Самоанализ профессиональной деятельности
МОУ «Караваинская СОШ» Инжавинский район Юмашев Александр Валентинович учитель физики
Самоанализ профессиональной деятельности
«Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Дай мне действовать самому, И я научусь.» Конфуций
Юмашев А.В.
25.01.2009
Целью своей профессиональной деятельности считаю создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья каждого обучающающегося, их самореализации и самосовершенствования через личностно-ориентированный подход к обучению, повышение мотивации к учебной деятельности, как средства повышения качества образования в области физики. Ключевая идея органично вписывается в систему целеполагания СКЦ, в режиме которого функционирует муниципальное образовательное учреждение «Караваинская средняя общеобразовательная школа ».
В период, прошедший после аттестации 2004 года, учитывая накопленный опыт предыдущих лет по проблеме использования информационных технологии в преподавании курса физики, продолжается работа по формированию понятия ценности личности через успешное применение педагогических технологий и их элементов, методики управления и прогнозирования педагогического процесса, создания оптимальных условий для реализации творческих возможностей обучающихся, организации их самообразования. Деятельность носит характер частично поисковый и творческо-исследовательский, отличается аналитической направленностью, и способствует его становлению как субъекта профессиональной деятельности.
Именно аналитическая деятельность учителя обеспечивает развитие технологически педагогического процесса, побуждает находить основания результативной учебной деятельности. Технологичность становится сегодня доминирующей характеристикой деятельности учителя и означает переход на качественно новую ступень эффективности, оптимальности образовательного процесса.
Работаю над темой «Развитие познавательных и творческих способностей учащихся на основе внедрения проектных технологий». Систематизируя собственный многолетний опыт, постоянно повышая профессиональный уровень, через участие в научно- практических конференциях, семинарах, по проблемам организации учебно – воспитательного процесса ,умелом отборе содержания учебного материала, рациональном выборе методов , приемов , форм , средств и времени подачи материала с учетом возможностей и потребностей учащихся , создание благоприятных морально психологических условий для обучения и решения задач.
Стремлюсь всячески пропагандировать и настойчиво внедрять иновационные технологии , способствующих обучению с минимальными затратами здоровья и более эффективному овладению каждым учащимся системой знаний в области физики. Это приводит к овладению умениями и навыками на более высоком уровне природосообразности обучения ученика , это дает возможность учащимся выбрать в обучении уровень , в наибольшей степени соответствующий их природным задаткам и способностям , а также образовательным потребностям при изучении физики и применению полученных знаний при решении физических задач и созданию проектов. Поэтому в коллективе учеников всегда создан благоприятный морально психологический климат- строю уроки на взаимном доверии ,уважении, открытости , каждый ученик знает свою работу из своей природосообразности .
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :
полная успеваемость обучающихся.
желание всех учащихся изучать физику .
желание учащихся углублять знания по физике .
умение учащихся самостоятельно приобретать дополнительные знания,успешное продолжение образования по физике выпускников в вузах .
Побуждению изучать физику вне зависимости от планируемой в будущей профессии служит практическая направленность обучения и интеграция с другими учебными дисциплинами . Работа над рефератом способствует выработке навыков самостоятельного приобретения знаний , развитию логического мышления правильности письменной речи , терпения , трудолюбия .
Не обходимым условием успешного обучения физике является целесообразно оборудованный кабинет.
Стремление повысить эффективность обучения школьников физике связано с результативностью их самостоятельной работы, которая проводится в ходе классных и домашних заданий. Последняя же неразрывна с систематизацией учебного материала и его закреплением путем создания проектов и решения физических задач , что усиливает к тому же практическую направленность преподавания.
30 % всех уроков должно быть отведено проработке учебного материала путем решения задач , выполнения лабораторных работ и практикума .
В психологических исследованиях обнаружено , что в ходе решения физических задач ученики осуществляют процесс перекодирования информации; итог этого – в действие вступают другие , в том числе более обобщенные функции умственной деятельности .Так от «словесного кода» , на котором обычно сформулировано условие и вопрос задачи , происходят переориентации на
«графический код», в котором проблемная ситуация задачи представляется для анализа в виде чертежа , графика , рисунка , эскиза.
«знаковый код», при котором каждой используемой физической величине ставится в соответствие некоторый знак (символ).
«схематический код», наглядно и логически предъявляющий ход решения задачи в виде обобщенной схемы ,где обозначены главные опорные точки для умственной деятельности ,обеспечивающие достижение поставленной цели.
В межаттестационный период по проблемам школьного физического эксперимента выступил на августовском заседании учителей физики Инжавинского района с докладом по теме «Значение занятий физического эксперимента и лабораторного практикума на современном этапе модернизации образования». Были подготовлены теоретические сообщения по следующим темам:
- «Решение физических задач с использованием информационных технологий»,
- «Особенности федерального компонента государственного стандарта общего образования по физике».
- « Использование проектной деятельности на уроках физики»
На совещании при директоре выступал по вопросу создания дополнительного образования по проектной деятельности в образовательном учреждении.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Караваинская средняя общеобразовательная школа » с 2007/2008 учебном году работает в режиме развития по реализации проекта «Модульное обучение».
Степень своего участия в реализации образовательной программы в рамках данного проекта определяю ролью активного исполнителя.
На учебный год составлена рабочая программа по физике 7-11 классов с учётом семестровой системы организации учебно-воспитательного процесса . Состояние школьной материально–технической базы поставило перед необходимостью ввести в содержание учебного материала использование мультимедийных курсов для7-11 классов, электронного практикума, электронного физического эксперимента. На протяжении многих лет работы прихожу к выводу что Причины наиболее высоких и наиболее низких показателей в обучении детей следующие:
- Низкая мотивация учения,
- Пассивность обучающихся ,
- Негативное отношение к учебе , в связи с потерей престижа образования,
Учащиеся принимают участие в районных олимпиадах по физике.
Внеклассная работа по предмету заключается в проведении занятий по астрофизике с использованием современных достижений в данной области с последующим созданием проектов.
Обязательный минимум знаний , который должны иметь все учащиеся по программе для решения задач , и различные возможности учащихся в восприятии учебного материала.
Потребности отдельных учащихся в углублении знаний по физике и необходимостью добиваться наличия обязательных знаний у всех одновременно.
Определение технологий , позволяющих при совместном обучении учащихся , с различными психолого – педагогическими особенностями формировать максимально возможные полные ,системные ,глубокие знания , умения и навыки по физике для решения физических задач с опорой на принцип природосообразности обучения ученика выявляет следующее
обязательный учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки всех учащихся класса в процессе обучения .
распределение материала урока в строгом соответствии с распределением работоспособности учащихся во времени .
опора на жизненный опыт обучающихся в сочетании с использованием в учебном процессе лабораторного и демонстрационного физического эксперимента , реализацией межпредметных связей .
выбор заданий в соответствии с природными возможностями учащихся.
проведение анализа урока до и после его проведения .
оптимальное сочетание контроля учителя с само и взаимооценкой детей.
Все это взаимо связано с основной целью образовательного учреждения в котором работаю.
Разный уровень образовательных потребностей обучающихся требует соблюдения принципов индивидуализации и дефференциации в обучении умениям и навыкам и в формировании основ теоретических знаний в области физической картины мира. Природосообразность в обучении предполагает личностную ориентацию учебно-воспитательного процесса.
В своей профессиональной деятельности следую заведённому для себя правилу – развивать и обучать каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей, создавая оптимальные или максимально эффективные для этого условия. Результаты предварительного тестирования служат исходным уровнем для оценки, контроля и прогноза индивидуальных показателей. Они определяют уровень подготовки и фиксируют личный «рост» каждого ребенка.
Специфика учебного предмета «физика» предусматривает использование различных технологий и форм организации учебной урочной деятельности. Соблюдение высокой моторной плотности требует вовлечения в активную практическую деятельность на уроке всех обучающихся. Этого удается достичь внедрением в практику современных педагогических технологий, элементы которых хорошо проверены временем и с большим успехом применялись многими педагогами. Для эффективного решения задач школьного физического воспитания, рационального распределения урочного времени пользуюсь элементами следующих технологий:
адаптивной системы обучения;
полного усвоения;
разноуровневого обучения;
исследовательского обучения;
модульного обучения;
игрового обучения;
дидактической игры.
За многие годы педагогического труда в школе, ставшей родной, с детьми сложились отношения на принципах взаимоуважения, доверия и ответственности за свои действия (поступки, поведение, уровень овладения ЗУН). В основе этого лежит сформированность навыков самостоятельных занятий индивидуально, в парах, группах, требование соблюдения правил техники безопасности, наличие навыков сознательной дисциплины.
Более 60% обучающихся имеют высокий уровень мотивации к учебной деятельности не только в плане самосовершенствования и достижения высоких достижений, но и в плане повышения образовательного уровня в области физики. Система индивидуальной работы способствует побуждению обучающихся к саморазвитию через создание пректов. Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать использовать новые знания; развитиекритического мышления.
Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся, направленная на становление личности ребенка через активные способы действия.
Различие в уровне образовательных потребностей обучающихся, выражающееся в разноуровневой учебной мотивации и побудило меня заняться данной проблемой. Решение её требует порой полярного подхода к обучению контингента разных групп обучающихся.
В обучении высокомотивированных детей успешно применяю метод опережающего обучения и метод обучения на повышенном уровне сложности. Эта группа работает по технологии исследовательского и модульного обучения. Для них подбирается наиболее сложный по содержанию учебный теоретический и практический учебный и дополнительный дидактический материал.
Кардинального подхода требует организация урочной деятельности с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию, то есть низкого уровня индивидуальных функциональных возможностей организма к восприятию современной физики. В своей практике использую технологию опережающего и развивающего обучения, модульное построение уроков. Учащиеся, самостоятельно выполняют задания, тесты, или исследования того или иного физического явления что приводит к прочному усвоению программного материала и позволяет оптимально, а значит, более эффективно распределить урочное время на различные виды индивидуальной и групповой деятельности. Каждому ребёнку помогаю преодолеть себя, ощутив радость успеха и личной победы, пусть даже на первых порах и небольшой, но очень значимой для него.
Результатом данного подхода к обучению является положительная динамика успеваемости по предмету. На итоговой государственной аттестации все учащиеся подтверждают годовые оценки, то есть, демонстрируют свое развитие, имеют хорошие теоретические знания. По глубокому убеждению, рассматриваю оценку, как фактор стимулирующий обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию. В практике очень часто использую приём самооценки и коллективной оценки ( с необходимым педагогическим комментарием при подведении итогов урока). Контрольное тестирование иногда проходит в «свободном» режиме. Учащимся даётся время для самостоятельных занятий, с целью улучшения индивидуальной отметки . Оценка результатов происходит в сравнении с предыдущими отметками. В итоге оценка играет определяющую роль в формировании учебной мотивации у занимающихся.
На общем фоне повышенной тревожности и агрессивности стараюсь избегать моментов, обостряющих отношения с детьми. группы чаще формируются с учётом пожеланий и взаимных симпатий учащихся с одновременным соблюдением условия равенства их сил и уровня подготовки. Чтобы иметь более полное представление о каждом ученике, устанавливаю тесный контакт с классными руководителями, сотрудничаю с учителями предметниками, посещаю уроки своих коллег, принимаю участие во внеклассных мероприятиях. Часто оказываю помощь в подготовке и проведении . Особое внимание уделяю «трудным» детям. Путём формирования их личной заинтересованности и потребности в самоутверждении через успешную сферу деятельности привлекаю этих ребят к посещению кружка, внеклассных мероприятий.
Поскольку педагогический стаж в родной школе равен 22 с половиной годам, моими учениками сейчас являются дети наших выпускников. Поэтому контакт с родителями очень тесный. Постоянно посещаю классные и школьные собрания, веду индивидуальную работу с родителями детей «группы риска» и имеющих ограниченные возможности. В каждом случае выявляются причины возникновения проблемы и находятся пути её решения. Большое внимание в работе с родителями отвожу вопросам профилизации детей. Веду большую просветительскую работу, на школьном родительском лектории – по теме «Влияние систематических самостоятельных занятий на развитие интеллектуальных способностей детей.».
С коллегами сложились тесные деловые отношения на основе сотрудничества и сотворчества, взаимоуважения и доверия, взаимовыручки и взаимопомощи.
Регулярно повышаю уровень квалификации, о чем имею удостоверения и свидетельства. При этом самообразование имеет приоритетное значение, так как помимо высокого уровня теоретической и методической подготовки, существует необходимая потребность в поддержании себя чем то новым, интересным, содержательным чтобы потом отдать детям.
В своей профессиональной деятельности самой глобальной проблемой считаю отсутствие культа УЧЕНИЯ и культа ОБУЧЕНИЯ в обществе, что выражается в недооценке значимости и роли образовательной среды в обучении и воспитании подастающего поколения. А также несоответствие материально-технической базы школы утвержденному Перечню нормативного учебного оборудования для образовательных учреждений России.
Передо мной как учителем, стоит очень важная проблема: за счет повышения
интереса к урокам физики повысить качество знаний у учащихся.
Отсюда вытекают перспективные задачи:
1.Заинтересовать детей изучению физики путем совершенствования методов решения задач с использованием ИКТ;
2.Развивать творческие способности учащихся в процессе подготовки к ЕГЭ;
3.Совершенствовать умения и навыки;
4.Уделять больше внимания самостоятельности в изучении нового материала, использовании его в процессе закрепления и применения на практике.
Результатом решения этих задач должно стать повышение качества знаний.
Модульная технология даст возможность усвоить каждым школьником стандарта образования и большого объема материала, научит самостоятельно решать задачи, поставленные педагогом.
Как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы. Учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности.
К положительным факторам проектной деятельности можно отнести:
повышение мотивации учащихся;
развитие способности к активной практической деятельности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процес.
Поэтому чтобы « озарить» учебный процесс педагогическим вдохновением , привести в него собственные мысли и чувства ,надо помнить о том , что физика – важный компонент культуры и мощное средство воспитания , что кроме хороших знаний по физике необходимо сформировать научное мировозрение и правильное мироощущение подрастающего человека ,его духовные потребности .

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ