Материалы к выступлению на родительском собрании по теме: «Особенности подросткового возраста»
















Материалы к выступлению

на родительском собрании по теме:

«Особенности подросткового возраста»

Учитель Леоненко Е.Ю.

ГБОУ СОШ № 2047

г. Москвы















Родительское собрание «Особенности подросткового возраста»

Цель: познакомить родителей с основными психологическими особенностями подросткового возраста.

Задачи:

  • уточнить знания родителей об особенностях подросткового возраста;

  • обсудить проблемы общения родителей с детьми;

  • ознакомить с рекомендациями психолога по решению данных проблем.

В начале собрания всех родителей просят письменно ответить на вопрос, произошли ли какие-нибудь изменения в ребенке с переходом его в среднюю школу (вступление в период подросткового возраста). Отдельно указать положительные проявления (что вас радует) и отрицательные (что вам не нравится, беспокоит, огорчает). Собрать листочки с ответами для анализа.

Здравствуйте, уважаемые родители! Если вы здесь собрались, то вас объединяет особый интерес к проблемам подросткового возраста. А это значит, что нас объединяет общее желание помочь нашим детям. Мы с Вами – единомышленники! В начале собрания вы ответили на вопрос о вашем отношении к происходящим изменениям в поведении Ваших детей. В основном вас беспокоит, что ребенок несколько отдаляется от вас, предпочитая компанию сверстников или даже несколько старших ребят, вам не всегда нравятся друзья Вашего ребенка, возмущает негативное его отношение к вашим советам, просьбам, желание признания Вами в нем взрослого, но не желание брать ответственность на себя за свои поступки, снижение интереса к учебе. Вы опасаетесь отрицательного влияния на своего ребенка. Вы осознаете трудность этого периода развития ребенка. Вас беспокоит возможность выхода за рамки нормы поведения подростка. В тоже время вы опасаетесь препятствовать его развитию, как личности, самоутверждению. И наша с вами задача определить границы нормы в поведении взрослеющего ребенка, возможность помощи в его развитии и становлении как личности, а также определить опасные направления, чтобы оградить уберечь его от ошибок. Для этого поговорим об особенностях подросткового возраста.

Подростковый возраст ещё называют отрочеством. Это переход от детства к юношеству. Продолжается он от 10 до 14 лет, но это не строгие временные рамки. Не следует забывать о том, что девочки в своем развитии на данном этапе несколько опережают мальчиков, а также стоит учитывать индивидуальные особенности развития и неравномерность формирования различных сторон психики.

В основном подростковый возраст - это период отчуждения от взрослых. Желание взрослеющего ребенка получить признание независимости, права, но для него важна и значимость взрослого, его признание. Парадокс? Желание признания его как взрослого проявляется в основном во внешней стороне – одежда, манера поведения, причем как вызова, но не в сути. Как трудно порой понять эти вызовы, претензии, ещё недавно такого послушного вам ребенка. Претензии на признание есть, но подросток не может ещё им соответствовать по сути. И бунтарь тянется в среду таких же мятежников, которые его «понимают», проявляют свою взрослость, отрицая все, что их до этого окружало, тянутся к внешним проявлениям взрослости, ему там легче самоутвердится. Вот почему ребенок тянется в группу сверстников, а не к взрослым, где надо доказать свою состоятельность. Подростки - особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.

Подросток на данном этапе уже получил определенный круг знаний, у него имеются навыки анализировать, предполагать, избирать, строить умозаключение, что приводит к желанию самому иметь свое собственное представление, отличное от навязываемого, по его мнению, взрослыми. Но социальная незрелость, его небольшой жизненный опыт приводит к искажению фактов и принятию их за реальность. В основном подросток принимает желаемое за действительное, что приводит порой к неправильной оценке конкретных поступков и искаженному видению моральных устоев и ценностных ориентиров.

В подростковый период ребенок пытается понять и оценить себя, сравнивая себя с окружающими его людьми. Осознавая и понимая свою индивидуальность, ребенок формирует представление, каким он хочет быть – «Я - идеальный» с тем, как он понимает, воспринимают его окружающие « Я - реальный». Результат этих изысканий выражается в потребности самоутверждения и в общении со сверстниками – наиболее важными потребностями в этот период развития и становления личности.

Подростковый возраст называют критическим периодом в развитии человека. Все новые позиции, все плюсы и минусы, подводят и подготавливают подростка к необходимости перехода на новую ступеньку развития. Через отстаивание своей взрослости, самостоятельности происходящее в относительно безопасных условиях и не принимающее крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении. В результате у него не просто возникают чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

Кризис подросткового возраста - как и все критические периоды развития - проходит три фазы: негативную (происходит ломки старых привычек, стереотипов), кульминационную точку кризиса и посткритическую фазу (формирование новых структур, построения новых отношений и т. п.)

Каковы же дети в этот период? Такие черты в ребенке, как строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности вам знакомы? Требование не трогать его вещи, не входить в его комнату, а главное - «не лезть ему в душу» - это ощущаемое переживание собственного внутреннего мира, та главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других. Все это проявление кризиса независимости. Возможны и другие проявления кризиса – симптомы зависимости: чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведении, что так успокаивает и умиляет родителей.

Если кризис независимости - это некоторый рывок вперед, выход за пределы старых норм, правил, то кризис зависимости - возврат назад, к той своей позиции, к тем отношениям, которые гарантировали эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности. И то и другое - варианты самоопределения: в первом случае это - «Я уже не ребенок», во втором - «Я ребенок и хочу оставаться им». С точки зрения развития наиболее благоприятным оказывается именно первый вариант. Так подумайте, что же лучше для развития ребенка, а не Вашего спокойствия.

Идя против ваших установок, провоцируя (неосознанно) запреты, подросток проверяет свои силы в преодолении их, что влечет за собой изучение себя, своих возможностей и силы, пробует самоутвердиться. В результате растёт чувство уверенности в себе, формируется поведение и реакции на кризисные ситуации, которые в дальнейшем ему же и помогут справляться с жизненными трудностями. Данный кризис неизбежен и, чем раньше он произойдет, тем лучше для самого подростка и его окружающих. Но необходимо соизмерять рамки допустимого «бунтарства», чтобы самоутверждение носило положительный заряд. Как не перейти хрупкую эту грань и не опуститься до вседозволенности? В силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, предъявляя взрослым свои претензии и отстаивая перед ними свои новые взгляды, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты, ждет (конечно, неосознанно), что взрослые обеспечат относительную безопасность этой борьбы, оградят его от слишком рискованных шагов. Излишне либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

От «нормальных» характеристик возрастного кризиса следует отличать такие его проявления, которые свидетельствуют о его патологических формах, требующих вмешательства специалистов. Попробуйте оценить для себя возрастные критические проявления вашего подростка и определите степень их допустимости по восьми показателям, отмечая каждый соответственно плюсом или минусом. Численный перевес знаков поможет вам определить качественность возрастных проявлений. И тогда, по результатам анализа «срывов» вашего ребенка, или же успокойте себя тем, что «это надо пережить», или же своевременно оказать ребенку помощь, обратившись за советом к специалистам, телефоны которых предоставлены на ваших листках-памятках.

Норма

Отклонения от нормы

Стремление к самоутверждению, отстаиванию равных со взрослыми прав умеренной пределах

Чрезвычайное, заостренное проявление стремления к самоутверждению, отстаивания равных со взрослыми прав

Противостояние взрослым связано со стремлением доказать свою самостоятельность, независимость

Противостояние носит излишне болезненный характер, доходит до враждебности

Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко приспосабливается к ситуации

Симптомы кризиса проявляются без какой-либо видимой причины

Относительно разнообразные формы проявления, поведения

Однообразное проявление «бунтарства» (поведение) на различные ситуации, поводы, устойчивы в проявлении

Проявления бывают временами, кратковременны, «вспышки»

Симптомы кризиса наблюдаются постоянно

Относительно легко поддаются коррекции – можно договориться

Не приемлют доводов и компромиссов

Проявляются примерно так же (по интенсивности, частоте, форме проявления), как у большинства одноклассников и других сверстников подростка

Проявляются гораздо резче, интенсивнее, в более грубых формах, чем у большинства одноклассников и других сверстников подростка

Не выходят за рамки социальных норм поведения

Выходят за рамки социальных норм поведения


Не следует бояться подросткового возраста. Но, зная особенности кризиса, родитель всегда может помочь подростку реализовать возможности этого периода, помочь преодолеть трудности. Задача взрослых на данном этапе заключается в том, чтобы помочь ребенку осознать нормальность происходящих с ним метаморфоз. В чем же заключается помощь родителей на данном возрастном периоде?

Советы родителям - друзьям подростка.

  • Научатся уважать его мнение и прислушиваться к нему, перестаньте делать выговоры и унижать его друзей (узнайте их лучше, разрешив пригласить их домой)

  • Не усматривать в "недопустимом" поведении повзрослевших чад исключительно злой умысел. Помните, что дурные поступки не всегда являются отражением внутреннего мира подростка.

  • Сопереживайте, не высмеивайте и не отталкивайте в минуты откровенности.

  • Старайтесь проводить время вместе. Только не сидите молча у телевизора, а займитесь интересным ему делом. Например, сыграйте в баскетбол, спойте под гитару, обсудите новости в Интернете.

  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется и без вас, не навязывайте свое мнение по любому вопросу, не критикуйте, а попробуйте понять.

  • Помогайте, когда он просит вас об этом.

  • Поддерживайте даже самые ничтожные успехи во всем - в учебе, спорте и т.д.

  • Делитесь своими чувствами, переживаниями, тревогами по различным поводам.

  • Разрешайте конфликты мирным путем. Не давайте волю эмоциям - слезам, крикам, угрозам.

  • Чаще используйте приветливые фразы, показывающие Вашу потребность в общении с ним, Вашу любовь (в проявлениях родительской ласки "взрослые" подростки нуждаются порой отчаяннее, чем крохотные карапузы).

Да, подросшие дети - не подарки. Очень сложно порой вести себя с ними сдержанно и спокойно. Но важно помнить мудрые слова: "И это пройдет". Возьмите за правило, ложась спать, анализировать прожитый день. Мысленно отмечайте ошибки в общении с подростком, старайтесь спрогнозировать его поведение.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ