Проект "Волшебный мир общения"



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 15 г. Шарыпово












Проект

Волшебный мир общения











Автор проекта:

воспитатель 1 квалификационной категории

Тагачакова Надежда Анатольевна







Актуальность темы.

Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из задач, стоящих перед педагогами ДОУ – помочь ребенку разо­браться в сложном мире взаи­моотношений со сверстниками и взрослыми.

Способность общения или коммуникативные способности необходимо раз­вивать с раннего возраста.

Коммуникативные способности включают в себя:

  • желание вступать в контакт;

  • умение организовать общение;

  • знание норм и правил при общении.

Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспита­телями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Значение взаи­моотношений с окру­жающими огромно, и их нарушение – это один из пока­зателей отклонения в разви­тии. Ребенок, который мало общается со сверст­никами и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уяз­вленным, отвергнутым. Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнуто­сти. Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстни­ками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Успех социально-эмоциональ­ного развития детей зависит от:

  • эмоционально комфортного климата в группе;

  • содержательного личностно- ориентированное взаимодействия воспитателя с детьми;

  • участия воспитателя в делах и проблемах детей;

  • умения поддержать инициативу детей и побуждения их к проявлению добрых чувств.

В процессе работы с детьми, мы обратили внимание, на то, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладе­нии ком­муникативной деятельностью, некоторые дети проявляют агрессию по отношению к одногруппникам, имеются застенчивые и замкнутые дети.

Результаты диагностики, направленной на выявление проблем в развитии коммуникативных навыков общения, эмоциональной сферы, показали, что в группе

-50% детей с высоким уровнем развития коммуникативных навыков общения,

-50% детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков общения;

-10% детей с высокой степенью агрессии,

-35% детей со средней степенью агрессии,

-20% детей с низкой степенью агрессии.

У 35% детей отсутствует агрессия

Исходя из представленных результатов, возникла необходимость создания проекта, который бы позволил решить вышеперечисленные проблемы.











Цель проекта: развитие эмоциональной сферы и коммуникативных навыков общения для создания благоприятной атмосферы в детском коллективе.

Задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме общения;

  • подобрать диагностический инструментарий для диагностики эмоционального состояния и коммуникативной деятельности детей;

  • разработать и внедрить программу мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы детей;

  • повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения;

  • учить детей применять полученные знания в повседневной жизни;

  • осуществлять индивидуальный подход к детям с различными особенностями в развитии эмоциональной сферы;

  • осуществлять мониторинг развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Предметом проекта является: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотезой проекта является предположение о том, что коррекционная работа, направленная на формирование коммуникативных навыков общения, эмоционально-личностной способствует повышению следующих показателей общения: стремление к общению, инициативности общения, легкости вступления в контакт, широты круга общения, устойчивости общения, выразительности общения, снижению уровня агрессивности.

Реализация проекта

В подготовке и реализации проекта принимали участие 20 воспитанников старшего дошкольного возраста МБДОУ №15 «Ромашка» г. Шарыпово и их родители, воспитатели и психолог.

Содержание работы включает практические и творческие дела. Продолжительность проекта –2 учебных года.

В работе использованы следующие методы:

  1. Анализ теоретических источников;

  2. Сбор эмпирических данных (тестирование, анкетирование);

  3. Метод качественной и количественной обработки.

Ожидаемый результат:

  • снизить детскую конфликтность,

  • наладить дружеские взаимоотношения между детьми,

  • создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе,

  • обогатить опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.














Содержание деятельности по реализации проекта.

Этапы работы

Мероприятия

Сроки, ответственный

1-й этап Подготовительный

  • Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме общения;

Сентябрь, октябрь 2008г.

Психолог, воспитатели

  • Подборка диагностического инструментария для диагностики эмоционального состояния и коммуникативной деятельности детей;

Сентябрь, октябрь

Участники проекта

  • Диагностика родителей;

  • Диагностика детей;

Октябрь

психолог, воспитатели

  • Разработка программы мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков общения у детей;


Сентябрь - октябрь психолог, воспитатели

2-й этап

Основной


  • Повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения (родительские собрания, консультации, круглые столы)


В течение года психолог, воспитатели


Формирование коммуникативных навыков общения у детей, развитие эмоциональной сферы через:

  • Занятия;

  • Беседы;

  • Игровая деятельность, активизирующая общение;

  • Обыгрывание проблемных ситуаций;

  • Экскурсии;

  • Чтение художественной литературы;

  • Викторины.

  • Включение в режимные моменты различные мероприятия:

(ритуал утреннего приветствия, ритуал начала и завершения занятий)

  • Осуществлять мониторинг развития коммуникативных навыков общения у детей старшего дошкольного возраста,

  • Коммуникативные игры








Воспитатели

3-этап Заключительный


Подведение итогов по реализации проекта

Апрель 2010 года




Содержание работы по развитию коммуникативных навыков общения у детей в течение недели.

Дни недели.

Утро

Занятия

Прогулка

Вечер

понедельник

Ритуал приветствия.

Беседа, направленная на развитие уверенности в себе

( О.Л. Князева).

Ритуал начала и окончания занятий.

Подвижные игры,

активизирующие общение.

Сюжетно-ролевые игры

Театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые игры

вторник

Ритуал приветствия.

Игры малой подвижности, активизирующие общение

Ритуал начала и окончания занятий.

Подвижные игры, активизирующие общение.

Экскурсия.

Чтение художественной литературы.

Сказкотерапия.

Сюжетно-ролевые игры

среда

Ритуал приветствия.

Беседа на развитие чувств , желаний, взглядов

( О.Л. Князева).

Ритуал начала и окончания занятий.

Занятие на развитие коммуникативных навыков

( психолог)

Подвижные игры, активизирующие общение.

Игры соревновательного характера.

Прослушивание музыки.

Сюжетно-ролевые игры.

Индив-е консультации с родителями

четверг

Ритуал приветствия.

Игры м\п активизирующие общение.


Ритуал начала и окончания занятий

Подвижные игры, активизирующие общение.

Сюжетно-ролевые игры

Беседы о культуре поведения.

( С.О. Николаева)

Сюжетно-ролевые игры

пятница

Ритуал приветствия.

Беседа, направленная на развитие социальных навыков

( О.Л. Князева).


Ритуал начала и окончания занятий.

Занятие на развитие коммуникативных навыков общения

(воспитатель)


Подвижные игры, активизирующие общение.

Игры соревновательного характера

Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры .

Индивидуальные консультации с родителями

Работа с родителями.

  • родительские собрания;

  • педагогические консультации с родителями (индивидуальные, общие);

  • целевые посещения детей в семье;

  • дни открытых дверей;

  • опросные методы (анкеты, тесты);

  • ролевые, спортивные игры с родителями;

  • использование информационных стендов, папок-передвижек.











Взаимодействие со специалистами.

Свою работу осуществляла в тесном контакте с узкими специалистами ДОУ: совместное планирование деятельности, обмен информацией, подбор диагностического инструментария.

-Психологом. Помогла подобрать литературу по данной теме, систематизировать работу, составить диагностические таблицы, еженедельно проводила занятия, игры с детьми.

-Инструктор по физвоспитанию включала в свои занятия подвижные игры, активизирующие общение, игры соревновательного характера.

-Музыкальный руководитель подобрала классические произведения для детей, спокойную музыку для релаксации.

-Медицинские работники проводят с гиперактивными, агрессивными детьми расслабляющий массаж, фитотерапию.



Таким образом, осуществляя работу по проекту мне удалось:

  • снизить детскую конфликтность,

  • наладить дружеские взаимоотношения между детьми,

  • создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе,

  • обогатить опыта детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.

о чем свидетельствуют результаты диагностики в динамике за последние четыре года.

Результаты диагностики развития общения детей:
2008-2009 уч. год
начало года:
высокий уровень – 50%
средний уровень - 0 %
низкий уровень – 50%
2009-2010 уч. год
конец года:
высокий уровень – 95%
средний уровень - 5%
низкий уровень – 0%

Результаты диагностики агрессивности
2008-2009 уч. год
начало года:
высокая степень – 10% человека
средняя степень - 20% человек
низкая степень – 70% человек
2009-2010 уч. год
конец года:
высокая степень– 0%
средняя степень - 5%
низкая степень – 95%

Считаю, что обобщенный и апробированный мной опыт работы можно использовать для решения проблем в развитии эмоциональной сфере детей, а также для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.





Используемая литература:

Лопатина, М. Скребцова

«Ступени мудрости .50 уроков о добрых качествах», М: «Амрита – Русь», 2008г.

Чернецкая Л.В. « Развитие коммуникативных способностей у дошкольников»,

М: «Феникс» , 2005г.

Арушанова А. «Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы», // Дошкольное воспитание – 1998г. - № 6, 8,11,12

Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»,

//Вопросы психологии. -1966г. № 6;

О. Л Князева « Я, ТЫ, МЫ», М: «Мозаика-Синтез», 2005г.


7


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ