Методика проведения экскурсии в полевых условиях

Методика

проведения экскурсии в полевых условиях.


Итоговая работа слушателей курсов ПК для учителей биологии Красноярского края


В организационном отношении и в смысле методики ведения экскурсии можно выделить несколько аспектов, которые приводятся ниже.

I. Подготовительный этап.

Экскурсия должна быть предварительно подготовлена. В состав группы входит не более 15 человек. В такую подготовку входит:

  • инструкция по технике безопасности;

  • выбор соответствующей экскурсионной темы и составление плана экскурсии;

  • обследование той местности, куда предполагается направить экскурсию;

  • составление точного путевого маршрута;

  • в связи с обширностью и разнородностью биологического материала, нужно ограничивать объекты, подлежащие наблюдению и изучению.

  • оборудование: дневник наблюдений, карандаш, бинокль, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, сачок, скрадок и т.д. (зависит от выбранной темы);

  • вводная беседа с участниками экскурсии, в ходе которой необходимо указать:

- с какими вопросами им предстоит иметь дело;

- на огромное разнообразие объектов, которые могут быть встречены на экскурсии;

- как наблюдать живые объекты на экскурсии;

- на оформление записей;

- на правила поведения в природе;

- на правила сбора коллекционного материала;

- что еще нужно взять с собой в дорогу: удобная обувь и одежда соответственно погоде, дождевик, головной убор, рубашка, мазь или спрей от кровососущих насекомых, теплая одежда, индивидуальный столовый набор, средства гигиены, аптечка.

Принципы группировки объектов на экскурсиях в природу.

Первый принциплокальный, где материал группируется по связи со средой обитания и по месту нахождения объектов в природе. Это наиболее распространенный и весьма удобный прием. В каждой из группировок рассматриваются наиболее типичные и чаще других встречающиеся формы.

Второй принципсезонный, где материал группируется по временам года. В природе существуют такие формы живых организмов, жизнедеятельность которых обнаруживается именно в то или иное время года. Особенно серьезное значение имеет установление определенной зависимости между абиотическими факторами и приспособлениями растений и животных.

Третий принципбиологический. В этом случае материал группируется по определенным, иногда довольно узким, биологическим темам. Например: «Хищники и паразиты», «Ксерофитная растительность», «Гнездовой период в жизни птиц» и пр.

Четвертый принципсистематический. Он желателен там, где известная систематическая группа является типичной, будучи ограничена условиями своего существования. На данной экскурсии удобно наблюдать влияние абиотических факторов на развитие живого организма.

II. Проведение экскурсии.

  • говорить на экскурсиях только о том, что можно показать. Это очень важное требование. Экскурсия ни в коем случае не должна превращаться в лекцию под открытым небом. Всякого многословия, длинных объяснений, не сопровождающихся изучением объектов, следует избегать. Если они необходимы, то их следует отнести на предварительную вводную беседу;

  • изучаемые объекты должны быть доступны для наблюдения каждого участника экскурсии. Давая объяснения, необходимо так рассчитать время, чтобы экскурсанты успели хорошо рассмотреть объекты, записать их названия, сфотографировать и т.д.;

  • экскурсия должна состоять в том, чтобы участники следовали за руководителем, смотрели на то, что он показывает, и выслушивали его объяснения. Экскурсия должна быть организована так, чтобы учащиеся принимали активное участие в сборе биологического материала и имели бы ряд самостоятельных заданий для выполнения во время экскурсии;

  • все материалы, наблюдаемые объекты и явления должны быть записаны в дневники наблюдений, сфотографированы;

III. Послеэкскурсионный этап

  • закрепление материала экскурсии:

- необходимо восстановить в памяти участников весь ход экскурсии;

- более подробно разъяснить все виденное;

- углубить отдельные затронутые на экскурсии вопросы;

- связать частные детали в единое целое;

- сравнить записи дневников наблюдений.

  • обработка и систематизация собранного материала;

  • составление письменных отчетов с описанием своих впечатлений, фотоотчетов;

  • оформление коллекции или гербария из собранного материала.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ