Конспект урока на тему "Использование нетрадиционных методов и приемов при устранении нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста"


муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2» Артемовского городского округа












Использование нетрадиционных методов и приемов

при устранении нарушений речи у детей

старшего дошкольного возраста









Подготовила: Иванова Ирина Александровна,

учитель-логопед муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2» Артемовского городского округа













Артемовский городской округ

2011 г.



Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………………..3


Нетрадиционные приемы, используемые в работе с детьми, имеющими нарушения речи…………………………………………………………………..5


Сочетание традиционных и нетрадиционных методов и приемов при работе с детьми, имеющими нарушения речи………………………………………6


Формы работы по устранению нарушений речи с использованием традиционных и нетрадиционных методов и приемов……………………………….7


Характеристика нетрадиционных методов и приемов, используемых при устранении нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста…………8


Список литературы………………………………………………………………12


Приложение………………………………………………………………………13




























Пояснительная записка


Актуальность: современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Речевые расстройства в настоящее время всё больше привлекают внимание различных специалистов: логопедов, врачей, психологов, физиологов и, конечно же, родителей. Это, безусловно, связано с той огромной ролью, которую правильная речь имеет для становления полноценной личности ребенка.

При этом в настоящее время еще одной из приоритетных задач, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, стоящих перед специалистами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, так как помимо увеличения количества детей с речевыми нарушениями, отмечается достаточно высокий уровень распространенности хронических заболеваний уже в дошкольном возрасте.


Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.

Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы:

  • комплекс зажатости - расторможенности,

  • нарушение координации движений,

  • недостаточность сформированности мелкой моторики рук,

  • сопутствующие (лишние) движения при разговоре,

  • неразвитость чувства ритма,

  • сниженный уровень развития вербальной памяти,

  • нарушение внимания,

  • нарушение восприятия (различных видов),

  • более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.


Это обусловлено тем, что сегодня резко возросло число детей с пренатальным (дородовое) и перинатальными (внутриутробный период развития) мозговыми дисфункциями и традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

Эта специфичность не может не требовать поиска новых подходов для устранения речевых нарушений.


Профессор Л.С. Волкова - автор учебных пособий по логопедии считает, что последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений - одна из актуальных проблем современной логопедии.

Вопрос о нейропсихологическом и психофизическом сопровождении обучения впервые был поставлен А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в еще в 60 годах прошлого столетия. А как указывают ученые, своевременная нейропсихологическая диагностика и коррекция имеющихся трудностей позволяет приблизить любой вид онтогенеза (атипичный, патологический) к нормальному течению.

Таким образом, необходимость оказания комплексной помощи детям в преодолении речевых расстройств бесспорна.


Но существует проблема: для устранения речевых нарушений и оздоровления детей не применяется комплексная терапия с использованием нетрадиционных приёмов, направленные на механизм (причину) расстройства.


Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина доказали влияние сформированности тела на уровень развития высших психических функций и речи, «поэтому, коррекционная, развивающая и формирующая работа может быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению).

А.Л. Сиротюк, А.В. Семенович утверждают, что если использовать двигательные методы и другие нейропсихологические приемы, направленные на механизм расстройства, произойдет оптимизация каждой из систем сенсомоторного репертуара, обогащение и дифференциация сенсорной информации. Это даст активирующее влияние на речевые структуры, а также улучшатся процессы мышления, памяти, внимания, повысятся функциональные резервы многих органов и систем организма, произойдет оздоровление детей.

А использование нетрадиционных приемов обучения и работы помогают раскрепощению ребенка и усиливают эффект оздоровления.

Итак, так как работать с детьми, имеющими нарушения речи, обычными традиционными методами и приемами, недостаточно, поэтому, на занятиях с детьми, наряду с традиционными методами и формами работы необходимо использовать нетрадиционные. Что будет являться реализацией системного подхода (интеграция различных приемов, используемых на занятиях).











Нетрадиционные приемы, используемые в работе с детьми,

имеющими нарушения речи:


1. Нейропсихологические приемы:

  • Дыхательные упражнения;

  • Растяжки;

  • Глазодвигательные упражнения;

  • Телесные упражнения (движение тела и пальцев рук);

  • Массаж самомассаж пальцев рук;

  • Артикуляционные упражнения;

  • Логопедический массаж.


2. Театральная деятельность:

  • Пальчиковый театр;

  • Настольный кукольный театр.


3.Путешествие в сказку.


Основной особенностью применения нетрадиционных методов и приемов при устранении нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста является системный подход - интеграция развития речи, познавательной деятельности, оптимизации сенсомоторного репертуара детей с оздоровительной направленностью, то есть сочетание традиционных и нетрадиционных методов и приемов при работе с детьми, имеющими нарушения речи.


Формы работы по устранению нарушений речи с использованием традиционных и нетрадиционных методов и приемов


с детьми:

  • Игры, индивидуальные и групповые занятия, наблюдения, диагностика.

с родителями:

  • Консультации, беседы, родительские собрания, опросы, анкетирование, мастер – классы, практические семинары, моделирование, размещение информации на стенде «Советы логопеда» в учреждение и с помощью электронных СМИ (на сайте МКДОУ детский сад № 2).


с педагогами:

  • Тренинги, беседы, консультации, лекции, семинары, моделирование, круглый стол, дискуссии, анкетирование, открытые занятия.




Использование нетрадиционных методов и приемов

Сочетание традиционных и нетрадиционных методов и приемов при работе с детьми, имеющими нарушения речи




Использование традиционных методов и приемов

Совершенствование функций артикуляционного аппарата

Нейропсихологические приемы:

Дыхательные упражнения;

  • Растяжки;

  • Глазодвигательные упражнения;

  • Телесные упражнения (движение тела и пальцев рук);

  • Массаж самомассаж пальцев рук;

  • Артикуляционные упражнения;

  • Логопедический массаж.






Развитие фонематических процессов



Формирования навыков правильного звукопроизношения



Развитие речевого дыхания, голоса




Работа над слоговой структурой слова



Формирование выразительной речи на базе правильно произносимых звуков




Развитие общей и мелкой моторики



Развитие грамматического строя речи

Театральная деятельность:

  • Пальчиковый театр;

  • Настольный кукольный театр.





Развитие связной речи


Обогащение словаря



Развитие высших психических функций



формирование навыков звукового анализа и синтеза

Путешествие в сказку





Воспитание самоконтроля за речью













Формы работы по устранению нарушений речи с использованием традиционных и нетрадиционных методов и приемов












































Характеристика нетрадиционных методов и приемов,

используемых при устранении нарушений речи у детей

старшего дошкольного возраста


1. Нейропсихологические приемы (в основе двигательные методы):


Любой человек является иерархически организованной, саморегулирующейся системой. А.В. Семенович описывает три пересекающихся и не существующих друг без друга плоскости этой системы.




Нейро- психо- соматическая

связанная с деятельностью

нервной системы,

главным организатором

которой является мозг;


отражающая психическую деятельность


включающая существование и реализацию через совокупность внутренних и внешних органов и процессов








Поэтому, применение нетрадиционных нейропсихологических приемов, основывающихся по принципу единства мозговой организации, необходимо для устранения нарушений речи у детей.


Рассмотрим нейропсихологические приемы, основанные на двигательных методах, используемые при устранении нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста:



Название приема

Задачи

Особенности

1

2

3

4

1.

Дыхательные упражнения

Улучшать ритмику организма, развивать самоконтроль и произвольность; оптимизировать газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких.

Основным является полное дыхание, т.е. сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Каждое упражнение выполняется 4—6 раз.

2.

Растяжки

Оптимизировать и стабилизировать тонус всего тела;

снять мышечные зажимы; повышать уровень психической активности.





В ходе занятий педагог должен подойти к каждому ребенку и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов, показать, как можно их «сбросить». Растяжки должны проводиться в щадящем режиме, медленно и плавно.


3.

Глазодвигательные упражнения

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении этих упражнений голова всегда фиксирована. Когда упражнения на движение глаз освоены, необходимо совместить их с движениями языка.

4.

Движение тела и пальцев (телесные упражнения)

Активировать подкорковые образования мозга, обеспечить и регулировать общий энергетический, активационный фон, на котором развиваются все психические функции, стабилизировать межполушарное взаимодействие, совершенствовать «чувствование» своего тела, что способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации.

Упражнения сначала выполняются лежа на спине, на животе, сидя, на четвереньках, стоя.

5.

Артикуляционные упражнения

Выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя перед настенным зеркалом. Необходимо следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.

6

Логопедический массаж

Изменение состояния мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.



Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба.











2. Театральная деятельность:


Пальчиковый театр Настольный кукольный театр



Настольный кукольный театр


Цель: развитие воображения, речи, навыков актёрского мастерства, развитие организаторских способностей и умения работать в паре.

С помощью настольного театра происходит первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и ведет "актрису" по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.

Самостоятельная подготовка спектакля развивает творческие способности ребенка, тренирует память при заучивании роли, снимает страх перед выступлениями.


Пальчиковый театр


Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.  С помощью волшебной атмосферы пальчикового театра ребенок, играя, познает окружающий мир. Из сказок дети черпают представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости.

Ребенок может сыграть роль любого героя, используя свои средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику.

При игре важно работать разными пальцами, парами пальцев, одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно. Все это помогает с развитием координацией движений. В ходе игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые театры создают эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребенка, он чувствует себя раскованно, свободно. Поэтому, в игре у детей развиваются воображение, мышление и речь.

Игры с маленькими героями позволяют стимулировать речевую активность, так как вся теплота, самобытность, яркость, вложенная автором в фигурку, вовлекает ребенка в сказочный мир. Игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а использование символических материалов помогает ему дистанцироваться от проблемных (трудных) ситуаций.

Уникальность пальчикового театра состоит еще в том, что это авторские творения ручной работы. Пальчиковые куклы сделаны с душой и несут в себе творческую энергию, которая способна передаваться тому, кто держит их в руках.


3. Путешествие в сказку


Сказки – это первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что малыш сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки. В русской народной сказке добро неизменно побеждает зло, но путь к этой победе долог, и герой проходит через тяжкие испытания. Так мудрый народ-рассказчик закаляет душевные силы растущего человека.

Слушая сказки, ребенок убеждается, что мужество, стойкость и преданность способны преодолеть любое зло, каким бы страшным оно ни казалось. Именно на этих примерах воспитываются такие важные человеческие качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение маленького человека, учат его фантазировать. А ведь детские фантазии — необходимое условие полноценного развития личности ребенка, залог его душевного благополучия. В дошкольном возрасте фантазия выступает как средство усвоения жизненного опыта. Сказка помогает ребенку справляться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни.

Просто читать сказки не достаточно, необходимо проигрывать, погружаться в сказку. Стараться разобрать, понять во время игры каждого героя и его поступки. Можно предлагать ребенку придумывать свое окончание или продолжение сказки. При этом знакомый и понятный ребенку текст сказки можно обыгрывать на комплексных занятиях. Это будет способствовать развитию речи, лексики, логики, мышления, кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.





Список литературы:


1. Воробьева Т.А.,Крупенчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. – «Литера», 2004.- 89 с.

2. Гурьева Н.А. Заюшкина избушка. Игры-занятия с детьми 4-7 лет. – СПб.: Паритет, 2006. – 96 с.

3. Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. – «Корона-Принт»,2007. – 124 с.

4. Капская А.Ю, Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей. СПб 2006. – 103 с.

5. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2003. – 132 с.

6. Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 144 с.

7. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед высш. учеб. заведений/под ред. Л.С. Волковой . – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 703 с.

8. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 232с.

9. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2004. – 250с.

10. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288с.

11. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // Практическая психология и логопедия. – 2007. - №1(24). – С. 30-34.

12. Фишман М. Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей: методическое пособие/М.Н. Фишман. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 157 с.

13. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 4-е, исправленное и дополненное. – М.: Педагогическое общество России, 2002. -96с.











































































Упражнения на развитие дыхания:

  • Дыхание лежа (затем — сидя и стоя):

- глубоко вдыхает через нос, втягивая живот; пауза (задерживает дыхание); делает по счету выдох через широко открытый рот, надувая живот; пауза;

- глубоко вдыхает, надувая живот; пауза; выдыхает, втягивая живот; пауза.


А в этом же упражнении после паузы перед выдохом:

- растянуть губы, чтобы получилась узкая щель; выдыхать медленно, ощущая, будто струя воздуха является продолжением воздушного потока, идущего из глубины;

- вытянуть губы вперед и «дуть» на свечу (перышко, воздушный шарик), которая стоит перед ребенком или только воображается; голову вперед не тянуть. Пламя должно плавно отклониться по ходу воздушной струи. Затем немного отодвинуть свечу и повторить упражнение; еще больше увеличить расстояние и т.д.;

- вокализировать на выдохе, пропевая отдельные звуки («А», «О», «У», «Ш», «X») и их сочетания («3» переходит в «С», «О» в «У», «Ш» в «Щ», «ХИ» и т.п.);

- пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы.


  • Дыхание согласуется с движением:

Лежа на спине, по инструкции взрослого ребенок медленно поднимает на вдохе:

- одну руку (правую, затем левую),

- одну ногу (правую, затем левую),

- две руки одновременно,

- две ноги одновременно,

- одноименные руку и ногу,

- разноименные руку и ногу.

Удерживает их соответственно заданию в поднятом положении во время паузы; медленно опускает на выдохе; расслабляется во время паузы.


  • Дыхание: только через левую, а потом только через правую ноздрю:

сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая, при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, а левую мизинцем правой руки. Дыхание медленное, глубокое. Как утверждают специалисты в области восточных оздоровительных практик, в первом случае активизируется работа правого полушария головного мозга, что способствует успокоению и релаксации. Дыхание же через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, повышая рациональный (познавательный) потенциал.





Растяжки:

  • «Силач». Выполнить контрастное напряжение и расслабление плечевого пояса, рук и ног, представляя, что вы: держите в руках (ногой, на плече) тяжелые гири; поднимаете над головой тяжелую корзину с яблоками; отжимаете штангу; удерживаете ногой закрывающуюся дверь, раздвигаете руками тесно переплетенные ветви деревьев в лесной чаще.

  • «Весы». Предложите ребенку представить, что его ладони — чашечки весов, держащие груз. При необходимости реально нагрузить «весы», надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

  • «Травинка на ветру». Ребенок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперед, пока грудь не коснется бедер; руки при этом вытягиваются вперед, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки по полу еще дальше вперед). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).

  • «Парусник». Ребенок изображает лодку с парусом: встать на колени, носочки оттянуты, пальцы ног касаются друг друга, пятки несколько разведены; сесть на пятки или между ними, пальцы рук сплести в замок за спиной, зафиксировать под ногами или на пятках. Подул ветер, и парус расправился, надулся (на вдохе, не расцепляя рук, выпятить грудь, свести лопатки, голову откинуть назад). Ветер утих, и парус «сник» (на выдохе голову опустить как можно ниже, спина становится круглой). Вернуться в и. п.

  • «Дракон». Ребенок изображает дракона, облетающего дозором свои владения: ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, пружинят в такт с руками-крыльями. Затем он приземляется на остров и начинает «размешивать» хвостом море.

  • «Насос и надувная кукла». Ребенок — надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Психолог (или другой ребенок) накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с-с-с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно — кукла сильно напряглась и может лопнуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напряжения тела куклы. После этого из нее вынимают насос, кукла постепенно «сдувается» и «опадает». Это прекрасное упражнение на расслабление — напряжение, а также первый опыт парного взаимодействия на уровне ощущения определенных свойств тела другого человека.






Глазодвигательные упражнения:


  • Отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

  • Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бесконечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

  • Педагог «рисует в воздухе» перед ребенком различные вертикальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, буквы, цифры и т.д., которые ребенок должен отследить, опознать, нарисовать в воздухе (вместе с педагогом и самостоятельно), на бумаге, назвать.

  • Голова ребенка кладется на его вытянутую вперед и в сторону руку — «хобот». Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело) и концентрируясь на кончиках пальцев, ребенок рисует «хоботом» в воздухе большой знак бесконечности. Затем этот же знак рисуется другой рукой и двумя сцепленными руками (голова прямо).

  • Руки вытянуты вперед (свободно или сжатыми в кулаки, большой палец вытянут).


- Все вышеописанные движения глаз сочетаются с одновременным, аналогичным движением рук в ту же сторону, что и глаза, затем в противоположную. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.

- Все вышеописанные движения глаз сочетаются с одновременным, аналогичным движением языка в ту же сторону, что и глаза, затем в противоположную.


  • Гимнастика для глаз «Самолет»

Пролетел самолет, с ним собрался я в полет (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом).

Правое крыло отвел – посмотрел. Левое крыло отвел – поглядел (отводят руки в стороны попеременно и прослеживают взглядом).

Я мотор завожу и внимательно гляжу (делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом).

Поднимаюсь, ввысь лечу, возвращаться не хочу (встают на носочки и выполняют летательные движения).








Телесные упражнения:

  • «Кобра». Ладони упираются в пол на уровне плеч. «На вдохе как кобра, медленно поднимите голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнимите верхнюю часть туловища, прогните спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены и лежать на полу». На выдохе – медленный возврат в исходное положение и расслабление.

  • «Кошка». Из положения лежа встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони, руки и ноги перпендикулярно полу. С вдохом отвести голову назад и прогнуть позвоночник вниз. С выдохом зашипеть, подбородок к груди, спина выгибается вверх.

  • «Лев». Сидя на пятках немного наклониться вперед, упираясь руками о колени (пол), широко открыть рот, максимально высунуть язык и издать громкий страшный «львиный рык».

  • «Бабочка». Захватив сложенные подошвами стопы руками, сплетенные в замок. Колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер должны быть расслаблены. Движения бедрами ног подобно взмахам крыльев бабочки.

  • «Езда на велосипеде». Ребенок имитирует ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; потом — другого колена; затем снова противоположного

  • «Птицы». Скрестить ноги, спина прямая, взмахивать руками как крыльями (какую птицу ты изображаешь?).

  • «Качели». Ноги согнуты в коленях, стопы стоят на полу, прямые руки вытянуты в стороны, руки одновременно передвигаются по полу (одна вверх, другая вниз), таким образом, что одна рука оказывается вытянутой вверх, а другая лежащей вдоль тела. При этом голова наклоняется вверх в сторону верхней руки, а колени в сторону – нижней и наоборот.

  • «Змея».Ползать вперед и назад: с помощью только рук (только ног); как змея. Перекатиться вправо—влево. Поднять ноги, согнув колени: поболтать и повращать ими спонтанно; затем поднимать и опускать их.

  • «Корзинка». Схватить руками согнутые в колени ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе вперед – назад, направо – налево. По команде ребенок замирает на каком-нибудь боку.

  • «Гусеница». Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч, выпрямляя руки и поднимая таз, дети выгибают туловище вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперед, снова ноги шагают вперед к рукам и т.д. Во время движения ладони рук не и подошвы ног не отрывать от пола.

  • «Бревнышко». Поднять руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх, ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться направо, затем налево, как «бревнышко».



Пальчиковая гимнастика:

  • Змейки”».

Ребенок смотрит на свои руки и совершает волнообразные движения пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Сначала “змею” изображает большой палец ведущей руки, остальные пальцы в кулаке, затем подключается указательный и так далее, пока вся кисть не будет совершать волнообразные движения пальцами. Это можно сопровождать любыми шипящими звуками.

  • Крестики”.

Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими одновременно.

  • Ножницы”.

Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе, одновременно. Движения пальцами сопровождаются цоканьем языка, проговариванием: “чик-чик”.

  • Море”.

На море плещутся волны:

маленькие и (одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу).

Большие. Вот такие (руки в замке на уровне груди “рисуют” в воздухе большую волну горизонтально полу).

По волнам плывут дельфины: мама и папа (руки в замке на уровне груди “рисуют” в воздухе большую волну горизонтально полу).

Один нырнул, а другой вынырнул, вот так (руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед).

За ними плывут их дельфинята, вот такие (руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу, кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед).

Один нырнул, а другой вынырнул (руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу, кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед).

Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.

(Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед).

А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.

(Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны).

Ну-ка показали все ножки-осминожки.

(Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны).

И все вместе танцуют и смеются. Вот так!”.

(Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях).

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» Артемовского городского округа














«Все профессии нужны – все профессии важны»




Подгрупповое занятие

по формированию лексико-грамматических категорий

с использованием нетрадиционных методов и приемов

с детьми 6 – 7 лет











Составила: Иванова Ирина Александровна,

учитель-логопед, 11 разряд














Артемовский городской округ

2011 г.

Задачи:

  1. Совершенствовать умения согласовывать существительное с числительным, подбирать антонимы (наречия), образовывать падежные окончания; закрепить навыки понимания приставочных глаголов: прилететь, облететь, улететь;

  2. Обобщить знания детей о военных профессиях, военной технике;

  3. Синхронизировать работу полушарий головного мозга через двигательные упражнения, телесную терапию, пальчиковую гимнастику, глазодвигательные упражнения;

  4. Преодолевать избыточное мышечное напряжение, возбуждение через мышечную релаксацию ног, дыхательную гимнастику;

  5. Воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества.


Оборудование: видеоматериал: рода войск, солнце, море, салют; проектор, корабль, якорь, спасательный круг, матросская форма, обручи, медали (сушки), игрушечный самолет, бэйджики.


Словарная работа:

Активный словарь:

существительные: пограничник, танкист, летчик, моряк, подводник, солдаты, военные, корабль, штурвал, якорь, палуба

Наречия: близко – далеко, низко – высоко;


Пассивный словарь:

существительные: аэродром, бинокль, армия, бэйджики;

глаголы: улететь, прилететь, облететь.




















Ход занятия:


Проходим детей в зал и приветствуем гостей.

Мальчики и девочки, у каждого из вас есть бэйджики, где написаны ваши имена. Бэйджики разного цвета, найдите стульчик с таким же цветом, и встаньте перед ним.


Дети располагаются полукругом, стоят перед стульчиками. Звучит музыка, на проекторе появляется изображение солнца.


1. Логопед:

Утро настало, солнышко встало, руки вверх поднимают, шевелят пальчиками

Дети проснулись, моргаем

Улыбнулись, улыбаются друг другу

Потянулись, вдох, встали на носочки, руки вверх, выдох – руки опустили

Удивились неспроста, поднимают брови и плечи

Я – Ирина Александровна в гости к вам пришла.


Логопед: ребята, а давайте произнесем правило, которое расскажет нам, как правильно вести себя на нашем занятии, я говорю, а вы за мной повторяйте.

Внимательно слушай,

Другим не мешай,

Запомни, что слышал и сам повторяй,

А если знаешь ответ, руку поднимай скорей.

Логопед: покажите мне, как вы умеете тихонько садиться на стульчики, нашли меня глазками


Логопед: а теперь, послушайте внимательно стихотворение:

Наша армия родная

И отважна, и сильна,

Никому не угрожая,

Охраняет нас она.

Логопед: дети, скажите, о чем это стихотворение?

Дети: армия, война, 23 февраля

Логопед: Молодцы, мы сегодня будем говорить о военных профессиях.


2. Логопед: А какие военные профессии вы знаете?

Дети: пехотинец, ракетчик, пограничник, артиллерист, танкист, летчик, моряк, подводник, десантник, связист.

Логопед: ребята, внимательно посмотрите на экран, отгадайте профессию (просматривают слайды). Внимание, назовите одним словом: танкист, летчик, моряк, подводник – кто это? (одним словом).

Дети: солдаты, военные.

Логопед: ребята, многие из вас будущие защитники Отечества. Давайте поиграем в военные профессии.

Связистом быть хорошо, а летчиком лучше!

Логопед: дети, продолжите, летчик управляет чем?

Дети: самолетом.

Логопед: летчик летает на чём?

Дети: на самолете.

Логопед: летчик заводит мотор чего?

Дети: самолета.


Логопед: Чтобы летчиками стать,

Зоркий нужен детям взгляд.

Упражнения для глаз

Дружно сделаем сейчас.

Встанем.

«Гимнастика для глаз»

Пролетел самолет, с ним собрался я в полет (смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом).

Правое крыло отвел – посмотрел. Левое крыло отвел – поглядел (отводят руки в стороны попеременно и прослеживают взглядом).

Я мотор завожу и внимательно гляжу (делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом).

Поднимаюсь, ввысь лечу, возвращаться не хочу (встают на носочки и выполняют летательные движения).

Упражнения для глаз

Дружно сделали сейчас.



Логопед: молодцы, отличные летчики из вас получились.


А теперь, представим, что мы - самолеты, посчитаем, сколько самолетов. Один самолет (начинаю с себя, беру ребенка за руку, выходим в центр).

Дети: два самолета, три самолета…..

Логопед: А всего нас …(образовали круг, держимся за руки).

Дети: много самолетов.


Логопед: Сейчас мы поиграем в игру «Скажи наоборот».

Самолет летает близко (образуем широкий круг, руки приблизить к груди), а наоборот…

Дети: далеко (руки отводят от груди вперед).

Логопед: самолет летает низко (руки развести в стороны и присесть), а наоборот…

Дети: высоко (встаем, руки поднимаем вверх).

Логопед: раз, два, три, как самолет летит, покажи (игра: «Внимательный летчик»).

Близко – далеко, низко – высоко.

Дети: руки приближают к груди, затем вытягивают их вперед. Руки разводят в стороны, приседают, затем встают, поднимая руки.


Логопед: внимание вижу аэродром, идем на посадку, (руками изображаю бинокль, кладу три обруча в центре зала).

Логопед: мы прилетаем на аэродром (останавливаемся возле обручей).

Мы облетаем аэродром (вокруг обходим).

Мы улетаем из аэродрома.

Дети: руки разводят в стороны, выполняют инструкции.


Логопед: самолеты прилетели, на свои места тихо сели.


Сейчас пальчики разомнем, физминутку проведем.

Физминутка:

Пальцы эти все бойцы, (показать раскрытые ладони).

Удалые молодцы (сжать пальцы в кулаки).

Два – больших и крепких малых (поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших).

И солдат в боях удалых.

Два – гвардейца-храбреца,

Два - сметливых молодца,

Два – героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два – мизинца – коротышки –

Все очень славные мальчишки.


Логопед: летчиком быть хорошо, а моряком лучше!

Посмотрите, смотрим в бинокль,

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет

Что это?

Дети: корабль

Логопед: ребята, давайте внимательно рассмотрим корабль, без чего не может быть корабль? (ответить полным предложением).

Дети: корабль не может быть без штурвала.

Корабль не может быть без якоря.

Корабль не может быть без палубы.


Логопед: у нас есть корабль, мы - моряки, можно выходить в море (дети надевают матросскую форму).

Логопед: воздух мы морской вдохнем (появляется изображение моря).

Дышим носом, а не ртом.

Плечи мы не поднимаем,

А живот надуваем.

Повтори за мной: вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох.

Дети: выполняют дыхательную гимнастику «Морской воздух».


Логопед: представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижмем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились. Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу (напряжена левая нога, правая нога расслаблена). Выпрямились. Делайте, как я: вдох – выдох.

Стало палубу качать

Ногу к палубе прижать

Крепче ногу прижимаем

А другую расслабляем.

Молодцы, справились матросы с качкой.

Логопед: Дети, скажите, пожалуйста, корабль сделан из железа, он какой?

Дети: железный.

Логопед: штурвал сделан из дерева, он какой?

Дети: деревянный.

Логопед: иллюминатор сделан из стекла, он какой?

Дети: стеклянный.

Логопед: вижу землю (руками изображаю бинокль), отправляемся на свои места.


3. Логопед: ребята, какой праздник мы сегодня вспоминали?

Дети: 23 февраля.

Логопед: девочки и мальчики, о каких военные профессиях мы говорили?

Дети: летчик, танкист, матрос.

Логопед: молодцы.


Ребята, посмотрите, это волшебный торт,

По-очереди возьмите любой кусочек, какой вам больше всего нравится.

А сейчас вверх поднимите, всем покажите, какой красивый кусочек вы выбрали.


Потрудились мы на славу

И закончили игру.

Ловким, смелым детям по праву

Рада я вручить медали


Прокричим: Ура, ура, ура (звучит салют).


Логопед: пора праздник отмечать, станьте детками опять.

Построились, сейчас отправимся в путешествие в вашу группу.


муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2» Артемовского городского округа













«Теремок»




Подгрупповое занятие

по формированию характеристик голоса

с использованием нетрадиционных методов и приемов

с детьми 5 – 6 лет











Составила: Иванова Ирина Александровна,

учитель-логопед, 11 разряд














Артемовский городской округ

2011 г.

Задачи:


1. Продолжать развивать мышление, память, внимание.

2. Продолжать закреплять знания о животных.

3. Продолжать развивать высоту, силу голоса, интонацию.

4. Воспитывать чувство сопереживания, любовь к ближнему.


Оборудование: теремок, изображения лесных зверей: мышка, лягушка, петушок, зайчик, лиса, волк, медведь; наклейки.



































Ход занятия:


1. Логопед: здравствуйте дети, давайте познакомимся, меня зовут Ирина Александровна, а вас как?

Дети: дети называют свои имена.

Логопед: девочки и мальчики, сегодня мы пойдём в лес, но сядем тихо - тихо, чтобы не вспугнуть диких зверей.

Дети: дети тихонько присаживаются на свои места.

Логопед: дети, давайте повторим правило, которое расскажет нам, как правильно себя вести.

Внимательно слушай,

другим не мешай,

запомни, что слышал и сам повторяй,

а если ты знаешь ответ, руку поднимай скорей.

Дети: дети повторяю правило.

2.Логопед: дети, посмотрите, что это?

Меж деревьев теремок, Он не заперт на замок.

Заходи, кому охота, И живи тут без заботы.

Дети: теремок, дом.

Логопед: правильно, теремок.

Кто же первой пошла? Кто загадку отгадает, тот наклейку получает!

Живёт в норке, грызёт корки, небольшие ножки, боится кошки. Кто это?

Дети: мышка.

Логопед: правильно - это мышка. Витя, возьми, пожалуйста, изображение мышки и отнеси в теремок. Дети, подражая повадкам мышки, произнесите:

Первой мышка подошла,

Лапкой в двери поскребла,

Заглянула, нет ли кошки,

И уселась на окошке.

Но друзей не долго ждут:

И лягушка тут как тут!

Дети: дети, подражая повадкам мышки, произносят текст.

Логопед: Ира, возьми, пожалуйста, изображение лягушки и отнеси в теремок, подражая повадкам лягушки. Ребята, а сейчас превратитесь в лягушек и скажите:

Я весёлая лягушка, Я веселая квакушка,

Громко квакаю с утра,

Дорогая мышка,

Впусти меня к себе в домишко.

Дети: дети, подражая повадкам лягушки, произносят текст.


Логопед: ну а мышка говорит

Дети: ладно, ладно, заходи, только, чтоб мы не скучали, давай в «путаницу» поиграем (говорят тоненьким, писклявым голоском, как мышка).

Логопед: долго думала лягушка и устала уж как быстро. Дети, давайте поиграем вместе с мышкой и поможем лягушке попасть в теремок.

Внимательно слушайте, что мышка будет говорить, если она права, тихо скажи «Да», а если заметите ошибку, то громко кричите «Нет».

Уточки квакают, кошечки хрюкают, собаки лают, коровы воют, мышка

пищит.

Дети: нет, нет, да, нет, да.

Логопед: какие вы молодцы, помогли лягушке в игре с мышкой! Ну а кто же следующий подошёл, кто загадку отгадает, тот наклейку получает.

Живу во дворе, пою на заре, на голове гребешок, я горластый ....

Дети: петушок.

Логопед: правильно петушок, тут в окошко петушок свой просунул гребешок и говорит.

Дети: уголочек мне найдётся?

Лягу спать я, где придётся.

Ку-ка-ре-ку! Я и дом постерегу (дети говорят высоким, звонким голосом, изображая петушка, подражая его повадкам).


Логопед: Петя - Петя Петушок целый день учил стишок, да всё выучить не мог! Дети, давайте поможем ему, посмотрите он от нас далеко, повторяем за мной громко, чтобы он мог услышать:

Дети: Я - Петя, петух удалой,

У меня золотой гребешок,

Всем на зависть моя борода,

Голова моя ярче огня!

Логопед: он подлетел к нам поближе, повторяем тише.

Дети: дети произносят текст тише.

Логопед: дети петушок нас совсем уже не боится и подлетел к нам очень близко, поэтому повторяем тихо.

Дети: дети произносят текст тихо.


Логопед: кто же дальше к ним пришёл, кто загадку отгадает, тот наклейку получает.

Его обижают и звери, и птицы.

Он каждого кустика в поле боится,

Зимою под ёлкой, он так замерзает,

что летом шубейку свою не снимает.

Дети: зайчик.

Логопед: правильно, это зайчик, Маша отнеси изображение зайчика в теремок, подражая его повадкам. Дети, скажите высоким, тоненьким голосом зайчика.

Дети: в теремок пусти хозяйка,

Я зверь лесной, я заяц не простой.

Я зайчик - попрыгайчик,

длинные ушки, короткий хвост,

Про меня говорят, что я трусоват,

но пусть не думают лиса и волк. Что это так.

Логопед: пустила мышка зайку в теремок,

зайка пример хотел в тереме решить,

зайка цифры позабыл, тут заплакал наш зайчонок,

«Не плачь, косой, цифры выучим с тобой».

Дети давайте напомним зайке цифры, сначала шепотом, чтобы он не испугался, а потом громче и громче.

Дети: 1, 2, 3 – шепотом, 4, 5-тихо, 6, 7 -8, 9 – громко, 10 - ещё громче.

Логопед: вот и зайка плакать перестал, молодцы дети!

Давайте с зайкой отдохнём, физминутку проведём. Дети, встаньте.

Физминутка:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать, Прыг -скок, прыг - скок.

Дети: дети выполняют движения соответственно тексту.

Логопед: ребята, сядьте на свои стульчики тихо - тихо, чтобы не вспугнуть диких зверей. Дети, кто же это следующий в теремок идёт, кто загадку отгадает, тот наклейку получает!

Я рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарайчик попаду, цыпленка украду!

Дети: лиса.

Логопед: правильно, это лиса. Девочки и мальчики, давайте превратимся в лисиц и скажем высоким, тоненьким, слащавым голосом лисы, подражая её повадкам.

Дети: мне наскучили леса, а у вас я вижу печь, я блины могу вам спечь. Да к тому ж мой хвост пушистый подметает очень чисто.

Логопед: но не сразу звери лесные в терем лису запустили, а попросили её, дать описание всем. Долго маялась лиса, но придумать ничего не смогла. Дети, давайте поможем лисе описать зверей. Кто знает ответ, руку поднимает скорей. Мышка какая? Лягушка какая? Петушок какой? Заяц какой?

Дети: серая, маленькая; зеленая, холодная; горластый, красивый; серенький, трусливый.

Логопед: молодцы дети, помогли лесе попасть в теремок. А кто же это следующий бежит? Кто загадку отгадает, тот наклейку получает.

Я серый зверь, зубами щёлк.

Я ищу себе еду, я всегда голодный у-у-у,

Поскорее побегу, может что - то найду.

Дети: волк.

Логопед: молодцы, ребята, давайте превратимся в волков и скажем низким, хриплым голосом волка, подражая его повадкам.

Дети: как бы в терем мне попасть? И меня пустите, братцы, буду рад вам услужить, ночью терем сторожить.

Логопед: Пустили звери волка в теремок, а по лесу кто - то бродит, ближе к терему подходит, злобно топчет все у двери, где идти не выбирает. Подошёл и стал реветь, дети, кто этот зверь?

Дети: медведь.

Логопед: давайте изобразим его и скажем низким, хриплым, грубым голосом медведя, подражая его повадкам, покачиваясь.

Дети: Я зверь лесной, я сплю зимой, в лесу хозяином живу-у-у свои владенья обхожу-у-у, мне бы жить здесь одному-у-у-у.


Логопед: да как хватит косолапый по стене косматой лапой. Мчатся звери, кто куда, но и с теремом беда. Весь затрясся, покосился, затрещал и -развалился.

Логопед: тут медведь и говорит:

Дети: жадный был я, звери, мишка. Разломал я ваш домишко.

3. Логопед: Мы друзьями будем жить, песни петь, плясать, дружить.

Раз, два, три, четыре, пять, станьте детками опять. Дети, где мы сегодня были, с кем встречались, кому помогали? Давайте вспомним правило и повторим его:

Внимательно слушай,

другим не мешай,

запомни, что слышал и сам повторяй,

а если ты знаешь ответ, руку поднимай скорей.

Дети, посчитайте у кого больше всего наклеек – тот победил, все молодцы, отлично превращались в лесных зверей, а сейчас отправляемся на прогулку.






















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ