МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Методические подходы воспитателя к изучению личности суворовца»

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»


















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Методические подходы воспитателя к изучению личности суворовца»



Выполнил Ткаченко В.Г.,

воспитатель 2 взвода 7 курса
















Тверь

2014

СОДЕРЖАНИЕ













































I. Пояснительная записка


В методической разработке рассматриваются психологические основы развития личности суворовца.

Данная методическая разработка предназначена для старших воспитателей и воспитателей курсов и преподавателей суворовского училища.

Цель



1.Отбор и систематизация материалов по развитию, социализации, воспитанию,

и гармоничному развитию личности

2.Формировать позицию гражданина способного заключить в себе любовь к родине и

стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность,

гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального

общения


3. Стимулирование познавательной и творческой активности обучающихся.


Образовательная среда

В училище созданы все условия для использования элементов инновационных образовательных технологий в воспитании обучающихся.

Во внеурочной деятельности и в процессе обучения в училище используются такие формы работы с суворовцами как описанная выше дискуссия, которая является одной из форм педагогического общения, беседы, информирования, классные часы на патриотические, нравственные и этические темы.

В числе важнейших ресурсов совершенствования образовательного процесса является осознанное стремление суворовцев к обучению.


Принципы


- научность;

- связь с современностью;

- личностно ориентированный подход;

- систематичность и последовательность;

- доступность;

- наглядность;

- практическая направленность.


Технология


1.Изучение материалов по теме методической разработки.

2.Изучение и использование накопленного педагогического опыта по вопросам воспитания обучающихся.

3.Подбор материала для написания методической разработки.

4.Практическое применение методической разработки при воспитании обучающихся.

5.Анализ деятельности.

6.Определение перспективы на дальнейшую деятельность.




Результативность


Описываемые выше элементы инновационных образовательных технологий должны естественно вписаться в деятельность Тверского суворовского военного училища.

В результате подбора и систематизации материала по использованию компетентностного подхода в воспитании на основе использования элементов инновационных образовательных технологий воспитатели могут ознакомиться с теоретическими материалами, а также имеют возможность использования приведённых методов и форм работы при воспитании обучающихся.













































II. Введение

Согласно Концепции модернизации российского образования: «Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формировании у обучающихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации.

Содержательная характеристика личностного развития, данная Б.Ф. Ломовым и Дж. Равен, позволяет заключить, что обучающиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми или базовыми. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны.

Авторы стратегии модернизации содержания общего образования, основываясь на зарубежном опыте, приводят следующие базовые компетентности:

1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внеучебных.

2. Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя).

3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации).

4. Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.).

5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Компетенции — это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Совет Европы определил виды компетенций, формированию которых придается важное значение:

1. Политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов.

2. Межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга.

3. Коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через интернет.

4. Социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ.

5. Персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.

Общие компетенции иногда называют инструментальными, безличными, систематическими.

Переносимые компетенции выражаются в способности рассуждать в абстрактных терминах, осуществлять анализ и синтез, решать задачи (принимать решения), адаптироваться, быть лидером, работать как в команде, так и самостоятельно.

В европейском образовании нередко говорят о социальных и персональных компетенциях.

Первые — это готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональной и ответственной дискуссии и достижению согласия с другими.

Вторые — это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы.

Персональные компетенции охватывают личностные качества, такие, как самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности.

Компетенции суть контекстная целесообразность, контекстное творчество, контекстно-ролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция, самопозиционирование.

III. Основная часть

Воспитательный потенциал инновационных воспитательных технологий обучения и развития способствует формированию у обучающихся в учебном процессе, в предметной деятельности, следующих компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции:

- умеют адекватно оценивать свои способности и возможности;

- сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования;

- понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем;

- выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу.

При выборе будущей профессии большинство выпускников ориентируются на интерес к конкретной области деятельности, не пренебрегая и материальной стороной.

Общекультурные компетенции:

- проявляют личностные качества — гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры;

- сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы;

- стремятся жить в гармонии с окружающим миром.


Учебно-познавательные компетенции:

- умеют самостоятельно планировать свою деятельность;

- способны к самореализации, активны в выборе деятельности;

- способны к самообразованию;

- благодаря участию в проектно-исследовательской деятельности овладели навыками продуктивной деятельности.

Информационные компетенции:

- при помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативные компетенции:

- умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель);

- имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций;

- недостаточно сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).

Воспитательный характер технологий обучения и развития в контексте компетентностного подхода.

Важное место в реализации воспитывающей функции обучения принадлежит технологии саморегулируемого обучения и развивающим технологиям образования. К ним относятся:

1. Когнитивно-ориентированные технологии: диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии.

2. Деятельностно - ориентированные технологии: методы проектов и направляющих текстов, контекстное обучение, организационно-деятельностные игры, комплексные (дидактические) задания, технологические карты, имитационно-игровое моделирование.

3. Личностно-ориентированные технологии: интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика, тренинг личностной причинности.

Диалоговый подход органично сочетается с предоставлением возможности проявить различные компетенции:

- коммуникативную;

- учебно-познавательную;

- социокультурную;

- ценностно-смысловую.

Одним из примеров инновационных образовательных технологий в воспитании, основанных на данном подходе является дискуссия. Обозначенная технология взаимодействия признается одной из форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность обучающихся, развитие рефлексивного мышления.

Алгоритм моделирования дискуссии:

• ознакомление каждого участника в ходе обсуждения с теми сведениями, которые есть у других участников (обмен информацией);

• допущение различных, несовпадающих мнений и предположений обобсуждаемом предмете;

• возможность критиковать и отвергать любое высказывание мнений;

• побуждение участников к поиску группового соглашения в виде общего мнения или решения.

Воспитательные возможности дискуссии заключаются в том, что она способствует:

• формированию благоприятного социально - психологического климата в коллективе и снижению уровня тревожности;

• утверждению самоценности обучающегося и развитию его инициативы;

• созданию оптимальных условий для самоактуализации, творчества, личностного развития;

• воспитанию потребности и способности общаться;

• формированию культуры общения;

• развитию рефлексивного и критического мышления;

• формированию положительной Я-концепции.

Ее основополагающими требованиями являются осознание дискуссионной проблемы и выявление уровня ее разработанности, правильная постановка дискуссионного вопроса и четкое определение ее предмета, что способствует формированию ценностно-смысловой и учебно-познавательной компетенций.

Особую значимость в дискуссии, как средстве воспитания, обретает умение не только говорить, но и слушать оппонентов, вставать на их точку зрения, вникать в сущность из взглядов и стремиться их понять. Данная составляющая технологии формирует у обучающегося социокультурную компетенцию.

Проявлять доброжелательность, в корректной форме высказывать критические замечания по содержанию выступлений других участников дискуссии, обращать особое внимание на мнение меньшинства определяется в психолого-педагогических исследованиях как коммуникативная компетенция. Таким образом, дискуссия является одной из форм педагогического общения, в связи с этим обладает эффективным потенциалом в развитии личностных качеств обучающихся.

Дискуссия может протекать в различных формах.

Технологичной рефлексивной формой воспитывающей организации учебного процесса является технология педагогических мастерских. Мастерская включает в себя механизмы исследовательской работы, художественного и технического творчества, игры, вербального и невербального общения, театрализации, индивидуальной работы и социализации, психологических тренингов и рефлексии. Перечисленные формы работы основаны на идее ответственности и инициативы самих обучающихся, что согласно компетентностного подхода изменяет методику преподавания, осуществляя смещение с односторонней активности педагога на самостоятельное учение, ответственность и активность обучающихся, способствуя тем самым развитию учебно-познавательной, социокультурной, коммуникативной, информационной и ценностно-смысловой компетенций.

Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания обучающиеся абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств достижения цели, выбор темпа работы, выбор формы предъявления результата. Общий алгоритм работы в мастерской выглядит следующим образом:

• «Индукция» («наведение») – это проблемная ситуация, которая характеризует определенное вопросное состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действий; создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого. Индуктор – слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

• «Деконструкция» - работа с материалом (текстом, красками, звуками, веществами, моделями) и превращение его в хаос – смешение слов, явлений, событий.

• «Реконструкция» - это индивидуальная работа, создание своего мира, текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения.

• «Социализация» - соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом окончательного результата своего труда. Задача – не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.

• «Афиширование» - вывешивание произведений обучающихся и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними: все ходят, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой обучающийся, мастер.

• «Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. Появляется информационный запрос, у каждого – свой.

• «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, возникших в мастерской. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной мысли, чувства, мироощущения.

Таким образом, посредством данной технологии обучающийся способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован.

В мастерской осуществляется особая миссия воспитания, в ходе которой ставится акцент на личность другого, на диалог равноправных сознаний, на слово, мысль, поиск, жизнь ребенка. Обучающиеся развивают умение находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, учатся ранжировать, выделять главное, находить связь и структурировать ее, что свидетельствует о формировании у них информационной компетенции. Владеют многозначностью, то есть умением передавать содержание понятий и теорий с помощью слов, рисунков и математических выражений. Могут опираясь на конкретное, мыслить абстрактно, находить главные ведущие принципы любого явления. Таким образом, владеют учебно-познавательной компетенцией.

Посредством организации данной технологии, обучающиеся включаются в деятельность, связанную с достижением личностно значимых целей, выражающих его ценностные ориентации на данный момент. Таким образом, пробуждая или активизируя различные мотивы в деятельности можно формировать ценностно-смысловую компетенцию.

Организация взаимодействия способствует развитию коммуникативных умений:

использование вербальных и невербальных средств общения, передача рациональной и эмоциональной информации; способность к установлению обратной связи, к интерпретации смысла в связи с изменением окружающей среды; умение воспринимать позицию собеседника, слышать его, включаться в общение.

Педагогическая поддержка как одно из условий успешности реализации компетентностного подхода в образовании.

Формирование ключевых компетенций обучающихся обусловлено развитием их способностей, которые являются интегративной характеристикой деятельной личности. Они обусловливают производительность, реализацию творческого потенциала личности, качество и надежность выполнения психических функций. Педагог может способствовать развитию способностей обучающихся, если в воспитательной деятельности будет использовать методы педагогической поддержки. Они составляет одно из важнейших педагогических средств, ориентированных на процесс саморазвития обучающегося.

Методы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способов работы целям и полученному результату:

— метод наблюдения;

— метод коллективного анализа деятельности, размышления;

— метод рефлексии — самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;

— метод тестирования и анкетирования.

Методы поддержки развития интеллектуальных способностей:

— метод «мозгового штурма» — при снижении самокритичности ребёнка в процессе обсуждения, повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создаётся позитивная установка личности к своим способностям;

— метод «сократовской беседы» — развитие диалогического мышления, творческих способностей;

— метод синектики — смещение на уровень подсознательной активности, направлен на развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;

— метод «заданной формы организации учебно-воспитательного процесса»; — создание учебно-воспитательной ситуации, когда ребёнок сам должен выйти на решение новой задачи путём использования новых способов её решения;

— метод «деловой игры» — при снижении психологической защищённости ребёнок имеет возможность побывать в разных ролях, что способствует развитию социального опыта;

— метод развития интуиции (игры: «Почувствуй состояние другого», «Кто стоит за дверью?», «Холодно-горячо», «В какой руке?» и т.д.);

— метод психотренинга — направлен на переосмысление Я-концепции, изменение установок и др.

Методы поддержки развития организаторских способностей:

— метод «творческого выполнения задач»;

— метод игры — творческое действие в воображаемых, условных обстоятельствах с целью развития самостоятельности и творчества;

— метод поручения — регулярное выполнение определённых действий в целях превращения их в привычные формы поведения (положительные привычки);

— метод упражнения — повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий;

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

— метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;

— метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);

— метод творческого поиска.

Самостоятельность обучающегося в рамках компетентностный подхода является одним из самых значимых качеств личности. Развитие этого личностного качества обусловливает активную жизненную позицию обучающихся, что согласно Концепции модернизации российского образования, определяется важной задачей воспитания. Педагог может способствовать развитию данной составляющей ключевых компетенций, если будет владеть методами педагогической поддержки развития самостоятельной личности, которые включают:

— метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;

— метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);

— метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;

— метод самоопределения — создание ситуаций, когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

— метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

— метод самоконтроля;

— метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.

Принципы воспитательной деятельности педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода.

Функции педагога (учителя, классного руководителя, организатора внеурочной деятельности) – создание необходимых условий для: самоактуализации, самоопределения, самосозидания, самореализации.

Ребенок учит, развивает, воспитывает себя САМ!

Принципы реализации воспитательной деятельности

Принципы воспитания - это общие положения, проистекающие из цели и природы воспитания. Принципы воспитания, выступая в качестве оснований деятельности педагога, ориентируют его на достижение должного, являющегося специфическим способом существования морали как вектора сознательной и свободной жизни. Свобода учителя и ученика выражается в свободе выбора ценностей, которые они научаются распознавать в социуме и присваивать в деятельности.

На мой взгляд, для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:

• принцип гуманизма;

• принцип социального закаливания;

• принцип сотрудничества;

• принцип ценностной ориентации.

Принцип гуманизма как признание ценности обучающегося с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за обучающимся права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый обучающийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.

Условия реализации принципа.

Реализация принципа гуманизма обеспечивается:

- добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность;

- возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели;

- оптимистической стратегией при определении задач воспитания;

- учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка;

- подготовленностью детей к социальной самозащите.


Правила реализации принципа в практической деятельности.

При реализации принципа гуманизма:

- опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;

- уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства;

- призывайте ребенка к добру и будьте добрыми сами;

- защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его актуальных проблем;

- постарайтесь увидеть в каждом ученике ЛИЧНОСТЬ независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.

Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции обучающегося.

Условия реализации принципа.

Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается:

- созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом;

- включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора;

- стимулированием научного и морального познания и самопознания детей;

- оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

Правила реализации принципа в практической деятельности.

При реализации принципа социального закаливания детей:

- решайте проблемы с детьми, а не за детей;

- не "предусматривайте" возможных трудностей, а воспитывайте у детей способности к их преодолению;

- воспитывайте волю обучающихся, волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;

- воспитывайте чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека.

Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности обучающихся в соучастии и содействии, в сооценке, в сопонимании.

Условия реализации принципа.

Реализация принципа сотрудничества обеспечивается:

- определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей;

- развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений;

- формированием позитивного отношения к ЧЕЛОВЕКУ;

- воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и обучающихся.

Правила реализации принципа в практической деятельности.

При реализации принципа сотрудничества:

- делайте образовательную среду родной для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

- помогайте друг другу: педагоги и обучающиеся - члены одного коллектива;

- доверяйте детям, а не играйте в доверие;

- развивайте у детей потребность во взаимопонимании;

- соучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог "рождает" равнодушных обучающихся!

Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения обучающихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, "сливаются" с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного "Я".

Условия реализации принципа.

Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается:

- предъявлением детям " очеловеченной" социальной жизни с её противоречиями;

- постановкой перед обучающимися проблем, ценностное осмысление которых вы водит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлектирующий обучающийся.





Правила реализации принципа в практической деятельности.

При реализации принципа ценностной ориентации:

- открывайте перед детьми принципиально новые "измерения" мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;

- наполняйте внутренний мир обучающихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;

- вовлекайте обучающихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности;

- вводите обучающихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других.


IV. Заключение


Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучающегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности педагогов и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в образовательной среде.

В-третьих, изменение характера отношения педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса педагог был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, используя компетентностный подход в воспитании на основе элементов инновационных образовательных технологий, педагог делает процесс более полным, интересным и насыщенным.













































V.Список литературы

• Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. Педагогика. – 2005. - № 4. – С. 19-27

• Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода. Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 3-14

• Вербицкий А. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции. Вестник высшей школы. – 2006. - № 5. – С. 19-25

• Гавриленко Т. Обучение через желание. Учитель. – 2005. - № 6. – С. 12-13

• Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. Высшее образование в России - № 4, 2005. – С. 23-29

• Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

• Идатчиков Н. Интерактивный урок: авторское видение. Учитель, № 6 – 2005. – С. 7-11

• Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. Школьные технологии. – 2004. – С. 3-13

• Полищук В. Обучение и воспитание: комплексный подход. Высшее образование в России. – 2005. - № 4. – С. 62-68

• Савелова Е. Формирование культурной компетентности. Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 61-65

• Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320с.

• Селеменев С., Ткаченко А. Диалог: культура и компетенция. Учитель. – 2005. - № 5. – С. 73-77

• Селиванова Н. Эффективные способы решения современных проблем воспитания. Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43

• Стрельцов В. Педагогические условия совершенствования процесса социализации учащихся в современных условиях. Учитель. – 2005. – № 1. – С. 30-36

• Шевченко Н. Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника. Учитель. – 2004. - № 5. – С. 12-17

• Ярмакеев И. Воспитательный потенциал учебных дисциплин. Высшее образование в России. – 2004. – № 9. – С. 64-70




















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ