюжетно-ролевые игры
среда
Ритуал приветствия.
Беседа на развитие чувств , желаний, взглядов
( О.Л. Князева).
Ритуал начала и окончания занятий.
Занятие на развитие коммуникативных навыков
( психолог)
Подвижные игры, активизирующие общение.
Игры соревновательного характера.
Прослушивание музыки.
Сюжетно-ролевые игры.
Индив-е консультации с родителями
четверг
Ритуал приветствия.
Игры м\п активизирующие общение.
Ритуал начала и окончания занятий
Подвижные игры, активизирующие общение.
Сюжетно-ролевые игры
Беседы о культуре поведения.
( С.О. Николаева)
Сюжетно-ролевые игры
пятница
Ритуал приветствия.
Беседа, направленная на развитие социальных навыков
( О.Л. Князева).
Ритуал начала и окончания занятий.
Занятие на развитие коммуникативных навыков общения
(воспитатель)
Подвижные игры, активизирующие общение.
Игры соревновательного характера
Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры .
Индивидуальные консультации с родителями
Работа с родителями.
родительские собрания;
педагогические консультации с родителями (индивидуальные, общие);
целевые посещения детей в семье;
дни открытых дверей;
опросные методы (анкеты, тесты);
ролевые, спортивные игры с родителями;
использование информационных стендов, папок-передвижек.
Взаимодействие со специалистами.
Свою работу осуществляла в тесном контакте с узкими специалистами ДОУ: совместное планирование деятельности, обмен информацией, подбор диагностического инструментария.
-Психологом. Помогла подобрать литературу по данной теме, систематизировать работу, составить диагностические таблицы, еженедельно проводила занятия, игры с детьми.
-Инструктор по физвоспитанию включала в свои занятия подвижные игры, активизирующие общение, игры соревновательного характера.
-Музыкальный руководитель подобрала классические произведения для детей, спокойную музыку для релаксации.
-Медицинские работники проводят с гиперактивными, агрессивными детьми расслабляющий массаж, фитотерапию.
Таким образом, осуществляя работу по проекту мне удалось:
снизить детскую конфликтность,
наладить дружеские взаимоотношения между детьми,
создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе,
обогатить опыта детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.
о чем свидетельствуют результаты диагностики в динамике за последние четыре года.
Результаты диагностики развития общения детей:
2008-2009 уч. год
начало года:
высокий уровень – 50%
средний уровень - 0 %
низкий уровень – 50%
2009-2010 уч. год
конец года:
высокий уровень – 95%
средний уровень - 5%
низкий уровень – 0%
Результаты диагностики агрессивности
2008-2009 уч. год
начало года:
высокая степень – 10% человека
средняя степень - 20% человек
низкая степень – 70% человек
2009-2010 уч. год
конец года:
высокая степень– 0%
средняя степень - 5%
низкая степень – 95%
Считаю, что обобщенный и апробированный мной опыт работы можно использовать для решения проблем в развитии эмоциональной сфере детей, а также для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.
Используемая литература:
Лопатина, М. Скребцова
«Ступени мудрости .50 уроков о добрых качествах», М: «Амрита – Русь», 2008г.
Чернецкая Л.В. « Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»,
М: «Феникс» , 2005г.
Арушанова А. «Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы», // Дошкольное воспитание – 1998г. - № 6, 8,11,12
Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»,
//Вопросы психологии. -1966г. № 6;
О. Л Князева « Я, ТЫ, МЫ», М: «Мозаика-Синтез», 2005г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ