Кредитно-модульная организация учебного процесса


содержание




введение


Европа все в большей степени осознает себя как единое целое.

Процессы интеграции в современном обществе охватывают всё больше и больше сфер жизнедеятельности. Образование Украины в общем и высшее образование в частности не могут находиться в стороне от европейской интеграции.

Высшее образование является сферой, которая в значительной степени влияет на то, как формируется общество, поэтому раздробленность образовательных систем препятствуют единению Европы.

Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно.

Высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.

Следовательно, дальнейшие социально-экономические и политические изменения в обществе, а также вхождение Украины в цивилизованное мировое содружество невозможны без модернизации системы высшего образования, направленного на подготовку специалистов на уровне международных требований.


раздел 1 процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы


1.1 Болонский процесс и его краткая история


Одной из предпосылок вхождения Украины в единое европейское и мировое образовательное пространство является введение в систему высшего образования Украины основных идей, сформулированных Болонской декларацией. Болонская декларация ввела понятие так называемого Болонского процесса. Именно Болонский процесс сближает системы образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

На уровне государств Болонский процесс был основан 19 июня 1999 года в городе Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом страны-участницы согласовали общие требования, критерии и стандарты национальных систем высшего образования и договорились о создании единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года.

Предысторией Болонского процесса считается разработка и подписание представителями стран Европы Лиссабонской конвенции (1997 г.) про признание квалификаций для системы высшего образования европейского региона и Сорбонской декларации (Париж, Сорбонна, 1998 г.) о согласовании структуры системы высшего образования в Европе.

Болонский процесс в ходе своего развития прошёл ряд этапов, на каждом из которых расширялся круг стран-участниц процесса и декларировались новые цели. Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражское коммюнике. Одним из наиболее важных решений этого саммита стало решение о содействии повышению привлекательности и конкурентоспособности европейского пространства высшего образования для остальных регионов мира.

Очередной этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18–19 сентября 2003 года, где также было подписано соответствующее коммюнике, но на этот раз представителями уже 40 стран Европы. На этом саммите было отмечено, что европейское пространство высшего образования и европейское пространство исследовательской деятельности — это две взаимосвязанные части «общества знаний». Наконец, 19 мая 2005 года в норвежском городе Бергене состоялся последний на сегодняшний день и чрезвычайно важный для Украины этап Болонского процесса. На это раз коммюнике подписали 45 стран и среди них — Украина [1].


1.2 Регламентация Болонского процесса


Болонский процесс в ходе своего существования издал ряд документов, которыми руководствуется:

  1. Великая хартия университетов (Болонья, 1988).

  2. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабон, 1997).

  3. Сорбонская совместная декларация о согласовании системы высшего образования в Европе (Париж, Сорбонна, 1998): 4 страны.

  4. Совместная декларация министров высшего образования Европы (Болонья, 1999): 29 стран.

  5. Конвенция высших учебных заведений «Формирование европейского пространства высшего образования» (Саламанка, 2001): 300 университетов.

  6. Конференция министров высшего образования Европы «На пути к европейскому пространству высшего образования» (Прага, 2001).

  7. Конференция министров высшего образования Европы «Создание европейского пространства высшего образования» (Берлин, 2003).

  8. Конференция министров высшего образования Европы «Европейское пространство высшего образования – достижение целей» (Берген, 2005): 45 стран [1, 7].

«Великая Хартия университетов» — важная составляющая Болонского процесса. Она является результатом предложения о создании содружества университетов, с которым еще в 1986 году Болонский университет обратился к ведущим университетам Европы. На встрече в Болонье в июле 1987 года делегаты из 80 европейских университетов избрали Совет из руководителей ряда университетов и представителей Совета Европы для разработки проекта Хартии — своеобразной Конституции европейских университетов. 18 сентября 1988 года во время торжеств, посвящённых 900-летию Болонского университета, ректоры 430 университетов подписали Хартию. В Хартии провозглашается принадлежность европейских университетов к академическому содружеству, преодолевающему политические и социальные барьеры и формирующему принципы интеграции Европы в единое общество. Предполагается, что общество это всем гражданам предоставляет необходимые права и свободы, а также разнообразные адекватные услуги в сфере культуры, науки и образования. Хартия подтвердила обязанности университета в качестве ключевого института общества и выдвинула требование автономии и академической свободы для университета [7].


1.3 Суть и цели Болонского процесса


Суть Болонского процесса заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования, которая будет достигнута за счет использования основных положений этой системы.

Принципы Болонской декларации:

  1. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования.

  2. Переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат — магистратура).

  3. Введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов ECTS - European Credit Transfer System) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.

  4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом ВУЗе, желательно зарубежном).

  5. Обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования.

  6. Обеспечение автономности ВУЗов.

  7. Придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования.

  8. Реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).

Кроме того, в настоящее время становится все более принятым говорить об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве [1].

На основе основных принципов работы выдвигаются и основные цели Болонского процесса:

  1. Построение Европейского пространства высшего образования — «Европы знаний» — как условие развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства.

  2. Усиление международной конкурентоспособности как национальной, так и Европейской систем высшего образования.

  3. Соревнование с другими системами высшего образования за студентов, влияние, деньги и престиж.

  4. Формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала.

  5. Достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования.

  6. Увеличение определяющей роли университетов в развитии национальных и Европейских культурных ценностей [2].

Учитывая основные принципы и цели Болонского процесса была разработана модель кредитно-модульной организации учебного процесса. Кредитно-модульная система обеспечит наиболее оптимальный и безболезненный переход от существующей в Украине системы образования к европейской, которая будет учитывать основные положения Болонского процесса.


раздел 2 кредитно-модульная организация учебного процесса


2.1 Кредитно-модульная система и её функции


Кредитно-модульная система организации учебного процесса — это модель организации учебного процесса, которая основывается на объединении модульных технологий обучения и зачетных кредитов или зачетных образовательных единиц.

Организация и совершение учебного процесса — это многогранная и сложная система действия и взаимодействия.

Внимание в кредитно-модульной системе сосредоточено на двух её характеристиках:

  • на самостоятельной работе студентов;

  • на ведении кредитно-модульной системы организации учебного процесса и рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов [5].

Много кто считает, что система образования Украины была сформирована в условиях информационного дефицита и ограниченных возможностях доступа к информации. Поэтому деятельность педагога в ВУЗах сводилась, прежде всего, к информационным, или лучше сказать информирующим, функциям. Преподаватель играл роль самого важного источника информации.

Так как студент является объектом учебного процесса и одновременно объектом восприятия и усвоения информации, то планирование учебного процесса совершалось таким образом, что основная доля работы ложилась на аудиторное обучение.

Современное положение развития информационного обеспечения открывает широкие возможности доступа к источникам информации и поэтому частично смешивает акценты в планировании учебного процесса в сторону самостоятельной работы [5].

Кредитно-модульной системе, как неотъемлемому атрибуту Болонской декларации, предоставляются две основные функции:

  1. Содействие мобильности студентов и преподавателей и упрощения переходов из одного университета в другой.

  2. Четкое определение объемов проведенной студентом работы с учетом всех видов учебной и научной деятельности. Сумма кредитов определяет, на что способен студент, который учится по той или другой программе [2].

В Украине кредитно-модульная система начала вводиться в ВУЗы с 2005/2006 годов.

Внедрение кредитно-модульной системы является важным фактором для стимулирования эффективной работы преподавателя и студента.


2.2 Понятие модуля и кредита


Модули конструируются как системы учебных элементов, объединенных признаком соответствия определенному объекту профессиональной деятельности. Последний рассматривается как некоторый объем учебной информации, который имеет самостоятельную логическую структуру и содержание, что позволяет оперировать этой информацией в процессе умственной деятельности студента.

Модульная организация содержания учебной дисциплины менее за все является механическим перенесением разделов программы к учебным модулям, поскольку требует глубокой аналитико-логической работы над смысловым наполнением дисциплины, структуризации ее как системы, а не произвольному конгломерату научной информации.

При кредитно-модульной системе организации учебного процесса содержание дисциплины распределяется на содержательные модули (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплина формируется как система содержательных модулей [2, 6].

Вторым условием реализации модульного принципа организации содержания учебной дисциплины является возможность выделить генеральные сквозные идеи профессиональной деятельности, на раскрытие и усвоение которых направлен каждый модуль.

Для студента — будущего специалиста — важно не только осмыслить и усвоить информацию, но и овладеть способами ее практического применения и принятия решений.

При таких условиях уменьшается частица прямого, снаружи нанесенного информирования и расширяется применение интерактивных форм и методов работы студентов под руководством преподавателя (тьютора) и полноценной самостоятельной работы в лабораториях, читальных залах, на объектах будущей профессиональной деятельности, что особенно важно для системы дистанционной образования.

Создание системы кредитов должно облегчить сравнение законченных курсов и способствовать максимальному расширению мобильности студентов.

Кредит (credit) — условная единица измерения учебной нагрузки студента при изучении какой-то составной учебной программы или отдельной дисциплины (курса), выполненной студентом во время образования. Кредит — минимальная единица, которая точно документируется, часто означает обучение на протяжении недели (сумму аудиторной и самостоятельной работы студента).

Под системой кредитов понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса [2, 6].

Впервые кредиты были введены в университетах США на рубеже XVIII и ХIХ вв. в рамках начавшегося в этот период процесса либерализации университетского образования. Установление через кредитные единицы количественных эквивалентов содержания обучения и степени освоения образовательных программ позволило предоставить студентам возможность самостоятельно планировать учебный процесс, внести принципиальные изменения в системы контроля и оценки качества образовательного процесса, создало условия для совершенствования образовательных технологий.

Наиболее приемлемой из существовавших в Европе на момент подписания Болонской декларации систем кредитов была признана система ECTS (European Credit Transfer System – Европейская система взаимозачёта кредитов) [3].

В процессе педагогического эксперимента, который проводили ведущие высшие учебные заведения, в Украине был установлен объем кредита ECTS — 36 академических часов и была установлена годовая учебная нагрузка студента — 60 кредитов ECTS. Это исходит из того, что учебный год в среднем продолжается примерно 40 недель.

Количество кредитов ECTS на учебную дисциплину определяется делением общего объема часов, запланированных на изучение дисциплины на цену кредита (с округлением до 0,5 кредита). Например, если для изучения дисциплины выделяется 108 часов, то это соответствует трем кредитам. В этом случае дисциплина формируется из трех модулей [6].

Наиболее удобно определять удельный вес каждой дисциплины в общей нагрузке по количеству аудиторных часов и пропорционально распределить 30 кредитов, зарабатываемых за семестр, между дисциплинами, изучаемыми в данном семестре.

Рекомендуется пересчитывать учебную нагрузку в кредиты путём математического деления общей (аудиторной и самостоятельной) учебной нагрузки в семестре на коэффициент 36 (36 часов общей нагрузки) [3, 6].

Бакалавр в течение своего обучения должен набрать не менее 180 кредитов (три года в соответствии с нормой в 60 кредитов) или не менее 240 кредитов (4 года); магистр суммарно должен заработать не менее 300 кредитов. Отсюда вытекает зависимость срока обучения на магистра от продолжительности обучения на бакалавра [3].


2.3 Порядок оценивания знаний студентов в рамках кредитно-модульной системы


По канонам Болонского процесса считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам. Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определённую трудоёмкость; важно как можно более объективно определить её величину. Без сомнения, кредиты должны начисляться за написание рефератов и курсовых работ, которые предполагают изучение студентами значительного количества источников, соответственно, и академическая трудоёмкость этих видов работ весьма высока.

Кредиты начисляются студенту только по результатам успешной сдачи им определённой учебным планом формы итогового контроля по данной дисциплине (экзамен, зачёт, тест или итоговая контрольная работа и т.п.) [3].

Модульно-рейтинговая система оценки знаний предусматривает 100 бальную шкалу, то есть 100 баллов — это максимальное количество баллов, которые студент может получить за академические успехи в процессе изучения содержательного модуля. Оценка знаний студента за содержательный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведенных занятий, за текущее и итоговое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных занятий, и т.д.) с учетом весовых коэффициентов.

Суммарное оценивание усвоения учебного материала дисциплины определяется без проведения семестрового экзамена как интегрированная оценка усвоения всех содержательных модулей с учетом весовых коэффициентов.

Оценка знаний студентов по дисциплинам, по которым по учебному плану предусмотрен экзамен, осуществляется на основе результатов текущего модульного контроля и итогового модульного контроля (экзамена).

Текущий модульный контроль состоит из содержательных модулей и осуществляется преподавателем, который проводит практические, лабораторные занятия или семинары. Текущий (модульный) контроль включает в себя:

  • элементы теоретических знаний и практических действий в ходе усвоения учебного материала;

  • контрольные срезы (тесты, устный опрос, письменная контрольная работа).

В начале семестра преподаватель обязан довести до сведения студентов виды заданий, перечень вопросов, охватывающих содержание программы дисциплины, а также критерии оценки знаний текущего и итогового модульного контроля.

В случае невыполнения основных заданий текущего модульного контроля по объективным причинам студент имеет право по разрешению декана пересдать их. Время и порядок сдачи определяет преподаватель.

По решению преподавателя студентам, которые выполняли творческие задания, брали участие в научно-исследовательской деятельности, в работе конференций, в научных семинарах, могут присуждаться дополнительные баллы по результатам итогового модульного контроля (экзамена).

В итоговый модульный контроль входят:

  • научная работа студента по дисциплинам;

  • выполнение индивидуального творческого задания;

  • или экзамен.

Общая итоговая оценка по дисциплине включает:

  • баллы, полученные по результатам текущего модульного контроля;

  • баллы, полученные за выполнение заданий (индивидуальное творческое задание, научно-исследовательская деятельность, участие в работе конференций, научных семинарах, подготовка научных публикаций), которые выносятся на итоговый модульный контроль (экзамен);

  • баллы, полученные непосредственно на экзамене по дисциплине [4, 6].

Студент, который набрал на протяжении семестра необходимое количество баллов, имеет возможность:

  • не сдавать экзамен или зачет и получить набранное количество баллов как итоговую оценку;

  • сдавать экзамен с целью повышения своего рейтинга по дисциплине.

Студент, который набрал в течение семестра меньше необходимого количества баллов, обязан сдавать экзамен [6].

По учебным дисциплинам, где итог оценивания уровня знаний студентов, осуществляется по результатам текущего модульного контроля (т.е. зачет), задания текущего модульного контроля оцениваются в диапазоне от 0 до 100 баллов.

Итоговый балл по результатам текущего модульного контроля является основой для выставления зачета по этому предмету.

Преподаватель имеет право выставить зачет при условии, что студент набрал не менее 50 баллов по 100-балльной шкале за текущий модульный контроль. Студент, не набравший по итогам текущего модульного контроля 50 баллов, обязан сдавать зачет [4].

Академические успехи студента определяются при помощи системы оценивания знаний, которая используется в ВУЗе, но с обязательным приведением оценок к национальной шкале и шкале ECTS.

Модульно-рейтинговая система оценивания представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Модульно-рейтинговая система оценивания

Оценка по шкале ECTS

Оценка по бальной шкале

Оценка по национальной шкале

A

90-100

5 (отлично)

B

80-89

4 (хорошо)

C

70-79

4 (хорошо)

D

60-69

3 (удовлетворительно)

E

50-59

3 (удовлетворительно)

FX

30-49

2 (неудовлетворительно) с возможностью повторной сдачи дисциплины

F

0-29

2 (неудовлетворительно) с обязательным повторным изучением дисциплины


Основные критерии оценивания:

«Отлично» — выставляется студентам, которые показали разносторонние системные знания программного материала, умение безупречно выполнять задания определенные программой обучения, продемонстрировали творческие способности.

«Хорошо» — заслуживают студенты, которые показали полные знания программного материала, успешно выполнили задания, предусмотренные учебной программой, усвоили содержание основной литературы.

«Удовлетворительно» — выставляется студентам, которые показали знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшего обучения и будущей работы по выбранной профессии, выполнили задания, предусмотренные учебной программой, ознакомились с литературой.

«Неудовлетворительно» — получают студенты, которые показали пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, сделали принципиальные ошибки в ходе выполнения заданий [4].

2.4 Ключевые элементы и задачи зачётных единиц совместимых с ECTS


С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой:

  • индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;

  • стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;

  • формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;

  • предоставляемых преподавателям академических свобод, в том числе, права свободного выбора методики обучения;

  • экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;

  • формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.

Ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.

В качестве основных принципов педагогического менеджмента можно выделить:

  • четко поставленные идеалы и цели образования;

  • педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;

  • компетентная консультация;

  • нормирование;

  • оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;

  • объективное отношение к студентам;

  • взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;

  • оценка (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к учению) качественного и своевременного выполнения заданий;

  • взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;

  • наличие у преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций и строгое их соблюдение, что способствует повышению качества обучения студентов, объективности взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемости получаемых студентом оценок [3].

Введение системы зачетных единиц обусловлено потребностями модернизации украинского высшего профессионального образования, развитием телекоммуникационных технологий, а также расширяющимся участием в международных интеграционных процессах.

Можно выдвинуть следующие задачи по введению зачетных единиц, совместимых с ECTS, в образовательный процесс высших учебных заведений:

  • формирование общего подхода к решению вопросов академической мобильности и признания результатов предшествующего обучения, совместимые с системой ECTS, и обеспечивающих единство образовательного пространства в высшем образовании проведение эксперимента по организации образовательного процесса в ВУЗах на основе зачетных единиц, ориентированных на индивидуализацию образовательного маршрута;

  • разработка и апробация в ходе экспериментов необходимых нормативных и методических документов;

  • обеспечение введения в государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования зачетных единиц;

  • обоснование новых подходов к формированию учебной нагрузки преподавателей при организации учебного процесса на основе зачетных единиц;

  • выявление особенностей формирования накопительной системы зачетных единиц при проектировании образовательных программ высшего профессионального образования на базе среднего профессионального образования [3].


раздел 3 достоинства и недостатки кредитно-модульной системы


Современная стратегия Украины ориентирована на дальнейшее развитие национальной системы образования, ее адаптация к условиям социально-ориентированной экономики, трансформация и интеграция в европейское и мировое образовательное сотрудничество.

Основные положения, положительные и отрицательные стороны традиционной и новой систем рассмотрены в таблице 3.1.

Начиная с саммита в Бергене 2005 года, когда Украина присоединилась к Болонскому процессу, высшее образование реализует основные его положения.

Болонский процесс — это процесс распознавания одной образовательной системы другой на Европейском пространстве.

Основная цель процесса — создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) к 2010 году.

На период с 2005 года в Украине в сфере высшего образования было проделано следующее:

  1. Подготовлен План действий, который должен быть реализован к 2010 году.

  2. В 2006 году создана Национальная группа промоутэров Болонского процесса.

  3. При Министерстве образования и науки Украины была создана Межведомственная комиссия по вопросам внедрения основных положений Болонского процесса.

  4. Созданный при Министерстве образования и науки Украины, Всеукраинский студенческий совет стал кандидатом в члены Национальных студенческих союзов Европы (ESIB).

  5. В 2006/2007 во всех высших учебных заведениях внедрена Европейская кредитно-трансферной система (ECTS). Подготовлен соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и выполняются организационные мероприятия по внедрению Приложения к диплому.

  6. Проведены два семинара по инициативы Совета Magna Charta Universitatum по проблемам конвергенции высшего образования на пути создания ЕПВО.


Таблица 3.1

Сравнительная характеристика традиционной
и Болонской систем

Традиционная система

Болонская система

Основные аспекты

  • Разработка стабильного и долговременного маршрута обучения.

  • Расчленение всего процесса обучения на этапы, закрепления за каждым этапом определенных работников, отвечающих за этот этап.

  • Студент рассматривается как пассивный элемент системы обучения (беспрекословно выполняет указания руководства).

  • Ориентация на потребителя — студента, которому дается возможность влиять на процесс своего обучения.

  • Упор на профилактику качества обучения — за объектом оказания услуги — дентом постоянно ведется мониторинг в виде простановки баллов его успеваемости.

  • Требует большой самостоятельности, индивидуальности в работе преподавателя и студента.

Достоинства

  • Стабильность системы, ее единообразие для всех, она была хорошо отработана.

  • Фундаментальность системы.

  • Процесс производился без сбоев, понятность системы и ее предсказуемость на многие годы вперед.

  • Отделение процесса обучения от процесса оценки результатов обучения. Преподаватель проводит занятия, проставляет текущие баллы успеваемости, но окончательную оценку результатов его деятельности выполняет центр по тестированию.

  • Дает большие права студенту, как основному элементу процесса.

  • Способность студента к самостоятельному мышлению.

Недостатки

  • Контроль по конечному продукту (студент живет от сессии до сессии, про учебники вспоминает за три дня до экзамена ).

  • Воздействие на студентов в основном с помощью репрессивных методов, пассивная роль студента в процессе обучения.

  • Понижает фундаментальность получаемых знаний.

  • Частой смены условий работы, что требует больших материальных затрат.


Проблемой для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса является:

  • во-первых, определение расходов учебного времени студента определенного актуального уровня развития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля;

  • во-вторых, разработка методики расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебной нагрузки студента, а также взаимосвязь между ними.

Кредитно-модульная система должна развиваться в Украине в рамках реализации, в частности, дистанционного образования [2].


заключение


Болонская система в Украине не является полностью внедрённой, не все элементы ее созданы и функционируют, да и отношение к ней неоднозначно, но для Украины, правительство которой постоянно провозглашает стремление к евроинтеграции, пока что альтернативы Болонскому процессу нет.

Вместе с тем участие системы высшего образования Украины в Болонских преобразованиях может быть направлено лишь на ее развитие и обретение новых качественных признаков, а не на потерю лучших традиций, снижения национальных стандартов его качества. Ориентация на Болонский процесс не может приводить к чрезмерной перестройке отечественной системы образования. Наоборот, ее состояние надо глубоко осмыслить, сравнив с европейскими критериями и стандартами и определить возможности ее усовершенствования на новом этапе.


список использованных источников


  1. Болонський процес та кредитно-модульна система організації навчального процессу [Електронний ресурс] / ЧНУ ім. Ю. Федьковича. — Режим доступу: http://www.chnu.edu.ua/index.php ?page=ua/infpack/00intro/01bolon, вільний. —.Заголовок з екрану.

  2. Внедрение кредитно-модульной системы организации учебного процесса в высших учебных заведениях Украины [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.globalteka.ru/news/1-latest-news/149-2009-02-03-15-36-55.html, свободный. — Название с экрана.

  3. Кредитно-модульная система [Электронный ресурс] / Центр по адаптации системы образования к условиям Болонского соглашения. — Режим доступа: http://www.giop.ru/REOS/giep/blgn_trial.nsf/ html/KREDITNO-MODULNAYASISTEMA, свободный. — Название с экрана.

  4. Кредитно-модульная система на факультете [Электронный ресурс] / ДНУ Учётно-финансовый факультет. — Режим доступа: http://www.donnu.edu.ua/ufin/ru/edu/KMS/KMC.stm, свободный. — Название с экрана.

  5. Особливості запровадження кредитно-модульної системи організації навчального процесу (на прикладі КНЛУ) [Електронний ресурс] / ЧНУ ім. Ю. Федьковича. — Режим доступу: http://ua.textreferat.com/referat-13215-1.html, вільний. —.Заголовок з екрану.

  6. Ткаченко, В. Состояние развития традиционного высшего образования в Украине [Электронный ресурс] / В. Ткаченко. — Режим доступа: http://tva.jino.ru/Edu_1.htm, свободный. — Название с экрана.

  7. Янковый, В. Болонский процесс: путем европейской интеграции [Электронный ресурс] / В. Янковый. — Режим доступа: http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/sgurov.html, свободный. — Название с экрана.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ