Мой взгляд на применение информационно- коммуникативных технологий в преподавании предмета_истории в сельской школе
Кириллов Сергей Матвеевич
учитель истории и обществознания
Новотроицкая средняя общеобразовательная школа
Терновского района Воронежской области
З А Щ И Т А К О Н Ц Е П Ц И И
«Мой взгляд на применение информационно-
коммуникативных технологий в преподавании
предмета_истории в сельской школе».
2007г.
План
Вступление.
Информационные технологии на уроках истории в сельской школе.
Готовность учителя и школы к использованию
информационных технологий на уроках в школе.
1/. Методическая проблема учителя «Современные технологии в
педагогике и образовании».
2/. Возможности Новотроицкой СОШ в применении новых технологий.
3/. Компьютерные средства обучения на уроках истории в
Новотроицкой СОШ.
2. Из опыта использования компьютерных технологий в преподавании
предмета истории.
1/. Области применения компьютерных технологий в сельской школе.
2/. Информационно-коммуникативные технологии на уроках
истории в старших классах.
3/. Использование компьютерных технологий в исследовательской
работе.
4/. Организация уроков истории с привлечением ресурсов Интернета.
3. Анализ компьютерных средств обучения применяемых учителем в
преподавании предмета.
4. Трудности на пути внедрения компьютерной технологии в учебный
процесс школы.
Заключение.
Вступление.
В начале XX I века человечество вошло в новую стадию своего развития: ученые и политики; предприниматели и педагоги; все чаще говорят о наступлении «Информационной эры». Современную жизнь трудно представить без применения компьютера. Возможности компьютера используются не только в преподавании информатики, математики, физики, естественных наук, но и в процессе обучения предметов гуманитарного цикла. В процессе обучения истории учитель и ученик традиционно обращались к различным источникам информации: энциклопедиям, справочникам, словарям, хрестоматиям и т.д. Традиционная библиотека сегодня перестает быть основным источником информации, ей на смену приходят электронные словари, энциклопедии, базы данных, предоставленные не только на электронных носителях, но и в Интернете.
В последние 10-15 лет компьютеры и компьютерные информационные технологии активно входят в нашу жизнь. Компьютер сегодня это мощнейший инструмент получения и обработки информации, возможности компьютерных и сетевых технологий, их быстродействие потрясают воображение. Поэтому совершенно естественно внедрение этих средств в современный учебный процесс. Понятно, что трудностей на этом пути более чем достаточно. Основная из которых - недостаточное финансирование их развития в наших школах. Эти технологии являются дорогими: приобретение компьютеров, их текущая модернизация, а развитие технологической базы и уровня безопасности требуют обновления компьютерного парка не реже, чем каждые 2-3 года, обслуживание компьютеров и сетей, покупка программного обеспечения, подключение к Интернету. Помимо этого требуется высокая квалификация преподавателей, их непрерывная переподготовка и профессиональный рост.
Казалось бы, несложно возразить, что нет ничего проще отказаться от подобных технологий в пользу каких-либо более дешевых, таких как диа- эпи- и прочие проекторы, книги, доска и мел, наконец, и обучать так же как учились сами. Безусловно, чему-нибудь и как-нибудь мы так научим, и, может быть, воспитаем. Но чего сможет достичь такой воспитанник в современном технократическом обществе? В лучшем случае станет торговцем на рынке. Персонал современных торговых центров требует уже принципиально другого уровня, а о воспитании и “выращивании’ лидеров и руководителей с такими технологиями придется забыть. Таким образом компьютерные технологии в образовании являются реальной частью культуры, и нравится это или не нравиться, а внедрять эти технологии в современной школе необходимо.
Активное внедрение компьютерных технологий в школьную жизнь предъявляют новые требования к уровню и способу преподавания предмета истории и обществознания. В связи с этим, перед мною, стал вопрос о приобретении навыков работы на компьютере. Лично меня вдохновило на это высказывание заведующей курсами повышения квалификации и переподготовки учителей истории и обществознания (апрель 2002года) Ершовой А.В., «Не бойтесь самостоятельно освоить компьютер, это машина умная, она вам сама подскажет, как с ней обращаться».
Постепенно, шаг за шагом начал осваивать приёмы, операции работы на компьютере и первые результаты сказались быстро. В освоении компьютера я не стеснялся просить помощи и получать консультации у учащихся, которые уже владели определёнными навыками работы на компьютере. На уроках истории постепенно стал применять компьютерную технологию. Прошло пять лет, я с уверенность работаю на компьютере и использую новые технологии в преподавании своего предмета. Для этого мы имеем в школе пять компьютеров, мультимедийный проектор, достаточное количество компакт дисков с электронными пособиями.
Информационные технологии на уроках истории в сельской школе.
1.Методическая проблема учителя: «Современные технологии в
педагогике и образовании».
Осваивая практическую работу на компьютере я параллельно теоретически готовился к применению новых информационных технологий на уроках в школе.
Выбор проблемы, над которой я начал работать, актуальна на современном этапе школьного образования. кола по Президентской программе получила компьютер, электронными интерактивными пособиями, Поэтому стал вопрос освоение мною новых информационных технологий, применения их в процессе обучения и воспитания учащихся.
Педагогическая технология - комплексный, интерактивный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблемы и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний. По данной проблеме я работаю на протяжении пяти лет, изучая, и применяя новые технологии в преподавании истории и обществознания.
В самообразовании я использую возможности Интернета, работаю с научной литературой, статьями педагогов.
Литература, используемая учителем при работе над проблемой:
1/. «Селевко. «Современные образовательные технологии».
3/. Кларин М.В. «Инновации в обучении», М., 1997г.
4/. Левитас Д.Г. «Практика обучения: современные
образовательные технологии», М., Воронеж, 1998г.
5/. Смирнов С.А. «Технологии в обучении», М., 1999г.
6/. Маврин С.А. «Образовательные и педагогические
технологии», Екатеринбург, 1996г.
7/. Беспалько В.П. « Педагогическая
технология», М.,1999г.
8/. Колеченко А.К. «Энциклопедия педагогических
технологий», СПб., 2002г.
9/. «Практикум по педагогической технологии», М.,1998г.
10/. Селевко Г.К. «Современные образовательные
технологии», М., 1988г.
11/. Кушнир А.М. «Азбука чтения», «Не спрашивай,
а делай», «Педагогика грамотности».
2/. Возможности Новотроицкой СОШ использования новых технологий
в учебном процессе.
В МОУ Новотроицкой СОШ имеется хороший кабинет истории и обществознания - это настоящий мозговой и методический центр для учителя и учащихся, который соединил воедино разные пути и средства материального обеспечения уроков истории, обществоведения, внеклассной и исследовательской работы учащихся.
Учебный фонд кабинета истории и обществознания
МОУ Новотроицкой СОШ:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Цветной телевизор.
Видеомагнитофон.
Видеотека.
Диапроектор «Лектор».
Диапроектор «Пеленг».
Графопроектор «Пеленг».
Электрофон «Волна-307».
Грамзаписи.
Диафильмы.
Диапозитивы.
Компакт диски к компьютеру по
истории:
1/. История России в 4частях.
2/. Россия на рубеже третьего
тысячелетия.
3/. Энциклопедия истории России.
4/. От Кремля - до Рейхстага.
5/. Большая энциклопедия.
6/. Сдаём единый экзамен по
истории и обществознанию.
7/. Всеобщая история 5-6 кл.
8/. Всеобщая история 7-8 кл.
9/. Обществознание /практикум/.
10/. История -5кл.
11/. Государственная символика
России.
12/. Энциклопедия «Классической
музыки».
13/. Шедевры русской живописи.
14/. Эрмитаж.
15/. Интерактивная энциклопедия.
16/. Летопись с. Новотроицкого.
17/. Презентации краеведческих конференций, уроков, виртуальные
экскурсий по экспонатам школьного краеведческого музея.
18/. Всего в кабинете 120 дисков.
Библиотека кабинета содержит журналы, тестовые задания, раздаточный материал, методические разработки, словари, литературу для дополнительного чтения, школьную энциклопедию «История России» в 8-и томах, справочники по истории и обществознанию, путеводители, буклеты, открытки музеев в нашей стране, зарубежных музеев и др.
Исторические карты;
Стационарно в кабинете размещены: политическая карта мира, карта Воронежской области, Терновского района, экран для видеопроекций, тематические стенды, посвящённые различным историческим событиям: -летию Победы в Великой Отечественной войне, -летию освобождения Воронежа от фашистских захватчиков, -летию Победы под Москвой, Сталинградом и другим юбилейным датам. На стендах размещается не только информация об историческом событии, но и содержатся познавательные задания: «Знаешь ли ты?», вопросы викторины.
Таблицы, картины, альбомы.
Устав Воронежской области.
Устав Терновского муниципального района Воронежской области.
Устав Новотроицкого сельского поселения Терновского района.
Стенд «Мир сегодня», «Сегодня на уроке» - стенд, на котором
отражена общественно - экономическая формация цивилизации.
Портреты президента, главы администрации области, депутата
Государственной думы от Аннинского избирательного округа,
символы государства и Воронежской обл.
Папки с дополнительными материалами по истории и обществознанию,
с тестами - заданиями, рефератами, исследовательскими работами и
другим краеведческим материалом.
Папки с методическими наработками учителя:
1/. Творческий отчёт по истории, обществознанию и
краеведению.
2/. Дополнительный материал по истории России /10кл./, /11кл/.
3/. Краеведение.
4/. Мы пишем, о нас пишут /статьи из разных газет «Савальские зори»,
«Коммуна», «МОЛОДОЙ коммунар», Вестник образования»/.
См. прил. №1.
5/. Рефераты, исследовательские работы, сочинения по истории
и краеведению.
6/. Дополнительный материал по обществознанию.
7/. Проверочные задания /сборники тестовых и др. заданий/.
8/. Государственные стандарты образования по истории
обществознанию.
9/. Исследовательские работы по истории и краеведению:
«Наш край в далёком прошлом».
«История возникновения села».
«История улицы А. Паринского».
«Горькая доля детей войны».
«Последняя война».
«В блокадном кольце».
«Крылья крепнут в полёте».
«Солдат, прошедший две войны».
«Разгром немецко-фашистских войск под Москвой».
«Герои рядом».
«Боевой путь старшины-артиллериста Юдина В.В.».
«Рождённый пионерией».
«Летопись села Новотроицкого».
«Школьная энциклопедия» по истории, которая постоянно находится в кабинете, является настольной книгой учащихся на уроке. Теперь он знает, что прежде чем задать вопрос учителю, нужно попытаться ответить самому с помощью энциклопедии или другой справочной литературы. Я считаю, что это очень хорошо. Ученик нарабатывает умения пользования энциклопедией, справочной литературой, другими источниками; приобретает навыки самостоятельного поиска на интересующий его вопрос.
Большие изменения произошли в 2004 году, когда школа используя материальную помощь родителей, сельской администрации закупили для школы ещё четыре компьютера.
В настоящее время ресурсы школы для обеспечения процесса обучения
школьников следующие:
1. Интернет-класс школы насчитывает 5 компьютеров, объединенных в
локальную сеть.
2. Есть периферийные устройства:
- планшетный сканер,
- чёрно-белый лазерный принтер,
- ксерокс,
- переносной мультимедиапроектор,
- цифровой фотоаппарат.
Ученики имеют возможность посещать Интернет класс не только во время уроков, но и в свободное время с разными целями:
- работать в текстовом редакторе «Word»,
- создавать презентации в «Рower Point»,
- осуществлять поиск информации в локальной сети, в Интернет, используя электронные справочники, энциклопедии, комплексные справочные издания на СD-ROM.
Учащиеся школы имеют свободный доступ к Интернету и в свободное время работают на компьютерах.
На базе кабинета истории создан информационно-общественный центр со средствами не только библио, аудио, видео , но и медиаобразования.
В настоящее время здесь в свободном доступе находятся компакт-диски (учебники, энциклопедии, справочные материалы) по предметам истории и обществознания. Таким образом, была создана информационно-образовательная ниша с широкими возможностями, как для учителей, так и для учеников.
Имея хороший учебный фонд в кабинете истории и обществознания, можно утверждать, что всё это пробуждает интерес к урокам и их проблематике, усиливает убедительность идей курса и является превосходным средством патриотического, эстетического и другого воспитания. Разнообразнее, ярче, эффективнее становится палитра методических приёмов, используемых учителем.
О значении кабинета в преподавании истории и обществознания я попросил учащихся высказать свои мысли, сделать критические замечания, внести предложения. В дальнейшем я буду прислушиваться к этим мнениям. Учащиеся хорошо знакомы с фондом кабинета, чувствуют себя комфортно в кабинете, судят обо всём строго и достаточно здраво. Например: «Я считаю, что для настоящих знаний по истории мало объяснений учителя и текста учебника, нужны и другие дополнительные материалы, и в нашем кабинете они есть. Я не ошибусь, если скажу, что в нашем классе нет человека, который не любил бы историю». /Ученица11кл. Черкасова Люба, губернаторский стипендиат 2003г./. В высказываниях учащихся бьётся пульс неподдельного и горячего интереса к изучаемому школьному предмету истории. Кабинет истории получил хороший отзыв от коллег школ района. За опытом по оформлению и оснащению кабинета истории к нам в школу приезжают молодые специалисты - историки из школ Терновского района. На творческом отчёте школы администрацией района, отделом по образованию и делам молодёжи, директорами школ дана высокая оценка, и мы этим гордимся. См. прил. №2.
2. Из опыта использования компьютерных технологий в преподавании
истории.
Описание по заявленной теме я бы хотел построить в форме хронологического повествования об истории моего обращения к высоким технологиям. Этот путь был коротким — всего в пять лет, но и на нем часто приходилось перемещаться вслепую, отказываться от соблазнительных направлений и возвращаться, чтобы начать движение вновь. Возможно, описание этого маршрута поможет кому-то избежать тех ошибок и заблуждений, которые на каждом шагу подстерегают экспериментирующего человека.
Моё обращение к использованию медиаресурсов в преподавании истории и обществознания началось пять лет назад. Поэтому к сегодняшнему дню накопился небольшой опыт. Как примитивный пользователь я пять лет назад начала использовать компьютер в качестве печатной машинки и множительной техники для подготовки к урокам. В то время наша школа имела один компьютер, который использовался в основном для уроков информатики. Но иногда можно было проводить уроки истории. Конечно, от школы требовалось создания условия, где бы осуществлялся доступ к информационным образовательным средствам и ресурсам, Но экономическая ситуация, в которой находится школа, не способствовал расширению использования информационных технологий.
В настоящее время в школе имеются ресурсы для обеспечения процесса обучения по новым технологиям.
Учащиеся школы имеют свободный доступ к Интернету и в свободное время работают на компьютерах.
Каковы же могут области применения компьютерных технологий в современной школе.
В учебной деятельности:
обязательное изучение компьютерных и информационных технологий;
использование обучающих программ на всех предметах;
компьютерное тестирование и контроль знаний;
пользование каталогами и заказ книг в публичных библиотеках через
Интернет;
использование учениками материалов, опубликованных в Интернете для подготовки докладов и рефератов;
использование электронных энциклопедий (Кирилл и Мефодий,
Брокгауз и Эфрон, предметные энциклопедии).
Все перечисленные возможности не являются фантастикой, они уже сегодня внедрены в учебный процесс нашей школы и этот список ежегодно расширяется.
Попробую более детально систематизировать активно используемые компьютерные технологии обучения по дидактическим функциям:
повышают и стимулируют интерес учащихся благодаря мультимедийным технологиям;
активизируют мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала благодаря интерактивности;
позволяют индивидуализировать обучение не только по темпу изучения материала, но и по логике и типу восприятия учащихся;
позволяют организовывать дистанционное обучение, не только в целях заочного или экстернатного обучения, но и для учеников, пропускающих занятия по болезни;
предоставляют ученикам возможность самостоятельного исследовательского поиска материалов, опубликованных в Интернете для подготовки докладов и рефератов, предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;
многократно повышают скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяют вести экстренную коррекцию (результат - сразу).
Только на основе этих функций можно сформулировать основные тенденции, заложенные в основе компьютерных учебных технологий (КУТ).
КУТ позволяют развивать самостоятельность, возможность осуществлять только в режиме один-на-один. Развивают навыки самооценки. Такую возможность дают как специализированные программы контроля знаний, так и при работе с любым программным обеспечением, работает эффект: “Смог-не смог”, когда ученик видит результат даже раньше учителя. Развивают активность. В отличие от таких привычных форм как лекция, просмотр видео и кинофильмов предполагают постоянное участие ученика- пользователя компьютера в происходящем; приобщают и приучают к поисковой творческой деятельности; развивают воображение.
Роль компьютера в историческом образовании учащихся многообразна: - помощь учащимся в эффективном усвоении исторической информации, ее систематизации; - содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом; - интенсификация и индивидуализация процесса обучения; - повышение мотивации к изучению предмета; - снятие эмоциональной напряженности в процессе работы. Кроме того, компьютер – универсальное техническое средство обучения. Такое техническое средство обучения позволяет упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков. Как найти программное обеспечение, которое бы отвечало потребностям учителя? Считаю, что должны быть соблюдены следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
1. Программа должна быть понятна преподавателям и ученикам, проста в управлении.
2. Учитель должен иметь возможность самостоятельно компоновать материал, творчески подходить к подготовке и проведению уроков.
3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблица, диаграмма, слайды и т.д.) Этим требованиям обладает не готовый продукт, а любая программа создания презентаций. Одна из самых распространенных - программа Power Point из пакета Microsoft Office.
Планируя урок с применением новых информационных технологий, я стремлюсь соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:
четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
В качестве примера приведу презентацию «Сила России в православии» (нетрадиционный урок в 7 классе). Урок проводится в игровой форме. Класс разделен на 2 команды. После запуска программы появляется слайд – заставка (слайд 1), а затем по щелчку мыши переходим в слайд «Цели урока» (слайд 2). Далее следует слайд «Задание на урок» (слайд 3), который ставит перед учащимися главную учебную задачу. Одна из команд выбирает квадрат игрового поля с заданием, затем команды выполняют данные задания. На слайдах используются иллюстрации из книг, приведены термины и их значение, которые нужно привести в соответствие, задачи, исторические документы, которые необходимо проанализировать. См. прил. №4.
Свободное владение текстовым и графическим редакторами, использование их возможностей при подготовке к урокам, работа с электронными таблицами при осуществлении всевозможных подсчетов, создание баз данных и применение систем управления базами данных для выборки необходимой информации – это один уровень и, наверное, самый первичный. Эти технологии доступны сегодня мне, как учителю.
В настоящее время широкое распространение в школе получило компьютерное тестирование. Этот способ контроля знаний и умений используют практически мною всех дисциплин, во всех классах: истории России, Всеобщей истории, Обществознания.
В 1998 году лабораторией тестирования ОмГУ были подготовлены обучающе-контрольные тесты по истории России. Составленные методом "сплошного тестирования", эти тесты повторяют материал школьных учебников. Все тесты были размещены в компьютерном классе школы , они используются в учебном процессе.
Структура тестов соответствует логике развития знаний и уровням усвоения содержания материала, поэтому присутствуют тестовые задания открытого, закрытого типа и типа эссе. Творческий характер формы эссе интересен элементами логического рассуждения и личностного самовыражения.
Используется компьютерный вариант тестовых заданий, но пока без сетевой поддержки. Это расширяет возможности для самодиагностики учащихся и значительно сокращает время обратной связи.
Несомненным достоинством использования тестов в работе является:
объективность оценки результатов;
возможное использование тестов на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний;
возможное использование тестов во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей школьников;
скорость проверки результатов особенно при использовании компьютеров.
Использование компьютерного варианта тестов и тестовых заданий дает возможность повысить уровень усвоения знаний учащимися, стимулирует индивидуальную работу учащихся и значительно расширяет возможности учителя в преподавании курса истории. Подобный опыт может быть использован в любой школе, где есть компьютерные классы.
Данная технология, конечно, имеет свои недостатки. Но возможность за короткое время оценить многих и сделать это достаточно объективно обеспечивает этой технологии широкую популярность и большой интерес у учащихся. Тестирование я провожу при повторении пройденного материала, при изучении новой темы урока, итоговые тестирования по разделам и за год.
3/. Использование компьютерных технологий в исследовательской
деятельности.
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках, а также при подготовке к урокам как учителем, так и учениками. Но использование ИКТ и во внеурочной учебной деятельности также имеет огромное значение. Исследовательские работы учащихся в наши дни часто опираются на возможности, которые даёт компьютер.
Подчас, использование компьютерных технологий сводится к представлению результатов исследования — ребёнок создаёт презентацию своей работы. На самом деле, презентация — это самый последний этап работы, и самый сложный из всех.
Как известно, любая исследовательская работа состоит из нескольких обязательных этапов. Ученик должен определить, в чём он видит проблему. Нужно посмотреть, как эта проблема освещена в современном научном мире. Сложный этап — определение целей и постановка задач исследовательской работы. Наконец, сама работа и вывод о её результатах. Видение перспектив работы в будущем.
Использование компьютерных технологий целесообразно на всех этапах исследовательской работы. Традиционно любое исследование начинается с какой- либо проблемы, которая существует в интересующей ребёнка области. Заинтересовавшись проблемой, ученик пытается раздобыть информацию, за ней сейчас принято обращаться в Интернет в первую очередь.
Работа на компьютере начинается со сбора материала, исследования темы, изучаемой учащимся, на страницах Интернета. Всегда к услугам содержательные, всем доступные Интернет-энциклопедии. Адреса наиболее популярных образовательных ресурсов:
httr:/www.kraugosvet.ru/
httr:/ru.wikipedia.org
httr:/www.ucheba.com/
httr:/www.rubrikon.kom/
httr:/www.school.edu.ru/
httr:/www.informika.ru/text/index.htmi
httr:/www.gramota.ru/
На основе изучения того, как освещена данная тема на страницах Интернета, ученик делает обзор литературы, поднимающей интересующую его проблему. Изучив, как освещён вопрос в современной науке, испытатель начинает свой поиск. И тут опять прибегает к компьютерным технологиям.
Таким образом, компьютерные технологии используются на всех этапах школьной исследовательской деятельности. Работа с использованием ИКТ увлекательна, она захватывает своей новизной, доступностью, масштабом и просто доставляет удовольствие юным исследователям.
Для исследовательской работы компьютер даёт поистине безграничные возможности. Составление и размножение теста, анкеты — это простейшие формы использования компьютерных технологий, но и без них исследование было бы затруднительны.
Отдельного разговора требует работа в форуме. На страницах Интернета существует форумы, в которых можно обсудить любую тему с другими пользователями. Стоит создать тему, и тут открываются огромные поисковые возможности: проведение опроса в форуме, на его основе изучение общественного мнения. Проводя опрос на форуме, можно попросить указать возраст, профессию, пол и сделать выводы с учётом этих данных.
Можно задать какой-либо вопрос или обратиться с просьбой.
Использование компьютера на уроке приводит к целому ряду последствий:
1.Повышение уровня использования наглядности на уроке.
2.Повышение производительности урока.
3.Установление межпредметных связей с уроками информатики.
4.Возможность организации проектной деятельности по созданию учебных программ.
5.Логика подачи учебного материала – положительно сказывается на уровне знаний учащихся. Следует, однако, помнить, что компьютер – не «заменитель» преподавателя, компьютер и сеть «Интернет», как и другие информационные техноологии, - инструмент, а не самоцель. Если исходить из этой идеи, то возможности его использования становятся безграничными.
Параллельно я знакомился с ресурсами школьной медиатеки. Компакт-диски по истории занимают свое почетное место среди инструментов, которыми может пользоваться современный учитель. Но и здесь есть свои проблемы. Большинство дисков — тематические, в них четко прослеживается позиция авторов, которая иногда не совпадает с позицией учителя и требованиями учебного курса. Часты фактические ошибки. Но это всё можно пережить.
Главный недостаток CD, по-моему, заключается в их слабой приспособленности к потребностям учебного процесса. Авторы могут возразить, что не ставили перед собой такой цели. Верно. Но нам не хватает именно учебных пособий. Отправить ученика в «свободное плавание» по диску — дело часто бесперспективное. Даже на самый общий обзор «продукта» требуется 3—4 часа. Для детального же его изучения — и того больше. При этом я ни в коем случае не хочу отметать всё то удачное, что дают эти новые носители информации: прекрасно оформленные иллюстрации, новые документы, архивы, документальные кадры — обычному учителю всё это под рукой иметь трудно. За это создателям дисков — большое спасибо.
Словом, я продолжаю искать более удобное и эффективное пространство для получения и представления учебной информации. Конечно, оно должно было быть более удобным для меня лично, и более эффективным — для меня тоже.
Организация учебного процесса — дело очень и очень индивидуальное. Как бы его ни стандартизировали, мы не никогда не сможем давать — по крайней мере, на гуманитарных курсах — «трафаретных» уроков. Всё, что я говорю об удобстве и эффективности использования информационных технологий, касается прежде всего моего подхода, моих возможностей и возможностей школы, в которой я работал.
4/. Организация уроков истории с привлечением ресурсов
Интернета.
Немалое место в новшествах проведения уроков истории занимает Интернет в школе. Интернет, Сеть, Паутина – это имена нового явления, перед которым мы оказались подобно сказочному витязю на распутье: направо пойдешь ..., налево пойдешь ..., прямо пойдешь... Мы еще толком не только не успели понять, что это такое, но многие из нас по настоящему не имели дела с Интернет. Мы знаем, что это глобальная компьютерная сеть, что компьютеры всего мира могут соединиться друг с другом в одно мгновение. Здесь мы без особого труда найдем интересующую нас информацию. Более того, в этой сети мы можем разместить информацию о себе или о своей организации. Какое значение это новшество может иметь для образования? Можно ли однозначно сказать, что Интернет – это мощный инструмент, который органично впишется в учебный процесс? Для кого он будет полезен в первую очередь: для учеников или преподавателей? Может быть, Интернет вытеснит из учебного процесса сначала книгу, а затем и самого учителя. Возможно, и школа как социальный институт отомрет за ненужностью: электронный преподаватель, вооруженный неисчерпаемыми базами текстовой, графической и видеоинформации с экрана монитора расскажет ребенку об устройстве мироздания, истории его страны и высших человеческих ценностях? Много вопросов и опасений ставит перед образованием этот быстро развивающийся спрут. Но мы не можем от них отвернуться и ждать, когда все само встанет на свои места. Мы вынуждены познакомиться с этим явлением, изучить его и научиться использовать, что называется “в мирных целях”, т.е. в интересах учебного процесса. Западные страны гораздо раньше России стали интенсивно использовать компьютерные технологии в науке и производстве.
Интернет и умение организовать на уроке поиск некоторой информации по заданной теме – это уже другой уровень. Немалое место в новшествах проведения уроков истории занимает Интернет в школе. Интернет, Сеть, Паутина – это имена нового явления, перед которым мы оказались подобно сказочному витязю на распутье: направо пойдешь..., налево пойдешь..., прямо пойдешь… . Мы еще толком не только не успели понять, что это такое, но многие из нас по настоящему не имели дела с Интернет. Мы знаем, что это глобальная компьютерная сеть, что компьютеры всего мира могут соединиться друг с другом в одно мгновение. Здесь мы без особого труда найдем интересующую нас информацию. Более того, в этой сети мы можем разместить информацию о себе или о своей организации. Какое значение это новшество может иметь для образования? Можно ли однозначно сказать, что Интернет – это мощный инструмент, который органично впишется в учебный процесс? Для кого он будет полезен в первую очередь: для учеников или преподавателей? Может быть, Интернет вытеснит из учебного процесса сначала книгу, а затем и самого учителя. Возможно, и школа как социальный институт отомрет за ненужностью: электронный преподаватель, вооруженный неисчерпаемыми базами текстовой, графической и видеоинформации с экрана монитора расскажет ребенку об устройстве мироздания, истории его страны и высших человеческих ценностях? Много вопросов и опасений ставит перед образованием этот быстро развивающийся спрут. Но мы не можем от них отвернуться и ждать, когда все само встанет на свои места. Мы вынуждены познакомиться с этим явлением, изучить его и научиться использовать, что называется “в мирных целях”, т.е. в интересах учебного процесса. Западные страны гораздо раньше России стали интенсивно использовать компьютерные технологии в науке и производстве. Интернет как сетевая технология, несмотря на свой юный возраст, быстро вторгается во все сферы жизни социума. Конечно, прежде всего как информационная среда и почтовая служба, но не только. С появлением электронных денег Сеть стала посредником для расчетов, что привело к развитию виртуальной торговли. Во многих странах мира можно, не выходя из дома или офиса, оплатить товар в виртуальном магазине и получить совершенно реальный продукт или услугу. Чем сегодня является Сеть? Во-первых, огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе.
Электронные путеводители соблазняют достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. И желающих сделать это с каждым днем становится все больше и больше. Во-вторых, Сеть несет функцию почты. Сообщение почти мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет (этот аспект может быть использован всеми участниками образовательного процесса: и учителя, и школьники могут переписываться с друзьями и коллегами во всех странах мира, участвовать в олимпиадах и конкурсах...). Ставится вопрос: каким образом начать процесс освоения новых технологий в школе? В самом деле, какова стратегия внедрения данной технологии? Научить учителей информатике, чтобы они затем обучили детей “ваять” персональные странички или свои рефераты? А что в это время будут делать другие учителя и руководители? Для того, чтобы Интернет в школе стал не просто дорогостоящим развлечением и процессом познания ради самого процесса, а имел практический смысл, необходимо подойти к этому вопросу системно. Недостаточно организовать в школе компьютерный класс и связать его локальной сетью. Недостаточно преподавателю информатики изучать с детьми отдельные программы или сканировать картинки для мультимедийных кабинетов или фотографии для своих персональных страничек. Прежде всего, необходимо признать, что только комплексный подход через обучение максимально широкого круга учителей позволит нам использовать Интернет как мощный инструмент целостного развития образовательных технологий. И уже с самого начала следует отдавать себе отчет в том, что наиболее затратная часть проекта внедрения Интернет в школу связана не с техникой или коммуникационными каналами, а с обучением кадров. Это собственно и есть путеводная нить Ариадны, которая выведет нас на верную дорогу из лабиринта Повсеместно Протянутой Паутины.
Интернет как сетевая технология, несмотря на свой юный возраст, быстро вторгается во все сферы жизни социума. Чем сегодня является Сеть?
Во-первых, огромным информационным ресурсом, который ежедневно пополняется. Все хоть сколько-нибудь значительные библиотеки мира предлагают свои виртуальные книжные полки потенциальным читателям. Музеи и галереи демонстрируют свои экспонаты и шедевры прямо на вашем рабочем столе. Электронные путеводители соблазняют достопримечательностями далеких стран. Сеть предоставляет возможность любому участнику коммуникаций опубликовать любую информацию о себе или своих проектах. И желающих сделать это с каждым днем становится все больше и больше.
Во-вторых, Сеть несет функцию почты. Сообщение почти мгновенно доставляется в любую точку мира, где есть доступ в Интернет (этот аспект может быть использован всеми участниками образовательного процесса: и учителя, и школьники могут переписываться с друзьями и коллегами во всех странах мира, участвовать в олимпиадах и конкурсах) .
Поисковые системы сети Интернет позволяют по одному слову найти нужную историческую информацию. Например, через систему Rambler или Aport по слову «революция» можно найти характеристику революций разного типа в разных странах (промышленная, научно-техническая, социальная, информационная и т.д.). Правда, при этом приходится отбрасывать много ненужной, случайной информации, но в то же время находится много попутных порой неожиданных исторических сведений. На такой путь поиска уходит много времени.
Уже созданы Web-страницы по некоторым историческим темам (например, боевая техника древности, американские индейцы, средневековый город, история военных кораблей XIX - н. XX в.) и даже по целым историческим курсам: Древний Египет, Ассирия, Месопотамия, Древний Рим, история средних веков, новая история3. Безусловно, содержание этих сайтов является существенным дополнением (визуальная, графическая, текстовая, картографическая информация) в обучающий арсенал учителя к учебнику. При организации познавательных действий в Интернете надо обучить учащихся методу фильтрации и селекции информации, конструированию блоков исторических фактов и выводов, учить сравнительным навыкам мышления и критичности восприятия исторической информации, умению сопоставлять учебник и Интернет.
Ресурсы сети Интернет содержат электронные энциклопедии. Например, энциклопедия мифологии Египта, Индии, Греции, Рима. Она может быть использована на уроках обществознания по теме «Древние цивилизации».
Web-архив работ К.Маркса и Ф.Энгельса позволяет изучать отдельные статьи классиков марксизма дома или в компьютерном классе для дальнейшего обсуждения на уроке экономических и социальных вопросов исторического курса или некоторых тем обществознания в старших классах. Например, содержание статьи Ф. Энгельса «Роль труда в процессе преобразования человека из обезьяны» может быть использовано на уроке обществознания по вопросу антропогенеза человека в 10 или 11 классах; «Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса может быть включён в состав материалов урока истории и обществознания, где изучаются вопросы социальных революций, законов истории или организуется работа над понятием «общественно-экономическая формация».
С помощью глобальной сети Интернет стало возможным изучение лекций крупных российских историков Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского, С.М. Соловьёва, Н.И. Костомарова. Особые возможности открываются для учителя и учащихся при пользовании сайтами библиотек как российских, так и зарубежных. Так, российская публичная историческая библиотека проводит конкурсы исследовательских работ учащихся на тему «Прошлое России в истории моей семьи» для учащихся V-XI классов. Условия конкурса публикуются не только в «Учительской газете», но и постоянно имеются на сайте (http://www/shpl.ru). Работы и заявки можно отправлять не только по почте, но и по Интернетной связи (http://tellur.ru/historia/konkurs.htm). Учитель истории, занимающийся исследовательской работой, прежде чем планировать свою творческую поездку может предварительно познакомиться с каталогами книг, диссертаций и авторефератов Российской государственной библиотеки (http://rsl.ru) или Государственной научной библиотеки им. К.Д. Ушинского (http://www.gnpbu.ru) в электронном варианте в сети Интернет.
Ощущением чуда наполняется исследовательская работа учащихся и их наставника, когда информация добывается с сайтов известных зарубежных библиотек: Bodleian Library – библиотеки Оксфордского университета, Британской библиотеки или Вашингтонской библиотеки Конгресса. Этот вид поиска интересен тем, что он осуществляется с помощью английского языка, который превращается в инструмент познания.
Необыкновенно сокращает пространство и время на уроке посещение исторических музеев и картинных галерей, созданных в сети Интернет России и особенно в других странах. По истории Российской культуры можно эффективно использовать следующие материалы Интернета: живопись И.К. Айвазовского, «Искусство Возрождения», «Святые иконы», «Шедевры живописи Европы и России XVII – XVIII веков» и др. Можно рассмотреть картины из коллекции Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева или Лувра. По ним можно составлять задания по общей экспозиции одного музея или по отдельной картине и даже по целому художественному течению из коллекций разных музеев.
Особым эмоциональным и познавательным потенциалом обладают виртуальные экскурсии. При посещении сайта The Ashmolean Museum of Art $ Archaeology (http://www.ashmol.ox.ac.uk) можно не только узнать информацию об искусстве Древнего Китая, Египта, истории средневековой Англии, но и увидеть экспонаты, благодаря возможности виртуальной экскурсии по залам музея. Останавливая видеофильм, можно рассмотреть расположение экспонатов в залах или вернуться к заинтересовавшему историческому артефакту, направив движение фильма в обратную сторону, а можно рассмотреть архитектуру здания музея, направив движение видеофильма на стены, потолок, пол. Поистине это фантастично, из учебного кабинета школы совершить экскурсию в один из древнейших музеев Британии. Тем более, что знать хорошо историю без посещения музеев невозможно, так как там хранятся живые свидетельства исторической эпохи.
Виртуальные выставки имеет Государственный исторический музей на своем сайте (http://www.shm.ru). Виртуальный музей экспонатов имеется на сайте Института археологии и этнографии (http://www.archaeologu.nsc.ru), здесь же имеется археологическая web-энциклопедия.
На сайте исторического факультета МГУ (http://www.hist.msu.ru) можно найти материалы симпозиумов и конференций, тексты документов и книг по отечественной и зарубежной истории. На российском электронном журнале «Мир истории» можно познакомиться с различными историческими проектами. Например, проект «Великая Отечественная» можно использовать при прохождении соответствующей темы.
С помощью информационных технологий можно организовать не только поисковую работу по предмету, но и проверочные и тренинговые упражнения. Стремительно входят в практику обучения разного рода тесты. С помощью CD-диска общества «Кирилл и Мефодий» из серии «Репетитор по истории» осуществляется не только визуальный диалог учащегося и компьютера, но подключается аудиальное общение через голоса трёх репетиторов по выбору испытуемого. Голос репетитора подбадривает, поощряет правильные ответы или корректирует неправильные, при этом уровень проверочных заданий повышается или понижается в зависимости от результатов.
Работа с CD-диском «Архитектура» позволяет не только увидеть мировые шедевры, узнать о них информацию, но и проверить себя по виртуальной викторине на знание элементов архитектурных стилей, которая построена на поиске неточностей и ошибок. Например, только после всех найденных ошибок в картинке известного архитектурного готического комплекса можно перейти к следующему заданию по барокко или классике. Причем найденная правильно «ошибка» преображается прямо на глазах: растворяется, тает, исчезает и на её месте возникает правильный элемент. Если «ошибка» указана неверно, восстанавливаются все другие «ошибки» при соответствующем громком звуке. Получается увлекательная познавательная игра.
В настоящее время учитель истории нуждается в технической помощи своего коллеги информатика при создании собственных исторических тестов и в создании собственных web-сайтов, где историческая информация размещается в компьютерном варианте. Учителю истории придется освоить навыки и приёмы компьютерного дизайна на соответствующих курсах повышения квалификации.
Более широко и практично взглянуть на потенциал повсеместно протянутой Паутины, рассматривая последнюю как эффективный инструмент управления образовательным процессом любого уровня. Другими словами, наиболее перспективно, с точки зрения любого участника образовательного процесса (ученик – учитель – администратор), Интернет необходимо видеть не как сложившуюся систему, которую необходимо изучать (это в принципе невозможно), а скорее как технологию, осваивая которую, мы решаем не только учебные задачи, но и упорядочиваем образовательный процесс в целом.
Остается только один вопрос: каким образом начать процесс освоения новых технологий в школе? В самом деле, какова стратегия внедрения данной технологии? Научить учителей информатике, чтобы они затем обучили детей “ваять” персональные странички или свои рефераты? А что в это время будут делать другие учителя и руководители? Для того, чтобы Интернет в школе стал не просто дорогостоящим развлечением и процессом познания ради самого процесса, а имел практический смысл, необходимо подойти к этому вопросу системно. Недостаточно организовать в школе компьютерный класс и связать его локальной сетью. Недостаточно преподавателю информатики изучать с детьми отдельные программы или сканировать картинки для мультимедийных кабинетов или фотографии для своих персональных страничек. Прежде всего, необходимо признать, что только комплексный подход через обучение максимально широкого круга учителей школы позволит нам использовать Интернет как мощный инструмент целостного развития образовательных технологий. И уже с самого начала следует отдавать себе отчет в том, что наиболее затратная часть проекта внедрения Интернет в школу связана не с техникой или коммуникационными каналами, а с обучением учителей. Это собственно и есть путеводная нить Ариадны, которая выведет нас на верную дорогу из лабиринта Повсеместно Протянутой Паутины.
Выделенная нам скоростная линия и общий свободный доступ к «всемирной паутине» требовали активного использования и этого ресурса. Несколько недель я бродил по его бескрайним просторам, но восторги первых посещений быстро прошли. Оказалось, что Интернет требует специальных навыков навигации и отбора информации. К тому же совершенно сбивало с толку обилие «ненужных» и откровенно ненаучных сведений по искомым темам.
Наиболее известные поисковые машины: Rambler, Yandex, Yahoo, Aport, Altavista и некоторые другие — редко выдавали ссылки на библиотеки и солидные научные организации, зато забрасывали некорректными указаниями на рекламные туристические сайты, которые в погоне за посетителями обычно используют в языке веб-документа исторические термины и понятия. Отчасти это связано со специальным языком запроса, который предполагает знание профессиональных способов введения ключевых слов и символов. Отчасти — объясняется наличием у рекламных фирм — владельцев сайтов — серьезных средств на активную регистрацию ресурсов во всевозможных разделах поисковых машин (научные организации то ли слишком бедны, то ли не в меру «академичны»).
Что было делать? Я начал создавать свои тематические интернет-навигаторы, которые смогли бы максимально облегчить учащимся поиск информации по заданным темам. Вскоре выяснилось, что и это средство — далеко не панацея. Интернет слишком динамичен, чтобы обычный учитель после рабочего дня, проверки тетрадей и подготовки к урокам мог часами отслеживать все его изменения. Впрочем, сегодня есть вроде бы утешительные новости: кроме названных глобальных поисковых машин в сети появляется всё больше «малых» поисковиков, которые производят отбор ресурсов с особой тщательностью и корректно размещают их в соответствующие разделы. Тогда же я предпринял первую попытку создания в Интернете собственных страниц. Подвигли на это меня мои же ученики. Помимо того, что большинство из них имело свободный доступ к Интернету из дома, многие уже к VI классу пробовали свои силы в разработке домашних — и не только — страниц в глобальной паутине. Ребята были и моими первыми консультантами в этом непростом деле.
Вроде бы здорово. Но мы должны говорить о том, как всё это работает в школе. Учитель может считать свой труд успешным лишь в том случае, когда его ученики добились успехов.
Мне повезло. Расписание уроков составлено таким образом, что я имею возможность — кроме учебного курса — проводить еженедельно занятия с учащимися в компьютерном кабинете. Это стало важным условием для внедрения высоких технологий в обучение. Только постоянное и свободное общение с компьютером способно сформировать у ученика восприятие машины как необходимого инструмента в деле познания окружающего мира.
Итак, есть школьная сеть, есть Интернет, есть учебное пространство и полный доступ к любому ресурсу. Но что со всем этим делать? Необходимо было объединить наши ресурсы и возможности с учебным процессом. Первые же уроки показали, что информатика как предмет в своей теоретической части не учитывает необходимости формирования у учащихся простейших рабочих навыков: копирование, передача и оформление текстов и иллюстраций, поиск, работа с почтой, создание презентаций уже на самых первых ступенях образования.
Часто такие темы начинали рассматривать в курсе информатики в старших классах. Такое положение межпредметных связей или, скорее, межпредметных отношений очень мешало начать продуктивно использовать компьютер на уроках истории. Что-то приходилось наверстывать в «свое время». После приобретения элементарных навыков ребята начали уверенней путешествовать по Интернету, оценивать его ресурсы и использовать в своей подготовке. В конце каждого такого занятия ученики отправляли на мой адрес электронные письма с кратким обзором проделанной работы. Такое виртуальное общение позволяло вести учет достижений каждого на каждом занятии, своевременно помогать и направлять деятельность ученика и группы в целом.
Теперь можно было начинать следующий этап, проектная деятельность. О методе проектов написано много, и я воздержусь от повторов. В нашем случае лишь уточню, что над проектом могло работать несколько ребят; при этом каждый отвечал за конкретный участок. После определения темы проекта шел сбор материалов, в том числе и в сети Интернет. Именно для этого и использовались уроки в компьютерном классе. Часть таких занятий отводилась на знакомство с ресурсами Интернета по определенной теме и обсуждение полученных материалов с учащимися.
Среди проектов можно отметить работу учащихся над проектами в краеведческом музее школы. Высокие технологии помогли нам и в традиционных направлениях деятельности школьников. Так, краеведческая деятельность стала благодаря внедрению современных технических средств намного привлекательнее. В нашей школе есть небольшой музей, в котором силами учащихся, в рамках проектов часть ребят познакомилась с ветеранами, начала подготовку создания электронного архива музея. На материалах музея и встречах со свидетелями трагедии ребята расширили свои знания по изучаемой теме, сформировали к ней личное и заинтересованное отношение. Это — далеко не полный список проектов, которые выполняют наши ребята. См. прил.6.
3. Компьютерных средств обучения применяемых учителем в
преподавании предмета.
Пожалуй, наиболее эффективной технологией является использование на уроках электронных учебников. Имеется масса самых разнообразных по качеству электронных учебников: хорошие и очень хорошие, плохие. Для себя я вижу задачу – оптимальным образом организовать на уроке работу с имеющимся электронным учебником. Хорошим электронным учебником для учащихся я считаю это «История России» в 4-х частях, которые часто использую на уроках в 9-ом, 11кл., «Энциклопедия по истории России» - в 6,7,8-классах. Это только отдельные примеры из моей практической деятельности.
Возникают вопросы: как часто на уроках используется та или иная технология, насколько часто применять совокупность всевозможных технологий, как проходит процесс осваивания учителями более сложных технологий?
И с этой точки зрения я как руководитель методического округа ставлю вопросы проследить динамику использования ИКТ на уроках истории и обществознания в школах округа и района.
Уроки с применением компьютерной технологии дают мне возможность комплексно использовать материально-технические средства обучения. Перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, перенося акцент на аналитический компонент учебной деятельности, формировать и развивать у учащихся умение работы с различными видами информации, её источниками. Всё, выше перечисленное, даёт учителю достаточный объём в обеспечении учебного процесса и эффективного решения многих задач. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности. Использование указанных мною технических средств в значительной степени решает не только внутрипредметные задачи, но и общеучебные.
Изучая «Историю России» в девятом классе, я, практически на каждом уроке, использую компьютерный /мультимедиа/ учебник «История России ХХ века» в 4-х частях. Использование на уроках истории компьютерного учебника, позволяет облегчить учащимся процесс усвоения обширного материала за счёт комплексного воздействия: прослушивается дикторский текст по вопросу изучаемой темы, по ходу учащиеся обращаются к дополнительным документам, дикторский текст иллюстрирован фотографиями, документами, рисунками, плакатами, видеоклипами, музыкальным сопровождением. Компьютер представляет возможность для диалога с учащимися, автоматизированного контроля усвоения учащимися темы урока. Если ученик не справился с заданием , он отправляется вновь прослушать курс лекции по вопросу, который он слабо усвоил. Особенно с увлечением учащиеся работают с анимированными картами, интересуются кинокадрами. При завершении работы по теме составляем краткий план-конспект с помощью компьютера. Это поможет быстро вспомнить пройденный материал при подготовке домашнего задания или к экзамену. Печатаем на принтере документы для различных заданий: сравнить, сделать вывод, оценить, высказать личное мнение и так далее.
Трудно выделить какой-то отдельный урок с применением компьютерной технологии, так как всё что использую на уроках даёт результат на повышении качества знаний учащихся. Это даёт возможность комплексно использовать материально-технические средства обучения. Перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, перенося акцент на аналитический компонент учебной деятельности, формировать и развивать у учащихся умение работы с различными видами информации, её источниками. Всё, выше перечисленное, даёт учителю достаточный объём в обеспечении учебного процесса и эффективного решения многих задач. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности. Использование указанных мною технических средств в значительной степени решает не только внутрипредметные задачи, но и общеучебные. Особо я выделяю развивающее обучение на уроках истории обществознания.
В своей практике я стремлюсь активнее осуществлять и внедрять новые информационные технологии обучения, использовать Интернет-ресурсы при подготовке рефератов и докладов, использовать новейшие мультимедиапроекторы на уроках, принимать участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах .
Хотим мы этого, или не хотим, но за этими технологиями будущее. И где им ребята должны научиться, как не в школе. Наличие компьютеров в сельских школах даёт возможность учителям проводить уроки на более высоком методическом уровне. К сожалению не в каждой школе имеется мультимедийный проектор. Поэтому я разработал технологию изготовления слайдов для диапроектора и графопроектора, используя возможности компьютера, сканера и принтера. Теперь учитель может подготовить нужный материал к уроку и проецировать на экран во время урока. Данная технология получила одобрение учителей на методическом объединении.
Описание технологии изготовления диапозитивов и слайдов
с помощью компьютера.
Открываем компакт-диск на компьютере. Находим материал, который нужен для создания диапозитива. Отправляем в Wоrd. Создаём изображение нужного размера. Делаем под изображением надпись. Отправляем в буфер обмена. Так повторяем до нужного количества слайдов. Затем отправляем в печать на лист бумаги. Просматриваем. Исправляем, если что не так. И только тогда печатаем на специальную плёнку. Плёнка должна быть жароустойчивой, а то расплавится в принтере. Разрезаем кадры на нужный размер рамки диапозитива. Рамки можно использовать от старых, ненужных диапозитивов или сделать из картона. Делаем так: берём картон, нарезаем по размеру диапозитива, вырезаем окно, помещаем между двумя заготовками слайд и склеиваем клеем «Момент». Если используем старый диапозитив, то осторожно с двух углов разъединяем рамку диапозитива, удаляем старый слайд, а взамен помещаем новый, склеиваем «Моментом». Диапозитивы готовы для просмотра. Для графопроектора мы делаем запись на плёнке: текст, графики, задания- тесты, и так далее.
Позитивная динамика учебных достижений в преподавании истории и обществознания показана в диаграмме:
Показания динамики роста качества знаний учащихся я расцениваю за счёт применения новых технологий в обучении. Прежде всего - это такая организация урока, которая обеспечивает не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения. Для этого есть достаточно необходимого учебного оборудования, что помогает реализовать современные требования в преподавании истории и обществознания. В 2004/2005 учебном году выпускница школы Пономарёва Лена на итоговой аттестации по обществознанию в форме ЕГЭ получила оценку «отлично». В 2004 году ученица нашей школы Чернышова Юля заняла четвёртое место на областной олимпиаде по истории. Мои воспитанники постоянные участники районных олимпиад по истории и обществознанию где занимают призовые места. Пономарёва Елена участвовала в Олимпиаде Московского института фининсов и права «ММИЭФП», получила высокий результат и была приглашена в институт для прохождения второго тура, вручения призов и фирменного сертификата. См. прил. №7.
Я постоянно нахожусь в поиске и применении новых, современных технологий. Создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала /задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбором наглядных пособий и др./, которые обеспечили бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способности и подготовленности.
Чтобы получить хороший результат в преподавании я постоянно использую комплексное применение различных средств обучения, в том числе и технических, особо выделяю применение компьютерных технологий, направленных на повышение темпа урока и экономии времени для освоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применения приобретённых знаний, умений и навыков.
Стремлюсь к формированию мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Постоянно увеличиваю долю самостоятельной познавательной деятельности учеников, информативность учебного материала, а также активизирую деятельность учеников: учащиеся выполняют много учебно-практических работ /анализируют, обсуждают, пишут рефераты, исследовательские работы, доклады, сочинения/.
Считаю, что всё мною названное помогло мне добиться определённой динамики в качестве успеваемости и воспитании учащихся. Это подтверждается результатами олимпиад, ЕГЭ и краеведческих конференций. Пять моих воспитанников окончили педагогический ВУЗ, исторический факультет. Сегодня мой ученик, Попов Александр, учится в Борисоглебском педагогическом институте на историческом факультете. В настоящее время проходит педагогическую практику в нашей школе. Выпускник 2007 г. Закотин Денис сдавл хорошо ЕГЭ по истории и по направлению отдела образования поступил в Борисоглебский педагогический институт на исторический факультет. Все мои ученики, которые учатся в других высших учебных заведениях, сдают экзамены по истории только на «отлично». А исследовательские работы, написанные в школе, они представляют в деканат, где получают похвалу и высший балл.
Приобретая определённый опыт в применении на уроках истории новых информационных технологий, я не замыкаюсь в стенах только своей школы.
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта выражается в следующем: проведения мастер-класса с применением компьютерной технологии для учителей истории района, выступление с докладами на методических объединениях по темам: «Информационные технологии в преподавании истории и обществознания», «Подготовка учащихся к олимпиаде по истории и обществознанию», выступление по проблемам современных технологий за круглым столом. См. прил. № 8.
Заключение
Таким образом. информационно-коммуникативные технологии стремительно врываются в современный процесс обучения и расширяют возможности познания и обучения для учителей и учащихся. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны:
стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.
В то же время нельзя чрезмерно преувеличивать значение компьютерных технологий для гуманитарных дисциплин. Как показывает не столь многочисленный опыт, они хороши для поиска информации, тренинговых и проверочньх работ по предмету, которые можно проводить за пределами урока или на уроке в течение нескольких минут, оставив большую часть урочного времени на самое ценное — живое общение учащихся со своим учителем для рождения идей, наблюдений, выводов и догадок, а может и открытий в процессе коллективной мыслительной деятельности.
Школа будущего — это школа «информационного века». Главным в ней становится освоение каждым учеником самостоятельного, собственного знания, овладение способностями творческого самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты — это шаг к повышению качества обучения школьников и в конечном итоге к воспитанию новой личности — ответственной, знающей, способной решать новые задачи, быстро осваивать и эффективно использовать необходимые для этого знания.
Главный вопрос, который ставится сегодня практически на всех заседаниях методических объединений, конференциях звучит приблизительно одинаково: “Внедрять или не внедрять?” У компьютеризации много противников и сторонников. Аргументы и тех и других известны; их надо учитывать, но не забывать, что выбора, на самом деле, нет. Внедрять
придется. Быстро ли, медленно ли, но сегодня отрицать все возрастающее воздействие Интернета актуально, как никогда ранее.
Я же добавлю лишь один аргумент в пользу технологий: мне кажется, что они позволяют удовлетворить одну из наиболее важных потребностей ребенка - ощущение полезности своей деятельности. Что обычно происходит с детскими рефератами, стенгазетами, фотоальбомами, рисунками, поделками? Они исчезают. Только учителя знают, как печальна судьба этих предметов детского творчества. И хранить негде, и вид с годами теряют, и актуальность, да и систематизировать их тяжело. А, между тем, осознание востребованности своей деятельности является едва ли не ведущей мотивацией ребенка в учебе.
Новые информационные технологии создают ребенку прекрасное пространство для самовыражения в полном объеме. При этом плоды их творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. Кстати, факт востребованности вызывает у ребят и повышенное чувство ответственности за выполняемую работу, ведь ее могут увидеть сотни, тысячи людей! Этот воспитательный момент необходимо учитывать уже на первых этапах работы школьников в сети Интернет. Воспитание ответственного отношения к своей деятельности, в том числе, и в сети Интернет, позволит нам надеяться на качественное улучшение этой информационной среды.
Новые информационные технологии позволяют ребенку самовыразиться в полном объеме. При этом плоды его творчества могут оказаться доступными и востребованными. И это тоже очень важно. Кстати, факт востребованности вызывает у ребят повышенное чувство ответственности за выполняемую работу: ведь ее могут увидеть сотни, тысячи людей, а в Интернете счет пойдет на порядок выше. См. прил. №9.
Сегодня трудно прогнозировать развитие и внедрения высоких технологий в учебный процесс. Бесспорно одно: «процесс пошел», и мы должны активно использовать новые инструменты в нашей работе.
В заключении хочу заметить: Интернет и высокие технологии не должны становиться самоцелью образовательного процесса. Они - лишь еще один инструмент в наших руках. Инструмент удобный, но и очень опасный. Главным героем образовательного процесса был и остается ребенок, и здесь вполне уместно вспомнить правило врача: “Не навреди”.
Список используемой литературы:
1.Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / Под ред. А.Г. Колоскова. – М.: Педагогика, 1984г..
2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1993г.Вагин А.
Методика преподавания истории в средней школе.- М.: Просвещение, Принципы модульного обучения. – Вестник высшей школы, 1987, №8.7.
Головатенко А. Модульная технология на уроках истории. - “История”, 1969г.. Контрольные и проверочные работы по истории в 5-9, 10-11 кл.: Метод. пособие в 2х частях М.: Дрофа, 1997г..
М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. – М.:Наука, 1997г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998г
Сенновский И.Б. “Модульная педагогическая технология в школе: анализ условий и результатов освоения”.- М., 1995г
Сенновский И.Б. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса. - Завуч, 1998г №1, с.37.
Антонова Т.C., Батаева Т.В. Первый компьютерный учебник "История России. XX век". "Преподавание истории в школе" № 4, 1998.
Антонова Т.C., Харитонов А.Л. Мультимедийный или гипертекстовый учебник? (на примере компьютерного учебника "История России: XX век"). Материалы VIII Международной конференции-выставки "Информационные технологии в образовании". Москва, 3-6 ноября 1998 г.
Антонова Т.С., Харитонов А.Л. Первый компьютерный учебник по истории. Отработка методики и опыт применения в школах. "Преподавание истории в школе" № 6, 1999г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ