Правовое воспитание обучающихся

Тема: «Правовое воспитание обучающихся»

Автор: Мифтахова Лидия Александровна

Школа призвана формировать полноценного члена общества, который способен мыслить, принимать решения, решать жизненные проблемы, что в свою очередь приспосабливает ученика к самостоятельному и автономному существованию после школы.

Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются на примере жизненных ситуаций. Именно поэтому я внедряю практико-ориентированное обучение при изучении обществознания.

Практико-ориентированное обучение основано на деятельностном подходе, как требуют этого стандарты второго поколения, чтобы ученик был не объектом, а субъектом образовательного процесса. Развитие базовых коммуникативных компетенций учащихся, умения работать с информацией, умения анализировать ситуацию на основе уже имеющегося жизненного опыта формирует культуру мышления, столь необходимую в повседневной жизни.

Практико-ориентированный подход в системе правового образования требует и определённых технологий обучения:

  • Обучение в сотрудничестве;

  • Проблемное обучение;

  • Метод анализа конкретных ситуаций;

  • «портфолио» ученика;

  • Разноуровневое обучение;

  • Формирование критического мышления;

  • Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

С 2004 года мы стали изучать граждановедение 5 класса, что явилось инновацией для нашей школы и для района в целом. Новый предмет очень понравился учащимся. Теперь они учатся в 9 классе. С ними я наиболее полно реализую данную технологию. У каждого ученика есть своё «портфолио», в котором собраны их творческие работы по различным темам, например, мой психологический портрет, правила настоящего жадины, если бы я был депутатом Государственной Думы…

В прошлом учебном году, учащиеся 9 классов, выбрали факультатив по правоведению. Я разработала элективный курс «Отрасли права». Программа курса предназначена для углубления знаний по правоведению и для ознакомления учащихся с отраслями права.

Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально-значимых проблем современного правововедения с учётом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.

Был создан правовой клуб «Подросток», задачами которого являются:

  • правовое воспитание обучающихся;

  • профориентационная работа с обучающимися.

Формы и методы работы:

  • индивидуальные консультации с обучающимися;

  • подготовка и участие в олимпиаде по праву и граждановедению;

  • Проводили деловые игры «Работник и работодатель», «Дело одной семьи»…, с целью выработки у учащихся навыков по защите своих прав. Интересно прошёл круглый стол по теме: «Защита прав человека», где учащиеся сами пытались решать вопросы, которые поступали в их адрес. Но при этом они представляли себя в роли Президента РФ, Депутата Государственной Думы, Министра образования, Председателя Правительства, Директора школы, завуча.

  • проведение конкурса рисунков, сочинений, кроссвордов по правовой тематике;

  • организация встреч с работниками юридических профессий: мы встречались с нотариусом Саловой Людмилой Аркадьевной, работником ЗАГСа Афанасьевой Зинаидой Ивановной, прокурором Моркинского района Дусмеевой Резедой Геральдовной.

  • Для углубления теоретических знаний учащихся работали с источниками: Трудовой Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ…, что позволило гораздо легче справляться с решением практических задач. Мы самостоятельно составляли отдельные виды юридических документов: Трудовой договор, налоговую декларацию, исковое заявление в суд по гражданскому делу.

Результатами своей работы считаю:

  • участие в республиканском конкурсе: «Моя предвыборная программа» среди учащихся 11 классов в октябре 2005 г.

  • выставка работ учащихся 5 класса по граждановедению на общешкольном родительском собрании в апреле 2005 г. и на августовской конференции учителей 25.08.2005 г.

  • разработка внеклассного мероприятия по теме: «Государственная символика РФ и РМЭ» в марте 2005 г. и проведение в октябре 2006 г.

  • Начало формирования творческих портфолио обучающихся (2006г.)

  • Участие в 10 Всероссийской олимпиаде по граждановедению /апрель 2006/;

  • 1 место в районном конкурсе «Мы выбираем. Нас выбирают»;

  • Участие в республиканском конкурсе кроссвордов по избирательной системе /ноябрь 2006 г./

  • Элективные курсы по обществознанию по теме: «Отрасли права», «Основы социологии», «Основы экономики»

  • Разработаны тестовые задания по теме: «Человек.Индивид.Личность», «Глобальные проблемы человечества», «Познание», «Право», «Общество и общественные отношения»

  • Участие в республиканском конкурсе «Выборы глазами детей»

  • Поощрительный приз в олимпиаде по избирательному праву среди 9 -11 класов – Галимова Наргиза

За время работы мною накоплен немалый опыт в преподавании, которым можно поделиться.

Я выступала на школьном методическом объединении по следующим вопросам:

  • 13.10.2004 г. «Проектный метод и его использование на уроке»;

  • 5.03.2004 г. «Некоторые аспекты модернизации образования»;

  • 21.02.2006 г. «Элективный курс. Алгоритм его составления»;

  • 10.01.2007 – выступление на педсовете по теме: «Индивидуальная работа с обучающимися. Из опыта работы».

Мои выступления на районном и кустовом методическом объединении:

  • 19.04.2006 г. «Основные направления модернизации исторического образования»;

  • 20.12.2006 г. «Сравнительный анализ результатов районной олимпиады по истории и обществознанию среди школ района»;

  • 22.08.2007 г. – «Правовое воспитание обучающихся».

Мои выступления на республиканском уровне:

  • 16.04.2007 - Представление опыта работы на республиканском конкурсе «Учитель года-2007»

  • 16-20.04.2007 - Портфолио творческих достижений в рамках республиканского конкурса «Учитель года-2007»

Мои выступления на республиканском уровне:

  • 2008 г. – Фестиваль «Открытый урок»

Отрадно, что некоторые члены клуба решили получить юридическое образование. Это:

  • Андреев Альберт – МарГТУ, факультет управления и права;

  • Николаев Владимир – МарГУ, юридический факультет;

  • Ильин Сергей - МарГУ, юридический факультет;

  • Облеев Николай – МарГТУ, факультет управления и права

  • Галимова Наргиза - МарГТУ, факультет управления и права

Право живёт в действии, в практике его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности. Главное здесь – не бездумное заучивание законов, а овладение ими через деятельностный подход, что в свою очередь содействует правовому воспитанию граждан, патриотизма.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ