Методика планирования воспитательной работы с классом (папка классного руководителя)
Зандынова С. А., заместитель директора школы №1
по воспитательной работе
Методика планирования воспитательной работы с классом
(папка классного руководителя)
Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план должен оформляться педагогом в документальной форме, может согласовываться с социальным педагогом, психологом школы, учителями-предметниками, утверждаться администрацией школы. Именно план в рамках нашего мониторинга является одним из основных источников информации о качестве деятельности классного руководителя.
Однако мониторинг качества учебных планов приводит к мысли об оптимизации процесса их разработки и оформления. Педагогическим коллективом МОУ У-О СОШ №1 был разработан собственный удобный вариант организации планирования. Он позволит единообразно построить планы воспитательной работы всех классных руководителей школы, в итоге сберегая как силы заместителя директора по воспитательной работе, так и самих педагогов.
Данная работа даст возможность целостно осмыслить и выстроить свою работу один раз (и заполнить папку), а потом изменять ее в необходимых аспектах. Разработка внедрялась в практику работы разных учреждений либо полностью, либо на ее основе создавался свой вариант. Данный вариант дополнен и адаптирован для работы в нашей школе, при этом у учителей есть возможность включать свои дополнения (места, где это рекомендовано, выделены красным цветом).
Такой вариант плана работы может быть выполнен классным руководителем в электронном виде, распечатан и вложен в папку. Все комментарии по построению папки представлены другим шрифтом.
Документ должен имееть титульный лист, где дано название «Папка классного руководителя». Затем указывается номер класса и школы ФИО педагога.
ПАПКА
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
______класса МОУ СОШ № ____
_______________________________
Ф.И.О. классного руководителя
На следующем листе предлагается содержание папки. В нашем случае оно выглядит так.
Содержание папки:
1. Нормативные основы. Обязанности классного руководителя.
2. Данные об учащихся
2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами
2.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.
2.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.
2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.
3. Основания для определения целей и задач воспитательной работы с
классом
3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса
3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год
3.3. Социальный паспорт класса на учебный год
3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя.
4. Годовой план работы по направлениям
4.1. Пояснительная записка
4.2. Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся
4.3. Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных
отношений между учащимися и между учащимися и учителями
4.4. Циклограмма мероприятий по освоению школьниками образовательных
программ
4.5. Циклограмма мероприятий по духовно-нравственному направлению
4.6. Циклограмма мероприятий по формированию правильного отношения
к окружающей среде
4.7. Циклограмма мероприятий по развитию социальной компетентности учащихся
4.8. Циклограмма мероприятий в рамках авторской программы воспитательной
работы
4.9. Циклограмма профилактических мероприятий
5. Оперативное планирование.
5.1.План-сетка воспитательной работы классного руководителя (по месяцам)
5.2. Расписание уроков класса и классного руководителя (по полугодиям)
6. Организация деятельности.
6.1. Сведения об участии учеников в дежурстве по классу (генеральных уборках),
по школе.
6.2. Учет успеваемости.
6.3. Анализ проводимых мероприятий. Сведения об участии школьников в
классных и школьных мероприятиях.
7. Отчетные и аналитические материалы
8. Приложения
8.1. Протоколы родительских собраний
8.2. Листок учета посещений родительских собраний
8.3. Состав родительского комитета
8.4. Документация по детям входящим в группу риска
8.5. Документация по опекаемым детям (сиротам)
8.6. Документация по детям – инвалидам
8.7. Документация по детям, проживающим у незаконных представителей
8.8. Документация по детям, освобожденным от занятий по ФК
8.9. О нас пишут
Нормативные основы и обязанности классных руководителей выстроены в соответствии с концепцией, отраженной в программе мониторинга.
1. Нормативные основы.
Обязанности классного руководителя:
Роль классного руководителя представляет собой управление ресурсами общеобразовательного учреждения и окружающей среды для реализации задач воспитания учащихся вверенного ему класса. Ответственность классного руководителя школы охватывает различные стороны жизнедеятельности воспитанников и может быть выражена в инвариантном и вариативном компонентах.
Инвариантный компонент деятельности классного руководителя включает:
1) обеспечение жизни и здоровья учащихся (контроль за посещаемостью школы учащимися класса; контроль причин пропусков; информированность о состоянии здоровья учащихся класса; ведение документации о заболеваемости учащихся; работа с листком здоровья в классном журнале; комплекс мер по охране и укреплению здоровья, разрабатываемый и реализуемый совместно с врачом и родителями; вовлечение учащихся в занятия физкультурной и спортивной деятельностью; охват учащихся горячим питанием; проведение инструктажей и ведение документации по технике безопасности),
2) обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями (информированность о межличностных взаимоотношениях в классе, о характере взаимоотношений между учащимися класса и учителями, ведущими занятия; проведение диагностики межличностных отношений; оперативное регулирование возникающих противоречий; определение задач оптимизации психологического климата в классе; выявление учащихся, имеющих проблемы в сфере межличностных отношений; привлечение специалистов психолого-педагогической службы для решения имеющихся проблем),
3) содействие освоению школьниками образовательных программ (информированность об особенностях содержания образования, предусмотренного учебным планом, о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом классе; координация деятельности учителей - предметников и родителей; прогнозирование и мониторинг успеваемости; содействие в разработке и реализации индивидуальных траекторий образования; планирование и реализация работы с одаренными, с неуспевающими учащимися),
4) воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся (разработка годового цикла мероприятий, содействующих воспитанию патриотизма и гражданственности, расширяющих правовую и социальную компетенцию учащихся; содействие в формировании опыта гражданского поведения в процессе ученического самоуправления; поддержка в ученическом самоуправлении высоких эталонов; планомерное развитие ученического самоуправления на основе исходного состояния дел в классном коллективе; осуществление договорных начал во взаимодействии классного руководителя и учащихся).
Вариативный компонент деятельности классного руководителя:
5) программирование воспитательной работы с классом (комплексное изучение состояния, проблем и определение перспектив в воспитании, обучении и развитии учащихся класса; качественное и обоснованное целеполагание, программирование и планирование работы с классом; ведение отчетной документации; осуществление мониторинга эффективности собственной деятельности; организация участия учащихся в конкурсах и соревнованиях городского, областного и Всероссийского уровня в соответствии с профильной - системообразующей деятельностью класса),
6) профилактическая работа (определение учащихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины; разработка и реализация комплекса профилактических мер, согласованного с социальным педагогом, психологом, администрацией школы, родительским комитетом; привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, возможностей различных организаций).
В качестве ресурсов обеспечивающих воспитание учащихся могут рассматриваться:
- деятельность педагогов, педагогических коллективов, воспитательных организаций,
- программы воспитания, воспитательные технологии, методическое обеспечение воспитательной деятельности,
- сотрудничество с родителями учащихся, семьями школьников,
- СМИ( о нас пишут, мы пишем), деятельность социальных организаций, учреждений культуры,
- социально значимая деятельность самих воспитанников, их общественная самоорганизация.
Второй раздел содержит данные об учащихся. Они могут быть представлены в следующих таблицах.
2. Данные об учащихся
2. 1. Список учащихся класса с адресами и телефонами
№
ФИО
(телефоны)
Дата рождения
Адрес
ФИО родителей
(телефоны)
Место работы
(телефоны)
1
2.2. Сведения о здоровье учащихся. Сведения о питании.
№
ФИО
Группа здоровья
Занятия физической культурой и спортом
Сведения о питании
1
2.3. Учёт занятий учащихся в кружках, секциях, факультативах.
№
ФИО
Факультативы, предметные кружки, курсы по выбору в школе
Кружки, секции
1
Школьные секции
(руководитель, расписание)
Внешкольные формы доп. обр-я (руководитель, расписание)
2.4. Учёт общественных поручений, участие в мероприятиях.
№
ФИО
Общественное поручение в 1 и 2 полугодии
Активность в мероприятиях класса
Активность в общешкольных мероприятиях
1
Следующий раздел дает основания для целеполагания и носит аналитический характер. Выполнение данного раздела предполагает сбор данных, возможно, проведение диагностических методик. Начинается он психолого-педагогической характеристикой класса, где педагогу необходимо увидеть ситуацию в классе с точки зрения здоровья, характера отношений, успеваемости, занятости детей, их отношений с родителями и т.д.
3. Основания для определения целей и задач воспитательной
работы с классом.
3.1 Психолого-педагогическая характеристика класса.
1. История возникновения класса как группы.
2. состав класса, характеристика семей учащихся класса.
3. состояние межличностных отношений в группе учащихся.
3.1. деление класса на микрогруппы (количество, состав, взаимоотношения).
3.2 лидеры группы (количество, направленность).
3.3. учащиеся с высоким статусом в группе.
3.4. учащиеся, не принимаемые в группе (причины).
3.5. учащиеся, относящиеся к группе риска (замкнутые и т. д.)
4. Характер образовательной программы.
5. Успешность освоения школьниками образовательной программы, количество
учащихся по уровню успеваемости.
6. Материальная обеспеченность учебного процесса.
7. Состояние динамика здоровья.
8. Участие учащихся в занятиях физической культурой и спортом.
9. Включение учащихся в дополнительные образовательные программы.
10. Отношения с родителями.
Анализ воспитательной работы за предыдущий год может быть выполнен и оформлен удобным педагогу образом. Главное, чтобы анализ был сделан технологично, содержал характеристику имеющихся проблем и прогноз развития ситуации, так как именно на основе анализа осуществляется целеполагание.
3.2. Анализ воспитательной работы за предыдущий год
Затем педагогу необходимо подготовить социальный паспорт класса. В этом деле он может получить помощь у социального педагога школы. Социальный паспорт позволит сложить представление об обстоятельствах жизни детей класса. В данном случае мы представляем один из вариантов социального паспорта, он может включать и другие графы.
3.3. Социальный паспорт _____ класса на 200__ - 200__ учебный год
классный руководитель ______________________, кабинет № __________,
количество учащихся _____ человек.
№
ФИО
Группа риска
Категория семьи
(кол-во детей в семье)
Родители:
Жилищные условия
ВШУ
ГДН
КДН
замкнутые
Склонность к суициду
Склон. к соц-нег явл.
Полная
Неполная
Одинокие родители
Неблагоприят. обст-ка
Малообеспеченная
Многодетные
Проживают у незакон. представителей
Родители – опекуны
Родители-безработные
Родители -инвалиды
Аренда
Частный дом
Общежитие
Частичные удобства
1
Затем педагогу необходимо сформулировать цель и задачи воспитательной работы с классом. Поскольку в нормативных основах обозначены сферы ответственности классного руководителя, здесь также формулируются цели в соответствии со сферами и задачи к каждой из целей.
3.4. Цель и задачи воспитательной работы классного руководителя:
1. В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся
_____________________________________________________________
2. В сфере обеспечения позитивных межличностных отношений между учащимися
и между учащимися и учителями
____________________________________________________________
3. В сфере содействия освоению школьниками образовательных программ
___________________________________________________________
4. В сфере духовно-нравственного направления: воспитания патриотических
чувств, формирования опыта гражданско-правового поведения, формирование у
учащихся таких качеств как: культура поведения, эстетический вкус, уважение
личности. Создание условий для развития у учащихся творческих способностей (умений
и навыков в художественной деятельности).Приобщение их к культурным ценностям,
нравственным традициям народа.
__________________________________________________________
5. В сфере формирования правильного отношения к окружающей среде.Проведение
природоохранных акций. Формирование правовой культуры, воспитание уважения к
закону, к правам и законным интересам каждой личности.
6. В сфере развития социальной компетентности учащихся
_____________________________________________________________
7. Цель авторской программы классного руководителя
_____________________________________________________________
8. Задачи в сфере профилактической работы
_____________________________________________________________
После того, как классный руководитель определил цель и задачи своей работы по каждому направлению, ему предстоит составить непосредственно годовой план работы. Он начинается пояснительной запиской, которая представляет логику мероприятий в течение года, форму, соотношение воспитательной работы в классе с планами школы и прочее.
Годовой план работы по направлениям
4.1. Пояснительная записка
План воспитательной работы включает все шесть компонентов, построен исходя из следующей логики расположения классных часов и мероприятий: __________________________________________________________
В качестве организационных форм классных часов предусматривается использовать следующие: ____________________________________________
Мотивацию школьников к участию в классных и общешкольных мероприятиях предусматривается поддерживать следующим образом: __________
При подготовке к общешкольным мероприятиям учитываются такие особенности: _______________________________________________________
Дополнительно при планировании воспитательной работы мы учитывали следующие обстоятельства: ______________________________________
Затем конкретизируется перечень мероприятий и задач, которые они решают, в рамках каждого направления. На примере мероприятий в сфере обеспечения здоровья и жизни учащихся мы хотим показать как может быть организована циклограмма по каждому направлению работы.
Циклограмма мероприятий по обеспечению жизни
и здоровья учащихся
Месяц
Классный час, мероприятие в классе, общешкольное мероприятие
Задачи
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
4.3 Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися и учителями
4.4 Циклограмма мероприятий по по освоению школьных
образовательных
4.5. Циклограмма мероприятий по духовно-нравственному
направлению
4.6. Циклограмма мероприятий по формированию
правильного отношения к окружающей среде
4.7. Циклограмма мероприятий по развитию социальной
компетентности учащихся
4.8. Циклограмма мероприятий по в рамках авторской
программы воспитательной работы
4.9. Циклограмма профилактических мероприятий
Циклограммы составляются в начале учебного года. Однако в ходе работы происходят изменения. Поэтому предлагается следующая схема для оперативного планирования работы на месяц. Именно в нее вносятся все изменения, уточняются запланированные мероприятия.
5. Оперативное планирование
План-сетка воспитательной работы классного руководителя
(формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом).
на ________ месяц 200_ - 200_ уч. год
Недели
Направления и формы работы
Тематика классного часа
Подготовка к классным мероприятиям
Классные мероприятия
Подготовка к общешкольным мероприятиям
Общешкольные мероприятия
Индивидуальная работа
Работа с родителями
Также в раздел оперативного планирования кроме плана-сетки по месяцам вносится расписание уроков класса и классного руководителя.
оРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Шестой раздел – « Организация деятельности» включает сведения об участии учеников в дежурстве по классу и школе, генеральных уборках, участие в уборке территории школы и поселка (6.1.). Они могут быть представлены графиками, составленными педагогом вместе с учащимися. Раздел 6.2. содержит учет успеваемости на основе анализа классного журнала. А раздел 6.3. – анализ проводимых мероприятий и сведения об участии школьников в классных и школьных мероприятиях. В этой части могут быть представлены результаты экспресс - диагностики, отзывов учащихся и родителей, результаты педагогического наблюдения. Таким образом, формы заполнения этого раздела разрабатывает сам педагог удобным для него способом.
Седьмой раздел содержит отчетные и аналитические материалы. Они тоже становятся предметом мониторинга со стороны заместителя директора по воспитательной работе, а главное – являются основой для целеполагания и планирования на следующем этапе, внесения корректив в течение года. Здесь предложена схема отчета о воспитательной работе за четверть (разумеется, каждая графа может быть представлена не 2 раза, а столько раз, сколько соответствующих мероприятий произошло). На основании отчетов подготавливаются аналитические материалы, где педагог оценивает степень достижения воспитательных целей и задач, основные достижения и дает прогноз развития ситуации в классе, способов разрешения имеющихся проблем в дальнейшем. Анализ может быть изложен в форме сплошного текста или содержать таблицы, разработанные самим классным руководителем и раскрывающие его выводы.
7. Отчетные и аналитические материалы
Отчет о воспитательной работе в классе за четверть
8.Приложения
8.1. Краткий план родительского собрания № ____
№
Этапы, их содержание
Примечания
1
2
3
4
Протокол родительского собрания № _____
от «___» _____________ 2_____г.
Классный руководитель___________________________________
Присутствует __________человек
Отсутствует ___________человек
Повестка дня
1.___________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Идеи (предложения)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приглашены:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме собрания выступили:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решения
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поручения__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги голосования
За_______
Против______
Воздержались________
Председатель родительского комитета:___________________________________________
Классный руководитель:_______________________________________________________
8.2 Листок учета посещений родительских собраний
№
ФИО родителей
Даты проведения родительских собраний
1
2
3
и т.д.
Важно отметить, что данная папка может дополняться самим педагогом. Он определяет, какие еще приложения необходимы – разработки мероприятий, планы коллективной организации дел вместе со школьниками, циклограммы работы органов самоуправления в классе, программы мониторинга эффективности воспитательной работы в классе.
8.3. Состав родительского комитета:
№
ФИО
Место работы
контакты
1
Председатель
2
Секретарь
3
8.4. Документация по детям входящим в группу риска
8.4.1. Общие данные
№
ФИО
Дата рождения
Виды учета (причина)
Статья (№__)
Поставлен на учет
Снят с учета
1.
8.4.2. Журнал посещений ребенка на дому
№
ФИО ученика
Цель посещения, дата
С кем и о чем беседовали
Акт (№____)
Примечание
1.
8.4.3. Групповая и индивидуальная работа
№
ФИО ученика
Занятия
Кто проводит
(ФИО, должность)
Проведенная работа (тема….)
1
8.4.4. Группа риска по посещаемости
№
ФИО ученика
Количество пропусков (в том числе по болезни)
Проведенные мероприятия
Информационные письма (№, дата)
1
8.4.5. Характеристики (развернутые)
8.5.6. Социальные паспорта
8.5.7. План работы
8.5. Документация по опекаемым детям (сиротам)
8.5.1. Общие данные
№
ФИО ученика
Дата рождения
ФИО опекуна (степень родства)
№ постановления, дата выдачи
1.
8.5.2. Характеристики (развернутые)
8.5.3 Копии документов (постановление…)
8.5.4. Социальные паспорта
8.5.5. План работы
8.6. Документация по детям – инвалидам
8.6.1. Диагноз
№
ФИО ученика
Дата рождения
Диагноз
Дата установления инвалидности
Обучаются на дому
1.
8.6.2. Характеристик (развернутые)
8.6.3. Копии документов (справка, акт, выписка из протокола и т. д.)
8.6.4. Социальные паспорта
8.6.5. План работы
8.7. Документация по детям, проживающим у незаконных представителей
8.7.1. Общие данные
№
ФИО ученика
Дата рождения
ФИО незаконных представителей
Степень родства
Адрес
1.
8.7.2. Социальные паспорта
8.8. Документация по детям, освобожденным от занятий по ФК
8.8.1. Общие данные
№
ФИО ученика
Дата рождения
Диагноз
Освобожден на период
1.
8.8.2. Копии документов (справки, акты…)
8.9. О нас пишут
8.9.1. Общие данные
№
Газета
(название, номер)
Статья (название, страница )
Автор статьи (ФИО ученика)
ФИО ученика (о котором написана статья, автор статьи)
1.
8.9.2. Приложение
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ