Методическая статья по теме "Организация внеурочной деятельности учащихся по математике"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КАРАТУЗСКИЙ РАЙОН КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
Организация внеурочной
деятельности учащихся
по математике
Авторы:
учитель математики
высшей квалификационной категории
Кармышева Т.И.;
учитель математики
второй квалификационной категории
Сизых Г.Д.
2012 – 2013 учебный год
с.Качулька
Сказочная математика
Повышение мотивации к обучению и формирование устойчивого интереса к математике происходит через хорошо организованную внеклассную работу по предмету. В своей педагогической деятельности мы используем различные внеклассные формы работы по предмету: математические олимпиады, КВН, вечера, аукционы, занимательные игры, творческие конкурсы (газеты, кроссворды, стихи, сказки и мини-сказки на математическую тему). Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – один из способов развития творческой личности учащихся. Дети готовы и хотят создавать свой мир, населяя его своими героями. Сможет ли ребенок не пустить в свои сказки ненависть и ложь, поймет ли он, что главное предназначение человека – созидание – все это зависит от учителя.
Со сказками мы привыкли сталкиваться на уроках литературы. Сказки – это приключения, мы несерьезно относимся к ним. А математика – царица всех наук. С начальной школы нас приучают быть внимательными, трудолюбивыми и серьезными с этой особой. Мы привыкли, что математика – наука сухая и не всегда интересная, говорящая на своем языке формул, уравнений, рассуждений, доказательств, графиков. Но ведь это совсем не значит, что слова «сказка» и «математика» не могут стоять рядом. Конечно, могут! Сказки помогают учителю узнать, чем живет ученик, о чем мечтает, о чем страдает. Сказка дает учителю возможность найти путь к сердцу ученика. В процессе сочинения математических сказок у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, они лучше ориентируются в необычной ситуации, проявляют творчество, фантазию, особенно те, кто в другое время просто бы не реагировал на урок. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое и это новое входит в них естественно. Нужно рассматривать приобщение к творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности. Создание математических сказок предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и умение владеть грамотной русской речью. Обычно работа с детьми по созданию сказок начинается с чтения одной из известных математической сказок. Далее можно предложить желающим сочинить свою сказку, пояснив, что ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур. Написать математическую сказку берется каждый, но не все и не у каждого получается удачно. Дети с нетерпением ждут момента, когда их сказки будут прочитаны вслух. Приведём примеры сказок, написанных нашими учениками.
Планета Альфа
На сказочной планете АЛЬФА, среди синусов и косинусов, среди тангенсов и котангенсов жила небольшая семья Отрезков. Мама была в длину четырнадцать сантиметров, а папа пятнадцать сантиметров. В этой семье росли две маленькие дочки-точки, расположенные на отрезках мамы и папы. Они никогда не ссорились и жили всегда очень дружно. У точек была заветная мечта: они очень хотели вырасти. И вот пришло время: обе точки выросли и стали отрезками, как их мама и папа. Стоит только научиться ждать: и каждая точка может стать красивой яркой фигурой.
Тутатчикова Полина 7 класс.
В сказке этой ученицы ясно прослеживается мысль о том, что каждый может достичь успеха в своей жизни, если есть желание.
Два друга
Жили два друга: квадрат и треугольник. Квадрат очень гордился тем, что у него было четыре угла. Да ещё какие углы: все по девяносто градусов! И как-то однажды ночью треугольник обрезал ножницами углы квадрата и довольный лёг спать. Но каково, же было удивление и разочарование треугольника, когда он увидел, что углов у квадрата стало целых восемь! А квадрат с тех пор стал ещё больше гордиться своими углами.
Кажаева Екатерина 7 класс.
Три друга
Жили-были три друга: квадрат, треугольник и круг. Квадрат и треугольник гордились тем, что у них есть углы, а круг немного завидовал им. Однажды ночью круг обрезал углы у своих друзей. Каково же было его удивление, когда он увидел, что углов у квадрата и треугольника стало в два раза больше. С тех пор квадрат с треугольником ещё сильнее стали гордится своими углами, а круг больше не завидовал им.
Андрюшин Кирилл 4 класс.
У авторов этих сказок есть понимание того, что в жизни не нужно завидовать другому, а добиваться самому поставленных задач.
Сказка про лучи
Жили-были два луча. Они всё время спорили о том, кто же их них длиннее. Однажды спорили они по этому поводу, а мимо проходила красавица-линейка. Она подошла к ним и говорит: «Давайте я вас измерю». Она их измерила и сказала: «Как же кто-то из вас может быть длиннее или короче? У вас же есть только начало и вы можете продолжаться бесконечно». Подумали-подумали лучи и согласились с линейкой. После этого они больше никогда не ссорились.
Андрюшин Кирилл 4 класс.
По содержанию этой сказки становится ясно, что ребёнок усвоил понятие луча и его свойств и научился это понятие применять творчески.
Бал
В стране чисел есть улица под названием «Натуральный ряд». На этой улице живёт только число 17. Однажды число 17 поехало на бал в очень красивом бальном платье. Когда оно ступило на порог дворца, то очень удивилось тому, что во дворце были только однозначные числа. Но вот к числу подошла сама королева, которая оказалась тоже двузначным числом. Они вместе танцевали, много разговаривали и подружились с королевой. 17 заметило, что когда они танцевали с королевой, то танцующие однозначные числа составляли двузначные числа. Так что они с королевой были не единственными двузначными числами на балу. Числу 17 очень понравилось танцевать и оно довольное уехало домой.
Полухина Юлия 6 класс.
Из содержания данной сказки видно, что ученицей усвоены понятия двузначного и однозначного чисел.
Единица и дробь
Жили единица и дробь ½. Единица говорила, что ½ равна ей, но дробь тоже не спорила, что единица равна ей. И все другие дроби рассуждали как единица. Но одна лишь дробь 3/5 говорила, что ½ равна лишь половине единицы. 3/5 сказала правильно, но никто не верил ей. И тогда она решила доказать всем, что говорит правду. Дробь 3/5 пошла в супермаркет «Ягодка» и купила один торт. Придя домой, она разрезала его на две половины и пригласила всех в гости. Когда гости собрались, она сложила две половины вместе, и у нее получился ровно один торт. Так дробь 3/5 доказала всем, что единица равна двум половинам.
Кутявина Даша 5 класс.
Содержание этой сказки показывает, что у ребёнка сформировано понятие дроби. Ученица верно понимает, что целое можно представлять в виде суммы дробей и доказывать это наглядно в различных жизненных ситуациях.
Математическая сказка
Однажды встретились прямая и точка. И стали они спорить кто из них важнее. Прямая говорит: «Смотри какая я длинная, у меня нет ни начала, ни конца. Я стремлюсь в бесконечность, могу пройти миллионы километров, достичь других планет и галактик. И никто меня не остановит». «А вот ты ошибаешься», - усмехнулась точка. «Да, я маленькая, но я могу тебя остановить. Смотри! Если я помещусь на тебя, то ты из прямой можешь превратиться в луч. А если я позову подружку и мы с ней встанем на тебя, то получится отрезок. А если придёт несколько друзей, мы сможем поделить тебя на несколько отрезков. А потом разбежимся и растянем тебя в разные стороны, и будешь ты не прямой, а ломаной». Испугалась прямая и признала победу за точкой. Но точка сказала: «Нет, я вовсе не считаю, что я главнее, ведь мы обе важны в математике!»
Полухина Юлия 6 класс.
Автор данной сказки чётко знает, что точка и прямая являются основными фигурами на плоскости. Также у ученицы сформированы понятия ломаной, отрезка и луча.
Сказка про карандаш и линейку
Жили-были в чудесной стране Геометрии Карандаш и Линейка. Как-то раз задумали они начертить четырёхугольник, у которого все углы по 90 градусов. Трудились целый день. Особенно старалась линейка. Она ложилась ровно, не наклонялась. И Карандаш тоже старался. Потом они решили показать свою работу другу Транспортиру – внимательному инструменту. «Транспортир, посмотри на нашу работу» - сказали линейка и карандаш. «Молодцы! Углы у вас правильные! В следующий раз, когда будете что-то чертить, не забудьте про меня. Я обязательно приду вам на помощь» - сказал Транспортир. И ещё он добавил: «Раз, два, не ленись, дружно за дело вместе берись!»
Яковлева Маша 4 класс.
По содержанию этой сказки видно, что ребёнок понимает, что в геометрии важно использовать не только карандаш и линейку, но и другие чертёжные инструменты, так как только при совместном использовании можно построить правильный чертёж.
Сказка про единицы измерения
В сказочном государстве жили - были единицы измерения. И вот однажды они затеяли спор: кто важней и нужней? Метры говорят дециметрам: «Мы важней и нужней, потому что в метрах больше измеряют». А дециметры отвечают: « Ну и что, нас можно начертить, а вас нет!». Тут у них завязалась драка, но, к великому счастью, проходил мимо всем известный километр - по профессии он был судья. Чтобы разрешить этот спор, он вызвал дециметров и метров в суд. А на суде он выносит такой вердикт: с этих пор - миллиметры, сантиметры, дециметры, метры, километры будут делиться на две группы - на квадратные и неквадратные.
Ребята, не путайте, пожалуйста, единицы измерения: квадратные и неквадратные, иначе, они на вас будут обижаться!!!
Шаравдинова Диана 4 класс.
В своей сказке ученица ставит вопрос: какие единицы длины важнее. В заключение она предлагает делить дм, м, см на квадратные и неквадратные. Однако на свой вопрос автор сказки не ответила.
Деревня НАУКА
Была на свете деревня Наука. Однажды возникли в деревне стычки между двумя группами. Во главе одной стоял Дискриминант, а во главе другой – Гипотенуза. Решил Верховный Суд этой деревни узнать причину ссоры, а потом вынести вердикт. Послали они в каждый лагерь шпионов и приказали узнать причину разногласий. И наконец, через некоторое время им удалось её узнать. Причина была в том, что Дискриминант считал, что проще работать с цифрами, а Гипотенуза говорила, что важнее всего на свете фигуры. На другой день суд огласил вердикт. Он вынес следующее постановление: сторонники Дискриминанта и его ученики будут называться Алгеброй и жить в правой части деревни; единомышленники Гипотенузы будут жить в левой части деревни и называться Геометрией. Но были в этой деревне и такие люди, которые хотели жить и в Алгебре и в Геометрии, как например квадратные корни. Им разрешили жить и там, и там. Вот так образовались два школьных предмета: Алгебра и Геометрия.
Вдовин Родион 8 класс.
По содержанию сказки видно, что ученик понимает разницу между алгебраическими и геометрическими понятиями и делает правильное заключение о том, что школьная математика состоит из таких предметов, как алгебра и геометрия.
Про биссектрису и мальчика Мишу
Жил-был угол (ав). У него была биссектриса, и звали её «эн». Стороны угла и биссектриса очень дружили между собой. И вот однажды угол попал в тетрадь к мальчику Мише, а биссектриса отстала где–то по дороге. Тут следует сказать, что мальчик Миша не выучил свойство биссектрисы. А учитель в классе задал на дом решить задачу про угол (ав) и биссектрису «эн». Дома Миша открыл тетрадь, начертил угол (ав) и биссектрису «эн» так, что она оказалась ближе к стороне а, поэтому сторона в очень обиделась на свою соседку и они поссорились между собой. Биссектриса не любила ссоры и решила помирить стороны. Когда Миша снова открыл тетрадь, то биссектриса стала на него кричать: «Бессовестный! Как тебе не стыдно! Не мог выучить правило! Если ты не выучишь свойство, я расскажу твоим родителям, и они не купят тебе велосипед!». Миша очень испугался, так как он давно мечтал о велосипеде. В тот же вечер мальчик выучил правило про такую загадочную биссектрису. Сразу после этого стороны угла помирились между собой, а мальчик Миша с тех пор всегда вовремя выполнял домашние задания.
Яковлева Виктория 7 класс.
Автор данной сказки чётко знает свойство биссектрисы угла. Ученица также хотела показать, что в повседневной жизни нередко встречаются ситуации, когда родители мотивируют своих детей на обучение подарками.
Сказочный творческий игровой подход способствует усвоению математических формул, правил и законов, развивает у учащихся необходимые навыки. Сказки не занимают много времени, но очень важны: поэтическая речь воздействует на воображение, ассоциативное мышление, создает картинно-образный облик мира. Там, где находится место сказке, там всегда царит хорошее настроение. Карл Вейерштрасс утверждал, что «нельзя быть математиком, не будучи одновременно поэтом в душе». Никакого насилия над личностью ребенка, только личный интерес, только личная увлеченность, которая дает возможность осознать свою личную значимость.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ