Лекционное занятие- практикум для родителей учащихся начальной школы «Совершенствование родительской грамотности и толерантного стиля поведения в различных конфликтных ситуациях»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

город-курорт Геленджик

с.Дивноморское,ул.Горная,д.23



Лекционное занятие- практикум

для родителей учащихся начальной школы

«Совершенствование

родительской грамотности и

толерантного стиля поведения

в различных конфликтных ситуациях».

Подготовила:

Ошмарина Лина Павловна

учитель начальных классов












Цель:


1.Формирования толерантной среды в образовательном пространстве школы

2.Формирование толерантных образцов поведения в образовательном процессе.

3.Отработка механизма вовлечения заинтересованных сторон в разрешение конфликтных ситуаций.

4. Обсуждение типичные ситуации, в которых родители часто затрудняются в выборе правильного поведения.


Задачи:

  1. Изучение понятий конфликт, толерантность.

  2. Научить родителей находить выход из различных конфликтных ситуаций.

  3. Прививать культуру толерантности через создание активной воспитательной среды

  4. Совершенствование толерантного стиля поведения в различных конфликтных ситуациях.

  5. Осуществление совместного планирования, организации и подведения итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей.

  6. Вовлечение населения (в том числе родителей) в обсуждение вопросов толерантного поведения. 












Ход родительского собрания


I. Приветствие.

Классный руководитель. Добрый день, уважаемые коллеги. Я не оговорилась, да, коллеги. Мы с вами коллеги в воспитании наших детей.(слайд 1)

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. А воспитание в семье имеет основное влияние на поведение ребёнка в обществе. И к кому, как не к вам- родители обращаться за помощью…(слайд 2)

Все родители воспитывают своих детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются над тем, почему в определенных конфликтных ситуациях поступают так, а не иначе.

И у каждого из нас в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит нас в тупик. А может быть, мы, взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делаем нечто такое, из-за чего нам бывает порой стыдно. И в своих ошибках мы не одиноки. Все родители их время от времени совершают.

Разговаривая с детьми, мы всегда уверены в том, что мы правы. Но часто не замечаем, что иногда выглядим скверно в глазах своих же детей?

Наверное, нам не стоит бояться детских сомнений в нашей правоте. А может, все-таки надо к ним прислушаться и сделать выводы?...(слайд 3)






II. Лекция

Формирование и развитие ребёнка как личности – сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение, особенно в процессе обучения. М.И. Лисина даёт следующее определение общения: «общение – это процесс взаимодействия двух или нескольких людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1]

Потребность в общении формируется на основе биологических, материальных, социальных и духовных потребностей, которые приводят к появлению различных мотивов.

Мотив – это осознанная или неосознанная причина активности человека, направленная на достижение цели. К мотивам относятся влечения, интересы, убеждения, стремления.

Однако общение для ребёнка – это не только умение вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознавать себя и других.

Придерживаясь концепции деятельности Леонтьева, мотив – это «опредмеченная потребность», это значит, что мотив деятельности совпадает с её предметом. Значит, мотивом общения служит другой человек, его конкретные качества.

Анализируя развитие потребностей в общении ребёнка, можно выделить три группы мотивов:

  • познавательные, когда взрослый или другой ребёнок выступает в качестве источника новых сведений и организатором новых впечатлений;

  • деловые или деятельные, когда взрослый или другой ребёнок является партнёром по совместной практической деятельности, помощником и образцом правильных действий;

  • личностные, когда взрослый или другой ребёнок является личностью, влияющей на формирование самооценки у ребёнка, на развитие ребёнка, как члена общества. [1]

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. (слайд 4)

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов.(слайд 5) Для возникновения конфликта необходимо наличие инцидента – когда одна сторона ущемляет другую. Выделяют разные типы конфликтов:

Внутриличностный конфликт — такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также в связи со стрессом.

Межличностный конфликт — когда люди с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели.

Конфликт между личностью и группой — может возникнуть, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе, несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.

Межгрупповой конфликт — возникает из-за противоречий и идейных установок двух различных групп.

Для возникновения любого конфликта, т. е. для перехода конфликтной ситуации в конфликт, необходим инцендент. Например, агрессивное поведение ребёнка в ответ на требования учителя, или действия одноклассника, проявленные в грубой форме, с угрозой, в форме ультиматума и др. Инцендент возникает тогда, когда обе стороны вступают в открытое противоборство. На этой стадии конфликт ещё можно остановить.

Проявление таких качеств, как отделение себя от родителей и их опеки — это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью. Этот конфликт основан на недавнем кризисе развития 7 лет (коммуникативная компетентность или неуспешность). Если в период начальной школы у ребенка сформировалось такое качество, как коммуникативная компетентность, ему легче адаптироваться в новых условиях, связанных с обретением власти над собственной жизнью, так как у него довольно устойчивые интересы и стремления.

Если же из этого возраста ребенок вынес «неуспешность», возникнет конфликт, связанный с адаптацией к новому состоянию подростка.

Конфликты в средней школе отличаются от конфликтов в младшей школе. Это связано с возрастными особенностями учеников. Для младших школьников характерна недолговечность, кратковременность эмоциональных переживаний и свойственна потребность в защите со стороны взрослых.(слайд 6)

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. В свою очередь это приводит к возникновению конфликтов.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Следует различать объективные причины и их восприятие индивидами.

Объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:

· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

· взаимозависимость заданий неправильное распределение ответственности;

· плохие коммуникации.

Вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. Реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. Кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать, чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.

Универсальных приемов «правильного» управления конфликтной ситуацией не существует, так как стороны добиваются противоположных целей. Но исследователи конфликтов предлагают общую схему действий, направленных на то, чтобы сделать конфликт более рациональным и не допустить перехода конфликтной ситуации в конфликт. Эта схема включает в себя: предотвращение инцидента, подавление конфликта, отсрочка конфликта, разрешение конфликта.

Рассмотрим подробнее причины конфликтов в начальной школе и способы их решения и профилактики.

Изучение причин возникновения межличностных конфликтов во взаимоотношениях младших школьников позволило в самых общих чертах вывить, что таковыми являются: неудовлетворенность потребностей личности в общении, самоутверждении, саморазвитии, оценке, признании, а также в ее притязаниях на определенный статус в группе.

Светлана Шабас отмечает: «в основном, конфликты детей между собой бывают на почве разноуровневой подготовки ('он умеет читать, а я – нет'), по причине разного возраста одноклассников ('я тебя старше, так что ты вообще помолчи') и – естественно - разного пола (я мальчик – я сильнее)... В последнее время участились ситуации возникновения конфликтов на межнациональной почве.

Но есть еще одна важная проблема, о которой практически не говорят: это разный достаток семей. Это – очень сложный момент. О достатке семьи в первую очередь, говорит предметный мир ребенка: какие портфели, тетради и проч. может позволить купить родитель. Ребенок говорит: «а я привез себе ручку из Парижа», а у соседа ручка за 2 руб. 30 коп... И не надо думать, что в младшей школе дети не понимают этой разницы!(слайд 7)

Таким образом, причины можно разделить на две группы эндогенные и экзогенные. К первой группе относятся причины связанные с социальным статусом ребенка, материальным положением семьи, особенностями воспитания, отношением учителя к детям. К экзогенным причинам можно отнести особенности нервной системы ребенка, его личностное развитие, уровень развития коммуникативных компетенций.

Разрешение конфликта В.И. Андреевым определяется как процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений. Исходя из этого, автор в своих исследованиях приводит следующие этапы и способы разрешения конфликтных ситуаций:

1) установить действительных участников конфликтной ситуации;

2) изучить, насколько это возможно, их мотивы, цели, способности, особенности характера;

3) изучить существовавшие ранее до конфликтной ситуации межличностные отношения участников конфликта;

4) определить истинную причину возникновения конфликта;

5) изучить намерения, представления конфликтующих сторон о способах разрешения конфликта;

6) выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

7) определить и применить способы разрешения конфликтной ситуации, которые:

а) были бы адекватны характеру его причин;

б) учитывали бы особенности лиц, вовлеченных в конфликт;

в) носили бы конструктивный характер;

г) соответствовали целям улучшения межличностных отношений и способствовали бы развитию коллектива.

Слово «толерантность» лучше всего переводится как «терпимость». Это - способность понимать и уважать отличные от собственного происхождение, культуру, взгляды и другие проявления человеческой индивидуальности. Главная причина нетерпимости в мире - различия между людьми - различиям во внешности, языке, взглядах и т.д.

Понимание толерантности в разных языках неоднозначно. В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим». В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке термин толерантность использовался, в основном, в медицине как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-то неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А термин «терпимость» (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей) не включал до последних пяти – семи лет в себя все значения, присуще толерантности.

На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. (слайд 8)

Семь основных принципов толерантности:

Уважение человеческого достоинства всех без исключений людей.

Уважение различий.

Понимание индивидуальной неповторимости.

Взаимодополняемость как основная черта различий.

Взаимозависимость как основа совместных действий

Культура мира.

Сохранение памяти.(слайд 9)

Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независимо от каких-либо отличий.

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность(слайд 10)

В психолого-педагогических исследованиях описан очень небольшой спектр профилактических мер, направленных на предотвращение конфликтов, конфликтных ситуаций- то есть толерантного поведения в начальной школе. Основными являются беседы и психологические игры.

III. Практическая работа. Ситуации и их анализ.(слайд 11)

Итак, начнем. Рассмотрим несколько типичных ситуаций и наши реакции на них.

Всегда ли мы правы?

Ситуация 1. Обещание больше не любить.

Ребенок в чем-то провинился, и родитель заявляет: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше тебя любить не буду».

Вопросы родителям:

- Как часто мы это произносим?

- Имеет ли силу эта угроза? (Обсуждение, высказывания родителей.)

Вывод: Это сильнейшее средство, но оно не осуществляется. И дети прекрасно чувствуют фальш. Получается, что мы в глазах ребенка - лгуны.

Можно ли не любить своего ребенка? Нет. Значит, в этой ситуации маме следовало бы сказать так: «Я все равно тебя очень люблю, но твое поведение я не одобряю».

Ситуация 2. Безразличие.

Родители заняты каждый своим делом. Ребенок донимает вопросом, (просьбой), на который уже получил ответ (по-видимому, не устроивший его, и теперь требует свое).

«Да делай, что хочешь! Мне все равно!» - в сердцах кричит отец (мать).

- А как бы поступили вы?

(Высказывания, предложения родителей)

Вывод: Нельзя показывать свое безразличие. Ребенок, почувствовав это, начинает проверять, насколько оно «настоящее». И скорее всего, эта проверка заключается в совершении поступков, изначально скверных. Совершив их, ждет, что с ним будет за проступок. Словом - замкнутый круг.

Совет: Наладьте отношения с ребенком, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.

Можно поступить, например, так:

- Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. Объясняю...

Как правило, к такому тону дети чутки и отзывчивы. Положительный результат налицо.

Ситуация 3. Слишком много строгости.

Как часто мы говорим детям: «Сделай то-то и то-то!». Даже и не говорим, а повелеваем с высоты своего «царского плеча». Или ставим детям массу запретов, так, на всякий случай.

И сами себя успокаиваем, мол, нельзя давать им поблажек, а то на шею сядут! Сказали - и забыли, и не подумали, что таким пренебрежительным жестом унизили своего дитя. И не важно, сколько ему, - пять или пятнадцать. (Обсуждение ситуации.)

Вывод. Такая «строгость» больше похожа на дрессуру. Только дом - не цирковая арена, а дети - не собачки и обезьяны. Необходимо помнить, что ребенок быстренько научится быть «послушным», но только в присутствии «дрессировщика».

Отнеситесь к своему ребенку с уважением, и его отзывчивость на ваши просьбы и запреты (которые действительно необходимы), не заставят вас долго ждать!

Ситуация 4. Детей надо баловать.

«Пожалуй, я это сделаю сама. Моему ребенку пока это не по силам». Мы все очень любим своих детей и хорошо понимаем, что детство - слишком короткая пора, поэтому, считаем мы, оно должно быть прекрасно. И стараемся оградить сое дитя от всех неприятностей, трудностей. Нам нравится исполнять, угадывать любое желание ребенка. А верно ли это? (Обсуждение ситуации)

Вывод. Нельзя держать ребенка под колпаком родительской любви. В дальнейшем это может привести к множествам проблем. В итоге ребенок ощущает себя совершенно беспомощным, одиноким. Пусть ребенок выполнит поручение сам, а если потребуется помощь - помогите, только сделайте это с удовольствием, без указов и упреков.

Ситуация 5. Больше денег - лучше воспитание?

«Мы слишком стеснены в средствах, не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему в чем-то отказывать. Словом, были бы деньги, мы могли бы стать лучшими родителями». Так ли это?(Обсуждение ситуации).

Вывод. Любовь не купишь за деньги. Банально, но это так. Мы не должны испытывать угрызение совести за то, что не можем исполнить все желания ребенка.

Наша любовь, ласка, совместные дела, игры, проведенный вместе выходной для ребенка намного важнее вашего кошелька. И если разобраться, то совсем не деньги делают ребенка счастливым, а сознание того, что он для вас самый - самый родной, самый дорогой.

Ситуация 6. Наполеоновские планы.

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, художественной гимнастикой, рисованием и т.д. ). Я не позволю, чтобы он упустил свой шанс». Главная цель для пап и мам - дать детям самое лучшее образование. И не важно, надо это ребенку или нет.(Обсуждение ситуации)

Вывод. К сожалению, не всегда дети оценивают усилия родителей. И часто большое желание взрослых «разбивается» о полное нежелание ребенка заниматься музыкой, танцами и т.д. Пока маленький - он слушается, став старше, начинает возражать, выражать свой протест доступными ему способами, зачастую не самыми лучшими. Надо учитывать способности, возможности и желания ребенка. А при составлении режима дня - дать время и для личных дел ребенка.

Ситуация 7. Слишком мало ласки.

«Почему прочие нежности не так уж и важны для ребенка?... Чмокнуть в щечку маму, приласкать сестренку, обнять папу... Какая ерунда!».

Да, многие взрослые считают, что из-за «этого» могут возникнуть сексуальные проблемы. Так ли это?(Обсуждение ситуации)

Вывод. Любые дети в любом возрасте (даже «ежики») стремятся к ласке. Она помогает им ощутить себя любимыми, придать им уверенности в своих силах, снимает напряженность.

Надо только помнить, что это желание должно исходить все-таки от самого ребенка. Не навязывайте ему свою любовь активно. Это может и оттолкнуть.

Ситуация 8. Ваше настроение.

«Можно или нельзя?» Это зависит от настроения.

Как часто жертвами нашего скверного настроения бывают дети. Многие уверены, что ничего страшного в этом нет. Можно свою вину легко загладить, купить давно обещанную вещь, и все в порядке. Так ли это? (Обсуждение ситуации)

Вывод. Родителям необходимо показать ребенку, что их огорчает, а что радует. Когда, же в зависимости от настроения, сегодня запрещают, а завтра - разрешают, то ребенок начинает думать, что можно делать все, главное - угадать настроение.

Ситуация 9. Слишком мало времени для воспитания.

«Совсем нет времени заняться ребенком: работа, домашние хлопоты и т.д.»

(Обсуждение ситуации)

Вывод. Воспитание заключается не в назидании, а в поступках. Поступайте правильно, и ребенок «срисует» эту модель, а вы сэкономите время.

Ситуация 10.Бойкот.

Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия?
- Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.

- Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.

Ситуация 11. Клички.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют «Рыжий», хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат «Какой он Саша, он - Рыжий!». Ваши действия?

- Станете тоже называть его «рыжий», иначе все могут начать смеяться над вами.

- Будете называть его по имени, не реагируя на слова других ребят.

Ситуация 12. Каша.

Сегодня в столовой на завтрак каша. Вова не любит кашу, поэтому он стал развлекаться, и с помощью ложки обстреливает кашей одноклассников. Ваши действия?

- Сделаете Вове замечание, кидаясь, он может испачкать одежду одноклассников

- Будете вести себя как ни в чем не бывало, Вова не любит кашу, нельзя заставлять мальчика есть то, что ему не нравится.

Вывод: в жизни нам приходится часто решать задачи; думать, как поступить. Нужно стараться толерантным, в то же время, нельзя допускать ситуации, когда нарушаются нравственные нормы.

IV. Рекомендации родителям.

Учитель. А теперь попробуйте быстро вспомнить и ответить на несколько общих вопросов:

- Какую радость вы доставили детям в последний раз?

- Давно ли вы вспоминали время вашего детства?

- Часто ли вы слышите заливистый, искренний смех детей в вашем доме?

- Раздражаетесь ли вы, когда дети не слушают вас с первого слова?(слайд 12)

V. Работа с памяткой и анкетирование(слайд 13,14,15)

VI. Рассмотрение организационных вопросов с родителями.

VII. Заключение. Итог собрания (слайд 16).

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям.

Причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. Различают объективные причины и их восприятие индивидами. В начальной школе чаще приходиться сталкиваться с субъективными причинами. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать, последовательно и планомерно действовать, контролировать своё поведение. Наша с Вами задача помогать ребёнку в любых конфликтных ситуациях и учить его веси себя толерантно со всеми участниками образовательного процесса.

Всем спасибо за участие в нашем мероприятии!

Индивидуальные вопросы родителей.











Список литературы

  1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения - М.:1986г.

  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / комплексная программа – СПб: 2002г.

  3. Лисина М.И., Галигузова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста.// Психолого – педагогические проблемы общения. – М.: 1979г.

  4. Мазепина Т.Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах. – Ростов-на-Дону.: 2003г.

  5. Панфилова М.А. Игротерапия общения / тесты и коррекционные игры. - М.: 2001г.

  6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в конфликте – М.: 1991г.

  7. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М.: 1998г

  8. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. МЦВ – метод цветовых выборов. – СПб.: 2002 г.

  9. Леонтьев А.А. Деятельность и общение. – Вопросы философии – 1979, - М,

  10. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М.: Народное образование. 1995.

  11. Бродаль X. Девять ступеней вниз, или Ссоры - конфликты - войны // Знание-сила, 1991. № 11.

  12. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.,1983.

  13. Возрастные особенности психического развития детей (под ред. Дубровиной, М.И. Липсиной) М.,1982

  14. Лутошкин А.Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива М., 1978

  15. Мухина В.С. Возрастная психология М., 1997


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ