Летняя экологическая экскурсия по учебно-опытному участку
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Калужской области
«Калужский областной эколого-биологический центр учащихся»
Летняя экологическая экскурсия по учебно-опытному участку
(на примере территории эколого-биологического центра)
Рекомендуется для методистов образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, учителей биологии, учителей начальной школы
Алексанов Виктор Валентинович
методист, педагог дополнительного образования
Калуга, 2013
Пояснительная записка
Участок Калужского областного эколого-биологического центра – уникальная территория, на которой собрана огромная коллекция культурных и дикорастущих растений. На этой территории зарегистрирован 141 вид дикорастущих и 154 вида культурных растений (Прохорова, рукопись). Специалистами центра разработано 16 ботанических экскурсий для всех сезонов и для разного возраста. Существуют экскурсии сельскохозяйственной тематики.
Однако в данной разработке внимание акцентируется не на уникальных, а на типичных явлениях и закономерностях, которые можно наблюдать на территории эколого-биологического центра. Поэтому предлагаемый материал может использоваться и на других территориях, не отличающихся таким высоким видовым разнообразием (пришкольные участки, общественные и внутриквартальные сады). Предлагаемая экскурсия формирует представление, с одной стороны, о «дикой» природе (флоре и фауне), которая на территории города сохраняется именно на подобных участках, с другой стороны – об особенностях преобразованной человеком природы.
Экскурсия предлагается для профильных смен в лагерях с дневным пребыванием детей, летних площадок с временным пребыванием детей, летних интеллектуальных практик.
Цель: развитие личности посредством ознакомления с разнообразием природы на ограниченном участке антропогенного ландшафта. экологическая культура
Задачи:
формирование экологических понятий,
формирование представлений о единстве организма и среды, взаимосвязи структуры и функции, сообществе, консорции, экологических связях;
ознакомление с разнообразием систематических и экологических групп организмов;
формирование простейших умений натурного исследования растений и животных;
развитие логического мышления посредством сравнения и классификации экскурсионных объектов;
эстетическое воспитание;
формирование готовности к сохранению и оптимизации культурных ландшафтов.
Более подробно формируемые понятия и представления, знания о систематических и экологических группах указаны в содержании программы. Новизна понятий зависит от возраста и подготовки участников экскурсии.
Продолжительность экскурсии – от 40 до 80 мин.
Время: июнь, в другие месяца содержание экскурсии может отличаться. Обсуждаются объекты, которые можно обнаружить в течение длительного времени (весна – лето). Опущены эфемероиды.
Возраст учащихся: 4-7 класс.
Формы организации. В процессе экскурсии предусмотрен отдых на скамейках, беседа, практические задания по обнаружению живых организмов, сравнению, классификации.
Маршруты. Структура участка накладывает определенные ограничения на передвижение группы экскурсантов: на территории учебно-опытного участка оно удобно только по центральной дорожке. Варьирует лишь начало маршрута: на территории двора он может начинаться от ворот или от двери здания.
Различные зоны (отделы) участка охарактеризованы в тексте как уникальные или типичные.
В скобках указаны факультативные элементы содержания экскурсии.
Содержание экскурсии варьирует в зависимости от подготовки участников экскурсии.
Содержание экскурсии
Экскурсия складывается из блоков, соответствующих территориальным зонам участка.
(0. Вход на территорию. Происхождение растительности и животного населения участка. Адвентивные и аборигенные виды. Клен американский как важнейший инвазионный вид Калуги. Многообразие факторов, влияющих на формирование природы учебно-опытного участка)
1. Двор вблизи здания – стихийная интенсивно вытаптываемая растительность (типичная зона).
Разнообразие организмов: злаки, бобовые, розоцветные. Тимофеевка, мятлик луговой, мятлик однолетний, ежа сборная, подорожник большой, одуванчик, клевер ползучий, горец птичий, лопух паутинистый. Крапива. Недотрога. Полынь обыкновенная.
Понятия. Пастбищное низкотравье. Рудеральное высокотравье. Нитрофилы. Насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения.
Закономерности: Рекреационное воздействие на растительность. Почему растения переносят вытаптывание. Единство организма и среды. Взаимосвязь структуры и функции (на примере побегов пастбищного низкотравья). Связь городской флоры с околоводной флорой. Влияние застройки на растения. Почему растения растут сквозь асфальт. Распространение плодов и семян.
Познавательная активность:
найти общие признаки растений, устойчивых к вытаптыванию;
найти разные виды злаков;
сравнить разные виды растений одного рода (лапчатка гусиная и лапчатка серебристая);
2. Цветники вдоль теплицы – декоративные растения
Разнообразие организмов: Хвойные растения (можжевельник, туя, ель Энгельмана). Зонтичные. Декоративные цветковые растения: спирея, снежноягодник, (сальвия, эремурус, хоста), бархатцы. Сныть. Кислица рожковая.
Понятия. Культурные растения. Интродуценты. Жизненные формы растений.
Закономерности: Обработка почвы как фактор, воздействующий на свойства почвы и живые организмы
3. Плодово-ягодный участок (Сад).
Разнообразие организмов: Яблоня домашняя, груша, алыча, абрикос, смородина черная, смородина красная, крыжовник.
Закономерности: Происхождение плодовых деревьев и кустарников. Систематическое положение плодовых культур. Типы плодов.
Барбарис (происхождение колючек).
На скамейках – обсуждение (итог 1-й части экскурсии).
на какие группы можно разделить встреченные нами растения?
как Вы думаете, в чем особенности растительного и животного мира на участке по сравнению с «дикой» природой?
4. Открытая часть учебно-опытного участка.
Декоративные растения: водосбор, пион, василек. Девясил. Полевые и овощные культуры. Лен. Мелисса. Календула. Крестоцветные (культурные и сорняки).
5. Ревень как крупное травянистое растение и его обитатели.
Понятия: консорция, симбиоз.
Закономерности: Пищевые цепочки. Колюще-сосущие и листогрызущие фитофаги. Мирмекофилия. Насекомые антофилы и карпофаги.
Разнообразие организмов: Тля и муравьи. Полужесткокрылые (краевики, щитники). Божьи коровки. Другие группы жесткокрылых (в зависимости от условий – бронзовки, блестянки. мягкотелки).
Познавательная активность:
попытайтесь угадать систематическое положение этого растения (сходство соцветия и плодов с щавелями и гречихой);
назовите насекомых, находящихся на этом растении.
6. Дендрарий.
Понятия: Широколиственные и мелколиственные деревья. Неморальная флора. Ярусы. Сукцессия. Интродуценты. (Адвентивные виды). Подлесок и подрост. Неморальные травы. Дендрарий как собрание древесно-кустарниковой флоры широколиственных лесов и важнейших интродуцентов. (Эдификаторы)
Закономерности: Биологические особенности важнейших видов деревьев, определяющие их распространение и устойчивость к антропогенному воздействию. Исторические изменения лесов Европейской части России. Какие деревья входят в первый ярус. Сныть. Лианы. Экологические особенности лесных экосистем: лесная подстилка, поток органического вещества.
Разнообразие организмов: дуб черешчатый, липа мелколистая, вяз, береза бородавчатая, вяз голый, клен канадский, клен ясенелистный, ясень, ель европейская. Боярышник отогнуточашелистиковый, рябина, калина, бересклет бородавчатый, бересклет европейский, дерен кроваво-красный, свидина, малина. Облепиха. Сныть, крапива двудомная, копытень европейский, горец вьюнковый. Папоротники: щитовник мужской, страусник. Наземные брюхоногие моллюски: улитки (виноградная улитка, кустарниковая улитка) и слизни (представление о многообразии и методах изучения). Дождевые черви.
Познавательная активность:
назовите известным Вам виды широколиственных деревьев;
какие деревья образуют леса в Калужской области;
определите происхождение колючек у боярышника, сравните их с колючками барбариса;
как широколиственные деревья влияют на микроклимат.
7. Центральная дорожка учебно-опытного участка и растения около теплицы (с включением сорняков на грядках вдоль дорожки):
Разнообразие организмов: манжетка, тысячелистник, мелколепестник, черноголовка, клевер луговой, пастушья сумка, пырей ползучий, чистотел, гравилат городской, вероника длиннолистная, осот полевой, марь, короставник, лютик ползучий, вьюнок полевой, люпин. Кустарники вдоль границы: карагана и сирень.
Закономерности: Модель лугового травостоя. Сравнение травостоя в лесу и на лугу: проективное покрытие, сроки цветения, формальный характер доминантов. (Экологические особенности сегетальных растений). Строение цветков и плодов в разных семействах цветковых растений (бобовые, крестоцветные). Какие «акации» существуют.
Познавательная активность:
найти растения, с которыми ознакомились во дворе;
сравнить разные виды растений с желтыми 5-лепестковыми цветками: лапчатки, гравилат, чистотел, лютик.
Факультативные дополнения:
(7а. Лианы и вьющиеся растения из различных семейств. Тладианта удивительная (тыквенные). Повой заборный. Виноград. Девичий виноград).
(7б. Цветущие растения и насекомые – антофилы) В зависимости от условий - ревень, сныть или волжанка.
(8. Сорные растения огородного участка
Разнообразие организмов: щирица обыкновенная (амарант), галинзога мелкоцветковая, ежовник.
Представления: экологические и морфологические особенности сегетальных видов).
На скамейках - вторичное обсуждение и отдых
на какие группы можно разделить найденные нами растения?
каких животных мы сегодня видели на экскурсии? (представление о беспозвоночных как объектах животного мира)
перечислите по цепочке новые для Вас виды растений (для младшей школы)?
Карта-схема участка с маршрутом
3 4 6 8
Карта-схема участка составлена Н.Е. Прохоровой. Экскурсионные зоны участка подписаны красным цветом
Фотографии некоторых зон участка
1. Двор вблизи здания
2. Цветники
3. Плодово-ягодный учаток
7. На центральной дорожке
Боярышник
Барбарис
Учебно-опытный участок
Зона отдыха («скамейки»)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ