Интегрированные занятия по художественно-эстетическому развитию детей до 3 лет. Кружок "Я сам!"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников № 7 «Рябинушка»

г. Набережные Челны Республика Татарстан



Кружок «Я сам!»

Интегрированные занятия по художественно-эстетическому развитию малышей до 3-х лет






















Подготовили:

Капустина Ольга Дмитриевна,

Старший воспитатель МБДОУ № 7,

Тришина Наталья Александровна

воспитатель МБДОУ № 7







2011 год

Ребенок - это факел, который надо зажечь,

а не сосуд, который нужно заполнить»

Рабле

Для самых маленьких непосед в ДОУ организован кружок по художественно-эстетическому развитию «Я сам!». Кружок существует в МДОУ №7 «Рябинушка» не один год. В нем занимаются малыши, не посещающие ДОУ, в возрасте до 3 лет вместе с мамами. Совместные занятия мамы и ребенка – это одно из условий и особенностей данного кружка. Другая особенность – это методика проведения занятий.

Как известно ранний возраст характеризуется активным формированием сенсорных эталонов, развитием восприятия и ощущений. Сенсорное развитие малышей включает в себя формирование мышления, речи, памяти, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Осуществляется оно в процессе игр-занятий, совместной деятельности взрослых и малышей, во время прогулок, в процессе ухода за ребенком. Большое значение для развития малыша имеет правильно организованная среда и занятия для самых маленьких. Исходя из вышесказанного, все занятия в кружке построены с учетом особенностей раннего возраста и направлены на развитие восприятия, речи, мышления. Талантливые дети вырастают вовсе не из-за раннего освоения чтения, грамоты и математики, а благодаря созданию условий, которые помогут ему раскрыться. В создании программы для данного кружка мы опирались на концепцию эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанную Т.С.Комаровой, в основе которой лежит принцип интеграции искусств и – взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусства и художественно-творческая деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Используем интегрированные занятия и развлечения, в которых системообразующим стержнем является художественный образ, тема, событие, жанр искусства, настроение. Группа детей посещающих эти занятия разделена на две подгруппы: малыши до 2-х лет и с 2-х до 3-х лет. В течение года с малышами до 2-х лет занимается воспитатель, который будет на следующий год набирать первую младшую группу. А с детьми от 2-х лет до 3-х лет занимается воспитатель, который будет вести вторую младшую группу. Это связанно с тем, что в нашем детском саду воспитатели берут детей со второй младшей группы и ведут их до выпуска в школу, то есть в течение 4-х лет. Таким образом, дети и родители знакомятся с педагогом еще до поступления в дошкольное учреждение. Такой подход помогает показать родителям воспитателя, как высокопрофессионального, мудрого, тактичного, доброго педагога. Занятия в кружке проводятся один раз в неделю. Занятие построено так, что разные части проводятся в разных кабинетах: рисование и лепка в изобразительной студии, музыкальные минутки в музыкальном зале, игры в кабинете по ПДД или в физкультурном зале. Для занятий собран необходимый материал, дидактические пособия, рабочая одежда и специальные столы для самых маленьких. Занятия носят интегрированный характер. Самые длительные части от 3 до 5 минут это лепка и рисование, остальные – от 1 до 3 минут. В целом продолжительность занятий не превышает 20 минут, что соответствует требованиям СанПиНа к организации кружковой работы в ДОУ. В структуре занятий органично сочетаются и сменяются различные виды детской деятельности, что способствует всестороннему развитию маленьких непосед. На наших занятиях работа с детьми направлена на развитие восприятия через все виды ощущений: тактильных, слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых.

Структура занятия:

  1. Вводная часть: приветствие, эмоциональная минутка: пальчиковая гимнастика, или психогимнастика, или малоподвижная игра

  2. Основная часть: умная минутка, лепка, музыкальная минутка, рисование.

  3. Заключительная часть: мокрая минутка (игры с водой), релаксация, прощание.

Остановимся на содержании каждой части занятия более подробно.

Любое занятие начинается с приветствия. Мы используем методику Лазарева «Здравствуй, музыка!». Но в отличие от неё мы здороваемся ещё и с каждым в отдельности. «Здравствуй, Любава!» - поют все и машут ей рукой. «Здравствуйте!» - поёт Любава с мамой и машет всем рукой.

Эмоциональная минутка включает в себя либо гимнастику, либо игру. Цель: способствовать созданию положительного эмоционального настроя у детей и мам; способствовать развитию мелкой моторики кисти руки. Дети играют с машинами, кубиками, пирамидами самостоятельно и вместе с мамами.

Фото № 1и 2: знакомимся с разными автомобилями.

В настоящее время существует много методик, технологий проведения пальчиковых, сопряженных, психологических гимнастик. При выборе гимнастики или игры учитывается тема и сюжет занятия. При составлении занятия мы стараемся объединить его единым сюжетом. Например, бабочки. В течение всего занятия мы играем с бабочками, делаем оттески ладошками в тесте, рисуем ладошками бабочек, танцуем как бабочки и т.д.

Цель умной минутки создать условия для познавательно-речевого развития малышей. Малыши, собирая пирамиды, знакомятся с цветом, новыми предметами и словами, обозначающими их, пытаются повторять


Фото № 3 и 4: Собираем пирамиду и знакомимся с цветом.

Лепка – то своеобразная гимнастика для мелкой мускулатуры и пальцев рук, которая помогает малышам успешнее овладевать умением правильно держать кисточку, карандаш, ручку. Ведущие специалист в области исследований изобразительной деятельности считают, что лепка должна предшествовать рисованию, так как именно в лепке дети впервые начинают чувствовать движение каждого пальчика. Для лепки мы используем тесто и глину, так как они более пластичны. Дети быстрее замечаю изменение формы, и обнаруживают сходство с реальным объектом. Кроме того, тестопластика оказывает благотворное влияние на развитие тактильных ощущений. И.Лыкова рекомендует лепку для детей до 2-х лет начинать с песочного теста, что помогает знакомить малышей с пластичностью формы более эффективно.


Фото № 5, 6: Делаем оттески в песочном тесте.

Музыкальная минутка: музыкальные игры, хороводы, танцы, песни. Данная минутка проводиться в музыкальном зале с использованием музыкальных инструментов, погремушек, дидактических игрушек (фото № 7,8). Малыши слушают музыку, поют вместе с мамами песенки, играют на музыкальных инструментах. Весь репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями раннего возраста. Это способствует приобщению малышей к миру музыки и развитию чувств и эмоций.

Фото № 7: «Парный танец» Фото № 8: «Веселые погремушки»

Музыкальный зал оформлен в стиле дымковской игрушки, с использованием лепнины. Эстетика оформления помещений способствует художественно-эстетическому развитию малышей в целом.

Рисование проводится в студии по изобразительной деятельности. Для рисования используются различные материалы: гуашь, акварель, масляные и флоурисцентные мелки, фломастеры, карандаши.

Малышам дается возможность рисовать самостоятельно и с мамами.

Для самых маленьких лучше всего использовать гуашь и мелки, а для детей от 2-х лет добавляются карандаши, фломастеры и др. Знакомство с красками начинается с рисования гуашью пальчиками и ладошками с помощью мам.

Надо отметить, что мамы не только помогают своим малыша, но и сами активно учатся использованию различных нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Рисуют малыши на бумаге А3.

Мокрая минутка после рисования помогает не только вымыть руки, но и поиграть с водичкой, получить заряд бодрости и хорошего настроения.

Малыши всегда любят играть с водой, пускать кораблики, поливать из лейки. Для создания положительной эмоциональной атмосферы используем песенки, потешки, пестушки.


Затем идет релаксация под музыку. Дети лежат на ковре, а мамы поглаживают своих малышей. Потом дети гладят мам и обнимаются.

Любое занятие начинается с приветствия и заканчивается прощанием. Мы используем методику Лазарева «До свиданье, музыка!». Но в отличие от неё мы прощаемся ещё и с каждым в отдельности.

«И Любава, до свидания!» - поют все и машут ей рукой. «До свидания!» - поёт Любава с мамой и машет всем рукой. «И Андрюша, до свидания!» - поют все и машут ему рукой. «До свидания!» - поёт Андрюша с мамой и машет всем рукой.

Занятия в кружке проводятся один раз в неделю. Интегрированные занятия объединены общей темой, сюжетом и проводятся в игровой форме. Они позитивно настраивают детей, приучают к самостоятельности, развивают восприятие, мышление, внимание, пять, формируют навыки культурного поведения.

В основе работы с детьми раннего возраста лежат апробированные методики и технологии известных отечественных педагогов. Главная цель данной работы это способствовать формированию художественно-творческих способностей у детей. А так же оказывать помощь мамам и папам в понимании собственного ребенка, поиске и выборе адекватных путей, средств, методов воспитания, осознании самоценности и особого значения раннего периода в жизни человека.


Необходимо всегда помнить, что «Ребенок - это факел, который надо зажечь, а не сосуд, который нужно заполнить» (Рабле).




Литература:

  1. К.К.Утробина, Г.Ф.Утробина – «Увлекательное рисование методом тычка», М.,2005г.

  2. И.М.Петрова – «Объемная аппликация», Санкт-Петербург, 2001г.

  3. И.А.Лыкова – «Нетрадиционные изобразительные техники», М., 2009г.

  4. И.А.Лыкова – «Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в ИЗО студии», М., 2009г.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ