Система экологического воспитания в условиях сельской школы
Система экологического воспитания
в условиях сельской школы.
Директор МОУ Перовской средней
общеобразовательной школы
Гусь-Хрустального района
Скулов Н.И.
Педагогический коллектив МОУ Перовской с.о.ш. 5 лет работает по теме: «Создание системы экологического образования и воспитания в условиях сельской школы», являясь опорной в разработке этой проблемы в Гусь-Хрустальном районе.
Социальный заказ для нашей школы выражается в модели выпускника, имеющего уровень общего среднего образования, обладающего гражданской ответственностью перед обществом, занимающего активную позицию в решении экологических проблем и задач охраны природы.
Целью школы является создание условий для воспитания у школьников экологической культуры, как культуры взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей природной и социальной средой. В условиях богатого природного окружения сельской местности, школа, будучи немаловажным элементом сельского социума, имеет большие возможности в реализации этой цели.
За эти годы в школе решена задача экологизации учебного процесса: в начальном звене основы экологических знаний дети получают на уроках по программе «Окружающий мир». Значительную роль здесь играет организация экскурсий на пришкольный участок и в ближайшее природное окружение, где много внимания уделяется наблюдениям, поскольку первоклассники не видят красок и оттенков в природе, не могут рассказать о своих впечатлениях. Дети стараются запомнить увиденное, а потом подбирают слова, чтобы описать, краски – чтобы нарисовать. Такая постепенная, ежедневная работа на уроках «Окружающего мира», чтения, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, а в дальнейшем и на уроках русского языка помогает детям стать наблюдательнее, воспитывает бережное отношение к природе. С этой же целью в школе создан живой уголок и богатая коллекция комнатных растений, за которыми дети учатся ухаживать.
В среднем и в старших звеньях, учащиеся продолжают экологическое образование на уроках экологии по программе Бабенко (5-7 классы), а так же на уроках биологии по программе Пасечника – Криксунова, в которой значительное место занимают вопросы экологического образования.
Однако знакомство школьников с нравственными образцами отношения к окружающей среде должно осуществляться не только на уроках, а, прежде всего, в виде конкретных человеческих отношений и поступков. Причем необходимо, чтобы сами дети были вовлечены в практику этих отношений и поступков. Природа обладает не только материальными ресурсами, но и сама является воспитывающим началом!
Нельзя научить ребенка любить природу вообще,
необходимо как можно раньше открыть человеку красоту ближайшего окружения. Но эту красоту почувствовать без знаний невозможно!..
Исходя из этих положений, работа школы по экологическому воспитанию и образованию организована так, чтобы школьники (число учащихся в 2005 году составляло 67 человек) имели возможность чаще общаться с природой, получать навыки деятельности в природе, постигать секреты наблюдения за природными объектами.
В школе функционирует 3 кружка юннатско-экологического направления. Школьному эколого-краеведческому клубу «Исток» в этом году исполнилось 6 лет. Пятый год работает школьное лесничество «Баусы» (25 учащихся 6-10 классов), построена лесная база школы.
Приказом по НП «Мещера» за школьным лесничеством закреплена территория 250 га, а еще 200 га являются его зоной деятельности по охране памятника природы «Тальновское клюквенное болото».
На территории лесничества взято под охрану 12 муравейников
и организован мирмекологический микрозаказник в районе лесной базы школы.
В школе создан и прошел паспортизацию краеведческий музей «Мещера», рассказывающий о развитии природы Мещеры и становлении в ней человека. Экспонаты музея собраны руками школьников во время походов и экспедиций по Родному краю.
В ходе работы созданы и используются шестой год 2 экологические тропы: 1. Перово – база школьного лесничества протяженностью 5 км. 2. Перово – Орловскаое болото – школьный орнитологический микрозаказник протяженностью 3 км. Эти тропы являются постоянными маршрутами
по которым проводятся учебные и ознакомительные экскурсии для учащихся
разных звеньев школы.
Ежегодно в школе проводятся экскурсии и походы по родному краю. В этом году проведено 18 экскурсий и 4 похода.
В летние каникулы проведена водная экологическая экспедиция
по маршруту д. Тюрьвищи- устье реки Бужи – оз. Святое – московская туристическая база – река Пра.
Ежегодно устраиваются выставки по охране природы, на которые приглашаются специалисты НП «Мещера» и учащиеся других школ. В течение 2005 года организовано 3 выставки по охране природы, посвященные Международному дню охраны природы, Дню земли, Дню птиц.
С марта-апреля 2005 года наша школа участвует в международном движении «Возродим наш лес», инициатором которого является Гринпис России, а координатором во Владимирской области – студенческая дружина «Точка роста» г. Владимира. Были посажены саженцы сосны на площади 5 га, на пришкольном участке был заложен питомник по выращиванию сеянцев дуба, а так же развешены искусственные гнездовья для насекомоядных птиц, древесной утки-гоголя, сов и сокола-пустельги.
На территории НП «Мещера», в районе школьной лесной базы организованы 3 подкормочных площадки для лосей и косуль. Заготовлены 200 березовых и ивовых веников. Подкормку для кабанов не раскладывали в связи с возросшей их численностью в районе школьного лесничества, они стали представлять угрозу для школьников.
В период начала сбора ягод брусники и клюквы школьники охраняют входы в Тальновское болото, развешивают аншлаги и объявления, ведут разъяснительную работу среди населения.
В районе школьного лесничества под охрану взяты 2 родника, были изготовлены «срубцы» и родники стали пригодными для питья.
Проведен экологический десант на побережье р. Бужи и оз. Святого для очистки территории площадок отдыха для туристов от мусора. Проведена работа по биоиндикации озер: Святое и Глухое.
В течение года школа принимала участие во всех районных экологических мероприятиях организуемых НП «Мещера» и отделом образования администрации Гусь-Хрустального района: «Птичий марафон», «Марш парков», «Летняя экологическая экспедиция», «Научно-практическая конференция по экологии и охране природы», а так же участвовали во Всероссийском конкурсе исследовательских работ школьников по экологии и охране природы «Зеленая планета». Учащиеся школы Комарова Алина и Воробьев Илья стали лауреатами этого конкурса.
Учащиеся школы на протяжении 6 лет ежегодно активно участвуют в проведении всемирных «Дней наблюдения за птицами», за что имеются благодарственные письма от руководства Союза охраны птиц России. В 2005 году школа получила Грамоту НП «Мещера» как самая результативная (по количеству и видовому составу) в днях проведения наблюдений за птицами.
За эти годы школа обрела надежных советников и партнеров, сотрудничая с НП "Мещера", с Союзом Охраны птиц России, с факультетом экотуризма Международной Академии туризма, с Естественно-Географическим факультетом ВГПУ, средней школой № 1016 Западного округа г. Москвы, студенческой дружиной «Точка роста» г. Владимира.
Особенностью учебно-воспитательного
процесса школы является проведение полевых экологических практикумов, участие школьников в научно-исследовательских экологических проектах области и региона:
- Российско-Британской программе «Коростель»;
- программе «Флора Владимирской области»;
- программе «Подрост»;
- программе «Царевна – лягушка»;
- «Ключевые орнитологические территории России».
Благодаря работам школьников на территрии Окско-Клязьминского
междуречья обнаружен новый вид орхидных растений- пальчатокоренник Балтийский;
- изучена экология южно-русского тарантула на территории национального парка;
- сделано подробное описание р. Бужи главной водной артерии национального парка «Мещера». Этот проект занял 2 место на Российском конкурсе экологических проектов в 2000 г.;
- во время походов и экскурсий нами были установлены места гнездования на территории НП «Мещера» редких видов птиц, занесенных в Красную книгу России: большого подорлика, змееяда, серого сорокопута, большого кроншнепа
В сентябре 2005 года на Совете школы были подведены итоги пятилетнего плана развития школьной воспитательной системы. Было отмечено, что в школе создана и эффективно функционирует воспитательная система экологического образования и воспитания, оказывающая положительное влияние на все стороны жизни школьников, да и сама Перовская средняя школа фактически стала школой – Экоцентром:
- в школе ежегодно проводятся районные мероприятия по
экологическому воспитанию и охране природы;
- возрастает поток школьников, студентов, туристов- гостей
посещающих НП «Мещера» и школу.
В конце мая 2004 года наша школа принимала участие в работе Областного Совета по образованию, где был обобщен опыт школы по экологическому воспитанию.
Работа школы по экологическому образованию и воспитанию получила соответствующее признание:
В 2001 г. школа заняла первое место в областном конкурсе среди школ по экологическому воспитанию и охране природы;
В 2002 г. школа стала лауреатом премии экологического фонда области «Хрустальная орхидея»;
В 2003 году учащиеся школы Скулова Мария и Воробьев Илья стали лауреатами областного экологического конкурса «Дождевые черви и плодородие почв», получив от МНПК «ПИКъ» годовую стипендию;
В 2003 году ученики школы Воробьев Илья и Зверев Никита стали лауреатами регионального конкурса «Царевна- лягушка»;
В 2004 году ученик 10 класса нашей школы Илья Воробьев стал победителем областного конкурса «Надежда Земли Владимирской» в номинации «Молодой исследователь» в области естественных наук;
В 2004 году ученица 8 класса Скулова Мария стала лауреатом конкурса исследовательских работ по экологии в рамках юбилейной международной природоохранной акции «Марш парков – 2004»
В г. Переяславль-Залесском;
В 2004 году школьное лесничество Перовской с.ш. стало участником Первого Всероссийского слета школьных лесничеств в г. Москве;
В 2004 году Перовская школа дипломантом Всероссийского конкурса в рамках международной природоохранной акции «Марш парков»;
В 2004 году школа была награждена почетной грамотой за участие в Международном конкурсе в защиту пушных зверей «Пусть они живут!» организованном Центром Защиты Прав Животных ВИТА под председательством Е. Камбуровой.
В 2005 школьный краеведческий музей «Мещера» году стал лауреатом 2 степени 7 областного конкурса школьных краеведческих музеев.
В июне 2005 года наша школа принимала участие в ежегодном конкурсе исследовательских работ по экологии в рамках Детского движения «Зеленая планета».
Работа ученицы 10 класса Комаровой Алины «Экология редких животных на территории НП «Мещера» была отмечена жюри конкурса и награждена Дипломом за подписью председателя жюри доктора химических наук Ягодина Г.А., академика РАО, руководителя Центра экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования.
Учащиеся школы, не только изучают природу Мещеры, но и пишут сочинения, участвуют в конкурсах юных художников, фотографов.
Детская школьная организация «Исток» в основу своей деятельности так же ставит природоохранные дела. Ее девиз:
«Я храню то, что люблю,
Я люблю то, что знаю,
Я знаю то, что изучил!».
Второй год подряд на конференциях районной детской организации «Импульс» на знамя школьной детской организации прикрепляется «Зеленая лента» - награда за вклад по охране природы района, а сама организация награждается почетной грамотой.
В целях дальнейшего совершенствования существующей в школе воспитательной системы принято решение преобразовать школьный эколого-краеведческий клуб «Исток» в эколого-краеведческий клуб водного туризма «Мещера» (ЭКВТ «Мещера»). Это позволит решить проблему вовлечения в работу клуба «трудных» подростков и проблему физического развития школьников. Для реализации данного решения принят план создания материальной базы клуба совместно Детским домом г. Курлово.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ