Методические материалы на тему: «Организация гражданско – патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций»
Методические материалы на тему:
«Организация гражданско – патриотического воспитания
учащихся. Методика организации и проведения
«Уроков Мужества», конференций».
Работу выполнила
Мацаева Вера Юрьевна,
МБОУ лицей №23 г.Ставрополь
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка.
Гражданско - патриотическое образование и воспитание подрастающего поколения сегодня объективно отнесены к числу стратегических направлений в развитии нашего общества. Именно гражданское воспитание детей и подростков, выработка устойчивой жизненной позиции: человек- гражданин- патриот - рассматривается нами в качестве приоритетной задачи в системе социализации, воспитания, образования и развития личности. Именно гражданственность является формой проявления культуры жизненного самоопределения в демократическом обществе, формой актуализации гражданской культуры.
Сложившаяся система работы лицея в данном направлении позволяет нашему коллективу представить материалы для участия в номинациях: «Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории».
Многолетний опыт работы лицея по военно- патриотическому воспитанию и выработке гражданской позиции у школьников показал, что семейное воспитание является основой и родители, старшее поколение, участники боевых действий – важные помощники педагога в деле формирования гражданина и патриота. Поэтому считаем необходимым включить в данную работу статью «Особенности организации гражданско- патриотического воспитания в лицее». Методические рекомендации к проведению «Уроков Мужества», особенности организации и проведения «Уроков Мужества» в форме экскурсии в школьном музее, которые обобщают многолетнюю работу учителя истории и руководителя школьного музея с учащимися на краеведческом материале, многое из которого собрано их руками, принесено в дар музею жителями микрорайона. В течение нескольких лет в конце марта, как итог совместной работы учителя и учащихся, в лицее проводится научно- практическая конференция «Юность и наука». Многие выпускники прошли через эту форму работы. Научно- практическая конференция по теме: «Навечно в памяти народной» проводится в феврале с целью гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения на примере подвига поколения, прошедшего Великую Отечественную войну.
Цели и задачи:
1. Воспитание и образование гражданина и патриота.
2. Воспитание и развитие конкурентоспособной личности.
3.Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, формирование духовно - нравственных качеств личности.
4.Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих толерантностью.
5.Разностороннее развитие детей и подростков, формирование и развитие их творческих способностей, ценностных качеств, создание условий для самореализации личности.
6.Воспитание в духе прав человека и гражданина, основанное на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических ценностей, этнического и культурного разнообразия, целостного миропонимания, научного мировоззрения.
Область применения: уроки, группы продлённого дня, факультативы, элективные курсы, кружки, детские объединения, внеклассные мероприятия. работа с родителями.
Формы и методы реализации: взаимодействие педагогического управления и детского самоуправления, работа по принципу истинного сотворчества и сопереживания. Проведение и участие в научных и научно – практических конференциях, праздниках, фестивалях, экскурсиях. Организация разнообразной, творческой, личностно- и общественно-значимой деятельности детей в классе, после уроков и системе дополнительного образования как модели будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников, бесконфликтное вхождение выпускников в социум, обретения в нём своего достойного места.
Возрастные группы: 1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы.
Ожидаемые результаты: Воспитание гражданина, осознающего свою ответственность за судьбу Родины, родного города и своих сограждан, способного к самостоятельным поступкам и принятию ответственных решений. Включение ученика в реальные отношения с окружающим миром, самореализация подростков; результативность при участии в городских, краевых конференциях, форумах. Работа в системе дополнительного образования как модели будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников, бесконфликтное вхождение выпускников в социум, обретения в нём своего достойного места.
Полученные результаты:
Стерлёва Наталья – 1 место на городской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» по направлению «Школьные музеи».
Ефимов Анатолий- 2 место в краевых соревнованиях по горному туризму.
Юнармейский отряд лицея занял 5 место в смотре-конкурсе несения службы на Посту №1 и 2 место в конкурсе «Стрелковый поединок» юнармейской игры «Зарница». Факанова Валентина- 1 место и Игнатенко Настя -2 место в личном первенстве по шахматам «Молодые надежды».
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЛИЦЕЕ.
В силу сложившихся обстоятельств никто не в состоянии оградить ребёнка от негативных воздействий. В таких условиях только твёрдая позиция школы, всего педагогического коллектива, родительской общественности способны повлиять на сознание и поведение ребёнка, противостоять негативным тенденциям социума, сохранить гражданственность через урочную и внеурочную систему и дополнительное образование.
Патриотические чувства закладываются в сознании ребенка с младенческого возраста и являются важнейшей потребностью на протяжении всей жизни человека. Воспитывая, родители и педагоги помогают ребёнку решать многие жизненные проблемы. Являясь другом, советчиком, защитником, учитель для ученика, прежде всего, источник веры и силы духа, которого ребёнку может не хватать. Это очень важный момент педагогики сотрудничества и покоится он на объективном единстве целей жизни ребенка и воспитательных целях и задачах наставника.
К ним мы относим :
1.Организацию разнообразной, творческой, личностно- и общественно-значимой деятельности детей в классе, после уроков и системе дополнительного образования как модели будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников, бесконфликтное вхождение выпускников в социум, обретения в нём своего достойного места.
2.Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и создание условий для самоутверждения каждого ребенка в формах общественно- приемлемого поведения, обретении ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после её окончания, обучение способностям делать правильный выбор.
3.Воспитание гражданина, осознающего свою ответственность за судьбу Родины, родного города и своих сограждан, способного к самостоятельным поступкам и принятию ответственных решений.
Чувство «любви к Родине» более тонкое, сложное, интимное чувство, которое начинает прививаться в дошкольном возрасте, получает своё дальнейшее развитие при обучении и воспитании в младших классах. Оно не вбивается в голову, а вызревает в сердце человека долго и незаметно из чувства любви к родным, своему дому, классу, товарищам, учителям, школе, городу…
Если ребенка нигде не любили, если ему жилось некомфортно, то вряд ли у него будет чувство любви. Ему не из чего вырасти. Когда речь идет о защищенности ребенка, любви к нему, имеется в виду подготовка почвы, на которой это чудесное растение может вызреть. Психолого- педагогическое сопровождение семьи и ребенка - школьника даёт плоды только при совместном, последовательном преодолении проблемы, создании условий для воспитания и развития личности.
Педагогический коллектив лицея ориентирует обучающихся на вечные абсолютные ценности: семью, Отечество, труд, знания, культуру, мир, землю; решает духовно-нравственные задачи, создавая условия для развития главных качеств личности: щедрости, доброты, милосердия. А также через интерес к проблемам экологии, истории страны, культуре своего народа, его обычаям, традициям, национальной гордости, понимание и уважение национальных культур других народов, проживающих рядом, уважительному отношению к армии, ветеранам - решаются задачи комплексной целевой Программы по воспитанию гражданина и патриота своего Отечества с твёрдыми убеждениями и ясной позицией.
Созданию данной Программы способствовала большая и длительная работа: анкетирование по выявлению интересов учащихся, организация разнообразных встреч с интересными людьми, поездки и экскурсии по городу, краю, Северному Кавказу. Реализовывались игровые формы работы с детьми и подростками, привлекались психологи городских центров «Доверие» и «Центра помощи населению», устанавливались и налаживались долгосрочные договоры и программы сотрудничества.
В результате длительной работы в данном направлении в лицее созрела и выстроилась разнообразная, рассчитанная на несколько лет обучения «Программа по патриотическому воспитанию учащихся «Юные Ставропольчане», охватывающая в целом деятельность всего учебно-воспитательного комплекса лицея.
Программа реализуется через учебно- воспитательную функцию уроков, групп продлённого дня, факультативов, элективных курсов, кружков, детских объединений, внеклассных мероприятий, научных и научно – практических конференций, праздников, фестивалей, экскурсий, соревнований и прочее, через работу с родителями, общественными объединениями, культурными центрами.
Цель комплексной Программы:
1. Воспитание и образование гражданина и патриота.
2. Воспитание и развитие конкурентоспособной личности.
Реализация Программы в системе воспитания призвана способствовать решению следующих задач:
- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, формирование духовно - нравственных качеств личности;
- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих толерантность;
- разностороннее развитие детей и подростков, формирование и развитие их творческих способностей, ценностных качеств, создание условий для самореализации личности;
- воспитание в духе прав человека и гражданина, основанное на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических ценностей, этнического и культурного разнообразия, целостного миропонимания, научного мировоззрения;
- формирование основ культуры здоровья;
- формирование трудовой мотивации;
- обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; значению знаний как созидательной и преобразующей силы для развития общества и для формирования гуманных отношений между людьми.
Поставив перед собой такие цели и задачи, коллектив лицея создал жизнеспособную систему, для чего переосмыслил принципиальные подходы к воспитанию и определил следующие
Принципы, на которых строится учебно-воспитательный комплекс лицея:
- гуманное отношение к личности ребенка, внимание к его индивидуальным и возрастным особенностям, принятия его неповторимого своеобразия;
- гармонизация общечеловеческих ценностей и создание реальных условий для организации жизнедеятельности детей и подростков, забота о сохранении их здоровья;
- ориентация в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях лицея;
- включение ученика в реальные отношения с окружающим миром, самореализация подростков;
- взаимодействие педагогического управления и детского самоуправления, работа по принципу истинного сотворчества и сопереживания.
Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к своим близким, к дому, к школе. Вот почему патриотическое воспитание в лицее имеет чётко обозначенную линию: семья- лицей-город-страна. Это стратегическая идея воспитательной системы нашего образовательного учреждения отражена на эмблеме лицея: мудрая сова, символизирующая комплекс знаний и мудрость человечества, собранных в книгах, на которых расположилась сова. Это и бескорыстный педагогический труд, дающий знания, несущий культуру, остающийся островком истинного воспитания, но не замкнутого пространства. На эмблеме данный мотив символизирует лента с названием города и лицея. Мы - маленькая страна под названием "Детство", что отражено в Гимне лицея. Мы гордимся своими выпускниками и отмечаем их памятной медалью "Гордость школы" по окончанию 11 класса.
Методические рекомендации по проведению “ Урока мужества “.
Цель проведения “Урока мужества”:
Патриотическое и культурно-нравственное воспитание молодежи, формирование личности гражданина – патриота, способного встать на защиту Родины, на основе боевых традиций Российской и Советской Армий, славного военно-исторического прошлого Отечества, многочисленных примеров мужества и героизма защитников Родины.
Задачи проведения “Урока мужества”:
- формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;
- доведение до подрастающего поколения боевых традиций Российской и Советской Армий, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы;
- сохранение памяти о Героях, содействие проявлению у молодежи готовности к самоотверженному служению Отечеству;
- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своей Родиной;
- пробуждение у молодежи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, героизм, подвиг, самопожертвование.
Подготовка к проведению “Урока мужества”.
1. “Урок мужества” проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат – День Победы, День защитника Отечества, День Города, День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, День учреждения звания Героя Советского Союза и др.
2. Перед проведением “Урока мужества” его организаторам необходимо определить тему и ознакомиться с литературой и пособиями, которые имеются в библиотеках города, района или учебного заведения.
3. Составить план проведения Урока, определив ведущих, тематику сообщений, использование стихотворений, музыкальных произведений, кино- и видеофильмов, аудиозаписей.
4. Разбив класс на группы по 4-5 человек, организатор Урока предлагает домашние задания :
а) подготовить сообщение (реферат, доклад) на тему Урока с тем, чтобы побудить к размышлению об источниках появления мужества и героизма наших соотечественников в военное и мирное время. Для этого можно рекомендовать использовать материалы библиотек, музеев( в том числе, школьного ), документы поисковой работы.
б) подготовить художественные рисунки, поделки изобразительного творчества, посвященные Героям и их подвигам (акварель, графика, чеканка, лепка, резьба по дереву, вышивка). Учащимся старших классов можно поручить изготовить тематические стенные газеты, видео-презентации.
в) поручить связаться с Председателем Совета ветеранов микрорайона, района или города и пригласить его на “Урок мужества”. Можно договориться о встрече с ветераном или Героем у него дома. В ходе этой встречи организовать аудиозапись, видеозапись или просто запись воспоминаний Героя о самом памятном дне его жизни, с тем чтобы потом материал использовать на “Уроке мужества”.
5. На “Урок мужества” можно пригласить Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров орденов Славы, ветеранов войны и Вооруженных Сил, которые могли бы рассказать о мужестве и героизме наших соотечественников в годы войны и в мирное время.
6. “ Урок мужества“ целесообразно начинать с прослушивания песни в сопровождении видеофрагмента из документального или художественного фильма, соответствующих теме мероприятия.
7. В ходе Урока необходимо использовать разнообразные формы и приемы организации деятельности учащихся: они могут быть и слушателями, и выступающими с докладами, и задающими вопросы, и вступающими в диалог с собеседниками. Главное, чтобы не осталось равнодушных. Памятуя о том, что некоторые представители молодежи категорически не воспринимают такие назидательные слова, как “ вы должны“, “вы обязаны“, в ходе обсуждения вопросов, выносимых на Урок, желательно построить диалог так, чтобы учащиеся сами пришли к тем выводам, которые должен был сделать руководитель урока.
8. Местом проведения Урока лучше избрать школьный музей, уголок Боевой Славы. В Ставрополе его можно провести у Мемориала Вечной Славы, в краеведческом музее или музее “Память”, а так же у обелисков, памятников, которые имеются в городе, В этом случае начать “Урок мужества” можно с торжественного построения участников Урока и возложения ими венков. Обязательный момент финала Урока – Минута Молчания, как дань памяти погибших в боях за свою Родину.
9. Подводя итоги Урока, руководитель должен обратить внимание участников на то, что наши соотечественники на тему мужества и героизма всегда будут обращать пристальное внимание, так как эта тема вечна и актуальна, и человечество должно знать и помнить своих Героев, мотивы проявления мужества, любви к Родине.
Особенности организации и проведения “Урока мужества “ в форме экскурсии в школьном музее.
Педагогическое значение экскурсии велико. На краеведческой экскурсии появляется возможность непосредственно связать события прошлого с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями событий. Это помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом.
Экскурсия всегда пользуется у школьников особой привлекательностью, оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся, помогает им стать как бы современниками исторических событий прошлого, почувствовать колорит эпохи.
Подготовка к “Уроку мужества“– экскурсии:
1. Определение темы, цели и задач экскурсии. Цель экскурсии определяет ее методику, а тема – содержание. Затем определяется круг источников, проводится отбор объектов, экспонатов, материалов и методов проведения самой экскурсии.
2. Изучение материалов выбранных экспозиций школьного музея и тщательный отбор экспонатов, намеченных к использованию в ходе экскурсии. Ознакомление с литературой и материалами фондов по теме.
3. Тщательное обдумывание методических приемов и в целом методического замысла, логической последовательности урока – экскурсии.
4. Подготовка групповых и индивидуальных заданий для учащихся, учитывая их возрастные особенности. Продумывание проблемных ситуаций, подготовка познавательных заданий и вопросов, ответы на которые учащиеся получат в ходе экскурсии.
5. Предварительное сообщение учащимся темы, плана, заданий и литературы. Приглашение гостей – ветеранов войны, жителей микрорайона школы, интересных людей, которые могут поделиться своим жизненным опытом.
6.Наибольшей активности на экскурсии организатор добивается тогда, когда экскурсоводами выступают сами учащиеся. Это очень сложная форма краеведческой работы, но она посильна для старшеклассников. При подготовке к такой экскурсии учитель подбирает экскурсоводов, распределяет между ними задания; рекомендует литературу, источники; определяет этапы подготовки учащихся; проверяет текст экскурсии, степень овладения им экскурсоводами; уточняет знание маршрута; проводит специальные занятия по ознакомлению учащихся экскурсоводов с методикой; контролирует качество проводимой экскурсии. Будущие экскурсоводы знакомятся с теоретическим материалом соответствующего периода истории; изучают конкретные исторические события. Факты, биографии исторических деятелей; составляют текст экскурсии и овладевают им. Эту кропотливую и масштабную работу можно осуществить в рамках работы краеведческого кружка на базе школьного музея заблаговременно до проведения Урока.
7. Формами выяснения результатов экскурсии могут быть выпуск Боевого листка, стенгазеты с фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов, подготовка фотоальбома, отзыв об экскурсии в Книге отзывов школьного музея.
Методические рекомендации по проведению “Урока мужества “ в форме экскурсии по теме : Ставрополье и ставропольцы в годы Великой Отечественной войны.
Цели : 1. Познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной войны в крае, с участием ставропольцев в основных битвах войны.
2. Способствовать развитию чувства гордости и уважения к предкам, патриотизма и интереса к истории края.
3. Продолжить развитие практических навыков научно – исследовательской работы.
Тип занятия: урок-экскурсия.
Место проведения : школьный музей лицея № 23 г.Ставрополя “Кавказ – наш дом”, отдел “Ставропольский край в годы Великой Отечественной войны“.
Оборудование: 1. Материалы экспозиционного отдела “Ставропольский край в годы Великой Отечественной войны”.
2. Фотографии, документы и видеозаписи воспоминаний участников войны.
3. Карта “Великая Отечественная война 1941 – 1945гг“.
4. Подборка книг и вырезок из периодической печати.
План экскурсии.
1. Начало войны : Иван Алексеевич Бурмистров, Лев Михайлович Доватор и доваторцы.
2. 1942 год : Леонид Севрюков, Василий Георгиевич Зайцев, Евдокия Давыдовна Бершанская.
3. Оккупация Ворошиловска. Битва за Кавказ: Александр Скоков и величаевские комсомольцы, юные патриоты Володя Косинов, Женя Алферов и Гена Голенев.
4.Освобождение края. Крах операции “Эдельвейс”: Андрей Емельянович Коротков, Иван Гурьянович Булкин.
5. Победа и память : Анна Владимировна Никулина, Татьяна Петровна Власова, Иосиф Родионович Апанасенко.
6. Вклад ветеранов – жителей микрорайона № 29 (район лицея) в общую Победу.
Возрастные группы обучающихся:
1. Учащиеся начальной школы – рекомендуется обзорная экскурсия по 1-2 разделам плана на уровне эмоционально – образного восприятия материала.
2. Учащиеся средней школы – рекомендуется более глубокое изложение материала по отдельному пункту плана или общая обзорная экскурсия.
3. Учащиеся старших классов являются наиболее подготовленной аудиторией для восприятия материала экскурсии в целом объеме.
Ход экскурсии.
Эпиграфом являются слова Р.Рождественского:
”Помните!..
Покуда сердца стучатся – помните!
Какой ценой завоевано счастье.
Пожалуйста, помните!“
Экскурсоводы комментируют показ фотографий, документов и экспонатов экспозиции.
Стенд №1. Начало войны.
1. 22 июня 1941 года гитлеровская Германия внезапно напала на Советский Союз. Но еще раньше, с 1938 года, фашисты напали на многие страны Европы. Иван Алексеевич Бурмистров стал первым ставропольцем, удостоенным звания Героя Советского Союза за мужество в борьбе с захватчиками в республиканской Испании. Во время войны командовал подводной лодкой, атаковал эскадру фашистов, взорвал в ней крейсер и миноносец. Есть в Ставрополе улица имени Бурмистрова, а в краеведческом музее хранится Золотая Звезда Героя № 108.
2. Сотни добровольцев осаждали военкомат с требованием зачислить их в ряды Красной Армии, ежедневно на фронт уходили эшелоны – как на данной фотографии августа 1941 года.
3. С осени 1941 года Москва – столица нашей страны, стала готовиться к отражению нападения фашистов. 7 ноября был проведен парад на Красной площади, с которого бойцы уходили в на фронт, в окопы, чтобы защитить город.
4. Мужественно сражались под Москвой доваторцы, так называли 53 кавалерийскую дивизию из ставропольцев под командованием генерала-майора Льва Михайловича Доватора. Еще в начале войны на Ставрополье были сформированы несколько кавалерийских и стрелковых соединений, в том числе и 52-я кавдивизия, влившаяся во второй Гвардейский кавалерийский корпус Героя Советского Союза Льва Михайловича Доватора.
Ставропольцы показали образцы мужества и героизма в первых же жестоких битвах с врагом.
Конники-доваторцы прошли славный путь от подмосковных лесов до Берлина. Они громили врага под Гжатском, сражались на Десне, Днепре, участвовали в штурме Мозыря, форсировали Буг, освобождали Варшаву, напоили горячих коней из Эльбы.
Закончилась война. На родное Ставрополье, на Кубань и Терек возвращались доваторцы. Более 20 тысяч бойцов и командиров награждены орденами и медалями, 34 гвардейцам присвоено звание Героя Советского Союза. В память о суровых днях Великой Отечественной войны в краеведческом музее хранятся боевые знамена конников.
Именем гвардейцев названа улица на въезде в Ставрополь со стороны г.Невинномысска. По этой магистрали отправлялись на фронт доваторцы.
Морозов Федор Данилович – пулеметчик - доваторец, кавалер Ордена Славы 3-х степеней.
5. Духом военного времени проникнуты находящиеся в музее предметы – советские и немецкая каски, планшет для хранения документов, фляга и кружка для воды.
6. Макаренко Василий Григорьевич – участник Великой Отечественной войны с октября 1941 года, ушел на фронт студентом. Награжден Орденом Отечественной войны. Материал собрала его внучка, ученица нашего лицея Крымченко Елена.
Стенд №2. 1942 год.
1. Одним из символов войны был плакат “Родина – мать зовет!“, который призывал к защите своего Отечества.
2. Доблестно сражались ставропольцы на фронтах войны: под Севастополем, на Малой Земле, под Сталинградом.
Обороняя небо Новороссийска, летчик Леонид Севрюков сбил два “юнкерса”. Были на исходе горючее и боеприпасы, когда он увидел еще одну группу вражеских самолетов и пошел на таран. В неравном бою пал смертью храбрых, ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а у средней школы №3 г. Ставрополя, в которой он учился, был установлен бронзовый бюст Героя.
3. Уроженец Ставрополя Герой Советского Союза Василий Георгиевич Зайцев получил это высокое звание за мужество и отвагу, проявленные в штурмовых ударах по позициям фашистских войск. Командиры доверяли Зайцеву самые ответственные задания. Летал он и в одиночку и водил группы от четырех до восьми самолетов, летал днем и ночью, в сложных метеоусловиях осени и зимы, всегда возвращаясь на свой аэродром без потерь. Сто четыре раза появлялся степной орел Зайцев над скоплениями гитлеровских полчищ, уничтожил до тысячи гитлеровцев.
4. Трудящиеся Ставрополя к весне 1942 года отправили свыше 200 вагонов подарков на фронт. Дети, например, шили кисеты для табака. Один из них представлен в экспозиции.
5. В середине июля 1942 года, одновременно с продвижением вражеских армий в сторону Сталинграда, началось наступление крупных сил противника на Северный Кавказ. Так немцы начали осуществление операции “Эдельвейс“ – плана по захвату всего Кавказа.
Большая нагрузка легла на авиацию Северо – Кавказского фронта, летчики поднимались в воздух и днем и ночью. В этих боях отважно сражался личный состав 46-го гвардейского женского авиационного полка. С осени 1941 года им командовала наша землячка из села Добровольного Ипатовского района гвардии полковник Евдокия Давыдовна Бершанская. Она была награждена четырьмя боевыми орденами, в том числе Орденом Александра Невского.
Маршал Рокоссовский свидетельствовал : “Я много слышал о вашем полке. И, не скрою, все слышанное казалось мне сказкой, теперь я вижу, что – это быль. Вы дойдете до Берлина“. Полк Евдокии Бершанской закончил войну на территории поверженной Германии.
Стенд №3. Оккупация Ворошиловска. Битва за Кавказ.
1. “Оккупация“- так называется книга ставропольского краеведа Германа Беликова о бесчинствах фашистов на земле Ставрополя с 3 августа 1942 года – дня захвата нашего города немецкими оккупантами.
2. По всему краю были созданы партизанские отряды и сеть подполья. В сентябре 1942 года в селе Величаевском была создана подпольная группа “Молодая гвардия“, во главе которой стал сын сельского учителя Александр Скоков.
Подпольщики совершали диверсии, уничтожали фашистские машины, радиостанции, выполняли задания партизанской разведки. В декабре 1942 г. каратели схватили и казнили Александра Скокова и других активистов. На памятнике в селе Величаевском Ставропольского края высечены слова: “У храбрых есть только бессмертие. Смерти у храбрых нет !“
Смертью героя погиб и партийный руководитель величаевских подпольщиков Дрогин И.К. Вместе с шестнадцатилетним Петром Базалеевым его окружили несколько десятков фашистов. Партизаны убили восьмерых и ранили трех гитлеровцев. Чтобы не попасть в руки врага, раненый Дрогин взорвал себя гранатой. Петю Базалеева, связного величаевских комсомольцев – подпольщиков, гитлеровцы живым закопали в землю.
Юный партизан стойко перенес истязания палачей и умер со словами: “Да здравствует наша Родина, победа будет за нами!“
3. И теперь не перестает изумлять людей мужество юных патриотов – пионеров и школьников города Ставрополя – Володи Косинова, Жени Алферова и Гены Голенева. Шестнадцатилетний учащийся средней школы № 7 Геннадий Голенев установил на чердаке своего дома радиоприемник, распространял листовки со сводками с фронта. Он был казнен, а одна из улиц нашего города носит его имя.
4. Отряд “Мститель“ сражался с врагами в горах Карачаево – Черкессии. Уничтожив 90 гитлеровцев, отряд три дня задерживал их продвижение к перевалам Главного Кавказского хребта.
5. Свыше 100 тысяч мирных граждан уничтожили фашисты на оккупированной территории Северного Кавказа, в том числе более 31 тысячи человек на Ставрополье, в городе Ставрополе – 8 тысяч.
6. Общий ущерб, нанесенный фашистами народному хозяйству Ставропольского края, составил почти 14 миллионов рублей . О многом говорят развалины завода “Красный металлист“ и руины школы города – это немые факты военного времени.
Стенд №4. Освобождение края. Крах операции “Эдельвейс“.
1. В декабре 1942 года развернулись ожесточенные бои в районе Главного Кавказского хребта. Немцы были остановлены по линии от Туапсе до Орджоникидзе и Грозного, а в январе 1943 года начали отступать.
2. В ночь на 21 января 347-я стрелковая дивизия полковника Н.И.Селиверстова завязала бои за город Ставрополь.
Командир 1175-го полка майор Коротков, коренной ставропольчанин, прекрасно знавший город, ввел в него своих бойцов еще до начала штурма.
В январе 1943 года части 347-й стрелковой дивизии подошли к городу и получили приказ о наступлении. К командиру дивизии полковнику Селиверстову обратился майор Коротков: “В Ставрополе я родился и вырос. Разрешите моему полку первому войти в город“. Полковник согласился, он хорошо знал Короткова. Осторожность и осмотрительность опытного командира соединялись в нем с большой личной смелостью и отвагой. Умело и терпеливо воспитывал он молодых бойцов, и полк Короткова славился в дивизии дисциплиной и боеспособностью.
На долю полка выпала трудная и ответственная задача: перерезать трассу Надежда – Ставрополь и выбить гитлеровцев из района железнодорожной станции, где оказалось большое скопление вражеских войск и техники.
Темная была та январская ночь, но майор Коротков уверенно вел бойцов по знакомым с детства балкам. Полк неожиданно появился в тылу фашистской группировки и отлично справился с заданием. “Бейте, гоните врага злого, как славные воины Короткова“- призывала фронтовая красноармейская газета.
…Стихли бои. Освобожден от захватчиков Ставрополь. Коротков поспешил в свой родной дом. Варвара Федоровна вспоминала, какой неожиданной радостью для семьи было появление Андрея. Сбежался народ с улицы во двор Коротковых. Мать была счастлива, гордилась сыном. На груди Андрея сверкал Орден Красного Знамени. И за освобождение Ставрополя он был представлен к награде.
Всего несколько часов пробыл Андрей Емельянович среди родных и близких. Дивизия шла дальше, на запад. Не ведала мать, что провожала сына в последний раз. Погиб Коротков Андрей Емельянович при освобождении города Мелитополя. Там и похоронен. Над могилой нашего земляка установлен памятник – обелиск. А бывшая Карабинская улица в Ставрополе носит теперь имя Короткова.
3. Для уничтожения подразделений эсесовцев – поджигателей с помощью партизан ночью в город проник взвод под командованием старшего лейтенанта Ивана Гурьяновича Булкина. На проспекте Карла Маркса завязался бой, который перекинулся на улицу Торговую. В нем поэт Булкин был смертельно ранен, а улица Торговая названа в честь героя.
А в наших сердцах живут строки стихов поэта:
Иди вперед, шагая дружно в ногу,
Под градом пуль, под орудийный гром,
По фронтовым, по огненным дорогам,
На смертный бой, победный бой с врагом.
Запомнит мир легендою простою,
Как мы за счастье проливали кровь.
А чрез Аксай мы боем шли к Ростову
И возвратили Родине Ростов.
Пусть слышат нас взбесившиеся банды –
Из нас никто сейчас неумолим.
Мы смерть несем фашистским оккупантам –
Грядущий мир народам всей земли.
Иван Булкин.
4. В январе 1943 года Орджоникидзовский край был переименован в Ставропольский, а город Ворошиловск – в Ставрополь. Едва войска очистили от врагов город, разминировали его, на руинах завода “Красный металлист“ были созданы мастерские, производившие боеприпасы – гранаты, одна из которых представлена в школьном музее.
Стенд № 5. Победа и память.
1. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 года и удачное наступление в Курской битве летом приближали долгожданную победу.
2. В июне 1943 года наш земляк уроженец села Митрофановка нынешнего Ставропольского края был назначен заместителем командующего Воронежским фронтом генерала армии Ватутина.
В письме жене Апанасенко писал, что в войсках он постоянно находится на наблюдательных пунктах командиров батарей, дивизионов, полков, дивизий..
Как-то, в блиндаже, на небольшом листке бумаги карандашом он написал: “Я старый солдат русского народа, 4 года войны первой империалистической, 3 года гражданской… И сейчас на мою долю и счастье выпало воевать, защищать Родину. По натуре хочу быть всегда впереди. Если мне суждено погибнуть, прошу хоть на костре сжечь, а пепел похоронить в Ставрополе“.
Записку свернул и вложил в партбилет.
5 июля началась Курская битва. На подступах к Белгороду замедлилось движение танковых частей. Апанасенко в очередной раз направился на передовую.
…Авиация врага начала бомбардировку. Генерал был смертельно ранен осколком. В разгар Курской битвы Верховному Главнокомандующему И.В.Сталину доложили о записке-завещании генерала, найденной при нем. Сталин дал указание о перезахоронении прославленного полководца на родине. 16 августа 1943 года Ставрополь предавал родной земле своего героя. 27 августа Иосиф Родионович Апанасенко был посмертно награжден орденом Ленина. Памятник ему сооружен на Крепостной горе в Ставрополе.
3. Показателен боевой путь Никулиной Анны Владимировны, который пролегал от Моздока до Берлина. В столице поверженной Германии она удостоилась чести водрузить Красное Знамя на имперской канцелярии. 24 июня 1945 года участвовала в Параде Победы на Красной площади в Москве.
4. 9 мая 1945 года – День Победы, победы всего многонационального народа, который отстоял независимость своей страны. Воинов – победителей на родной земле встречали как героев.
5. Ставропольская земля взрастила множество замечательных патриотов – сыновей и дочерей России. Около 200 тысяч наших земляков награждены боевыми орденами и медалями. 204 человека удостоены звания Героя Советского Союза, 42 – кавалера ордена Славы трех степеней. На поле боя пало сорок земляков – Героев Советского Союза, еще сорока это звание присвоено посмертно.
6. Девизом наших дней стали слова:”Никто не забыт и ничто не забыто!“ – это и многочисленные памятники, например, защитникам перевалов Северного Кавказа и жертвам фашистской оккупации в городе Ставрополе в урочище Столбик и Мемориал Холодный родник.
7. У Вечного огня, зажженного от факела, доставленного с Марсового поля в Ленинграде, у Мемориала Вечной Славы установлен Пост № 1. Ученики нашего лицея здесь стоят в почетном карауле.
8. По инициативе Краевой организации ВООПИиК, участников Великой Отечественной войны и при поддержке администрации города Ставрополя у стен Дворца детского творчества 7 мая 1998 года был открыт единственный в нашей стране памятник “Юным защитникам Отечества 1941 – 1945 годов“, работы скульптора Н.Ф.Санжарова.
9. Фашизм – это страшное слово, он унес жизни миллионов людей. Не дадим его возродить!!!
Стенд № 6. Вклад ветеранов войны – жителей микрорайона № 29 (район лицея) в общую Победу.
1. Второй этап войны (19 ноября 1942г.-1943г.) по рассказам ветеранов.
Воссоздать картину этого периода помогли воспоминания Титова И.К., Безрученко З.Ф., Рагулина А.И, Белокопытова П.Д., Цыганкова М.И. и Борзученко-Бондаревой А.А.
19 ноября 1942г. – начало контрнаступления советских войск под Сталинградом.
2. Сталинградская битва глазами Титова И.К.
Иван Кузьмич вспоминал (поисковая группа Чернявского Сергея, Рогодского Сергея и Гончарова Павла), что попал под Сталинград в сентябре 1942г. в очень тяжелое время.
Немцы стремились любой ценой взять город – важнейший транспортный узел и центр военной промышленности. Бои были кровопролитные. Из батальона ветерана за один день в строю осталось 38 человек. Немцы полагали, что перекрыли предел сопротивления человеческих сердец и нервов. Но удивительное дело: люди не согнулись, не сошли с ума, не потеряли власть над своими сердцами и нервами, а стали сильней и спокойней.
С ноября Иван Кузьмич воевал на Донском фронте. Здесь стояли итальянские части, у которых было мало боевого опыта. Поэтому русские войска сражались не так кровопролитно.
Под селом Гарбузовка Ростовской области небольшая группа солдат вместе с Иваном Кузьмичем попала в окружение. Так случилось, что не было оружия ни у итальянцев, ни у советских солдат. Пришлось вступать в рукопашную схватку, погибших с обеих сторон было много.
31 декабря 1942г. под г. Миллерово Ростовской области Иван Кузьмич получил тяжелое ранение, затем попал в госпиталь в Уфе и в мае 1943г. Был демобилизован. Ветеран с гордостью показал орден «Отечественной войны I степени» и десять различных медалей,
Иван Кузьмич является инвалидом войны II группы.
3. Освобождение Кавказа по рассказам Филимонова В.Г. Немцы разработали план «Эдельвейс» по захвату Кавказа и создали дивизию горных егерей, обученных воевать в условиях гор и перевалов.
Вячеслав Григорьевич рассказал, что ему было 16 лет, когда 31 июля 1942 года в г. Ставрополе он получил повестку на фронт (поисковая группа Стерлевой Наташи). После окончания краткосрочных военно-пехотных курсов в г. Сухуми, он был направлен в составе 81–ой стрелковой дивизии на защиту Марухского перевала, высота 3.700 метров. Ветеран вспоминал, что было холодно, снег лежал высотой 3-4 метра. Спали в углублении в снегу, сверху накрывались плащ-палаткой. Паек скудный – сухарь, кусок сырого мяса, «ржавая» селедка, кружка чая – получали его не каждый день. Немцы предпринимали еженедельные попытки прорвать оборону, но не смогли.
После освобождения Северного Кавказа Вячеслав Григорьевич попал в госпиталь под г. Туапсе, так как распух от голода, обморозил ноги, глаза ослепли от горного снега и солнца. Напоминает ветерану о его участии в освобождении родных мест медаль «За оборону Кавказа».
Закончил Филимонов В.Г. войну в Восточной Пруссии.
4. Курская битва по воспитаниям Безрученко З.Ф. Зоя Федоровна вспоминает (поисковая группа Мишина Дениса и Сапрунова Алексея), что под Курском от взрывов, которые там звучали, лопались барабанные перепонки, фашистские самолеты пролетали над головой, тучи дыма и пыли резали глаза. Взрывы, постоянные выстрелы и огромное количество крови приводили в ужас всех тех, кто оказался в это страшное время рядом. В течение 6 дней шли непрерывные бои, атаки и контратаки сменяли друг друга днем и ночью. Зоя Федоровна на протяжении всех боев на Курской дуге принимала и передавала, как телефонистка-радистка важную информацию для уничтожения войск противника. Теперь ветеран гордится медалью «За отвагу».
А ведь Зое Федоровне Безрученко было тогда всего 17 лет, и она добровольцем ушла на фронт. Такие случаи были массовыми. Жизнь и смерть ходили в то нелегкое время рядом. Свою первую любовь девушка тоже встретила на войне.
Сталинградская и Курская битвы стали коренным переломом в ходе всей войны, но окончательная победа была еще впереди.
Данный отдел экспозиции о ветеранах войны нашего микрорайона появился в нашем музее в 2006 году. В течение пяти лет поисковые группы из учащихся лицея занимались сбором, поиском и обобщением информации о судьбах ветеранов Великой Отечественной войны Поисковым группам, (а это 55 человек) удалось собрать информационный, фото и документационный материал о судьбе 33 ветеранов войны микрорайона № 29.
Вопросы для обсуждения в ходе или после экскурсии по группам.
1.В названиях каких улиц города Ставрополя сохраняется память о Героях Великой Отечественной войны? Что вы узнали о них нового?
2. Кто их ваших родных работал в тылу, воевал на фронте, попал в плен? Как сложилась их дальнейшая судьба? Какая память сохранилась об их фронтовом прошлом?
3. Солдатские письма… О чем они? Что волновало солдат? Прочитайте их. Что в них вам кажется необычным?
4. Кто из ваших родных был в оккупации? Как сложилась их судьба?
5. Оцените вклад тружеников тыла и партизан, подпольщиков в разгром врага. В чем он проявился?
6. О каких спорных проблемах истории Великой Отечественной войны вы знаете? От чего, по вашему мнению зависит позиция того или иного историка?
Подводя итоги “Урока мужества“, руководитель должен обратить внимание слушателей на преемственность и повторяемость героических подвигов в истории нашего Отечества, мужество и героизм были, есть и будут неотъемлемой чертой нашего многонационального народа.
Экскурсия достигнет своей цели, если в ходе ее проведения будет посеяна в сердца участников мысль о том, что они являются наследниками и продолжателями неувядаемых традиций проявления мужества и героизма своих предков.
Методические рекомендации по проведению конференции.
Конференция предполагает собрание в одной аудитории людей, работающих над решением какой-нибудь (теоретической, практической) проблемы. Творческий обмен опытом решения этой проблемы составляет суть конференции.
Цели проведения конференции:
Способствовать развитию умений учащихся самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения и выступать с докладами, анализировать документы, научные статьи и другие источники.
Расширение, углубление и актуализация знаний учащихся по проблеме.
Задачи проведения конференции:
Обогащать умение умственного труда, организаторские навыки, культуру общения и культуру восприятия информации.
Развивать умения публичной речи, устной речи, навыки обращения и записи.
Формировать личностное отношение к изучаемому материалу.
Создать атмосферу научного поиска, формировать у учащихся нравственные ценности, определяемые понятиями долг, честь, достоинство, патриотизм.
Форматировать навыки исследовательского труда;
Развивать творческий потенциал личности.
Подготовка к проведению конференции.
Заранее составить программу конференции.
Учащимся поручается подготовить доклады, сообщения.
Подготовка ведущих конференции, чтецов, оформителей, ответственных за музыкальное сопровождение.
Организовать смотр-конкурс стенгазет, сочинений, видео-презентаций.
5.Устроить тематическую выставку художественных произведений
(книги, документы, картины, плакаты, карты).
6. Использовать мультимедийные средства.
7.Возможно приглашение и выступление гостей на конференции.
8.Обеспечить предварительный настрой учащихся на конференцию,
для чего использовать такие методы, как краткий обзор, вопросы.
9.Преподнесение материала таким образом, чтобы поддерживался
интерес в течение всей конференции.
10.Подведение итогов конференции должно быть тесно связанно с
целями, поставленными на начальном этапе, которые позволят
объективно подвести итог проделанной работы.
11.В соответствии с тематикой конференции использовать
краеведческий материал.
12.Целесообразно проводить конференции накануне или в дни
государственных, региональных праздников, а также накануне
исторических дат.
Научно-практическая конференция
по теме: «Навечно в памяти народной»
(посвящена 70-летию битвы за Сталинград и 70-летию освобождения Северного Кавказа)
Одной из безусловных проблем современной России является то, что, стремясь к обновлению нашего общества, мы одновременно оказываемся не в состоянии сделать вещь, без которой само обновление невозможно – сохранить память о героическом прошлом нашего народа, показать, что все происходившее на нашей земле не просто история, а история, требующая осмысления на личном уровне, предполагающая эмоциональное, небезучастное восприятие нашей общей трагедии и нашей общей победы. В нашем лицее стало доброй традицией проводить научно-практические конференции, посвященные государственным и региональным праздникам, а также важным историческим датам.
Цель :
Патриотическое воспитание школьников на примере героических традиций прошлого.
Задачи:
1. Углубить знания учащихся по теме «Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг.».
2.Развивать умения и навыки самостоятельной поисковой деятельности.
Место проведения: актовый зал лицея
Оформление: стенгазеты, боевые листки, выставка книг по теме, видеофильм, песни «Священная война», «Журавли».
Участники: учащиеся 10-11кл, ветераны Великой Отечественной войны.
Ход конференции
Ведущий 1: Наша конференция посвящена событиям Великой Отечественной войны: 70-годовщине Сталинградской битвы и 70-летию со дня освобождения Северного Кавказа от немецко-фашистских захватчиков.
Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулось это страшное событие. Нет ни одного дома, где бы ни была оплакана потеря близких, родных людей, отдавших жизнь во имя спасения Отечества. Наши прадеды прошли дорогами войны, и мы храним память о них. В нашем лицее стало доброй традицией встречаться с ветеранами войны. И сегодня у нас в гостях Москвитин Александр Ефимович.
Давно отгремели бои. Но память о сражениях этой войны, о героизме нашего народа жива и сейчас.
Ведущий 2: Вернемся к событиям тех грозных лет. После разгрома немцев под Москвой Ставка планировала переход Красной Армии в общее наступление с тем, чтобы в кратчайшие сроки изгнать захватчиков с родной земли. В итоге силы оказались распылены по фронту, протянувшемуся от Баренцева до Черного моря. 7 июля пал Севастополь. Немцам удалось форсировать Дон и в августе 1942г. устремиться к Сталинграду и на Северный Кавказ. Что же происходило у стен Сталинграда осенью 1942 – зимой 1943г.?
Выступление Токаревой Марины, ученицы 11 «Т» класса.
Сталинградская битва (1942-1943).
После потерь, понесенных в первый год войны, германское командование в 1942 г не смогло повторить наступление по всему фронту. В летнюю кампанию 1942 г Гитлер отдал приоритет южному направлению. Он хотел захватить богатые хлебом, углем, нефтью районы СССР (Дон, Поволжье, Кавказ). Кроме того, южный участок фронта был наиболее выгодным для наступления из-за ровной степной местности, на которой можно было использовать значительные массы танков. Главные удары намечалось нанести на Сталинград и Кавказ. Взяв Сталинград, немцы устанавливали бы контроль над Волгой.
Наступление на Сталинград началось 17 июля 1942 г силами группы армий «Б» под командованием генерала Вейхса. Им противостояли войска Сталинградского фронта под командованием генерала Гордова. Бои в излучине Дона и Волги продолжались в течение месяца. Они отличались возросшим боевым мастерством Красной Армии, которая вела маневренную оборону и не допускала окружения своих частей.31 июля для усиления удара с кавказского на Сталинградское направление было переброшена 4-я танковая армия генерала Гота. После этого немцы усилили натиск и в конце августа прорвались к городу.
Битва за Сталинград началась 23 августа 1942 г с выхода частей 6-ой немецкой армии генерала Паулюса к Волге у северной окраины города. Тем временем с юга к Сталинграду прорвалась 4-ая танковая армия. В сентябре для взятия Сталинграда немцы создали 170-тысячную группировку. Город защищали 62-ая армия генерала Чуйкова и 64-ая армия генерала Шумилова.
13 сентября начался штурм Сталинграда. Если раньше советские войска оставляли города, кА правило, без уличных боев, то теперь упорная борьба разгорелась за каждую улицу, за каждый дом и даже за каждый этаж дома. Немцы оттеснили армию Шумилова к южной окраине города, и основная тяжесть Сталинградской обороны легла на плечи бойцов Чуйкова, связь с которыми поддерживалась лишь через Волгу. До 27 сентября основная борьба шла за Центральный вокзал, который переходил из рук в руки 13 раз. Другими опорными пунктами обороны стали Мамаев курган, дом Павлова, заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», СТЗ. Сражения не затихали ни днем, ни ночью, переходя от перестрелок к рукопашным схваткам. Город превратился в море огня, дыма, пыли и развалин.
Защитники Сталинграда сохраняли высокий боевой дух и сражались с невиданным упорством. В светских солдатах жил несгибаемый дух многих поколений, создававших великую державу и не допускавших ее подчинения захватчикам. Сталинградская битва превратилась в многодневное безжалостное и жестокое побоище, равного которому трудно найти в российской истории.
14 октября немцы предприняли новый штурм. «Это был день самых кровопролитных и ожесточенных боев за все время сражения, - вспоминал генерал Чуйков. – В то утро нельзя было услышать отдельные выстрелы или взрывы – все слилось в непрерывный оглушительный грохот». Штурм продолжался три недели. Атакующие овладели тракторным заводом и вышли к Волге. Но защитники Сталинграда, прижатые к реке, с необычайной стойкостью продолжали отражать натиск штурмовых отрядов. 14 ноября германское командование предприняло еще одну попытку овладеть городом. Штурмовые части немцев взяли южную часть завода «Баррикады» и прорвались на данном участке к Волге. Это был их последний успех.
Измотанные в тяжелых уличных боях, немцы больше не имели сил для наступления даже на ограниченном участке. Красная Армия, напротив, наращивала свой потенциал. К тому времени уже в полную мощь заработали эвакуированные на восток предприятия, которые снабжали войска современным вооружением. В дело начали вступать коренные источники могущества СССР. «Кажется каким-то чудом, - писал Геббельс, - что из обширных степей России появлялись все новые массы людей и техники, как будто какой-то великий волшебник лепил из уральской глины большевистских людей и технику в любом количестве».
Сталинград стал гигантской воронкой, в которую оказались втянуты основные силы группы армий «Б». 19 ноября 1942 г Красная Армия перешла в наступление. Со стороны Дона наступали Донской (генерал Рокоссовский) и Юго-Западный (генерал Ватунин) фронты. С юга им навстречу наносил удар Сталинградский фронт (генерал Еременко). 23 ноября у города Калач наступавшие части встретились, окружив под Сталинградом 330 тыс. человек. Паулюс предлагал скорее начать прорыв на запад. Но руководство Германии, уповая на былые успехи, велело 6-ой армии ждать помощь извне. Да и сам прорыв через заснеженные степи, при нехватке теплой одежды и горючего, представляли большой риск.
16 декабря 1942 г из района Котельниковского на выручку 6-ой армии двинулись части 4-ой танковой части Гота.19 декабря, прорвав участок обороны 51-ой армии (генерал Труфанов), ударная немецкая группировка вышла к реке Мышкова, которая оставалась последним естественным рубежом на пути к Сталинграду. Отсюда до Сталинградского котла оставалось 40 км. Для ликвидации прорыва советское командование выдвинуло в район Мышковой армию генерала Малиновского. В течении нескольких суток немцы настойчиво пытались прорвать этот рубеж. Бои в районе Мышковой отличались интенсивностью и высокой самоотверженностью советских воинов. 24 декабря советские войска перешли в контрнаступление. К 31 декабря они отбросили немцев на 200 км западнее Сталинграда. Победа на Мышковой решила судьбу армии Паулюса. С этого момента она превратилась, по словам Чуйкова, в «окруженный лагерь военнопленных».
10 января 1943 г началась ликвидация окруженной группировки. В январе в Сталинград ворвалась с запада 21-я армия (генерал Чистяков), а с востока усилила натиск 62-я. 26 января обе армии соединились, расчленив находившиеся в городе немецкие войска на две части. 31 января южная группа во главе с Паулюсом капитулировала. 2 февраля сдалась и северная группа. В плен попала 91 тыс. человек. Всего в Сталинградской битве немцы и их союзники потеряли 1,5 млн. человек убитыми, ранеными и плененными. «Никогда прежде за всю историю Германии, - писал немецкий генерал Вестфаль, - не было случая столь страшной гибели такого количества человек». Потери Красной Армии составили в этой битве 1,03 млн. человек.
В Великой Отечественной Войне наступил перелом. Стратегическая инициатива перешла к Красной Армии. Очень важной была моральная сторона победы. Она значительно подняла боевой дух войск. После нее советские воины обрели достаточную уверенность в своих силах и чувство превосходства над противником. Немецкий же солдат стал бояться фланговых ударов. Разгром под Сталинградом резко ослабил внешнеполитические позиции Германии. Нейтральные страны (Турция, Швеция и др.) отступились от Гитлера, а иллюзии его союзников насчет победы в войне рассеялись
Ведущий 1: Подвиг защитников Сталинграда воспет в прозе и стихах. Маргарита Агашина «Вечный огонь».
Вечный огонь.
Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский –
вечная слава тех,
кем фашизм, покоривший Европу,
был остановлен здесь.
В суровые годы битвы
здесь на смерть стояли люди –
товарищи и ровесники
твоего отца.
Они здесь стояли – насмерть!
И были средь них солдаты –
мальчишки в серых шинелях
со звездами на ушанках –
простые наши мальчишки,
Немного старше, чем ты.
К нам приезжают люди –
жители всей планеты –
мужеству их поклониться,
у их могил помолчать.
И пусть эти люди видят:
мы помним и любим погибших.
И пусть эти люди знают:
вечный огонь Сталинграда
не может померкнуть, пока
живет на земле волгоградской
хотя бы один мальчишка!
Запомни эти мгновенья.
И если ты встретишь в жизни
трудную минуту,
увидишь друга в беде
или врага - на пути,
вспомни, что ты не просто мальчик,
ты волгоградский мальчишка,
сын солдата,
сын Сталинграда,
капля его бессмертия,
искра его огня!
Ведущий 2: В октябре 1942г. немецкие войска вышли на рубеж Главного Кавказского хребта.
Ты снова здесь, ты снова весь,
Ты ждешь заветного сигнала.
И парень тот – он тоже здесь,
Среди стрелков из «Эдельвейс»,
Их надо сбросить с перевала.
Однако плану «Эдельвейс» не суждено было осуществиться. Наши войска остановили захватчиков в предгорьях, на перевалах Главного Кавказского хребта.
Выступление ученика 10 «Э» класса Сеймова Григория.
БИТВА ЗА КАВКАЗ
Ставрополье в грозные годы войны было одним из важнейших источников снабжения Красной Армии людскими резервами, вооружением, боеприпасами, снаряжением и продовольствием. На долю Северного Кавказа и Закавказья приходилось 86% общесоюзной добычи нефти, 65% природного газа, 57% марганцевой руды. Офицеры и генералы воинских частей были снабжены специальными «Справочником-путеводителем по Кавказу». В приложении к нему были указаны районы вторжения: «Баку - нефтяные фонтаны, Грозный - лучший в мире бензин, Кабарда - молибден, Северная Осетия-цинк, Зангезур-медь».
В период весенне-летней компании 1942 года Сталин ожидал, что главное наступление вермахта будет на московском направлении. Вот почему Сталин распорядился собрать под столицей значительную часть танковых сил и авиации.
В мае 1942 советские войска перешли в наступление под Харьковом и в Крыму, оно закончилось тяжелым поражением. В июле пал Севастополь, были оккупированы Донбасс и важнейшие сельхоз районы Украины. Враг вторгся в пределы Северного Кавказа и одновременно начал штурм Сталинграда с целью перерезать Волгу - одну из ключевых транспортных артерии СССР.
В соответствии с общим планом летней компании 1942 года гитлеровское командование разработала план захвата Кавказа «Эдельвейс». Замысел врага состоял в том, чтобы окружить, а затем уничтожить советские войска южнее Ростова и овладеть Северным Кавказом.
Битва за Кавказ началась 25 июля 1942 года и продолжалась до 9 октября 1943. Она стала одним из крупнейших событий в ВОВ. Военные историки выделяют два периода: первый(25 июля-31 декабря 1942 года)-оборона советских войск, второй(1 января-9 октября 1943 года)-наступательные операции.
Для более оперативного управления войска СКФ были разделены на две группы: Донскую и Приморскую. В войсках Донской группы сложилось критическое положение. Связь с дивизиями практически отсутствовала. Штаб потерял управление войсками. На отдельных участках фронта отступление превратилось в паническое бегство.
Стремительное наступление гитлеровских войск привело к тому, что накопленные в крае запасы сырья, продовольствия и материалов пришлось либо бросить, либо перебазировать в тыл. Вывозили все, что только можно вывезти, без определенного плана и графика, а то, что не могли, уничтожали. К началу августа 1942 года в тыл удалось эвакуировать около 1млн гол. крупного рогатого скота, овец, 88тыс тон зерна, 950 тракторов и все банковские ценности.
3 августа 1942 года Ворошиловск(Ставрополь) был захвачен гитлеровскими войсками. Город был сдан фактически без боя. 5 августа немецкие войска овладели Невинномысском, а 6-го Армавиром. С 9-го по 12-е августа противник захватил города Кавминводской группы. Фашистам удалось захватить почти все перевалы в центральной части хребта и водрузить знамя со свастикой на вершине Эльбруса. Берлинские газеты с триумфом сообщали: «Покоренный Эльбрус венчает концу павшего Кавказа».
В середине августа в горах Северного Кавказа начались ожесточенные бои частей 46 армии с немецким горно-стрелковым корпусом. В сентябре-ноябре велись бои за Новороссийск, Туапсе, Поти. Ожесточенные бои на Северном Кавказе продолжались до середины декабря 1942 года. Врага удалось остановить на линии от Туапсе на Черном море до Орджоникидзе и Грозного, взять которые гитлеровцы так и не смогли. В оборонительный период битвы за Кавказ советские войска, значительно уступая противнику в людях и военной технике, вынуждены были оставить ряд районов Северного Кавказа. Однако враг был обескровлен, его потери составили более 100 тысяч человек. Не преодолев Главный Кавказский хребет, гитлеровские войска перешли к обороне.
Битва на Волге(Сталинград) во многом предрешила исход боёв на Северном Кавказе. Наступление на Закавказском фронте в январе 1943г создало угрозу окружения северокавказской группировки противника.
Стремясь избежать окружения, гитлеровцы начали отступление из района Моздока в северо-западном направлении. 11 января наши войска освободили города и железнодорожные станции Минеральные Воды, Пятигорск, Железноводск, Ессентуки и Кисловодск. В ночь на 21 февраля 347 стрелковая дивизия, в бою за Ставрополь, выбила фашистов из краевого центра. В конце января был освобожден Майкоп, а в ходе Краснодарской операции, 12 февраля был освобожден Краснодар. К середине февраля большая часть Северного Кавказа была очищена от врага. Развивая наступление, советские войска вышли к Таманскому полуострову, где встретили упорное сопротивление. В сентябре 1943 года началась Новороссийско - Таманская наступательная операция наших войск, в результате которой была прорваны линия обороны немцев и освобожден Новороссийск. Войска СКФ к 9 октября полностью очистили от гитлеровцев Таманский полуостров.
В этот период Войсками СКФ командовал генерал И. И. Масленников. И. И. Масленников родился в 1900г в Саратовской области в семье рабочего. Окончил военную академию имени Фрунзе в 1935г, затем на руководящей работе в НКВД. В Отечественную войну – командующий Северной группой войск Закавказского фронта и войсками СКФ с января по май 1943г. В 1944г. Масленникову было присвоено звание «генерал армии». Герой Советского Союза. В 1945г – зам. главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке, участвовал в разгроме японской Квантунской армии.
Битва за Кавказ завершилась победой имевшей важное военно-политическое и стратегическое значение. Победа в битве за Кавказ упрочила южный фланг советско-германского фронта, в ней было достигнуто тесное взаимодействие сухопутных войск с авиацией, ВМФ и партизанами. Тысячи воинов были награждены медалью «За оборону Кавказа».
Ведущий 1: Перед нами промелькнули страницы героического прошлого нашего народа. Велика цена победы - 27 млн. погибших.Все меньше и меньше остается ветеранов той далекой войны. Но следопыты из нашего школьного музея стараются поддерживать с ними связь. Они собрали воспоминания людей, прошедших сквозь пекло Сталинграда и ледники Большого Кавказского хребта.
Выступление ученицы 10 «Т» класса Разгильдеевой Елены.
Ставропольцы – участники Сталинградской битвы и битвы за Кавказ.
1. Сталинградская битвы глазами ветерана войны Рагулина А.И.
Несмотря на провал наступления гитлеровцев под Москвой и значительные потери у противника (за первые полгода на советско-германском фронте вермахт потерял убитыми и ранеными свыше миллиона человек), Красной Армии не удалось полностью решить поставленные перед ней задачи по разгрому врага.
Вновь овладев стратегической инициативой летом 1942г. Немецкая армия получила приказ захватить Донбасс, Кубань. Поволжье и Кавказ с целью обеспечения армии дополнительными ресурсами: углем, нефтью, продовольствием, а затем, разгромив силы Красной Армии, вновь возобновить наступление на Москву.
К середине июля ударные силы вермахта прорвались в большую излучину Дона. Началась Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей и столкнувшая на территории площадью в 100 тыс. квадратных километров более двух миллионов человек. Её оборонительный период начался 17 июля 1942 г. и продолжался до 18 ноября 1942 г. В этот период противник предпринимал многочисленные попытки овладеть городом, наталкиваясь на упорное сопротивление наших войск. Силами 62-й и 64-й армий (командующие генералы В.И. Чуйков, М.С. Шумилов) защищались каждая улица, каждый дом.
51 армия под командованием генерала Захарова сражалась на подступах к Сталинграду. Александр Иванович Рагулин вспоминает: «В июле-августе 1942 года мне пришлось в составе 51-й армии прикрывать на переправах через Дон отступающие от Харькова, Ворошиловграда, Таганрога войска девяти советских армий, а затем самим отступать к Волге по землям Ростовской области. Отступали с боями, иногда без них. Изредка просто бежали, правда, не по одиночке, а повзводно, при этом неделями не встречая солдатской кухни; питались с казачьих подворий – просили, опустив голову и, отводя в сторону глаза, чтобы не видеть укоризненных взоров матерей и сестер, покидаемых нами на произвол лютых врагов России. Что было делать? Обстоятельства вынуждали».
Алексей Иванович ярко помнит один бой. Весь взвод автоматчиков, которыми он командовал, дал письменную клятву: «Умрем, но фашистов к Волге не пропустим». Затем длительная минометная атака немцев. Бой. Ранение. Получение самой дорогой боевой награды – медаль «За отвагу». В первой половине ноября 1942 года к Сталинграду были стянуты крупные силы советских войск. 23 ноября 330-тысячная группировка противника была окружена соединившимися войсками Сталинградского Юго–Западного фронтов. Исчерпав все возможности сопротивляться, нарушив приказ фюрера, 2 февраля 1943 года остатки 6-й армии во главе с генерал-фельдмаршалом В. Паулюсом сдались в плен. Сталинград стал крупнейшим за три года поражением вермахта. В боях за Сталинград вермахт потерял убитыми, ранеными и пленными около 1,5 млн. человек. В декабре 2002 года ветерану войны удалось съездить в город Волгоград, посетить Мамаев Курган. Но самые бурные воспоминания боевой молодости вызвало посещение подвала Волгоградского универмага, в котором во время Сталинградской битвы находился штаб Паулюса.
Я думаю, что мне удалось показать благородное сердце советского война, для которого во время войны превыше всего являлась Родина – мать, её честь и достоинство, непреклонное стремление к независимости.
2. Участие в битве за Кавказ А.А. Борзученко-Бондаревой.
Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом переросло в начале 1943 года в стратегическое наступление почти на всем советско-германском фронте. В ходе зимней компании 1942-1943 гг. была прорвана блокада Ленинграда. За этот период была освобождена территория, захваченная противников летом 1942 года. Вступила в свой завершающий этап начавшаяся 25 июля 1942 года битва за Кавказ.
Немецкие войска группы «А» с силами 1-й и 4-й танковых и 17-й общевойсковой армий перешли в наступление с намерением окружить советские войска, расположенные между Доном и Кубанью. Кроме того, в Крым находилась 11-я немецкая армия. В общей сложности на Кавказском направление немецко-фашистским командованием было задействовано 19 дивизий, по численности значительно превосходящих войска Южного фронта, большая часть армии которого не успела по настоящему оправиться от поражения в Северном Донбассе.
28 июля 1942 года Южный фронт был реорганизован в Северо-Кавказский, объединивший две оперативно-стратегические группы: Донскую под командованием Р.Я. Малиновского и Приморскую под командованием Я.Т. Черевиченко; Закавказский фронт генерала И.В. Тюленева оборонял Черноморское побережье от Лазаревской до Батуми.
Когда Анна Андреевна попала в Северо-Кавказский фронт летом 1942 года, здесь шли ожесточенные бои. Она хорошо помнит, как в октябре 1942 года попала в окружение, а затем в качестве медсестры принимала участие в наступлении на врага в районе селений Хазнидон, Ахсарисар, Толдзгун.
Я поняла, что все лето и осень шли упорные бои: бойцы и командиры советских войск стояли на смерть, проявляли чудеса храбрости и героизма, беспримерной преданности Отечеству.
После безуспешных попыток деблокировать окруженную в Сталинграде группировку – шестую немецкую армию – и после полного разгрома группировки «Гот» фельдмаршала Манштейна, войска Сталинградского Юго-Западного фронтов неудержимой лавиной устремились к Ростову, угрожая захлопнуть Кавказскую «мышеловку» - окружить немецкую группу войск «А». Начался стремительный отвод немецких войск с Северного Кавказа.
Анна Андреевна хорошо помнит, как 20 дней участвовала в освобождении Нальчика. Затем были – Кисловодск, Черкесск, станица Зеленчукская.
В ознаменование победы Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За оборону Кавказа», ею награждены все участники битвы за Кавказ, в их числе тысячи ставропольцев.
Среди награжденных – Анна Андреевна Борзученко-Бондарева. На Кавказе немцы все еще удерживали небольшие плацдармы на Таманском полуострове и в районе Новороссийска.
Анна Андреевна участвовала в десанте через Керченский пролив, где сутками в небе висели десятки вражеских «стервятников», буквально поливавших пролив и кромку полуострова свинцом. И молоденькая медсестра Аннушка, как её ласково называли таманцы, в числе самых храбрых, самых отчаянных высаживалась на Керченский берег, чтобы под шквальным огнем фашистов перевязывать и выносить раненых бойцов. В огне сражений многие теряли кровь, и тогда сестричка Аннушка отдавала им свою кровь.
За успешные действия дивизии, в которой она воевала, была присвоено звание 2-й Гвардейской Таманской дивизии.
Ведущий 2: Ушла в историю Великая Отечественная война. Память - вот, что остается нам на века. Сражение заканчиваются, а память вечна. Предлагаю почтить память павших в Великой Отечественной войне минутой молчания.
Ведущий 1:
Годы летят стремительно,
Больше полвека прошло,
Но память хранит пронзительно
Все то, что давно ушло.
Звучит песня «Журавли»
Сл. Р. Гамзатова
Муз. Я. Френкеля
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса!
Летит, летит по небу клин усталый,
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый,
Быть может, это место для тебя.
Настанет день, и с журавлиной стаей
Я поплыву в такой же сизой мгле,
Из-под небес по-птичьи окликая
Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей
Литература.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010гг.». М., 2006
Закон РФ «Об образовании». М., 1999.
Закон РФ «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» от 26 мая 1996г. М., 1996.
Концепция модернизации образования РФ. М., 2002.
О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования. Решение коллегии МО РФ от 27 мая 1997, № 6/1. Вестник образования, 1997, № 10.
Ануфриев Е. А. Социалистический образ жизни: Методология и методические вопросы. М., Высшая школа, 1980.
Бабкин П. А. Патриотическое воспитание как фактор становления гражданского общества. Образование и общество, 2003, № 2.
Беликов Г. Оккупация. Ставрополь, . . .
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю.. Как сегодня преподавать историю в школе. М., Просвещение, 1999.
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах. Москва. «Современник», 1988.
Великая победа на Волге. Под ред. Маршала Советского Союза К. К. Рокоссовского. М., 1995.
Гаазов В., Лец М. Ставрополь и его окрестности. Ставрополье в названиях. М., 2006.
Гнеушев В., Попутько Тайна Марухского ледника. Ставрополь, 1964.
Живая память. Великая Отечественная: правда о войне.Т.1-3.М., 1995.
Исторический подвиг Сталинграда. М., 1985.
Их имена никогда не забудутся. Ставропольцы – Герои Советского Союза. Ставрополь, 1969.
Касаева В. А. Краеведческий поход в патриотическом воспитании школьников. Сб-к выступлений. Тамбов, 1999.
Кругов А. И. Программно-методичексие материалы к региональному учебнику. Ставрополь, 2001.
Кругов А. И. Ставропольский край в истории России (конец XVIII – XX века). Ставрополь, 2001.
Кочура Д. В. Наш край в годы Великой Отечественном войны. Ставрополь: Издательство СГУ,2000.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.,М., Политиздат, 1977.
Лелюшенко Д. Д. Москва – Сталинград – Берлин – Прага. 4-е изд.М., 1985.
Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Патриотическое воспитание детей подростков. Внешкольник, 2003, №2.
Мальковская Т. Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Ленинград. Из-во пединститут, 1992.
Мамаев курган. Волгоград, 1985.
Матушкин С. Е. Народность в воспитании гражданственности. Челябинск: ЧТУ, 1999.
Методика историко-краеведчиской работы в школе. Под ред. Борисова Н. С. М., 1982.
Мищенко Л. И. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях. М., Высшая школа, 2000.
Памятники отечества. Альманах №48. Земля Ставропольская. Под ред. Разгонова С. Н. М., 2001.
Проблемы самореализации человека в современном мире. Проблемы и пути профессиональной самореализации учащегося. Под ред. Вишняковой В. Ф. Ставрополь: СКИПКРО, 2003.
Рагулин А. И., Дурновцев Ф.Г. Незабываемое. Ставропольские ветераны Великой Отечественной войны в гостях у Московского дома ветеранов войны. Ставрополь, 2002.
Рагулин А. И. Дела и люди. Ставрополь, 1999.
Сейневский А. Е. Родной край: Страницы истории. В помощь педагогу- краеведу. М., 1994.
Сейранян Ф. Г., Гаврищук В. В. Патриотическое воспитание молодежи как основа консолидации российского общества. Права и образования, 2003, №1
Ставропольцы в Великой Отечественной войне. Под ред. Кочуры Д.В. Ставрополь, 1995.
Сталинградская эпопея. М., 1986.
Тверская Д. И. Музей как научно-исследовательское учреждение. Сб-к научных трудов. М., 1992.
Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М., ЦДЮТ и К, 2002.
Филимонов В. Т. Название улиц города – станицы истории Отечества. Ставрополь, 2007.
Шеффер О. Р. Воспитание патриотизма у школьников как педагогическая проблема. Наука и жизнь, 2003, №5.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ