Конспект урока на тему "Дидактические игры в стихотворной форме в коррекционной работе с детьми с ОНР"
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2360 города Москвы
Дидактические игры в стихотворной форме в коррекционной работе с детьми с ОНР
Материал подготовила
учитель-логопед
Константинова В.С.
Москва 2011
Давно замечено, что дети охотнее играют в коллективные игры, в которых инструкция, правила или сам ход игры представлены в стихах.
Это нехитрое наблюдение, используемое народом с незапамятных времен в хороводных играх, в настоящее время успешно применяется в педагогике, в том числе и коррекционной.
Стихотворные тексты помогают направить внимание детей и вызвать интерес к изучаемой теме. Построенные по законам ритма и рифмы, они привлекают внимание, легко понимаются и запоминаются, повышают настроение на занятиях, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя занятие, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью, так свойственной многим детям с ОНР.
- «Правила» в стихах легче и проще усваиваются детьми.
- Они быстрее воспроизводятся при необходимости.
- Упражнения-рифмовки интереснее выполнять.
- Стихотворные задания универсальны – могут применяться на разных этапах занятия (как организационный момент, как динамическая пауза, на обучающем и закрепляющих этапах).
- Краткость, лаконичность, выразительность и доступность – главные критерии стихов.
В зависимости от роли, которую выполняют рифмовки, они могут быть:
- своеобразными «правилами», которые объясняют в доступной форме ту или иную грамматическую категорию;
- играми-упражнениями на закрепление лексико-грамматических категорий;
- упражнениями для закрепления правильной артикуляции и навыков произнесения звуков, дифференциации звуков.
- динамическими паузами;
- организационными моментами.
В данном материале представлены разработанные мною дидактические игры, инструкции которых представлены в стихотворной форме. Большинство игр имеет универсальную инструкцию, которая может несколько видоизменяться в зависимости от изучаемой лексико-грамматической темы. В связи с этим одна и та же игра может встречаться во многих разделах, посвященных закреплению различных лексико-грамматических категорий.
Данные игры направлены на расширение и активизацию словаря, на практическое применение различных грамматических форм. Они могут быть использованы как часть занятия на повторение или закрепление материала, в индивидуальной работе, а так же в работе воспитателя по заданию логопеда.
Большинство рифмовок могут использоваться в разных ситуациях в новых качествах. Т.е., если на первом занятии по теме рифмовка служила объяснением «правила», то в дальнейшем она может использоваться как динамическая пауза, орг. момент или игра-задание с договариванием слов.
Дидактические игры
Игры на развитие речеслухового внимания
№
Дидакти-ческая игра
Цель
Инструкция
Стимульный материал
Лексический материал
1
«Угадай, что звучит»
Развивать слуховое внимание на примере неречевых звуков.
Слушайте внимательно, Только не зевайте,
Как звучит инструмент
(игрушка, погремушка)
Вы запоминайте!
…………………………
С инструментами (погремушками; вы с игрушками) теперь
В прятки поиграйте.
Что за ширмой звучит,
Ну-ка, угадайте.
Звучащие игрушки: дудка, барабан, металлофон, колокольчик бубен, погремушка.
Контейнеры от киндер-сюрпризов, наполненные различными крупами или материалами.
2
«У кого колоколь-чик»
Развивать слуховое внимание.
Колокольчик мы по кругу
Тихо отдаем друг другу.
Колокольчик, позвени!
(ребенок, у которого на этих словах оказался колокольчик, звенит.)
У кого он, назови!
Колокольчик.
Игры на развитие лексического строя
Расширение объема словаря
№
Дидакти-ческая игра
Цель
Инструкция
Стимульный материал
Лексический материал
1
«Назови предмет»
Расширять
предметный словарь по лексической теме.
На картинку посмотри,
Все предметы назови.
Сюжетные картины по лексическим темам.
Предметный словарь по лексической теме.
2
«Назови действие»
Расширять
глагольный словарь по лексической теме.
На картинку посмотри, Слова-действия найди.
Сюжетные картины по лексическим темам.
Глагольный словарь по лексической теме.
3
«Выбери слова»
Расширять предметный словарь. Развивать слуховое внимание.
Я слова произнесу.
Слушайте внимательно
Когда игрушку (одежду, обувь, посуду и т.д.) назову
Хлопните старательно.
Предметный словарь по лексической теме.
4
«Назови части»
Расширять предметный словарь.
Развивать зрительное восприятие.
Вот предмет перед тобой.
Посмотри, он не простой.
Состоит он из частей.
Назови их поскорей!
Предметные картинки по лексическим темам.
Предметный словарь по лексическим темам.
5
«Угадай предмет по его частям»
Развивать речевое внимание. Расширять объем словаря по лексической теме.
Просит вас Незнайка
Отгадать загадки.
Только части он назвал.
Что Незнайка загадал?
Предметный словарь по лексическим темам.
6
«Угадай предмет по его признакам»
Развивать речевое внимание.
Расширять объем словаря по лексической теме.
Просит вас Незнайка
Отгадать загадки.
Он вам признаки назвал.
Что Незнайка загадал?
Предметный словарь и словарь признаков по лексическим темам.
Активизация словаря
1
«По кочкам»
Активизи-ровать предметный словарь (глагольный словарь, словарь признаков).
Мы в лесочке заблудились.
И в болоте очутились.
Чтобы дома оказаться,
По кочкам нужно перебраться.
Ты на кочку наступи,
(И предмет ей…;
И ей признак…; Действие ей…;
И игрушку [одежду, обувь, посуду и т.д])
назови.
Мягкие модули, разложенные на полу на расстоянии шага ребенка.
Словарь по лексической теме.
2
«Потеря-лись слова»
Активизировать словарь по лексической теме.
Незнайка нам письмо прислал
И словечки потерял.
Догадайтесь-ка, ребятки,
Что хотел сказать Незнайка?
(Вставить пропущенные слова в предложение)
Конверт с «письмом».
(На примере лексической темы «Осень»):
Наступила...
(осень). Люди урожай… (собрали). На клумбах завяли… (цветы). Листья с деревьев… (облетели). Часто идет... (дождь). Перелетные птицы… (улетели).
3
«Про что может рассказать…»
Активизи-ровать словарь по лексической теме.
Мы с тобой попали в сказку,
Здесь говорить умеет каждый.
… (н.п.: шкаф для одежды) хочет с тобой поболтать.
Про что (о чем) он (она) может тебе рассказать?
Словарь по лексическим темам.
(На примере лексической темы «Одежда»):
Шкаф для одежды может рассказать про… платье, рубашку, халат, брюки и т.д..
4
«Нас спросила осень»
Активизи-ровать
предметный словарь по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Нас спросила осень,
Что она приносит?
Предметный словарь по лексическим темам «Осень», «Овощи», «Фрукты».
5
«Мама, папа, я»
Активизи-ровать словарь по лексическим темам «Дикие, домашние животные»,
«Дикие, домашние птицы».
Познакомься, это я,
И со мной моя семья.
На портреты посмотри,
Нас, мы просим, назови!
Картинки с изображением животных и их детенышей.
Названия животных и птиц и их детенышей.
Игры на развитие грамматического строя
Формирование понятий грамматического значения слов
№
Дидакти-ческая игра
Цель
Инструкция
Стимульный материал
Лексический материал
1
«Найди предмет»
Закреплять понятие «слово-предмет»
Чтобы нам назвать предмет,
На вопрос «Что это?»
нужно дать ответ.
Оборудование помещений детского сада.
Предметный словарь по лексической теме «Детский сад».
2
«По кочкам»
Закреплять понятия «предмет», «действие», «признак предмета».
Мы в лесочке заблудились.
И в болоте очутились.
Чтобы дома оказаться,
По кочкам нужно перебраться.
Ты на кочку наступи,
(И предмет ей…;
И ей признак…; Действие ей…) назови.
Мягкие модули, разложенные на полу на расстоянии шага ребенка
Предметный, глагольный словарь и словарь признаков по лексическим темам.
Формирование системы словоизменения
Формирование системы словоизменения существительных
1
«Один – много»
Упражнять в образова-нии множествен-ного числа существит-тельных.
Очень хочет Незнайка узнать,
Как много предметов этих назвать.
Картинки с изображением одного предмета и нескольких.
2
«Эхо»
Упражнять в образовании множествен-ного числа существит-тельных.
Я в лесу слова кричала,
И мне эхо отвечало.
Назову один предмет,
Эхо –много мне в ответ.
Я «игрушка» называю, «Игрушки» - эхо отвечает.
Назову опять предмет.
Какой мне эхо даст ответ?
3
«Что ты видишь, назови»
Закреплять навык образования винительного падежа существи-тельного
На картинку посмотри, Что ты видишь, назови.
Предметные картинки по лексическим темам.
Я вижу… кабачок, капусту, тыкву, огурец, перец, баклажан, морковку.
4
«Про что может рассказать…»
Закреплять навык образования винительного падежа существи-тельного.
Мы с тобой попали в сказку,
Здесь говорить умеет каждый.
Огородик хочет с тобой поболтать.
Про что он может тебе рассказать?
(Так же по другим лексическим темам:
Сад..; комната…; шкаф…; кухня хочет с тобой поболтать и т.п.)
Сюжетная картинка «На огороде».
(Так же сюжетные картины по другим лексическим темам)
Огород может рассказать про кабачок, капусту, тыкву, огурец, перец, баклажан, морковку.
5
«В гости»
Закреплять навык образования дательного падежа существи-тельного.
Как-то раз лесовичок приобрел грузовичок.
И поехал поскорей навещать своих друзей.
- Вы скажите мне, друзья,
К кому сегодня ездил я?
Игрушка би-ба-бо лесовик, картинки с изображением диких животных, плоскостной макет грузовика.
К лисе, медведю, зайцу, ежу, бобру, волку, белке.
6
«Портреты»
Закреплять навык образования родительного падежа существи-тельного.
К нам пришел лесовичок -
Очень добрый старичок.
У животных он гостил,
Их портреты нам дарил.
На портреты мы посмотрим
И покажем всех животных.
Зайчик прыгает ушастый (прыгают)
Рыщет волк вокруг зубастый (изображают)
Еж свернулся как клубок (приседают)
Белка точит свой зубок (изображают)
Вертит лисонька хвостом (изображают)
Мишка ходит за кустом (идут вперевалочку)
Ветерок подул – и вот
Все портреты на пол – шлеп!
(Логопед «роняет»картинки с изображением животных)
А мы их быстро подберем.
Кого портреты -назовем.
Картинки с изображением диких животных.
Лисы, медведя, зайца, ежа, бобра, волка, белки.
7
«У кого я был в гостях?»
Закреплять навык образования родительного падежа существи-тельного.
Ездил в гости старичок,
Старичок-лесовичок.
«Старенький я, дети, стал.
И забыл, где побывал.
Вы скажите мне сейчас,
У кого я был в гостях?»
Игрушка би-ба-бо лесовик, картинки с изображением диких животных.
У лисы, медведя, зайца, ежа, бобра, волка, белки.
8
«К чему подбирали обстановку»
Закреплять навык образования дательного падежа существи-тельного множественного числа.
Вот наш новый дом стоит.
Из частей он состоит:
Окна, стены и полы,
Двери есть и потолки.
Обстановку в дом мы сами
Очень долго подбирали.
Это так необходимо,
Чтобы вещи подходили
К окнам, стенам и полам,
И к дверям, и к потолкам.
А теперь скажите сами,
что к чему мы подбирали.
Выбирали мы очень долго
И занавески подобрали …(к окнам).
И такое сделали дело –
Зеркала подобрали …(к стенам).
И было не трудно нам
Ковры подобрать …(к полам).
И, конечно, совсем не зря
Мы ручки подобрали …(к дверям).
И все помогали нам
Люстры подобрать …(к потолкам)
Предметные картинки по теме «Дом и его части»
К окнам, стенам , полам,
дверям, потолкам.
9
«Зарядка»
Закреплять навык образования творитель-
ного падежа существи-тельного.
(Логопед показывает движения)
На зарядку становись.
Топай (топает одной ногой), хлопай (хлопает одной рукой по бедру), наклонись.
Пожимай (пожимает одним плечом), покачай
И сжимай-разжимай (сжимает-разжимает пальцы одной руки).
Мы старались и затем
На вопрос ответим – ЧЕМ?
Так же во множественном числе.
Чем топали?
(ногой)
Чем хлопали?
(рукой)
Чем делали наклоны?
(туловищем)
Чем пожимали?
(плечом)
Чем качали?
(головой)
Чем сжимали-разжимали?
(кулаком)
10
«О чем может рассказать зима?»
Закреплять навык образования предлож-ного
падежа существи-тельного.
Мы с тобой попали в сказку.
Здесь говорить умеет каждый.
Хочет Зима с тобой поболтать.
О чем она может тебе рассказать?
Сюжетная картинка с изображением зимнего пейзажа.
Зима может рассказать о снеге, ветре, вьюге, снежинке, морозе, поземке, льде, холоде.
11
«Потерялись слова»
Закреплять навык образования предлож-ного
падежа существи-тельного.
Незнайка нам письмо прислал
И словечки потерял.
Догадайтесь-ка, ребятки,
Что хотел сказать Незнайка?
(Вставить пропущенные слова в предложение)
Хочу рассказать вам о холодной, снежной… (зиме). Когда так холодно, я хожу в теплой … (куртке). Я люблю ловить снежинку. Она тает на моей … (руке). Вот белка прыгает на …(ветке). А медведь спит в … (берлоге). Вот что я знаю о … (зиме).
12
«Игра с предметами»
Упражнять в изменении существительных по падежам.
Вижу я перед собой… (показывает предмет).
Нет теперь уже со мной… (прячет предмет).
Я чему «вернись» скажу?... (возвращает предмет).
С чем теперь играть хочу? …
Мы играли и шутили.
Ой, о чем мы говорили?.
Предметы или их изображения.
Предметный словарь по лексической теме.
Формирование системы словоизменения глаголов
1
«Исправь ошибку» 1
Упражнять в дифферен-циации глаголов по родам.
Незнайка написал письмо.
Очень странное оно.
В нем ошибки вы найдите
И исправить помогите.
Конверт с «письмом»
Мы с Кнопочкой гуляли в осеннем лесу. Кнопочка ходил по дорожкам. А я ходила по траве. Чуть-чуть светил солнце. Тут набежал туча. Пошла сильный дождь. Я радовалась, а Кнопочка спрятался под дерево.
2
«Словечко потерялось»
Упражнять в согласова-ниии существи-тельного и глагола в числе.
Незнайка нам письмо прислал
И словечки потерял.
Догадайтесь-ка, ребятки,
Что хотел сказать Незнайка?
(Вставить пропущенные слова в предложение)
Конверт с «письмом»
Кабачок растет. И все кабачки …
На кусте висит помидор. И все помидоры …
Помидор краснеет. И все помидоры …
На грядке лежит тыква. И все тыквы…
3
«Исправь ошибку» 2
Упражнять в согласова-ниии существи-тельного и глагола в числе.
Незнайка написал письмо.
Очень странное оно.
В нем ошибки вы найдите
И исправить помогите.
Конверт с «письмом»
На грядке растут кабачок.
На кусте висит помидоры.
Помидор краснеют.
На грядке лежат тыква.
Я собрали урожай.
Формирование системы словоизменения прилагательных
1
«Потерялись слова»
Упражнять в подборе признаков и согласова-
ниии существи-тельного с прилагатель-ным в роде.
Незнайка нам письмо прислал
И словечки потерял.
Догадайтесь-ка, ребятки,
Что хотел сказать Незнайка?
(Вставить пропущенные слова в предложение).
Конверт с «письмом». Картинка с изображением Незнайки.
Я расскажу вам, какая красивая у меня одежда. У меня … (желтая, большая) шляпа. На шляпе … (маленькая, пушистая) кисточка.
Рубашка у меня ярко … (красная). Еще у меня есть шорты. На шортах … (большая) пуговица. И полюбуйтесь на мой (красный) башмак. Вот какой у меня наряд.
2
«Потерялись слова»
Упражнять в подборе признаков и согласовании существи-тельного с прилагатель-
ным в числе.
Незнайка нам письмо прислал
И словечки потерял.
Догадайтесь-ка, ребятки,
Что хотел сказать Незнайка?
(Вставить пропущенные слова в предложение).
Конверт с «письмом». Картинка с изображением Незнайки.
Я хочу поподробней рассказать о моей одежде. Вот моя … (большая желтая) шляпа. У шляпы … (желтые, большие) поля. А это моя ярко … (красная) рубашка. И манжеты у рубашки ярко … (красные). Посмотрите, какие у меня … (синие) шорты. А вот и мои любимые … (красные) башмаки!
Формирование системы словообразования
Формирование системы словообразования глаголов
1
«Готовим салат»
Упражнять в образовании глаголов несовершен-ного вида.
Мы готовили салат.
Приготовили вот так:
Помидоры резали –
Наконец …(нарезали).
И капусту шинковали –
Наконец …(нашинковали).
Огурцы на терке терли –
И мозоли не …(натерли).
И морковь туда рубили –
Очень много …(нарубили).
И чеснок в салат давили –
Но не много …(надавили).
А потом салат мы ели –
Весь его конечно …(съели)!
2
«Исправь ошибку»
Закреплять навык образования приставоч-
ных глаголов.
Незнайка написал письмо.
Очень странное оно.
В нем ошибки вы найдите
И исправить помогите.
Конверт с «письмом»
Однажды я зашел гулять. Отошел к лесу. А из леса перешел волк. Посмотрел он на меня и пришел обратно в лес. Тогда я вышел дальше. На пути был ручей и я его пришел. Долго я пошел и, наконец, пришел до поляны. Там я отдохнул и перешел обратно домой.
3
«Потерялись слова»
Закреплять навык
употреб-
ления приставоч-
ных глаголов.
Незнайка нам письмо прислал
И словечки потерял.
Догадайтесь-ка, ребятки,
Что хотел сказать Незнайка?
(Вставить пропущенные слова в предложение)
Конверт с «письмом»
Однажды я … гулять. Впереди был лес, и я к нему… . А из леса … волк. Посмотрел он на меня и … обратно в лес. Тогда я … дальше. На пути был ручей, и я его… . Долго я … и, наконец, … до поляны. Там я отдохнул и … обратно домой.
Формирование системы словообразования прилагательных
1
«Ателье»
Упражнять в образовании относитель-
ных прилага-
тельных.
Много тканей у портного.
И вещей сошьет он много.
Предмет из ткани – он какой?
Назовем? Из льна…
Из шелка…
Из хлопка…
Из фетра…
Из драпа…
Из шерсти…
Из пуха…
Льняной, шелковый, хлопковый, фетровый, драповый, шерстяной, пуховой.
Формирование предложных конструкций
1
«По местам»
Закреплять навык дифферен-циации и практи-
ческого употреб-
ления в речи предлогов НА и ПОД.
Что за шум, что за гам?
Звери, птицы, по местам!
Просим мы ответить нам
Кто тут ПОД, и кто тут НА?
Сюжетная картина с изображением животных и птиц.
Белка на дереве. Воробей на скамейке. Ворона на ветке. Заяц на пне. Лиса под кустом.
Ежик под веткой. Мышка под листочком.
2
«Потерялись слова»
Упражнять в правильном употреблении предлога «ОТ»
Незнайка нам письмо прислал
И словечки потерял.
Догадайтесь-ка, ребятки,
Что хотел сказать Незнайка?
(Вставить пропущенные слова в предложение)
Конверт с «письмом»
Я отошел (от) стола. Нечаянно оторвал ручку (от) двери. Я убегал (от) Знайки. Я получил подарок (от) Кнопочки.
3.
«Прятки»
Знакомить с значением сложного предлога
ИЗ-ЗА
Поиграть решили в прятки
И попрятались котятки.
Забрались за шкаф, за полку,
Спрятались за стул, за шторку.
Не нашли котят ребята.
Выйдут сами пусть котята
ИЗ-ЗА шкафа, ИЗ-ЗА полки,
ИЗ-ЗА стула, ИЗ-ЗА шторки.
Нам котят найти одно
Слово ИЗ-ЗА помогло.
Все, кто ЗА что-нибудь заходит,
ИЗ-ЗА чего-нибудь выходит.
4.
«Достаем игрушки»
Знакомить с значением сложного предлога
ИЗ-ПОД
Мы так весело в саду играли.
Все нечаянно игрушки разбросали.
Куклу под кровать, паровоз под столик,
Пирамидку под диван, кубики под коврик.
Нам сказали – нужно все убрать.
И пришлось игрушки доставать
ИЗ-ПОД кровати, ИЗ-ПОД столика,
ИЗ-ПОД дивана, ИЗ-ПОД коврика.
Достать игрушки нам одно
Слово ИЗ-ПОД помогло.
Согласование существительных с местоимениями
1
«Жадина»
Закреплять навык практического употребления притяжа-
тельных местоимений МОЙ, МОЯ
Вот так гость сегодня тут.
Жадный Тит его зовут.
Что увидит жадный Тит,
«Мой, Моя» - он говорит.
Как скажет Тит про эти предметы?
Предметные картинки с изображением предметов женского и мужского рода.
Упражнения для закрепления правильной артикуляции и навыков произнесения звуков, дифференциации звуков.
***
Ветер по лесу гуляет руки вверх, качают «ветками»
И гудит он в ветках «у-у-у» произносят звук
Филин по лесу летает взмахи руками
И кричит сердито «ух-ух-ух» произносят слоги
Высоко летает филин - тянутся вверх
Дотянуться не могу «у-у-у» произносят звук
Так мы по лесу гуляли идут по кругу, приседают
И устали сильно «у-у-уф» произносят звук
***
Звуки ровно в ряд стояли.
Но потом они сказали:
«Надоел порядок нам».
И они перемешались,
Покружились, разбежались.
Получился шум и гам.
Но потом они устали
И носиться перестали,
Возвращались на места.
А когда они все вместе.
Каждый звук стоит на месте –
Получаются слова.
***
К дубу дятел подлетел
И долбил его весь день.
Да-да-да, до-до-до.
Это очень хорошо.
Птенчик дятла очень мал,
Но старательно стучал:
Дя-дя-дя, дё-дё-дё –
Тоже очень хорошо.
Динамические паузы, организационные моменты.
Предлоги В, НА, ПОД Лексическая тема «Дикие животные».
Скачет зайка на пригорке, прыгают
Спит лисичка крепко в норке, приседают
Под горой медведь идет, идут вразвалочку
Уж на горочке ползет, рукой изображают ползущего ужа
Рыщет волк под сосной имитируют походку волка
– Разбегаемся домой. разбегаются на свои места (за столы, на стульчики)
Сложносочиненные предложения с союзом А. Лексическая тема «Овощи».
Папа огород копал,
А брат грядки размечал.
Мама землю удобряла,
А бабуля поливала.
Ямки делала сестра,
А семена сажала я.
Овощи сажали дружно,
А теперь собрать их нужно.
Составление описательного рассказа по лексической теме «Овощи».
Мы сажали огород. (имитируют движения)
Очень дружный мы народ.
Мы пололи, поливали,
Вредных мошек отгоняли.
А потом не зевали –
Урожай собирали.
Суп варили и компот –
Угостим честной народ.
Составление описательного рассказа по лексической теме «Дом и его части».
Мы сначала лес пилили, (имитируют движения)
А потом его рубили.
Дом из бревен собирали,
Крепко гвозди забивали.
Стены краской красили –
Вот как дом украсили.
Пальчиковая гимнастика.
Притяжательные прилагательные. Лексическая тема «Дикие животные».
Вот мы видим лисий хвост. (ладонью - волнообразные движения)
А теперь барсучий нос. (соединить вмести кончики пальцев, поводить кистью из стороны в сторону)
Вот опасный волчий зуб. (изобразить пасть, соединив запястья и кончики полусогнутых пальцев обеих рук, открывать – закрывать «пасть», разъединяя пальцы)
И медвежья лапа тут. (широко расставить пальцы)
Хвостик заячий дрожит. (собрать пальцы в горсть, изображать кистью дрожание)
Беличий глазок блестит. (соединить кончики большого и указательного пальцев, остальные согнуть)
Список литературы и источники
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
2. Из опыта работы учителя-логопеда Константиновой В.С.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ