Рабочая программа по чтению для 4 класса (По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДЕРЕВНИ МАЛИНОВКА
(МКОУ СОШ д. Малиновка)
665439 Иркутская обл., Черемховский р-н, д. Малиновка, ул. Школьная 7
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании ШМО
МКОУ СОШ ___________/
Протокол № __ от «__»______2014г.
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ
на заседании МС
МКОУ СОШ ___________/
Протокол № __ от «__»______2014г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
МКОУ СОШ __________
от «__»_________2014г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом № ____ от «___»________2014г.
Директор МКОУ СОШ __________________
__________________.
м.п.
Рабочая программа по чтению
для 4 класса
По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
составлена на основе –
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой
Разработана:
Мешковой Вероникой Андреевной
учителем начальных классов МКОУ СОШ д. Малиновка
2014г.- 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией
В. В. Воронковой;
2.Учебного плана образовательного учреждения.
В начальном обучении предмет «Чтение и развитие речи» занимает ведущее место, так как от её усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Рабочая программа по чтению и развитию речи представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся, учебно - тематическое планирование; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Цель курса: создать условия для успешного овладения учащимися того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи:
научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
расширение представлений об окружающем мире;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Специфика программы
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения навыками чтения, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.).
Для чтения подбираются произведения народного творчества, русских и зарубежных писателей, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
Учащиеся читают произведения о нашей Родине, о мудрости и героизме простого народа, о наших современниках, о картинах родной природы.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на протяжении всего учебного года.
Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которыми учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.
Беглость чтения, т.е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.
В 4-ом классе учащиеся переходят к чтению целыми словами, отдельные трудные слова читают по слогам, одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать «про себя».
Систематическое формирование выразительного чтения продолжается в 4-м классе с перехода на чтение целыми словами.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, т.к. этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение. Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как с одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Постепенно возрастает уровень требований к самостоятельности учащихся в проведении анализа произведений. Виды работ, требующие более сложных умственных действий, выполняются с помощью учителя.
Развитие устной речи. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью используются вопросы, готовый план, коллективно составленный план.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2007, включенного в Федеральный перечень учебников, допущенных МО и НРФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2011-2012 учебный год.
Согласно действующему учебному плану школы программа для 4 класса предусматривает обучение чтению в объеме 4 часов в неделю, всего 136 часа.
2. Содержание тем учебного курса
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
Техника чтения. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
Понимание читаемого. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавия. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
Развитие устной речи. Самостоятельный и полный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен.
Внеклассное чтение. Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и газетных журналов, журналов; называние заглавия прочитанной книги, её автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
Примерная тематика. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во времена войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Учебно - тематическое планирование
-
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Что такое хорошо
17
2
Уж небо осенью дышало
16
3
Народные сказки
13
4
О труде и трудолюбии
9
5
Произведения русских и зарубежных писателей
9
6
Идет волшебница зима
15
7
Люби все живое
12
8
Весна идет
19
9
В стране чудес
9
10
Лето наступило
12
11
Внеклассное чтение.
5
Итого
136
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации;
чтение про себя простых по содержанию текстов;
понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте;
установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией;
сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста;
деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана, рисование словарных картин;
подробный пересказ содержания прочитанного;
драматизация простейших оценок из рассказов и сказок;
самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения;
разучивание небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
Примечание
по план
по факт
1
Что такое хорошо…
В. Лебедев-Кумач «Здравствуй, школа!».
1 ч.
1.09
2
Э. Шим «Брат и младшая сестра»
1 ч.
2.09
3
Е. Седугин «Молоток».
1 ч.
3.09
4
5
Е. Пермяк «Пичугин мост».
2 ч.
4.09
8.09
6
7
По И. Дику «Счастливая ручка».
2 ч.
9.09
10.09
8
9
10
11
По Л. Давыдычеву «Лелишна из третьего подъезда».
«Лелишна Охлопкова».
«Виктор Мокроусов».
2 ч.
2 ч.
11.09
15.09
16.09
17.09
12
13
14
А. Гайдар «Тимур и его команда». 1 часть.
А. Гайдар «Тимур и его команда». 2 часть.
1 ч.
2 ч.
18.09
22.09
23.09
15
В. Осеева «Печенье»
1 ч.
24.09
16
Итоговый урок «Что такое хорошо…»
1 ч.
25.09
17
Внеклассное чтение. «Жизнь дана на добрые дела»
1 ч.
29.09
18
Уж небо осенью дышало…
А. К. Толстой «Осень!
1 ч.
30.09
19
По В. Пескову «Осенний лес»
1 ч.
1.10
20
А. Твардовский «Лес осенью»
1 ч.
2.10
21
О. Высотская «Осеннее утро»
1 ч.
6.10
22
23
24
25
В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 1 часть
В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 2 часть
В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 3 часть
В. Гаршин «Лягушка-путешественница» . 4 часть
1 ч.
1ч.
1 ч.
1 ч.
7.10
8.10
9.10
13.10
26
И. Крылов «Стрекоза и муравей»
1 ч.
14.10
27
28
По Д. Мамину-Сибиряку
«Приемыш»
2 ч.
15.10
16.10
29
По Д. Мамину-Сибиряку
«Тарас и Соболь".
1 ч.
20.10
30
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало, …»
1 ч.
21.10
31
32
Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 1часть
Н. Мишутин «Про лягушку-хохотушку». 2 часть
1 ч.
1 ч.
22.10
23.10
33
Итоговый урок «Уж небо осенью дышало…»
1 ч.
27.10
34
35
36
НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
«Гуси – лебеди» (Русская сказка) 1 часть
«Гуси – лебеди» (Русская сказка) 2 часть
1 ч.
2 ч.
28.10
29.10
30.10
37
38
39
«Чудесный клад» (Молдовская сказка) 1 часть
«Чудесный клад» (Молдовская сказка) 2 часть
1 ч.
2 ч.
10.11
11.11
12.11
40
41
«Росомаха и лисица» (Эвенкийская сказка).
2 ч.
13.11
17.11
42
«Отчего у зайца длинные уши» (Мансийская сказка).
1 ч.
18.11
43
44
«Лиса и волк» (Русская сказка)
2 ч.
19.11
20.11
45
О труде и трудолюбии
К. Ушинский «Два плуга».
1 ч.
24.11
46
«Самое дорогое» (Русская сказка)
1 ч.
25.11
47
И. Крылов «Трудолюбивый медведь».
1 ч.
26.11
48
Айога (Нанайская сказка)
1 ч.
27.11
49
С. Маршак «Лодыри и кот»
1 ч.
1.12
50
И. Крылов «Лебедь, щука и рак» (Басня)
1 ч.
2.12
51
А. Тетивкин «Школа»
1 ч.
3.12
52
Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
1 ч.
4.12
53
Итоговый урок по теме: «О труде и трудолюбии».
1 ч.
8.12
54
55
56
Произведения русских и зарубежных писателей.
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 1 часть
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2 часть
1 ч.
2 ч.
9.12.
10.12.
11.12
57
58
59
60
Дж. Свифт
«Гулливер в стране лилипутов». 1 часть
Дж. Свифт
«Гулливер в стране лилипутов». 2 часть
2 ч.
2 ч.
15.12
16.12
17.12
18.12
61
Братья Гримм
«Соломинка, уголек и боб».
1 ч.
22.12
62
Итоговый урок по теме: «Произведения русских и зарубежных писателей».
1 ч.
23.12
63
Внеклассное чтение. Чтение рассказов и сказок о милосердии.
1ч.
24.12
64
Идет волшебница зима
И. Никитин «Встреча зимы».
1 ч.
25.12
65
По И. Соколову-Микитову
«Зима в лесу».
1 ч.
12.01
66
И. Антонов «Сад друзей».
1 ч.
13.01
67
И. Суриков
«Детство».
1ч.
14.01
68
Л Н. Толстой
«Филипок».
1 ч.
15.01
69
Н. Некрасов
«Мужичок с ноготок».
1 ч.
19.01
70
71
Ю. Дмитриев
«Для чего нужен снег».
2 ч.
20.01 21.01
72
Н. Некрасов
«Не ветер бушует»
1 ч.
22.01
73
74
75
Н. Носов «Бенгальские огни». 1 часть
Н. Носов «Бенгальские огни». 2 часть
1ч.
2 ч.
26.01
27.01 28.01
76
По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка)
1 ч.
29.02
77
Итоговый урок по теме: « Идет волшебница зима».
1 ч.
02.02
78
Внеклассное чтение. Зимушка – зима.
1 ч.
03.02
79
Люби все живое
По В. Костылеву «Береза»
1 ч.
04.02
80
81
Л. Толстой «Как дядя рассказывал про то, как он ездил верхом»
2ч.
05.02 09.02
82
По Н. Вагнеру «Мальчик и дворовая собака».
1 ч.
10.02
83
В. Тарасов «Четвероногий друг».
1 ч.
11.02
84
М. Пришвин «Гаечки».
1 ч.
12.02
85
86
М. Горький «Воробьишко».
2 ч.
16.02 17.02
87
88
А. Барков «Пожарник Карл».
2 ч.
18.02 19.02
89
По Г. Скребицкому «Медвежонок».
1 ч.
24.02
90
Итоговый урок «Люби все живое».
1 ч.
25.02
91
Внеклассное чтение. Ребятам о зверятах: стихи, рассказы о животных.
1 ч.
26.02
92
Весна идет!
Ф. Тютчев
«Весенние воды»
1 ч.
02.03
93
В. Ситников «Утро».
1ч.
03.03
94
По Л. Толстому «Весна».
1ч.
04.03
95
И. Никитин «Полюбуйся весна наступает…»
1ч.
05.03
96
97
98
99
100
По А. Платонову «Еще мама». 1 часть
По А. Платонову «Еще мама».2 часть
По А. Платонову «Еще мама». 3 часть
По А. Платонову «Еще мама». 4 часть
По А. Платонову «Еще мама». 5 часть
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
1ч.
10.03
11.03 12.03 16.03 17.03
101
Н. Саконская
«Разговор о маме».
1ч.
18.03
102
Л. Квитко
«Бабушкины руки».
1ч.
19.03
103
Внеклассное чтение. Чтение художественных произведений о матерях и детях.
1 ч.
30.03
104
По Е. Кононенко «Резеда».
1ч.
31.03
105
Н. Некрасов
«Дедушка Мазай и зайцы».
1ч.
01.04
106
А. Барков «Яшка».
1ч.
02.04
107
Ф. Тютчев
«Весенняя гроза».
1ч.
06.04
108
В. Орлов «Лесной цветок».
1ч.
07.04
109
Н. Сладков
«Медведь и Солнце» (сказка).
1ч.
08.04
110
Итоговый урок по теме: «Весна идет».
1ч.
09.04
111
В стране чудес.
И. Токмакова «В чудной стране»
1 ч.
13.04
112
113
114
По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 1 часть
По А. Милну «Вини-пух и все-все-все». 2 часть
1 ч.
2 ч.
14.04
15.04
16.04
115
116
117
118
119
120
А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 1 часть
А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 2 часть
А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 3 часть
1 ч
1 ч.
3 ч.
20.04
21.04
22.04
23.24.27.04
121
Итоговый урок по теме: «В стране чудес».
1 ч.
28.04
122
Лето наступило.
И. Никитин «Вечер ясен и тих…»
1ч.
29.04
123
По К. Паустовскому «Заботливый цветок».
1ч.
05.05
124
Н. Некрасов «Крестьянские дети».
1ч.
06.05
125
126
127
128
129
По Н. Носову «Огородники». 1 часть
По Н. Носову «Огородники». 2 часть
По Н. Носову «Огородники». 3 часть.
По Н. Носову «Огородники». 4 часть
5 ч.
07.05
08.05
11.05
12.05
13.05
130
И. Антонов «У речки».
1ч.
14.05
131
М. Пришвин «Золотой луг».
1ч.
18.05
132
В. Драгунский «Третье место в стиле баттерфляй».
1ч.
19.05
133
134
М. Бородицкая «Последний день учения».
1ч.
1ч
20.05 21.05
135
Итоговый урок «Лето наступило».
1ч.
25.05
136
Внеклассное чтение. Лето наступило.
1 ч.
26.05
4. Планируемые результаты изучения курса
Учащиеся должны знать:
наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни
Учащиеся должны уметь:
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и с соответствующей интонацией;
читать про себя;
читать отрывки по ролям;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, выражая к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
пересказывать прочитанное полно и выборочно;
участвовать в коллективном составлении рассказа на тему, близкую к теме прочитанного текста;
отличать сказку от рассказа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора книги по интересу;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
5. Контроль уровня обученности обучающихся.
Способы и формы оценки образовательных результатов
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года) : 4 класс 30-40 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
6. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Гусева Г.М., Смирнова З.Н. Книга для чтения: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2007.
2. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой: - М.: «Просвещение», 2010.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ