Метафора проекта: «УЧИТЬ ДЕТЕЙ МЫСЛИТЬ»




ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

НАУЧНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В ШКОЛЕ 3 г. КИНГИСЕППА

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



Педагогический проект




Метафора проекта: «УЧИТЬ ДЕТЕЙ МЫСЛИТЬ»


Дай, Бог, чтоб милостию неба

Рассудок на Руси воскрес...

Он что-то, кажется, исчез.

А.С.Пушкин


ВВЕДЕНИЕ



Настоящий Проект направлен на исследование и реализацию проблемы воссоздания некогда известных в России научно-практических методов обучения школьников. Эти методы способны активизировать работу со ЗНАНИЕМ через разнообразную научно-исследовательскую практику и другие виды познавательной деятельности учащихся и учителей. Настало время понять, что ЗНАНИЯ, получаемые в современной общеобразовательной школе, должны быть только НАУЧНЫМИ. Других знаний в школе просто не может быть и потому дальнейшее отдаление средней школы от науки может оказаться роковым для будущих поколений.


Идея Проекта: привить учащимся потребность в самостоятельном добывании знаний путем овладения методами науки.


Проект инициирован:

педагогическим коллективом школы №3 на основе изучения общественного мнения;

комитетом по образованию МО «Кингисеппский район»;

Кингисеппским филиалом Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.


Ключевые слова Проекта:

  • инновационный процесс; школьная кафедра; методы науки в школе; мониторинг: профессиональная культура учителя; профильное обучение; научное образование; учитель-экспериментатор; учебно-исследовательская деятельность учащихся (УИДУ), язык науки.


Основная цель Проекта:


способствовать переходу школы №3 на качественно новую педагогическую систему образования, основанную на активном освоении методов науки, на формировании в школьном коллективе системы уважительного отношения к любому уровню интеллектуально-творческой деятельности учителей и учащихся.

Сопутствующие цели:

  • создание благоприятных педагогических условий для формирования у педагогов и учащихся мотивации к овладению научными методами познания;

  • создание в школе единого научного сообщества из числа учителей и учащихся, в котором постоянно формируются познавательные интересы;

- повышение профессионального уровня и педагогической культуры учителей школы.


Задачи Проекта:

- приступить к ознакомлению педагогического коллектива с принципами научного образования, встав на путь развития его научных методов;

  • пересмотреть планы организации и управления инновационными процессами в школе;

  • ввести в структуру школы такой новый ее элемент как школьная кафедра со всеми присущими ей функциями;

  • организовать мониторинг учебно-воспитательного процесса как средство управления образовательным пространством школы.

  • организовать в школе работу научного общества учащихся (НОУ) на основе самоуправления, имитирующего научно-исследовательский процесс со всеми присущими ему традиционными функциями;

  • пересмотреть школьную программу подготовки и повышения квалификации учителей-предметников с акцентом на целенаправленную работу с учащимися, склонными к исследовательской деятельности;

  • пересмотреть планы работы библиотеки с последующей ориентацией ее деятельности в рамках настоящего педагогического Проекта.


Локальные задачи Проекта:


- на базе методов научного образования начать расширение образовательной практики, включая и начальную школу;

  • организовать информационное сопровождение Проекта путем расширения круга чтения учителей, включив в него лучшую научно-педагогическую прессу, другие средства информационно-библиографического обслуживания педагогов школы;

  • обеспечить психолого-педагогического сопровождения Проекта на основе мониторинга во избежание дублирования функций или перегрузки педагогов и учащихся;

  • овладеть методикой социально-педагогической коррекции текущих локальных задач и обеспечить прогнозирование процесса перехода школы на новые приоритетные методы обучения;

  • привлечь к экспериментальной работе представителей высшей школы;

  • приступить к созданию педагогической модели учителя-экспериментатора.


Характеристика Проекта по типовым параметрам.


Данный Проект относится как к исследовательскому, так и к практико-ориентированному, поскольку в нем обозначены и теоретические проблемы, и практические цели, задачи, система научных методов, конкретные экспериментальные работы, априорные результаты.

Координация действий его участников носит гласный, открытый, коллективный характер.

По срокам проект продолжительный и многоэтапный.


Субъекты реализации Проекта:


Авторы Проекта:


Невская Галина Григорьевна – директор школы №3 г. Кингисеппа, главный организатор и администратор Проекта:

осуществляет общее организационно-административное руководство, координирует деятельность педагогического коллектива школы, несет ответственность за реализацию Проекта, как автор корректирует его возможные изменения по ходу работы.


Гуйван Юрий Петрович, - заместитель директора школы №3 по научно-методической работе, главный координатор Проекта.

Осуществляет научно-методическое руководство участников Проекта, организует учебно-методический контроль, отчетность, координирует и корректирует деятельность локальных координаторов, руководит мониторингом школы.

Научный руководитель Проекта:


Скитневский Владислав Оскарович,

кандидат педагогических наук, доцент, член-корр. Международной академии информатизации (МАИ):

осуществляет научное руководство Проектом, анализирует, консультирует участников, формулирует локальные цели, корректирует возможные изменения.


Локальные координаторы:


  • заместили директора;

  • социальный работник школы;

- учителя-предметники;

- научное общество учащихся (НОУ);

- группа экспертов ЛГУ им. А.С. Пушкина и ЛОИРО.


Функции локальных координаторов.

  1. Организационно-технические функции:

  • организация всех видов и форм консультационной помощи;

  • руководство дополнительным образованием;

  • связь с родительской общественностью;

  • организация интеллектуального досуга, проведения олимпиад, конференций, дискуссий и др.

2. Организационно-содержательные функции:

- организация рабочих групп проекта (учителей и учащихся);

  • обеспечение эффективности и полноценного участия в работе каждого члена НОУ согласно избранному профилю;

  • консультации и рекомендации при выборе тематики, направлений и разработке исследовательских заданий;


Организация, реализующая проект.


Средняя школа №3. Адрес: г. Кингисепп, ул. Б. Советская ……………………….. телефоны……………..


Сроки осуществления проекта: 01.09.2004г. – 01.09. 2006г


Часть первая. Методологическая

Предпосылки и обоснование

проблемной значимости

проекта.


Задача обучения заключается не в том,

чтобы сделать человека умнее,

но в том,

чтобы сделать его ум культурнее,

облагородить его прививкой ему

метода научного знания,

научить его ставить научно вопросы

и направить его на путь,

ведущий к их решению.


С.И. Гессен

Современная школа становится все более сложной педагогической системой. Ей приходится действовать в динамически развивающемся мире, тем более, когда реформы образования сменяют одна другую. Идея настоящего проекта родилась в связи с тем, что все чаще в обществе раздаются голоса в адрес общеобразовательной школы, основанные на беспокойстве о том, готовит ли сегодня российская школа смену для занятия НАУЧНЫМ творчеством. Складывается положение, при котором школа каким-то образом пытается «защититься» от науки, спрятаться от нее, не замечать ее. Свидетельством этому являются многочисленные факты, когда выпускники высшей школы не проявляют желания посвятить себя научному творчеству путем обучения в аспирантуре. Сегодня прикладные научные задачи становятся более привлекательными для молодых специалистов. И это можно понять с экономической точки зрения.

Между тем фундаментальная наука не нуждается в том, чтобы молодежь пополняла ее путем мобилизации. В фундаментальную науку человек приходит сам, в силу своей мотивации, соответствующих способностей и высокой гражданственности. Сегодня необходимо изменить отношение к науке, к ученым, и делать это надо еще в общеобразовательной школе, начиная с младших классов.

Сегодня имеют место справедливые нарекания и к самому обществу, которое пока не сделало общеобразовательной школе социального заказа. Оно пока не объяснило учителям – какой человек нужен России. Пока ни в одном официальном документе нет установки на подготовку учащихся с таким типом аналитического мышления, которым обладают люди, посвящающие себя фундаментальной науке. Сегодня наука нуждается в пополнении, воспитанном со школьной скамьи уважительно относиться к отечественным научным традициям, а не к заманчивым финансовым потокам. Надеяться только на университетских отличников становится для науки рискованным предприятием.

Вот почем идея соединения традиционного школьного обучения с фундаментальными элементами педагогики высшей школы, а точнее, внедрение в школьные педагогические технологии научных методов обучения - легла в основу новой мотивации деятельности школьного коллектива.

Все это было учтено педагогическим коллективом школы №3 при определении приоритетных направлений ее работы в предстоящий период. Есть все основания обратиться к так называемому научному образованию, чаще известного как умственное, интеллектуальное. Это суть одного и того же. Научное образование стоит в одном ряду с такими, как художественное, техническое, педагогическое, военное и другие с той разницей, что мы не можем говорить, что такой-то ученый получил именно научное образование. Вероятнее всего он, в силу своих способностей, приучил себя заниматься творческой научно-исследовательской работой, стал профессиональным исследователем, в то время как школьник пока еще только ориентируется (если ему повезло с учителем) в окружающей действительности и пытается ответить на ряд сложных вопросов, интересующих его уже давно.

Необходимо иметь в виду, что научное образование в школе никак не может охватывать только умственные способности ребенка. Оно осуществляется в общей системе образования, и наряду с нравственным, формирует человека в целом, поскольку умственный труд ребенка требует от него очень большого напряжения и воли, порыва фантазии, энтузиазма, и даже определенных навыков физического развития. Одним словом, ум сам по себе не может стать единственным материалом научного образования.

Путь знания и истины ребенка проходит через развитие его сознания, а последнее, как отмечал в свое время известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, происходит на основе разрешения многочисленных познавательных проблем. Поэтому не случайно в проблемном обучении главную роль всегда играет учебно-познавательная задача, вызывающая у школьника стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. Следовательно, самостоятельный поиск способов и путей решения задачи, есть не что иное, как поиск Метода. А это и есть путь к овладению Методом небольших школьных, а затем и сложных научных задач. Научное образование в школе направлено на овладение методом науки.

Известный отечественный философ Э.В. Ильенков писал так: «Не будучи в силах действительно усвоить определенные знания, т.е. индивидуально воспроизвести их, индивидуально повторить в кратком очерке историю их рождения, ребенок вынужден их "зазубривать", "задалбливать" - бессмысленно заучивать. При этой педагогике и получается, что у него в ходе усвоения знаний формируется так называемая "произвольная память", но не формируется ум, мышление, способность суждения... Та самая способность, которая когда-то все эти знания на свет произвела».

Педагогический опыт прошлых лет в наши дни становится основанием для некоторого переосмысления форм и методов работы в этом аспекте школьного образования. Социально-политическая перестройка общества, связанная с распадом бывшего СССР, переход к социально-экономическим отношениям сильно изменили общественное сознание людей. Многое изменилось и в социально-психологическом портрете российского общества.

Вопросительное отношение к жизни есть обязательный атрибут сознательного человека. Интерес к окружающей жизни, причастность к решению конкретных жизненных задач со школьной скамьи детерминирует целую гамму чувств молодого человека, стоящего на пороге личностного самосовершенствования, на пороге выбора профессии. Собственное, самостоятельное искание смысла жизни путем сопричастности к науке помогает школьнику своевременно представить, осознать и правильно понять проблемы окружающей его действительности.

В Проекте предусмотрены задачи, решение которых должно обеспечить быстрейшее приобщение школьника к исследовательской деятельности. Есть все основания предполагать, что возрождение российской культуры будет прирастать интеллектом талантливых детей, воспитанных в школах с хорошо поставленным научным образованием. Школа должна сделать все возможное, чтобы реализовать способности талантливых детей не только на благо их полноценной личной жизни, но и во имя создания нового российского гражданского общества.

Сегодня школьные педагоги продолжают оставаться в сложной ситуации социально-экономического характера. Из школы ушли далеко не худшие учителя, способные вести обучение на высоком профессиональном уровне, владеющие методологией и методикой педагогического общения. Между тем, не все учителя обладают высокой профессиональной культурой и потому не имеют средства выработки собственного научного отношения к преподаваемому предмету. Произошло отделение фактологического учебного материала от  его научной основы. Сами знания, оторванные от метода науки, постепенно стали терять смысл. В школе они догматизируются, «застывают», становятся механической суммой ретранслируемых положений и установок.

В этой связи в педагогическом коллективе школы №3 уже наметились тенденции к оптимизации развивающегося обучения, к поиску новых форм интеллектуального развития учащихся. Процесс формирования основ научного мировоззрения стал осуществляться планомерно, на основе творческого содружества с учеными вузов, с кафедрой акмеологии и психологии ЛОИРО, (кандидатом педагогических наук, доцентом этой кафедры Корчугановой Ирины Павловны).

В коллективе школы №3 за многие годы сложилась традиционная для многолетнего педагогического опыта структура специалистов, в которой можно выделить несколько групп учителей: группу высокого педагогического мастерства, группу активного совершенствования мастерства и группу, члены которой находятся в поле адаптации к мастерству наставников. Группа учителей с высоким уровнем педагогического мастерства составляет костяк коллектива, сохраняет интерес к инновациям, во всех отношениях всегда может стать объектом изучения и обобщения передового опыта. В той или иной мере представители этой группы учителей тяготеют, по мере возможности, к научно-исследовательской деятельности. Многие из них имеют публикации, готовятся и сдают экзамены кандидатского минимума, выступают с докладами на научно-практических конференциях, участвуют в психолого-педагогических экспериментах.)

Замечательный наш отечественный философ педагогики С.И. Гессен (1887-1955) призывал учителей не допускать того, чтобы учащиеся просто заучивали готовые выводы науки, но могли бы получать возможность с помощью учителя заглянуть в те приемы и способы научной работы, которые привели ученых к установлению ими научных положений. Учитель, считал он, должен открывать учащимся глаза на всю трудность и сложность научной работы. «Задача учителя, преподающего систематический курс, – писал С.И. Гессен, - должна бы вообще состоять в том, чтобы не скрывать от учеников не разрешенных наукой проблем, но обращать их внимание на те вопросы, которые еще только являются предметом научного исследования»(С.306.).

В этой связи начальной этап работы по Проекту можно представить в виде следующей системы действий.

Предполагаемая схема

начальной работы по Проекту


Возможные этапы и содержание работы.


Первый этап.

Формирование рабочих групп и создание рабочей документации:

  • подготовка ряда «Положений» и приказов в рамках Проекта;

  • изучение и анализ текста Проекта;

  • беседы руководителей Проекта с его участниками;

  • организация информационного обеспечения Проекта;

  • создание рабочих групп;

  • создание школьной кафедры.

Второй этап.

Освоение методологической и методической основы Проекта.


  • организация лекций и семинаров с участниками Проекта;

  • изучение встречных (локальных) проектов, выдвинутых педагогами школы в рамках настоящего Проекта.

Третий этап


Дифференцированное распределение учащихся и рабочих групп:


- изучение научного потенциала школы;

  • подготовка групп учащихся по их умениям, развитию, склонностям к творческой учебно-исследовательской работе;

  • подготовка психологом и социальным работником школы условий для опроса, тестирования, коррекции учащихся;

  • разработка планов работы учителей в рамках Проекта.



Четвертый этап.


Творческая учебно-исследовательская деятельность (УИД) детей:

  • начало работы научного общества учащихся (НОУ);

  • организация совместной творческой деятельности учителей и учащихся в начальных и средних классах;

  • организация собственных индивидуальных проектов учителей и начало внедрения индивидуальных учебных планов для учащихся, склонных к исследовательской деятельности.


Пятый этап.

Творческая лаборатория учителя-экспериментатора:

  • определение основных направлений экспериментальной работы педагогов школы;

  • организация научно-педагогических семинаров;

  • активизация работы школьных кафедр как научно-методических объединений.


Часть вторая. Содержательная.



Основные этапы и содержание проекта.


«Ступени научного образования

различаются между собою

не количеством предлагаемой ученикам

суммы сведений,

а качеством проработки ими

положенных в основу обучения материала»

С.И. Гессен.



Первый этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.

( сентябрь- декабрь 2004г.)


  1. Подготовка нормативной документации,

организационных вопросов,

разъяснительной работы в коллективе.

    1. Создание школьных кафедр.

«Если нормальный человек ни в одном предмете не достиг успехов, если у него нет любимого предмета, значит школа не настоящая.

В.А. Сухомлинский

Для подготовки всех нормативных актов, системы инновационных проектов, консультационной работы в коллективе необходима школьная кафедра. Необходимость внедрения в структуру школьного управления такого нового для нее элемента становится велением времени. Школьная кафедра, созданная по типу вузовского учебно-научного коллектива, может взять на себя не только УИДУ, но и научно-исследовательскую деятельность учителей (НИДУ). В проекте заложена задача по созданию системы функциональных обязанностей такой кафедры, которые бы предусматривали:

- координацию интеллектуально-творческой работы учителей и учащихся;

- организацию педагогического мониторинга всего учебно-воспитательного процесса школы;

- корректирование работы по адаптации уже имеющегося в школе опыта руководства инновационными процессами;

- активизация связи с вузами и с ЛОИРО;

- создание психолого-педагогические системы сопровождения творческой научно-исследовательской учащихся старшей школы;

- координация работы школьного научного общества учащихся (НОУ) и др.

С появлением таких кафедр можно ожидать реальное повышение наукоемкости не только педагогического управления школой, но непосредственно содержания и форм учебно-воспитательного процесса. Именно на школьных кафедрах получили бы реальное воплощение в жизнь такие сложные для педагогов функции как:

- приобщение учащихся к основам наук, изучаемых ими в процессе профильного обучения;

- разработка для учащихся проблематики и тематических планов их учебно-исследовательских работ;

-личное ознакомление с методами научного исследования, в том числе с организацией и методикой психолого-педагогического эксперимента в классе;

- применять методы прогнозирования, диагностики, проектирования в своей собственной педагогической системе.

Таким образом, введение школьных кафедр дает право на хорошо спланированный эксперимент. Внедренная в общую систему школьного управления, кафедра может проявить себя как активный субъект высокопрофессиональной педагогической деятельности. В проекте предусмотрена работа, направленная на процесс активизации научно-творческой деятельности педагогов школы и на этой же основе на приобщение старшеклассников к основам научно-исследовательской деятельности. В то же время в проекте учитывается обстоятельство, при котором существующий опыт школы №3 по активизации исследовательской деятельности учащихся долгое время не позволял реализовать планы в полной мере. Причин для этого много и с некоторыми из них возможны столкновения уже в ходе реализации Проекта. К таким причинам мы относим:

  • несовершенность нормативной базы школы, которая в первую очередь сковывает реализацию Проекта в области финансово-хозяйственной деятельности. Отсутствие финансового сопровождения Проекта собственными силами уже в зародыше ставит под сомнение выполнение ряда задач, требующих дополнительных материальных затрат.

  • существующий низкий уровень финансирования педагогической деятельности лишает оптимизма стимулировать наукоемкие формы дополнительного труда учителей-экспериментаторов, осуществлять, типичное для рыночной экономики, прорывы и лучшие достижения учителей-новаторов;

  • отсутствие положения об учителе-экспериментаторе с учетом материального стимулирования его достижений;

  • неготовность большинства педагогов к инновационной деятельности по новым педагогическим технологиям, в том числе работе по управлению УИДУ;

  • отсутствие в самом Проекте проблемных задач, связанных с возможностью собственными силами оценивать конечный результат критериями не только морального содержания;

  • неоправданная ориентация педагогических технологий на усредненность, т.е. на «среднего ученика», на «поточный метод», в то время как развитие способного ребенка остается вне методического сопровождения и др.



Подготовка

«Положения о школьных кафедрах».


Данная работа проводится на основе идеи интеграции общеобразовательной школы с профессиональной высшей школой.

При подготовке «Положения о школьных кафедрах» необходимо учесть принцип единства методологического, методического, социального и психологического аспектов деятельности этого нового для школы звена педагогической системы. Особенно важно учесть методологический аспект, который играет решающую роль в системной организации педагогического процесса, в характере его управления, в выстраивании приемов интеграции различных видов деятельности обучения и воспитания.

Школьная кафедра должна отличатся строгой методологической определенностью, четкой детерминированностью создания предпосылок для изменения тех или иных методов работы учителей. Школьная кафедра обязана быть выше методической секции или другого предметного объединения, поскольку ей предстоит внедрять научные методы, связанные с моделированием, прогнозированием, коррекцией, проектированием учебно-воспитательного процесса.

Не менее важен и социальный аспект кафедры, деятельность которой должна осуществляться открыто, доступно для понимания каждого работника школы ( в том числе и для ряда учащихся). Ориентация кафедры на открытость придаст ей наибольший уровень доверительного отношения к ней, придаст уверенность в достижении своего личного и коллективного успеха.

Является для педагогического коллектива новой социальной единицей, кафедра в самое ближайшее время должна зарекомендовать себя одним из ведущих субъектов научно-исследовательской и методической деятельности в школе. Наряду с традиционными школьными идеями кафедра должна инициировать такие способы научного образования, которые строятся на основе единства собственной исследовательской деятельности и преподавания учебной дисциплины. Члены кафедры обязаны всемерно способствовать активизации экспериментальной работы, воспитывать в школьном коллективе уважение к науке, формировать новый тип личности учителя-исследователя, помогать деятельности учителей-экспериментаторов.

Очень важным является демонстрация кафедрой своих научных достижений, которые могут быть представлены в виде докладов на заседаниях кафедры, на региональных и местных научных конференциях.

Не менее важен для школьной кафедры и психологический аспект.

Адаптация учителей к этому новому подразделению школы - исключительно важный момент в жизни педагогического коллектива. Для полноценной и эффективной ее работы могут быть использованы как формы договорных отношений с ближайшими вузами, так и внутренние резервы из числа наиболее компетентных, опытных учителей, обладающих организаторскими способностями, даром научно-исследовательского поиска. У современной школы сегодня нет выхода кроме интеграции с вузовской педагогической системой, кроме возрождения подлинно научного образования, традиционно имевшего место в российской отечественной общеобразовательной школе.

Количество кафедр определит само время. Однако в Проекте есть все основания предвидеть примерно следующие кафедры:

На первом этапе:

1.Кафедра прогнозирования и проектирования образования в

школе.


На втором этапе:

1.Кафедра инновационных процессов школьной дидактики.

2.Кафедра воспитания и социальной работы в школе.

3.Кафедра информатизации педагогического процесса.

4.Кафедра русской и иностранной филологии.

На первом этапе достаточно открытия одной кафедры – «Кафедры прогнозирования и проектирования образования в школе». По мере отработки основных ее функций, вхождения в структуру управления учебно-воспитательным процессом и взаимодействия с педагогическим коллективом данная кафедра может представить на педагогический совет предложения по открытию других кафедр, предварительно подготовив для этого научно-исследовательское поле.


1.2 Информатизация учебного процесса в школе.


      1. Организация образовательного мониторинга

как средства управления

научным образованием в школе


Образовательный мониторинг представляет собой систему сбора, хранения, обработки, анализа, хранения информации о деятельности педагогической системы школы. Он необходим для непрерывного отслеживания ее состояния, для корректировки и прогнозирования. Объектом наблюдения является учащийся и то, какое воздействие на него производит процесс внедрения научных методов обучения. С помощью мониторинга анализируется и оценивается деятельность всех подразделений школы.

Мониторинг должен способствовать расширению эмпирической базы для анализа достижений учащихся, их личностного развития, характера приобщения к учебно-исследовательской работе.


Учебный мониторинг. Под учебным мониторингом мы понимаем процесс сбора, хранения и систематического анализа результатов усвоения учащимися учебных курсов, отдельных их разделов, элементов, а также результатов выполнения учебных тестов.

Цель учебного мониторинга – в обеспечении оперативной и достоверной информации на персональный компьютер директора школы для принятия им любого управленческого решения. Мониторинг должен обеспечивать данные по реализации учебных планов, программ.

Настоящий Проект предусматривает, прежде всего, создание мониторинга образовательной деятельности в школе. В этой связи необходимы данные об уровне мастерства педагогических кадров, о результатах итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся, об участии обучающихся в предметных олимпиадах, о динамике контрольных срезовых работ.

Мониторинг должен обеспечить данными:

1. по отдельно взятому ученику (абсолютные и относительные показатели);

  1. по классам (абсолютные и относительные показатели);

  2. по учителям-предметникам (методическая и научно-исследовательская работа).

В этой связи необходимо разработать четкий алгоритм формирования мониторинга на основе существующего учебного плана и его соответствия государственному стандарту.


1.3 Оптимизация работы школьной

библиотеки как информационного центра


«Книги – корабли мысли,

странствующие по волнам времени,

и бережно несущие

свой драгоценный груз

от поколения к поколению»

Фрэнсис БЭКОН



Школьная библиотека, являясь структурным подразделением общеобразовательной школы, призвана организовывать библиотечное и информационное обслуживание учащихся и учителей. В этой связи основными функциями школьной библиотеки Проект определяет следующие:


  • информационная поддержка учебного процесса на базе осуществляемой школой реформирования педагогической системы, в данном случае – оптимизации системы научного образования школьников;

  • создание «Библиотечного мониторинга», обеспечивающего оперативный анализ состояния книжного фонда, состава читателей, критерии и показатели чтения по персонально каждому читателю, как школьника, так и учителя;

  • предоставление расширенного репертуара справочных, научно-популярных и периодических изданий;

  • ведение полного справочно-билиографического аппарата (каталоги, тематические картотеки на книжный фонд и другие носители информации, рекомендательные списки, роспись периодики);

  • регулярное проведение тематических и информационных обзоров литературы и периодики;

  • развитие у читателей информационной грамотности (не путать с уроками информатики!).


В целях активизации научно-познавательных интересов библиотека должна участвовать в развитии (как минимум) информационной грамотности хотя бы на уровне основ библиотечно-библиографических знаний.


2 этап. Конструктивный

( январь – август 2005г.)


ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ


2.1 Повышение квалификации

педагогических кадров

как фактор наращивания

интеллектуального потенциала школы



Задача обучения –

овладение методом науки.

С.И. Гессен


« … не преподносить истину, а научить ее находить», 

А. Дистервег,


В данном проекте профессионализм учителя рассматривается как специфическая его характеристика, включающая совокупность фундаментальных знаний, обобщенных умений и педагогических способностей. Особое внимание уделяется личностным качествам и мастерству учителя, в том числе факт стремления к постоянному самосовершенствованию.

Организация работы по совершенствованию научно-исследовательских аспектов педагогической деятельности учителей должна:

  • обеспечить ценностно-ориентированное единство в педагогическом коллективе;

  •   сформировать единый подход к обеспечению освоения учителями-предметниками методов науки путем проведения методологических семинаров, прослушивания лекций специалистов из высших учебных заведений;

- создать индивидуальную систему саморазвития и самообразования каждого педагога, способствующую формированию творческой личности учителя;

- установить тесное сотрудничество с ЛОИРО, с ВУЗами, научными учреждениями, организовать проведение ими фундаментальных и проблемных курсов для педагогического коллектива.


Подготовка

«Положения об учителе-экспериментаторе»


Проект предусматривает в первую очередь создание новой модели профессии учителя-экспериментатора, руководителя научно-исследовательской деятельностью учащегося по своему предмету обучения. Такая модель может складываться, с одной стороны, из высокого профессионализма личности учителя в совокупности с владением психолого-педагогическими методиками работы со школьниками, с другой – как ученого, субъекта личной творческой деятельности в этой области знания. Проект предусматривает возможные факты изменения в самой системе отношений учителей к инновационным процессам, основанные на их личностных переживаниях своего социального статуса, материального положения, состояния здоровья, возраста, других вполне обоснованных причин, формирующих мотивацию своего самосовершенствования.

Работа по разработке Положения «Об учителе-экспериментаторе» должна приобрести коллективный характер. Предварительно на кафедре должен быть разработан проект «Положение об учителе-экспериментаторе школы №3», который берется за основу при обсуждении его на педагогическом совете.

Что необходимо иметь в виду при составлении такого документа?

В «Положении» должно быть отмечено, что в педагогической деятельности всегда есть место учительскому творчеству. Это творчество направлено на создание человека с оригинальной личностью. Каждый из учеников, в конечном счете, может стать с помощью учителя уникальной, неповторимой личностью, какой никогда не было. В этом процессе в месте с педагогом участвует и сам ученик, его родители, и много других людей. Однако учителю, как профессионалу, отводится в этой работе особая роль.

В этой связи в Положении должно быть определено то обстоятельство, при котором учитель-экспериментатор трудится над открытием чего-то нового, т.е. того, что раньше в школе не существовало, и о чем никто не знал. Это новое учитель экспериментатор должен найти в процессе проведенного им эксперимента. Найденное учителем в ходе эксперимента должно быть действительно НОВЫМ. Оно должно быть найдено в результате его творческой, подвижнической работы. Учитель-экспериментатор обязан хорошо формулировать искомую ПРОБЛЕМУ, трансформировать ее в творческую педагогическую задачу.

В Положении должны получить отражения правовые нормы учителя-экспериментатора, нормы материального поощрения его работы, а также вопросы о его статусе в коллективе.

Звание экспериментатора присваивается в том случае, когда выполнение экспериментальной задачи признается в коллективе как действительная инновация, которая характеризуется совершенно новыми признаками и не является результатом механического переноса уже известного в практике школы. Учитель-экспериментатор должен показать наличие положительного педагогического эффекта или роста эффективности.

Таким образом, в Положении необходимо разработать шкалу оценки труда учителя-экспериментатора и определить его статус в коллективе.


2,2 Фундаментализация учебного процесса

как фактор углубления системного

освоения научно-теоретических знаний.


В научном образовании

речь будет идти о воспитании

человека в целом, а не одной

только его умственной способности.

С.И. Гессен


Общие представления фундаментализации учебного процесса.

Под фундаментализацией мы понимаем работу педагогического коллектива школы по усилению взаимосвязи теоретической и практической подготовки учащихся к современной деятельности.

В данном Проекте особо проводится мысль о том, что метод научного образования – это очень обширная образовательная практика. Сам термин «научное образование» не является какой-то новой образовательной категорией и потому считается довольно ретроспективным. Этот факт можно подтвердить рядом работ таких известных основоположников русской педагогической мысли как Н.И.Пирогов, Д.К.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.И.Гессен и другие.

Как справедливо отмечал в свое время С.И. Гессен, «метод научного знания нельзя усвоить в школьном классе или по учебнику в отрыве от самой науки. Овладеть методом науки – это значить применить этот метод к решению проблем, но… только опытного знания. Школьник с помощью учителя-предметника должен быть, как бы, погружен в «глубину» научного опыта. В этой связи следует отказаться от традиционных упражнений над мертвым, закарузлым материалом, когда-то открытого и давно известного факта из учебника, кочующего из одного издания в другое. Сегодня необходимо задавать ученику не параграф, не главу учебника, а…направление в науке, следуя которому он должен сам определить для себя, где искать и что читать дальше кроме учебника, если это ему, конечно, интересно. Ученик в системе научного образования должен сам открывать для себя истину, а не зазубривать бездумно давно известные выводы автора учебника, или того учителя-предметника». (С.232)

Владение учащимися методом научного знания означает умение применять его к решению самых разнообразных проблем, приходить самостоятельно к новому значении и (если повезет!) самому научиться расширять сферу своего знания об изучаемом предмете путем собственного исследования.

Сегодня учитель должен научиться устанавливать факт – овладел ли его ученик научным мышлением. Для этого учителю придется наблюдать довольно продолжительное время за научной, исследовательской активностью ученика. Учителю следует акцентировать свое внимание за тем, как учащийся пользуется методом научной мысли, как он ставит вопрос, как находит альтернативные вопросы предлагаемым ему учителем, как сам решает эти вопросы, как умеет обосновать свои решения, как использует найденное решение для постановки новых вопросов.

В процессе фундаментализации знаний учитель должен формировать у своих питомцах вопросительное отношение к жизни и сам демонстрировать его во время проведения занятий.

Конкретно УИД учащихся профильных классов и научно-исследовательскую работу учителей-предметников можно планировать, исходя из следующих направлений:1. Включение раздела “Учебно-исследовательская деятельность учащихся» в планы научно-методической работы учителя.

2. Организация творческих отчетов учителей, работающих с одаренными детьми.

3. Оказание научно-методической и психологической помощи учителям, работающим с учащимися в профильных классах.

4. Подготовка и проведение научно-практических конференций по проблемам творческой и учебно-исследовательской деятельности.

5. Разработка проектов школьных олимпиад, программ конференций.

  1. Подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию учебно-исследовательской деятельности учащихся.

7. Обобщение и систематизация материалов по результатам учебно-исследовательской работы учащихся (УИРУ).

8. Теоретические семинары по проблемам современных педагогических исследований.

9. Активизация творческих авторских разработок учителей-исследователей;

10. Обсуждение проблем исследования на заседаниях школьной кафедры, в проблемных группах;

11. Индивидуальные консультации ученых и методистов;

12.Подготовка и проведение научно-практических конференций;

13. Подготовка материалов исследований к печати и т.д.




2.3 Инновационная деятельность

по организации и управлению

процессом научного образования учащихся



«Хотите, чтобы человек стал личностью?

Тогда поставьте его с самого начала – с детства, -

в такие взаимоотношения с другим человеком

(со всеми другими людьми),

внутри которых он не только мог бы,

но и вынужден был стать личностью.

Сумейте организовать весь строй его взаимоотношений

с людьми так, чтобы он сумел делать все то,

что делают они, но только лучше».

Э.В. Ильенков


В Проекте акцентируется внимание педагогов на такой психологический феномене как познавательная деятельность. Именно она, являясь динамической системой взаимодействия субъекта с миром, в условия школы становится приоритетным основанием для продуктивного влияния на организацию обучения, учения, воспитания, всего образования в целом.

В Проекте особый упор делается на организацию инновационной деятельности учителей, на активизацию совместной с учениками работы по освоению научного метода. Особенно важно проектировать и планировать такие задачи, в которых учитель использует активные и самостоятельные действия своих учеников для обогащения процесса обучения, для трансформации творческого порыва учеников в их поисковую, творческую исследовательскую деятельность.

Речь идет о целенаправленном взаимодействии учителя со школьником, сущность которого состоит в педагогической поддержке личностного самосовершенствования ученика. Как отмечали Р.Бернс и К. Рождерс, учитель и ученик должны идти РЯДОМ. В этой связи вырисовываются следующие внутренние факторы, характерные для психики учителя и ученика:

- развитие позитивной Я-концпеции;

- обогащение и углубление знаний школьника о сущности такого поведения учителя, который не старается забегать вперед со своим опытом и интеллектом, а делает вид, что идет все время рядом, помогая школьнику САМОМУ укреплять СВОЮ манеру познания мира;

- собственная познавательная активность школьника, реализуемая в саморазвитии;

- фактор личностного смысла, как учителя так и ученика;

- субъективный опыт личности.

«Я-концепция» есть складывающаяся совокупность представлений личности о самом себе. В этой связи ученику необходимо стремиться не столько к поиску заданной информации на завтрашний урок (ее легко за минуту получить и в Интернете), а к постижению и пониманию, как основным способам овладения истинного ЗНАНИЯ.

Ответ на любой вопрос учителя – это всего лишь информация, найденная учеником самым современным способом. Такая информация где-то была, и ее ученик сумел найти. И это тоже хорошо. Но теперь надо стремиться к большему, чем найти ответ на вопрос. Методы научного образования позволяют ребенку с малых лет искать и находить смыслобразование. Именно. не находить в многочисленных «Решебниках по математике, физике, химии и т.д.» готовые ответы, а самому НАХОДИТЬ ПУТЬ к ним, научиться ДОГАДЫВАТЬСЯ.

Задача учителя – научить ребенка в школе способам СМЫСЛОПОРОЖДЕНИЯ, способам СМЫСЛОПРОЧТЕНИЯ в текстах, а не тянуться к готовым рецептам понимания предмета, как его представляет и понимает сам учитель.

Учащийся должен быть не только ОБЪЕКТОМ педагогических устремлений учителя. Учащийся может «на равных» с учителем идти и в качестве субъекта педагогической практики, для этого учителю надо только изменить свое субъективное положение в педагогической системе. Речь идет о замене существующей системы «ЗНАНИЕ- УЧИТЕЛЬ_УЧЕНИК» на новую, которая включает в дополнительный элемент и должна представляться так: «ЗНАНИЕ- УЧИТЕЛЬ- НАСТАВНИК- УЧЕНИК». Такая схема педагогического взаимодействия порождает новую процедурность урока, помогая уйти от «развлекательных форм обучения» со всеми ее театральными методиками, и повернуть на путь формирования новых познавательных установок.

Такая работа могла бы осуществляться последовательно по таким направлениям:

- формирование новых познавательных установок на создание модели совместного построения «живого знания», добываемого, но не полученного от учителя без особых на то усилий;

- наполнение сознания учащихся определенным смыслом в результате совместной учебно-исследовательской практики;

- формировать у учащихся мотивацию необходимости усвоения научных методов познания мира, привить у них уважительное отношение к научно-исследовательскому труду, к личности ученого;

- создать в педагогическом коллективе понимание педагогического акта, как акт СОПРОВОЖДЕНИЯ младшего старшим, со всей присущей ему системой взаимоотношений;

- формирование самоопределения, принятие традиционных ценностей той или иной профессии;

- формирование ближайшего социального окружения в рамках предметного содержания профессии, «зоны ближайшего развития» на основе общения с профессионалами и учеными;

- активизация внешних и внутренних диалогов по проблемам какой-то профессии, развитие синхронного протекания учебных и исследовательских процессов;

- формирование мотивации, целевых установок для выбора профессии;

- оказание помощи в осознании собственной причастности к нормам, к целостной структуре профессиональной деятельности.

В зависимости от того, что является смыслом жизни учащегося, строится и его будущая профессиональная деятельность. Здесь личностный смысл становится движущей силой развития творческой деятельности как учителя, так и ученика.


2,4 «ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА»


Путь знания и истины не есть путь одного только ума.

Этот труд требует упорного напряжения воли,

прорыва фантазии, энтузиазма,

он предлагает даже определенные навыки тела –

одним словом весь человек в целом,

а не только один его, в отдельности

никогда, впрочем, не существующий,

ум должен быть материалом научного образования.

С.И. Гессен



Педагогику сотрудничества все чаще связывают с таким понятием как фасилитация. ФАСИЛИТАЦИЯ – это такой тип педагогического взаимодействия, при котором главной целью деятельности педагога становится создание благоприятных условий для саморазвития школьника. Суть этих условий заключается в создании таких взаимоотношений с учителем, в котором ребенка не формируют, не заорганизовывают его, а просто предлагают быть самим собой путем выявления в нем «самости», обращенности на самого себя. Такая система взаимоотношений предполагает совместный личностный рост Учителя и Учащегося, их совместное личностное развитие.

Это факт был отработан и экспериментально проверен в личной педагогической практике известным педагогом-фасилитатором К. Роджерсом. «Если я могу создать определенный тип отношений с другим человеком, - писал он, - то он обнаружит в себе способности использовать эти отношения для своего развития, что вызовет изменение и развитие его личности. …Чем более я принимаю другого человека, чем более он мне нравится, тем более я сам способен создать отношения, которые он может использовать. Под принятием я понимаю теплое расположение к нему как человеку, имеющему безусловную ценность, независимо от его состояния, поведения или чувств… Это принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека создает для него теплоту и безопасность в отношениях с вами, а защищенность, проистекающая от любви и уважения, мне кажется, является очень важной частью помогающих отношений. (С.75-76)

Путь к фасилитирующему (помогающему) общению – это организация целенаправленного взаимодействия с учащимся, сущность которого состоит в педагогической поддержке личностного совершенствования школьника. Такая педагогика сотрудничества представляет собой обширный пласт гуманистических идей и педагогических технологий, в котором необходимо особо выделить для освоения и применения:

  • идеи на осуществление нетрадиционных пока форм обучения и воспитания межличностных отношений между учителем-творцом и его учениками.

  • идеи, связанные с нетрадиционным подходом к обучению, воспитанию и развития ребенка-творца.

Необходимо отказаться от упрощенного понимания «творчества» в обучении, от понимания его как явления нетрадиционное, необычное. Необходимо привыкать к тому, что творческое поведение учащегося должно быть нормой, что творческое мышление школьника – это тоже норма, к которой необходимо стремиться.

При проектировании обучающих программ очень важно учитывать то, что обучение творческому поведению учащихся, их творческому подходу к освоению знаний не должно сводиться к созданию у субъекта соответствующей установки. Дело во много раз сложнее. Обучение творчеству реализуется не сразу, а поэтапно:

  • сначала обеспечивается демонстрация творческого поведения (личного опыта) самого учителя;

  • затем осуществляется формирование творческого подхода учащихся к изучению предмета (это реализуется путем специально подготовленного цикла уроков, рассчитанных на сотрудничество с учениками);

  • наконец наступает момент, когда становится возможным выработать творческий подход к решению мыслительных задач, позволяющих учителю контролировать, корректировать, процесс мышления учащихся, углубить его сильнее, расширив рефлексию.

  • вся данная работа осуществляется в системе «субъект – субъект», а уровень ее профессионализма зависит здесь от компетенции учителя, от степени развития его профессионально-педагогического мышления.


2.5 МЕТОД ПРОЕКТОВ


«Развитой ум – это не просто сильный ум,

это ум научно образованный,

воспринявший в себя научную культуру,

умеющий подчинить произвол своего

мышления

объективным требованиям метода»

С.И. Гессен



Суть метода проекта в том, чтобы стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развивать критическое мышление.

Метод проектов настраивает ребят на творческое сотрудничество с учителем, который может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Требования, которые предъявляются при использовании данного метода научного образования сводятся обычно к следующим:

  • наличие значимой проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения;

  • самостоятельной деятельности учащихся;

  • хорошего структурирования содержательной части проекта;

  • использование исследовательских методов, предусматривающих конкретную исследовательскую работу;

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

  • выдвижения гипотез и их решения;

  • обсуждения методов исследования и способов оформления конечных результатов;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

2.6 Индивидуализация

научного образования

В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учитывать в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида и постепенный отказ от унификации личности в сфере образования. Невозможность воспитания и обучения будущего творца на общем "образовательном конвейере" все более осознается и заставляет искать новые образовательные модели, отвечающие данной задаче. Особую остроту эта проблема приобретает при организации индивидуализации обучения. Речь идет о утверждении личности как в ее собственных глазах, так и в различных кругах общественности.

Как отмечает А.О.Карпов: «Утверждение личности – это то, что содержит в себе любая замкнутая система образования. Только через утверждение своей личности индивидуальность способна отделиться от поглощающего его ОБЩЕГО, почувствовать себя как ОСОБЕННОЕ».


Работа со способными учащимися

по индивидуальным планам.


Большое значение в развитии и совершенствовании научного образования в школе имеет организация работы по внедрению индивидуальных учебных планов и программ для особо талантливых исследователей из числа учащихся. Такие планы требуют дифференцированного подхода к их составлению. Но самое главное требование – это их уплотненность и ускоренность реализации учебной программы.

Вместе с этим особое внимание следует обратить на само понятие способность. Все дело тут в условиях, внутри которых развивается школьник. В одних условиях он обретает способность самостоятельно мыслить, а в других условиях эта способность остается недоразвитой или развитой до уровня не весьма высокого. Здесь очень важно очертить именно те условия, которые приводят к образованию ума, ограничив их от условий, которые такому образованию ума мешают и даже тормозят его развитие.

Обыкновенно и те, и другие условия существуют, переплетаясь одновременно в одном и том же месте. Задача состоит в том, чтобы учитель смог эти две категории условий различать и преднамеренно организовывать такие педагогические ситуации, которые требуют от воспитанника напряжения ума. Опытный учитель умеет, как бы отсекать ненужное, избавлять от того, что мешает ребенку проявлять свои способности.


Индивидуальный учебный план (ИУП) составляется на основе социально-психологической диагностики, проведенной специалистами школы и согласованной с ее руководством. ИУП – это ускоренно сжатая программа средней школы в сочетании с выбором дисциплин в соответствии с направленностью читательских интересов или ( и это возможно!) научных интересов преуспевающего исследователя. В ИУП основной «крен» делается в сторону вузовского обучения. Здесь могут быть использованы формы вузовской дидактики: лекции, семинары, курсовые работы, зачеты, практикумы и др. Это дает учащемуся возможность не только укладываться в более сжатые сроки, но и адаптироваться к вузовской педагогической системе.

Качество ИУП может определить школьная кафедра на основании персональных данных, представленных научно-методической и психологической социально-диагностической службами школы. Для составления ИУП эти службы должны определить:

  • необходимый комплекс образовательных дисциплин (основополагающий базис);

  • усложненный и интегрированный вариант программы ведущих дисциплин;

  • условия совершенствования и дальнейшего развития способностей учащегося, способствующих максимальности усвоения содержания учебного плана;

  • направленная подготовка к активной учебно-исследовательской и даже к научно-исследовательской деятельности.

Сам процесс перевода учащегося на ИУП сопряжен со многими трудностями объективного характера. В коллективе школы этот факт может вызвать неоднозначную реакцию, поскольку традиционно в школах всегда преобладает коллективная форма обучения. В таких условиях всегда отсутствует сам факт индивидуального подхода к способному ребенку. Даже в классе это не всегда привычно и вызывает негативное отношение к способному ученику, что приводит к некоторому дискомфорту в психологической структуре коллектива.

В рамках индивидуализации научного образования Проект предусматривает возможность использования методов, направленных на активизацию самостоятельного освоения некоторых разделов и даже курсов учебного плана. К таким методам относится известный в высшей школе модульный метод обучения.


Использование модульного обучения


Метод модульного обучения рассчитан на активизацию самостоятельной работы учащегося старших классов, имеющего навык дозирования нужной ему информации. Модуль – это блок. Не случайно это метод некоторые называют блочно-модульным.

Этот вид обучения эффективно используется и при организации учебно-исследовательской работы учащихся. Учебная программа разделяется учителем предметником на своеобразные блоки. А сам процесс модульного обучения предполагает совместную работу учителя и учащихся с такой учебой информацией, которую учитель заблаговременно представил ее в виде модулей (блоков). Таким образом вся учебная дисциплина (согласно ГОСТу) оказывается разбитой на отдельные модули, совокупность которых и составляет единой целое официальной предмета изучения.

Обычно первый модуль (целевой, направляющий на основную цель) дает первое представление о новых объектах, явлениях или событиях.

Во второй модуль учитель включает систему всей необходимой информации в виде разделов, параграфов учебника. Иными словами в нем представлена система, конструкция, схема, по которой следует получить необходимую информацию о предмете изучения.

Третий, так называемый операционный модуль, включает в себя весь перечень практических заданий, упражнений и вопросов для самостоятельной работы учащегося по использования полученной информации.

Что касается последнего, четвертого модуля, то он включает в себя систему контрольных вопросов, тестов для самоконтроля, а также задания к зачету или творческие задания для более углубленного изучения предмета.


2.7 Биографический метод

стимулирования научного образования


«Биография ученых»

достаточно показывает,

что только там, где сильный ум

соединился с твердой волей

и пламенным энтузиазмом,

знание открывалось человеку».

С.И. Гессен.


Биографические методы исследования находят активное применение в психологии и в социологии. Тем не менее, они могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе, особенно в старших классах с профильным обучением.

В России эти методы впервые начал разрабатывать Н.А. Рыбников. Первоначально биографические методы ограничивались только ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого. В дальнейшем биографический метод был активно разработан Б.Г. Ананьевым и стал включать в себя проблемы изучения личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с обществом.

В педагогике, психологии и социологии использование биографического метода предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии). Ценную информацию о жизни и деятельности, допустим, крупного ученого, можно получить по свидетельствам очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников). В старших классах в рамках основ социологического знания учитель может использовать с учениками метод контент-анализа дневников и писем известных ученых.Биографические данные о великих представителях науки – это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности, с которой молодые люди могли бы брать пример для себя. Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т.п.) либо материалы интервью и бесед. Не случайно биографический метод называют еще просто «историей жизни»,или «жизнеописанием», поскольку здесь имеет место большая сфокусированность внимания исследователя на уникальных аспектах истории жизни конкретного человека, на субъективном, личностном подходе к описанию его жизни, карьеры, конфликтов, взаимоотношений с обществом и др. Сам этот метод позволяет столкнуться с переживаниями человека, с оценками его деятельности и поведения со стороны общества, друзей и недругов.

Основной целью биографического метода является понимание тех или иных аспектов «внутреннего мира» интересующего нас человека. Для воспитания школьников, для формирования их личности в процессе приобщения к науке биографический метод становится лучшим способом активизации представления субъективного опыта конкретного ученого и на этой основе получения собственного переосмысления жизненного пути знаменитого человека. Учитель должен помочь учащимся определить ситуацию, оценить сложности в карьере, в личной жизни, в других аспектах жизни ученого. Сам процесс сбора биографического материала об ученом уже есть элемент исследования. При определенных условиях для воссоздания "истории жизни" могут использоваться и вторичные источники - мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п. Основными источниками биографических данных служат, помимо опросов и интервью, публичные и частные архивные материалы.

    1. Инновационная

опытно-экспериментальная работа.

«Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное
проведение уроков не превратилось
в скучную однообразную повинность,
ведите каждого учителя
на счастливую тропинку исследования».

В.А .Сухомлинский. «Разговор с директором школы».

Опытно-экспериментальную работу в школе необходимо связать с обоснованием модели учебно-исследовательской работы в рамках системы научного образования. Главная идея решения основной проблемы заключается в том, что целостное научно-исследовательское пространство школы становится средой духовно-нравственного, гражданского становления личности как человека отечественной науки, средой саморазвития и жизнетворчества, которые должны создаваться и исследоваться в процессе инновационной деятельности и опытно-экспериментальной работы.

Конкретные задачи опытно-экспериментальной работы:

  • разработка и обоснование модели учебно-исследовательского пространства школы как среды творческого научного образования и интеллектуального учащихся;

  • разработка системы психолого-педагогического сопровождения развития научно-исследовательских навыков учащихся.

В качестве приоритетных можно планировать и следующие проблемы:

  • Учебно-исследовательский процесс как среда интеллектуального, гражданского и духовно-нравственного развития личности учащегося.

  • Творческий характер учебно-исследовательской деятельности учащихся как основа гуманитарной практики, самореализации и самоопределения личности.

  • Совместная творческая научно-творческая деятельность учащихся и учителя как среда развития интересов, способностей, одарённости учащихся.

Примерные темы опытно-экспериментальной работы учителей в контексте проблемы настоящего Проекта:

    • система научного образования в школе как фактор развития интеллектуальных способностей учащихся;

    • развивающее обучение в начальной школе как среда интеллектуально-творческого развития детей;

    • изучение социального пространства детства и конкретных форм обитания детей в Кингисеппском районе;

    • развитие творческих исследовательских способностей учащихся начальной школы в процессе обучения;

    • современные компьютерные технологии как средство развития творческих способностей учащихся;

    • роль эмоций учителя в принятии педагогических решений;

    • творческие исследовательские задания как способ самореализации учащихся;

    • гражданское воспитание учащихся на основе приобщения их к опыту составления собственных родословных;

    • воспитание исследовательской культуры учащихся;

    • опыт воспитания культуры речи в начальной школе;

    • развитие культуры чтения и библиотечной культуры учащихся средних классов школы;

    • социальная защита и охрана детства в воспитательном пространстве школы;

    • гражданское образование и воспитание детей и подростков в духе толерантности, уважительного отношения к разным этносам Российской Федерации;

    • воспитание коммуникативной культуры учащихся при изучении иностранного языка;

    • исследование проблем педагогической риторики;

сотрудничество школы и семьи в решении проблем профессиональной ориентации.

    1. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-исследовательской деятельности учащихся и учителей.



Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.

М.Монтень

«Приучай ученика работать,

заставь его не только полюбить работу,

но настолько с ней сродниться,

чтобы она стала его второй натурой.»

А. Дистервег


Данный раздел Проекта требует разработки системно-комплексного подхода к организации психолого-педагогического сопровождения развития научного образования в школе. При разработке этого подхода необходимо руководствоваться такими принципами, которые в наибольшей мере адекватны специфике школьного педагогического коллектива, а также социально-экономической, географической, демографической специфике региона, в котором находится школа.

В этой связи целесообразно запланировать экспериментальные программы по начальной и средней школе, по классам с профильным обучением. В задачах проводимых экспериментальных работ очень важно акцентировать внимание на характер актуализации лидеров в классе, в школьном коллективе в целом. Не менее важно учесть наличие навыков сотрудничества, творчества, моделирования, самопознания. Будет полезным в экспериментальную часть программ включать мероприятия, связанные с когнитивной, соматической, интеллектуальной, социально-психологической соревновательностью, других тренинговых элементов.

Вполне уместно включать в программы психолого-педагогического сопровождения УИДУ вопросы, связанные с характером межличностного общения на фоне творческой колле4тивной работы. Здесь необходимо хорошо представлять базовую модель общения в малых группах, внимательнее прослеживать состояние в них психологического климата, характер мотивации в участия в НОУ. Школьные психологи могут оказать помощь в организации и наблюдении таких важных в совместном труде процессов как адаптация, коммуникация, идентификация, сплочение и др. Нельзя здесь забывать и о наличии психологической несовместимости некоторых творчески настроенных личностей, некоторой специфике их познавательного поведения в группе, тяготеющей к неустойчивости настроения и даже к стрессовым состояниям. Вот почему в настоящем Проекте акцентируется внимание на такие личностные особенности будущих исследователей как характер, разный уровень способностей, степень совместимости в коллективе и др.

Проект предусматривает следующие направления в этом аспекте:

1. Разработка диагностических методик для изучения склонностей, способностей, интересов учащихся в различных видах учебно-познавательной, художественно-эстетической деятельности.

2. Работа над созданием индивидуальных образовательных программ, творческих заданий для учащихся

3. Подготовка методических разработок по оформлению предметных кабинетов, в которых будет осуществляться УИДУ. Речь идет о психологической готовности к работе, где определенную роль играет комфорт, хороша организация труда.

4. Введение спецкурсов и факультативов для занятий с одаренными учащимися.

5. Подготовка рекомендованной литературы по проблемам исследования.

6. Организация творческих отчетов учителей и учащихся по проблемам учебно-исследовательской работы.

7. Разработка и введение спецкурса для учащихся «Основы научно-исследовательской работы и проектной деятельности».

8. Изучение творческих достижений учащихся в различных видах деятельности.

9. Организация индивидуальной работы с учителями-предметниками, направленной на повышение их профессионализма и педагогической культуры.



2.10 Организация дополнительного образования




Дополнительное образование призвано индивидуализировать образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Своеобразие дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

В задачи дополнительного образования рекомендуется включить:

- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, в которой представлены возможности для самораскрытия творческой личности;

- совершенствование творческих связей с учреждениями культуры, станции юных натуралистов, детской художественной школы, эстетического центра.

В рамках настоящего Проекта приоритетной задачей дополнительного образования является организация работы научного общества учащихся школы. В содержание этой работы входит:


    1. Организация исследовательской работы в рамках научного объединения учащихся (НОУ) «Гаудеамус».

    2. Проведение школьных научно-методических конференций.

    3. Организация и проведение школьных научно-исследовательских соревновательных мероприятий по активизации интеллектуального потенциала в среде учащихся всех возрастных категорий.

    4. Участие школы в региональных школьных научно-исследовательских конкурсах, конференциях, олимпиадах и др.

    5. Подготовка школьного издания лучших научных работ учащихся по итогам учебного года.

    6. Встреча школьников с интересными учеными вузов Санкт-Петербурга и других вузов России.




З этап. ОБОБЩАЮЩИЙ

(сентябрь 2005г. – декабрь 2006г.)



Ожидаемые результаты реализации Проекта

Закрепление модели перехода школы на освоение методов науки, на формирование в школьном коллективе уважительного отношения к интеллектуально-творческой деятельности учителей и учащихся. В процессе реализации Проекта будет апробирована модель УИД учащихся и НИД учителей. Априорно модель может включать в себя следующие приоритетные показатели:

  • развитие и совершенствование деятельности школьных кафедр, как орган управления научно-методического обеспечения креативного поведения учителей и учащихся в системе научного образования;

  • развитие системы научного образования учащихся (поэтапно с 1 по 11 класс);

  • систему учебно-исследовательской деятельности учащихся как дополнительную среду сотрудничества и жизнетворчества в единстве с теорией и практикой;

  • систему сотрудничества школы и высших учебных заведений.

В перспективе основная идея проекта, ОБУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЮ, будет оставаться в силе. Развитие творческого (критического, рационального и др.) мышления - одна из самых популярных идей в педагогике последних десятилетий. Многие исследователи и педагоги-практики особое внимание уделяют специальному, целенаправленному развитию креативности, интеллектуальных функций, обучению детей технике и технологии мыслительных действий, процессам эффективного познавательного поиска. Вся эта работа должна быть осуществляться в рамках интеллектуальной инициативы, исходящей от учителей школы.

.

Некоторые приоритетные направления,

способные обеспечить оптимальные пути психолого-педагогического сопровождения УИД школьников:


  1. Изменение структуры управления педагогическим процессом в связи с введением школьных кафедр, как полноценных и эффективных структурных подразделений, как один из способов адаптации школы к новейшим педагогическим технологиям, интегрированным к изменениям, происходящих в обществе.

  2. Активизация подготовки собственными силами специального корпуса учителей-предметников для целенаправленной работы по новейшим педагогическим технологиям.

  3. Совершенствование содержания образования на принципах вариативности, межпредметных связей, использования курсов по выбору, элективных курсов, а также создание учебно-методических комплектов для работы школьных научных обществ.

  4. Приобщение старших школьников к овладению методов науки, к основам научных исследований, в том числе к методу проектов, одному из эффективных дидактических инструментов в процессе самостоятельного научного поиска под руководством учителя.

  5. Отработка методики психолого-педагогического сопровождения исследовательской деятельности как учащихся, так и педагогов.

  6. Отработка методики проведения учебно-исследовательской работы в начальной школе.

  7. Поликультурность учащихся как результат непрерывного научного образования.

  8. Формирование исследовательской культуры учителя.


Линию приоритетных направлений по активизации исследовательской деятельности педагогов и учащихся можно продолжить в процессе реализации данного проекта. Главное, чтобы во всей этой работе менялся сам учитель. Каким должен быть учитель-предметник? Азартным, увлеченным своим делом человеком. Уметь не преподносить истину, а научить ее находить. Активная инновационная деятельность учителя позволит учителю-предметнику увидеть талантливость ребенка, которая в обычной школьной жизни не была видна из-за медлительности, вялости ученика либо по другим причинам.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Аппенянский А.И. Человек и бизнес. Путь совершенства. М: 1995.

  2. Арно А. Николь П. Логика или Искусство мыслить. М.: Наука, 1991.

  3. Бернс Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания. Самара. 2000.С.5-20.

  4. Волков Ю.Г. Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. – М.: 2000.

  5. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.; 1995.

  6. Гроф С. Путешествие в поисках себя. М.: 1994.

  7. Димова О.И. Факторы развития фасилитирующих способностей студентов в социально-гуманитарном образовании.// Социально-гуманитарные знания.2002, №2, С.311-320.

  8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб. 1999.

  9. Зинченко В.П. Живое знание. Психологическая педагогика. – Самара.1998.

  10. Ильенков Э.В. С чего начинается личность? М.: 1984.

  11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. 2000.

  12. Карпов А.О. Принципы научного образования // Вопросы философии.2004, №11, С.89-100.

  13. Карпов А.О. О развитии научного образования // Труды научно-методического семинара «Наука в школе».М., НТА АПФН, 2003, (сер. «Профессионал»)т.1. С.3-42.

  14. Карпов А.О. Научное познание и системогенез современной школы.// Вопр. философии. 2003, №6. С.17-24

  15. Карпов А.О. Интегрированное знание // Человек, 2003, №4.

  16. Карпов, А.О. Феномен научного познания в психосоциальном измерении.// Философские науки. 2003, №10. С.13-22.

  17. Колесникова В.И. Юденко Т.А.Организация работы предметной кафедры циклового объединения учебных предметов.// Практика административной работы в школе.- 2003. №3. С.29-32.

  18. Куликова Л.Н. Проблема саморазвития личности. Хабаровск. 1977.

  19. Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии.// Практика административной работы в школе. – 2003, №7. С.41-44.

  20. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб. 1999.

  21. Образование и культура Северо-Запада России / Под ред. Н.В. Бордовской – СПб.1999. – Вып.4.

  22. Образование: традиции и инновации в условиях социальных перемен. – М.:1997.

  23. Осницкий А.К. Умения саморегуляции в профессиональном самоопределении учащихся.// Вопросы психологии. 1992. №1-2.

  24. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж.1996.

  25. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Хрестоматия / Сост. А.А. Реан. – Спб. 2000.

  26. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов – СПб. 2000.

  27. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М.:1990.

  28. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.1999.

  29. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: 1994.

  30. Савенкова А.И. Методика проведения учебных исследований учащимися начальной школы.// Практика административной работы в школе. – 2003, №5 С.61-72.

  31. Семенов П.П. Планирование работы учебно-методических кафедр.// Практика административной работы в школе. – 2003, №7, С.61-65.

  32. Солсо Р. Когнитивная психология. – М.: 1996.

  33. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М.:1997.

  34. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М.: 1998.

  35. Сухомлинский В.А. Разговор с директором школы. М.: 1972.

  36. Файн Т.А. Исследовательский подход в обучении // Практика административной работы в школе. – 2003.№6. С.14-23.

  37. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. // Практика административной работы в школе. - 2003. С.35-40.

  38. Черри К. Человек и информация. М: 1972.

  39. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.// Практика административной работы в школе.// - 2003.№6, С.24-29.

  40. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. – М.: 1981.

  41. Шелер Макс. Формы знания и образования.// Человек. 1992, С.74.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ