Методика Монтессори
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3
Введение
Рассматривая историю педагогической системы Марии Монтессори, невозможно не поразиться тому, с какой ненавистью относились к ней идеологи всех тоталитарных режимов прошлого столетия. Едва придя к власти, и Муссолини, и Сталин, и Гитлер сразу же издают указы о закрытии Монтессори - школ, начинаются гонения на педагогов-сторонников этой системы.
И неудивительно: ведь ключевой слово в лексиконе величайшего педагога и гуманиста двадцатого века Марии Монтессори - это «свобода». Целью всей своей жизни она видела воспитание свободных, независимых, самостоятельно мыслящих людей, умеющих принимать решения и нести за них ответственность. Ясно, что как раз таких людей, как фея Бастинда - чистой воды, панически боялись диктаторы всех времен.
Мария Монтессори - поистине дитя своего времени. Родившись в 1870 году, она уже в раннем отрочестве начала борьбу за право женщины получать образование наравне с мужчинами, поступив сначала в мужскую гимназию, а затем и в университет. Закончив его в 1896 году, она становится первой в Италии женщиной - доктором медицины. Еще в студенческие годы, работая в университетской клинике, она не раз наблюдала за умственно отсталыми детьми, обездоленными изгоями общества, лишенными не только книжек и игрушек, но и элементарного человеческого тепла. Пораженная до глубины души, девушка решает посвятить себя лечению и обучению этих детей.
До двадцатого века психически больных людей не лечили, а лишь изолировали в психиатрических лечебницах, условия жизни в которых мало чем отличались от тюремных, и уж, тем более, никому не приходило в голову видеть в них личность.
И все же, Мария Монтессори решает попробовать. Сначала она ведет исследования в институте экспериментальной психологии при Римском Университете, а в 1900 году возглавляет только что открывшуюся отртофреническую школу - первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев, там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта.
Так Мария Монтессори начала разрабатывать свои уникальные дидактические пособия.
Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда, спустя некоторое время, оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.
Мария Монтессори решает открыть школу для обычных детей, которые, как она считает, оказались теперь в гораздо худшем положении, чем ее маленькие пациенты. В 1907 году в одном из беднейших предместий Рима отрывается первая Монтессори - школа, знаменитый Дом Ребенка.
Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет.
С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система. Не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши стоит подумать, как организовать пространство их жизни с наибольшей пользой.
1. Педагогика Марии Монтессори
1.1.Особенности педагогики Марии Монтессори
Каждому ребенку от природы дано быть умным и успешным человеком. Задача взрослых - просто помочь малышу раскрыть свой потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори.
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Основной принцип монтессори -педагогики: подвигнуть ребенка к самовоспитанию, к самообучению, к саморазвитию. Девиз метода знаком многим: «Помоги мне сделать это самому». В группах Монтессори ребенок учится в основном самостоятельно с помощью специально разработанной окружающей среды – Монтессори - материалов. В Монтессори - материалах заложена возможность самоконтроля, ребенок сам видит свои ошибки, и взрослому не нужно указывать на них. Роль учителя состоит не в обучении, а только в руководстве самостоятельной деятельностью ребенка. Еще одна ключевая особенность монтессори - педагогики: дети занимаются в разновозрастных группах. В одном монтессори - классе рядом работают 2-летний и 4-летний малыш, они не мешают, а наоборот, помогают друг другу.
Монтессори - класс включает в себя множество зон:
- зона реальной жизни: ребенок учится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть, чистить перемешивать, вырезать, раскрашивать, рисовать и т.п. Здесь дети учатся концентрировать внимание и развивают крупную и мелкую моторику;
- зона сенсорного развития: изучение окружающего мира (различать высоту, длину, вес, цвет и др. свойства предметов). Здесь дети играют с предметами, изучая размер, форму и цвет. К примеру, малыш по порядку выставляет на стол цилиндры от самого большого до самого маленького. Детишки также учатся следить глазами слева направо, что помогает освоиться с чтением;
- зоны языковая, географическая, математическая, естественно -научная: умственное развитие ребенка.
- двигательные упражнения - в основном на линии. В большинстве Монтессори - классов на ковре или на полу нарисована ленточная линия в виде круга(овала), которая используется для физических упражнений по развитию равновесия и координации движений, а также внимания.
Ребенок сам выбирает зону и конкретный Монтессори - материал, с которым хочет работать. Он может работать один или с другими детьми, этот выбор он тоже делает обычно сам. Ребенок работает в собственном темпе, в методе Монтессори нет соревнования. Многие Монтессори - школы дополняют Монтессори - материалы такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, иностранного языка и других.
Задача Монтессори - учителя - помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти своим уникальным путем, реализовать свой потенциал в наиболее полной мере. Очень важны особые педагогические приемы, которым должны научиться Монтессори - учителя. В методе Монтессори нет классно-урочной системы, вместо школьных парт - легкие переносные столы и стулья и коврики, на которых занимаются на полу. Монтессори - учитель не является центром класса, как в традиционной школе. Он не сидит за столом, а проводит время в индивидуальных занятиях с детьми. Монтессори - учитель вмешивается в деятельность ребенка только тогда, когда это необходимо1.
Все Монтессори - материалы удивительно конкретны и наглядны и позволяют ребенку не просто принимать на веру слова учителя, а на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, а дважды два - и в самом деле четыре, а Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Огромное внимание Монтессори уделяла обучению детей навыкам самообслуживания, справедливо полагая, что ребенок, умеющий ловко зашнуровать собственные ботинки, застегнуть курточку и пришить пуговицу к рубашке, не только приобретает бесценный опыт самостоятельности и ответственности, но и разовьет те мышцы, которые необходимы и для овладения навыками письменной речи.
Но есть и определенные минусы методики - монтессори.
Главный минус заключается в том, что Монтессори - педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание «творческому» правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно2.
В классическом Монтессори - садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его. В отличие от вальдорфской системы, здесь нет такого тотального идеологического контроля, но у детей, занятых развивающими интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных кукол и пряток.
1.2.Занятия по методике Марии Монтессори для малышей от 8 месяцев до 3 лет
С мая 2003 года в России «работают детские группы по системе М. Монтессори. Детишек на занятия набирают от 8 месяцев – то есть совсем крошек, только-только вступающих в увлекательный мир игры и познания.
Занятия по системе Марии Монтессори для детей нужны и рекомендованы монтессори - педагогами, а организованы по всем классическим правилам Монтессори.
Занятия ребенок посещает с мамой или папой. Ребенка этого возраста очень легко травмировать, оставив в группе незнакомых людей, даже детей. Присутствие мамы создает у малыша чувство защищенности, ребенок свободно и активно действует.
Во-вторых, занятия непродолжительны - они длятся 1 астрономический час. Малыши не успевают устать от группового занятия, зато приучаются к простейшим правилам поведения в группе, а это очень поможет им в будущем при поступлении в садик. Дети учатся здороваться с преподавателем при приходе, переодеваться, играть вместе с другими детьми и не мешать играть другим, не отнимать игрушки у других детей, самостоятельно работать с материалом, убирать за собой игрушки и т.д.
Простые и мудрые правила, принятые в группе, запомнить легко, ведь все они изложены в коротком, незамысловатом стишке:
В нашей группе
Всем известно –
Все, что взял
Кладем на место.
Мы в нашей группе
Не кричим –
Когда работаем -Молчим.
Мы друг другу
Не мешаем.
Если просят - Помогаем!
В комнате, где проводятся занятия, - столики, стульчики, полочки - все подобрано по росту малышей, материал расположен на уровне глаз ребятишек, а игры соответствуют их возрасту и способностям.
Как и принято, в системе Монтессори, вся комната поделена на «зоны».
В одном углу находится «мокрая зона», где юные первооткрыватели могут переливать воду, вылавливать ситечком шарики из воды, мыть игрушечную уточку и взбивать пену, следя за лопающимися пузырьками.
В другом – «сыпучая зона» - тут можно всласть покопаться в чечевице и выудить оттуда разные интересности: камушки, ракушки, деревянные модельки транспорта, просеять через сито манку с фасолью или переложить ложкой в миску «драгоценные» голубенькие камешки3.
Конечно, все эти упражнения можно проделать дома, но не всегда мамы могут решиться на подобный подвиг: ведь годовалый карапуз сыпет и льет все мимо, так что приходится потом долго убирать за любим чадом. А в группе все это делается вместе, и ребенок приучается к самостоятельному наведению порядка за собой.
В «зоне сенсорного развития» ребенок учится определять цвета, формы, величину и вес предметов.
В «зоне естественных наук» находится большое количество миниатюрных образцов растительного и животного мира.
Разнообразен материал, находящийся в «зоне практического развития». С помощью рамок с большими и маленькими пуговицами, липучками, пряжками и шнурками можно научиться застегивать и расстегивать свою одежду. Тут же ребенок гладит вещи, складывает салфетки, моет посуду, подметает и вытирает пол.
Очень любят дети «круг» - завершающий этап в занятии. Он начинается вместе со звоном колокольчика, который последовательно передается детьми друг другу. В «кругу» вместе с мамой и с другими ребятишками дети выполняют логопедические, дыхательные и пальчиковые упражнения: играют пальчиками в «ежика», «полосатого Хомку», прячутся в «домике», задувают свечку на прощанье и т.д.
Всё действие пропитано атмосферой волшебства, сказочности, а главное, взрослые и дети делают все вместе! Такие занятия помогают улучшить взаимоотношения между мамой и малышом, способствуют развитию умения слушать себя и слышать других людей4.
Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя - это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент такой среды должен выполнять строго определенную функцию. Едва ли не первое, что делает Монтессори в своей новой школе, это раз и навсегда выдворяет из класса Ее Величество Парту, которая, как она полагает, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка. Отныне в Монтессори - классах парты заменяются легкими столиками и ковриками, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой уголок комнаты.
День за днем наблюдая за детьми разного возраста, Монтессори внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. От ее пристального внимания, казалось, не ускользнула ни одна, даже самая мелкая деталь. Есть сведения, что более семидесяти процентов материалов она в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют Золотой материал Монтессори.
И все же, главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Но где ее взять? Ведь невозможно же приставить по учителю к каждому? Тем более - Доме ребенка Марии Монтессори, который, как мы помним, находился в беднейшем рабочем квартале. И все же, сама Мария Монтессори обучала по индивидуальным программам по сорок малышей одновременно. Она просто предоставила каждому ребенку самостоятельно разрабатывать для себя свою индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься развивающей среде, созданной педагогами. Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок5.
Но - свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Этот ключевой принцип современного демократического общества был воплощен в жизнь выдающимся педагогом и гуманистом почти столетие назад, когда «большой мир» был еще ох как далек от демократии в нашем понимании этого слова. Поэтому даже двух - трехлетние малыши в Монтессори - садике отлично знают, что они не должны шуметь и баловаться, когда другие дети погружены в размышления, что, поиграв, они обязательно должны убрать игры и материалы на полку, тщательно вытереть за собой грязь и лужи, чтобы другим потом было удобно и приятно заниматься. В Монтессори - школе нет традиционного деления на классы: в одной группе занимаются дети разного возраста. Новички, впервые придя в школу, легко усваивают принятые здесь правила поведения, глядя на старожилов. Умудренные опытом старшие учат младших, как правильно играть в дидактические игры, показывают им буквы, помогают. В этой удивительной школе дети сами учат друг друга. А учитель пристально наблюдает за группой и подключается лишь тогда, когда кто-то из детей обращается к нему за помощью или испытывает серьезные затруднения в работе.
Доказывают все авторитетные педагогические и психологические исследования последнего столетия - что без ролевой игры невозможно не только нормальное эмоциональное, но и интеллектуальное развитие ребенка.
Если в вальдорфских детских садах волшебные сказки - это единственные литературные произведения, которые разрешено читать детям, то Монтессори-педагогика, хотя напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что «в сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе, и чтение, по мнению Монтессори - педагогов, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать его речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем - это отнюдь не одно и тоже. При таком отношении к книге, ребенок никогда не научится тому главному, для чего вообще пишется и читается художественная литература: искусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым «сухарем-знайкой».
Система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и детям творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд и непонятен. Но все же, безусловные плюсы Монтессори - педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система, рассчитана, в первую очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта Монтессори - педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании. Существует немало рекомендаций, как организовать развивающую среду в домашних условиях, в какие игры с водой, песком, глиной можно играть. Знаменитые Рамки и Вкладыши Монтессори на протяжении многих лет остаются хитом продаж в магазинах развивающих игр. И все же, думается, главное даже не это. Вспомним ключевое слово системы Марии Монтессори: «свобода», свобода мыслящего, образованного человека, умеющего отвечать за себя и свои поступки, человека, уважающего и право других людей на такую же степень свободы6.
Главная задача любящих мудрых родителей - уважать право малыша быть самим собой, ежедневно и ежечасно создавать для него развивающую среду, в которой он мог бы удовлетворить свою любознательность, мягко и тактично направляя кроху на пути познания, полном радостных открытий и озарений. Вот - главный урок Марии Монтессори.
2. Монтессори - терапия
2.1. Нейропсихологический подход к Монтессори-терапии
Хорошо известно, что основные принципы Монтессори - педагогики были разработаны применительно к детям с нарушениями в развитии и в дальнейшем перенесены в педагогику для обычных детей. Частным направлением этого педагогического метода стала Монтессори - терапия, которая с высокой эффективностью использует принципы Монтессори - педагогики для коррекционной работы с больными детьми.
Терапевтическая концепция педагогики Монтессори построена на представлении об определяющей роли активной целенаправленной предметно-практической деятельности для «нормализации» психики и преодоления нарушений развития ребенка. Для проведения педагогико - терапевтического воздействия разработан дидактический Монтессори - материал, составляющий основу «подготовленной среды» для развития, элементы которого применяются во всех современных направлениях лечебной педагогики. Хотелось бы отметить комплексный характер его терапевтического воздействия. Он позволяет осуществлять реабилитацию у детей с широким спектром сомато-сенсорных, сомато-моторных и сенсорно-перцептивных расстройств.
Этапы Монтессори-терапии
1. Консультирование, включающего диагностический этап и формирование терапевтических целей.
2. Начальный терапевтический этап, предполагающий углубленное знакомство с ребенком и его проблемами, способствующему уточнению целей и заканчивающийся определением терапевтических задач, объема и объекта терапии (ребенок, родитель и ребенок).
3.Терапевтический, во время которого реализуется намеченная индивидуальная программа по направлениям:
- коррекции - негативных аффективных и стереотипных форм поведения, симптомов психической дисфункции – нарушений внимания, мотивации и т.п;
-оптимизации и стимуляции развития психических функций, в соответствии с актуальным уровнем развития, интересами и индивидуальными особенностями ребенка; стабилизация функциональных взаимодействий между ребенком и взрослым – родителем, терапевтом;
- профилактики развития вторичных симптомов и дефицитарных состояний, с опорой на «опережающую» функцию терапии, с использованием прогнозирования дальнейшего развития;
4. Контрольный - оценочный и прогностический, оценивающий динамику развития ребенка, изменения микросоциальной среды и необходимость дальнейшего продолжения терапии.
Формы организации Монтессори-терапии
Возможны различные формы организации Монтессори-терапии по месту ее проведения, в клинических, амбулаторных условиях, дома или по составу участников – индивидуальная, групповая.
Монтессори - терапия проводится в тесном взаимодействии с другими специалистами, занимающимися реабилитацией ребенка. Назначать терапевтическое воздействие должен врач; осуществлять - коррекционный педагог или медицинский психолог во взаимодействии с врачом, педиатром, невропатологом.
В амбулаторной практике терапии предшествует консультативный прием. В его ходе уточняется диагноз ребенка, или же рекомендуются необходимые дальнейшие методы обследования, консультации специалистов, определяется актуальный уровень его развития, происходит первый игровой контакт с ним во время проведения тестовых заданий.
Анализируются данные беседы с матерью и наблюдений за ребенком, проводится неврологический и общесоматический осмотр, изучаются данные дополнительных методов неврологической и другой медицинской диагностики. Для целей изучения актуального уровня развития ребенка используются стандартные диагностические методы, адекватные его возрасту. Интересует не только уровень развития, но и его качественные особенности. Ориентировочно выделяется нейропсихологический фактор, ведущий в формирований нарушений. Для целей структурно-функционального анализа организации психических функций ребенка применяется базисный нейропсихологический диагностический блок, который может при необходимости расширен и углублен или же, наоборот, сокращен.
Например, для детей раннего возраста, до 3 лет и для детей младшего дошкольного возраста наряду со стандартными методиками применяется клиническое, «активное» по терминологии Монтессори, наблюдение в котором в диагностических целях могут использоваться элементы Монтессори – среды, процесс продолжается уже во время занятий.
Необходимо отметить, что стандартизация используемых методов и материалов приводит к высокому качеству и сопоставимости результатов наблюдения.
Оцениваются ресурсы семьи, направленные на нормализацию ребенка, особенности взаимодействия между ребенком и матерью, другими значимыми членами семьи. В случае наблюдаемых нарушений взаимодействия во время первого визита или же во время следующего посещения снимается короткий видеоэпизод игровой ситуации (или же другой, подходящей по контексту ситуации взаимодействия). Формирование терапевтических целей происходит также с обязательным обсуждением их с родителями, учетом их запроса, например, стремление к большей степени самообслуживания, преодоление проблем в школе7.
.
2.2. Материалы Монтессори
Мария Монтессори как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога, прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике, а также в развитии у них навыков письма, чтения и счета. В долгих систематических исследованиях был накоплен богатый материал, который подвергся тщательному анализу. Результатом психолого-педагогической работы, ведущейся с начала ХХ века, стали Материалы
для развития чувств, представленные здесь одновременно с другими
развивающими материалами.
Монтессори - материалы являются составной частью, так называемой педагогической "подготовительной среды", которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.
Монтессори - материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.
Материалы и их функции должны рассматриваться во взаимосвязи с принятым Марией Монтессори видением ребенка, а именно с его антропологией. Она видела в формирующемся ребенке мощные внутренние созидательные силы, которые выполняют работу по развитию и построению его собственной личности. При этом материалы существенно помогают упорядочить постижение ребенком окружающего мира. В центре внимания педагога находится ребенок с его индивидуальными и социально - эмоциональными потребностями, при этом материалы играют вспомогательную дидактическую роль.
Дидактические материалы служат, прежде всего, тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка через соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Индивидуальное и социальное развитие образуют единство противоположностей. Только оно дает возможность автономной и независимой личности реализовать сложное поведение в обществе.
Для ребенка Монтессори-материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. При их помощи ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней. В созданной согласно Монтессори «подготовительной среде» ребенок может упражнять все физические и духовные функции, формировать свою душевную целостность и всесторонне развиваться. Посредством упорядочивания подготовительной среды он учится приводить в систему свой прежний опыт.
Правильное воспитание добивается не того, чтобы заставить ребенка воспринять одно за другим изолированные знания, а чтобы связать приобретенный опыт в единое целое. Истинная сущность разума состоит в том, чтобы упорядочивать и сопоставлять. Связи становятся понятными, противоположность ясной, противоречия осознанными, выводы сделанными, а поведение контролируемым. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью». Это направление развития личности ребенка опирается на утверждение: «В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувстве».
Материалы отвечают стремлению к движению у детей. Маленький ребенок узнает свое тело, строит схему своего тела, совершенствует координацию глаз, рук и ног, это способствует появлению все более точных и гармоничных движений. Мир постигается в истинном смысле этого слова. Движения, соединенные с впечатлениями и чувствами, создают основу для духовного развития.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори - материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Через сильную притягательность материалов ребенок приобретает интерес к вещи. Из любопытства и радости общения с материалом у него возникает внутренняя мотивация, которая помогает ему постигать мир. Он стремится сам во всем разобраться и нуждается лишь в небольшой помощи педагога, который наблюдает за его развитием и косвенно руководит им, насколько это необходимо.
Монтессори - материалы способствуют «поляризации внимания», направленного к выявлению глубинной, изнутри идущей связи предметов. Она происходит в процессе повторения упражнений. Таким образом, достигается глубокое проникновение в суть добровольно выбранной деятельности.
Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори -материалы дают ему возможность контроля над ошибками. Ребенок должен уметь сам находить свои ошибки и исправлять их. Если ошибка возникла, он устраняет ее, и нарушенный порядок восстанавливается. Это приучает к точности и деловитости.
Монтессори - материалы - это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми, изготовленными непременно из натуральных материалов. Дизайн Монтессори - материалов не менялся со дня создания, то есть почти 100 лет. Для изготовления деревянных материалов применяются ценные сорта дерева, все материалы изготавливаются очень качественно, некоторые из них достаточно сложны в изготовлении.
Список некоторый материалов и занятий, используемых в монтессори-группах:
Сенсорное развитие. Рамки с застежками - обучение конкретным, навыкам, необходимым при одевании. Детям предлагают рамки с пуговицами, кнопками, молнией, пряжками, шнурками, крючками, булавками и бантами.
Коричневая лестница - представляет различия между двумя измерениями и знакомит с понятиями: тонкий, тоньше, самый тонкий; толстый, толще, самый толстый.
Розовая башня - представляет различия величины в трех измерениях и помогает ребенку в дифференцировании понятий большой, больше, самый большой; маленький, меньше, самый маленький8.
Красные штанги - представляют различия величины в одном измерении (длины) и знакомят с понятиями: короткий, короче, самый короткий; длинный, длиннее, самый длинный.
Блоки цилиндров - представляют собой четыре набора с девятью цилиндрами в каждом. Первый набор состоит из цилиндров различных по высоте; второй - цилиндры различные по диаметру; два других включают цилиндры различные по высоте и по диаметру. Подбор цилиндра к соответствующему отверстию помогает в различении размера и развивает мелкую мускулатуру рук необходимую при письме.
Цветные цилиндры - каждый набор соответствует параметрам размеров одного из наборов блоков цилиндров.
Шумовые цилиндры - этот набор состоит из двух деревянных коробок, каждая из которых, содержит шесть цилиндров. Каждая пара цилиндров имеет свой звук, т.е. каждому звуку красных цилиндров подбирается соответствующий звук синих цилиндров.
Развитие речи. Буквы, вырезанные из песчаной бумаги, позволяют ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и ассоциировать звук буквы с ее очертанием.
Металлические вкладки - десять математических вкладок разной геометрической формы. Вкладки имеют маленькую ручку для удерживания и перемещения. Прослеживание контура вкладки помогает подготовить руку и глаз к письму.
Математическое развитие. Красно-синие штанги - набор из 10 штанг того же размера что и красные штанги, но каждая штанга делится на красно-синие части. Эти упражнения учат первичным основам счета и могут быть использованы для простейшего складывания вычитания, умножения и деления.
Коробка с веретенами - две коробки с секциями от 0 до 9 используются для обучения счету и понятия количества. Ребенок размещает определенное количество веретен в соответствующую секцию.
Золотые бусины - эти материалы обеспечивают введение в понятие счета, количества и основных математических функций.
Геометрические тела - обучают зрительному и тактильному различению геометрических форм. Набор состоит из куба, шара, цилиндра, четырехугольной пирамиды, прямоугольной призмы, эллипсоида, овоида, конуса и треугольной призмы.
Все вышеперечисленные материалы трудно использовать для занятий с малышом дома - они рассчитаны на оборудование детских садов и монтессори -групп. В домашних условиях монтессори -материал может быть использован лишь в ограниченных количествах.
Как правило, это такие пособия, как: 1.)Геометрические Рамки-вкладыши Монтессори; 2)Познавательные рамки - вкладши; 3)Шнуровки; 4)Игрушки с застежками; 4)Наборы для рукоделия; 5)Наглядные пособия по ознакомлению с окружающим миром.
Сначала глаза малыша разбегутся, а потом найдут то, что ему нужно здесь и сейчас. Надо только помнить, что на нашей скатерти не простые предметы, а те, что отобраны долгим наблюдением за тем, что и как помогает детям в развитии. Большинство из них собраны в серии и рассчитаны на то, что малыш сможет их потрогать, ощупать рукой, увидеть или услышать различия. Так до известного только ему предела он может развивать все свои чувства. Это знание он может применить даже осваивая буквы, которые сделаны из шершавой бумаги наклеенной на дощечки. Обводя их пишущими пальчиками ребенок запоминает не только саму букву, но и как ее писать.
2.3. Программа коррекционной работы
Программа нейропсихологической работы рассчитана на 1 час.
Принципы её работы, а также широкие возможности метода в плане применения его для нейропсихологической коррекции, применяются часто на практике.
Существуют методические принципы Монтессори - по работе с детьми по коррекции отдельных нейропсихологических симптомов и нарушенных функций.
Нейропсихологическая коррекция нейродинамических и регуляционных нарушений (нарушения 1 и 3-й блока)
Симптом, нарушения функции
Коррекция
1.
Нарушения мотивации
-принцип «свободы выбора» деятельности
- привлекательность материала
- индивидуальный подход
- эмоциональная стимуляция
2.
Нарушения внимания
- правила групповой работы и индивидуальной работы, дисциплины, направленные на достижение «поляризации внимания»;
- сохранение структуры рабочего цикла
- наличие каждого материала в одном экземпляре
- цветовая кодировка
- избегание отвлекающих и чрезмерных раздражителей:
1. предоставление помощи в минимальном объеме (настолько мало, насколько это возможно)
2. избегание чрезмерной вербальной инструкции при демонстрации материала
3. «изоляция сложности»
- упражнения по «нормализации» ребенка (упражнения на линии, в тишине)
- развитие произвольной концентрации внимания («последние капли»)
3.
Нарушения программирования
- алгоритмы (презентация структурирована)
- деятельность, ориентированная на цель
4.
Нарушения регуляции
1.гипо-,гиперактивность
2.нарушения контроля
- контакт «глаза в глаза»
- полисенсорная стимуляция- упражнения по «нормализации» ребенка (упражнения на линии, в тишине)
- привлечение внимания к возможности определения эффективности деятельности («контроль ошибок»)
5.
Стереотипии
Самопоощрение ребенка после успешно выполненной работы
Перевод стереотипных движений в функционально полезные
Нейропсихологическая коррекция парциальных расстройств
(нарушения 2-го блока) посредством Монтессори-терапии
Симптом, дисфункция
Направления и средства коррекционной работы
1.
Нарушения моторики(1. моторики тела – «грубой моторики»; 2. «тонкой моторики», моторики движения глаз)
1. – упражнения ходьбы, ношения, др.
2. – все упражнения
2.
Соматосенсорные нарушения (агнозии, повышение порога чувствительного восприятия):
1. тактильная чувствительность
2. проприорецепция
3.вестибулярная чувствительность
1. - упражнения на ощупывание
2. - подготовительные упражнения
3. - упражнения на равновесие *
3.
Слуховое восприятие:
- распознавание кратковременного и длительного слухового сигнала
- распознавание двух слуховых сигналов одновременно
- различение временных аспектов слуховых импульсов (..вначале, затем…)
- локализация звуков
- восприятие речи (особенно, - фонематический слух)
- музыкальный слух
Упражнения по развитию слухового восприятия:
- слуховые коробочки, колокольчики
- речевые упражнения
4.
Зрительное восприятие:
- восприятие предметов
- смысла ситуационных картинок
- различение слабодифференцированных
признаков
- различие формы и
фона
- цветовое восприятие
- упражнения с геометрическими телами, формами
геометрический комод, металлические рамки и вкладыши, конструктивные треугольники и т.п.
- возрастание степени сложности восприятия (от уменьшенного в размерах предмета к реалистическому – контурному изображению)
Многие упражнения расположены на подносе («фон»); биологический, геометрический комод
- кассы с цветовыми табличками
5.
Сложные формы чувствительности:
- стереогноз
- двухмерно-пространственное чувство
- локализационная, дискриминационная чувствительность
- «волшебный мешочек», упражнения по сортировке с закрытыми глазами
- упражнения «шершавые буквы», «шершавые цифры»
-
6.
Зрительно-пространственная и пространственная ориентация,
ориентация в схеме тела*
- упорядоченное расположение упражнений в среде
- «конструктивные» упражнения: «розовая башня», «коричневая лестница», «красные штанги»; игра на отдалении
7.
Конструктивный праксис
- конструктивные треугольники, биномический, триномический куб, «конструктивные» упражнения
Диагностический блок помогает в анализе проблемы ребенка, носящей, как правило, сложный, многоуровневый характер. Дифференцированный подход к составлению коррекционной программы, выделение основных мишеней воздействия, делает терапию целенаправленной и более эффективной.
«При этом, необходимо отметить, ребенок не превращается в «объект» терапевтического воздействия. Для эффективности проводимых мероприятий важно установить, а затем - поддерживать партнерский характер взаимоотношений с семьей ребенка. При этом следует стремиться к реализации
Максимально возможной и необходимой степени активности ребенка.
Заключение
История педагогики сохранила сотни имен, но по пальцам одной руки можно пересчитать реальные школы, сохранившиеся после смерти авторов. Мария Монтессори стоит в этом почетном ряду. Произошло это не только потому, что многие ее прозрения нашли научное подтверждение, но и потому, что Мария нашла ключ к воплощению своих идей в повседневной педагогической практике. Ее система строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавлял Монтессори общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд. Даже в понятие свободы она вкладывает биологическое значение и понимает под ней, прежде всего независимость. На примерах из собственной педагогической практики Мария доказывает, что взрослый может не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Это особый труд. Ведь малыш попадает в наш мир и видит его чуждым и неприспособленным для его жизни.
Монтессори призывает нас не ускорять развитие детей, но и не упустить момент и вовремя раскинуть перед ребенком скатерть самобранку, на которой ему откроется уменьшенная безопасная модель всего нашего мира.
В Россию педагогика Монтессори возвращается в 1992 году. Несколько команд одновременно берутся за подготовку учителей для дошкольных Монтессори - классов. В Московском Центре Монтессори удается наладить контакты с AMI-курсом, который проводит в Мюнхене Монетессори-тренер Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило восемь посланцев нашей страны. Они и стали преподавательским костяком курса, организованного Центром Монтессори. В 1998 году произошло открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса по подготовке учителей для дошкольных классов.
Так, российские Монтессори-педагоги окончательно вошли в европейское сообщество. За годы работы в Москве Центра Монтессори, подготовленные в нем учителя, открыли около 400 дошкольных классов в 80 городах России, Беларуси и Украины. В последние годы группы возникают и по инициативе родителей, которые занимались в «Родительском Университете» Центра Монтессори.
Список литературы:
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2003. – 400 с.
Монтессори М. "Помоги мне это сделать самому"// Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.
Монтессори М. Дети – другие. - М. 2004. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. М. Выпуск I. 1994. - C14-34.
Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. Гомель. 1993.- 336 с.
Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168c.
Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой. // Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993.
Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.- 176 с.
Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Московский Центр Монтессори, 1993. - 203c.
Монтессори. М // Составитель М.В. Богуславский, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили - 224 с
10.Сумнительный К. Е. В поисках человечности.// Дельфис №4, 2005.
11.Сумнительный К. Е. Влияние альтернативных западно-европейских педагогических систем на смену представлений о ценностной ориентации личности// Ценностные ориентации личности в теории и истории отечественной и зарубежной педагогике (конец ХХ – начало ХХI вв). Москва 2007.12. Сумнительный К.Е. М. Монтессори// Энциклопедия Аванта. Духовный мир человека. Том 18. Человек. Часть третья. М., Аванта. 2004.
13.Сумнительный К.Е. Проблемы и пути адаптации педагогической системы М. Монтессори на фоне интеграции России постперестроечного периода в европейское пространство// Известия Волгоградского государственного университета. 2006 №1.
14.Хилтунен Елена, Загвоздкин Владимир. Монтессори и Вальдорф. М. Изд-во Первое сентября. 1999 – 3с.
15. Хилтунен Елена. Признать право ребенка быть самим собой - легко. Гораздо труднее дать ему это право. //Первое сентября. №15. 1998.
1 Сумнительный К. Е. В поисках человечности.// Дельфис №4, 2005.
2 Монтессори М. Дети – другие. - М. 2004. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. М. Выпуск I. 1994. - C14-34.
3 Монтессори. М // Составитель М.В. Богуславский, (сборник опубликованных фрагментов книг М. Монтессори) 1999.: Издательский Дом Шалвы Аминашвили - 224 с.
4 Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой. // Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993.
5 Хилтунен Елена. Признать право ребенка быть самим собой - легко. Гораздо труднее дать ему это право. //Первое сентября. №15. 1998
6 Сумнительный К.Е. Проблемы и пути адаптации педагогической системы М. Монтессори на фоне интеграции России постперестроечного периода в европейское пространство// Известия Волгоградского государственного университета. 2006 №1
7 Монтессори М. Разум ребенка. Москва. 1997.- 176 с
8 Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой. // Бюллетень МАМА №2, 3,5. 1993.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ