Правовое воспитание обучающихся
Тема: «Правовое воспитание обучающихся»
Автор: Мифтахова Лидия Александровна
Школа призвана формировать полноценного члена общества, который способен мыслить, принимать решения, решать жизненные проблемы, что в свою очередь приспосабливает ученика к самостоятельному и автономному существованию после школы.
Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются на примере жизненных ситуаций. Именно поэтому я внедряю практико-ориентированное обучение при изучении обществознания.
Практико-ориентированное обучение основано на деятельностном подходе, как требуют этого стандарты второго поколения, чтобы ученик был не объектом, а субъектом образовательного процесса. Развитие базовых коммуникативных компетенций учащихся, умения работать с информацией, умения анализировать ситуацию на основе уже имеющегося жизненного опыта формирует культуру мышления, столь необходимую в повседневной жизни.
Практико-ориентированный подход в системе правового образования требует и определённых технологий обучения:
Обучение в сотрудничестве;
Проблемное обучение;
Метод анализа конкретных ситуаций;
«портфолио» ученика;
Разноуровневое обучение;
Формирование критического мышления;
Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
С 2004 года мы стали изучать граждановедение 5 класса, что явилось инновацией для нашей школы и для района в целом. Новый предмет очень понравился учащимся. Теперь они учатся в 9 классе. С ними я наиболее полно реализую данную технологию. У каждого ученика есть своё «портфолио», в котором собраны их творческие работы по различным темам, например, мой психологический портрет, правила настоящего жадины, если бы я был депутатом Государственной Думы…
В прошлом учебном году, учащиеся 9 классов, выбрали факультатив по правоведению. Я разработала элективный курс «Отрасли права». Программа курса предназначена для углубления знаний по правоведению и для ознакомления учащихся с отраслями права.
Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и социально-значимых проблем современного правововедения с учётом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Был создан правовой клуб «Подросток», задачами которого являются:
правовое воспитание обучающихся;
профориентационная работа с обучающимися.
Формы и методы работы:
индивидуальные консультации с обучающимися;
подготовка и участие в олимпиаде по праву и граждановедению;
Проводили деловые игры «Работник и работодатель», «Дело одной семьи»…, с целью выработки у учащихся навыков по защите своих прав. Интересно прошёл круглый стол по теме: «Защита прав человека», где учащиеся сами пытались решать вопросы, которые поступали в их адрес. Но при этом они представляли себя в роли Президента РФ, Депутата Государственной Думы, Министра образования, Председателя Правительства, Директора школы, завуча.
проведение конкурса рисунков, сочинений, кроссвордов по правовой тематике;
организация встреч с работниками юридических профессий: мы встречались с нотариусом Саловой Людмилой Аркадьевной, работником ЗАГСа Афанасьевой Зинаидой Ивановной, прокурором Моркинского района Дусмеевой Резедой Геральдовной.
Для углубления теоретических знаний учащихся работали с источниками: Трудовой Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, Гражданский Кодекс РФ…, что позволило гораздо легче справляться с решением практических задач. Мы самостоятельно составляли отдельные виды юридических документов: Трудовой договор, налоговую декларацию, исковое заявление в суд по гражданскому делу.
Результатами своей работы считаю:
участие в республиканском конкурсе: «Моя предвыборная программа» среди учащихся 11 классов в октябре 2005 г.
выставка работ учащихся 5 класса по граждановедению на общешкольном родительском собрании в апреле 2005 г. и на августовской конференции учителей 25.08.2005 г.
разработка внеклассного мероприятия по теме: «Государственная символика РФ и РМЭ» в марте 2005 г. и проведение в октябре 2006 г.
Начало формирования творческих портфолио обучающихся (2006г.)
Участие в 10 Всероссийской олимпиаде по граждановедению /апрель 2006/;
1 место в районном конкурсе «Мы выбираем. Нас выбирают»;
Участие в республиканском конкурсе кроссвордов по избирательной системе /ноябрь 2006 г./
Элективные курсы по обществознанию по теме: «Отрасли права», «Основы социологии», «Основы экономики»
Разработаны тестовые задания по теме: «Человек.Индивид.Личность», «Глобальные проблемы человечества», «Познание», «Право», «Общество и общественные отношения»
Участие в республиканском конкурсе «Выборы глазами детей»
Поощрительный приз в олимпиаде по избирательному праву среди 9 -11 класов – Галимова Наргиза
За время работы мною накоплен немалый опыт в преподавании, которым можно поделиться.
Я выступала на школьном методическом объединении по следующим вопросам:
13.10.2004 г. «Проектный метод и его использование на уроке»;
5.03.2004 г. «Некоторые аспекты модернизации образования»;
21.02.2006 г. «Элективный курс. Алгоритм его составления»;
10.01.2007 – выступление на педсовете по теме: «Индивидуальная работа с обучающимися. Из опыта работы».
Мои выступления на районном и кустовом методическом объединении:
19.04.2006 г. «Основные направления модернизации исторического образования»;
20.12.2006 г. «Сравнительный анализ результатов районной олимпиады по истории и обществознанию среди школ района»;
22.08.2007 г. – «Правовое воспитание обучающихся».
Мои выступления на республиканском уровне:
16.04.2007 - Представление опыта работы на республиканском конкурсе «Учитель года-2007»
16-20.04.2007 - Портфолио творческих достижений в рамках республиканского конкурса «Учитель года-2007»
Мои выступления на республиканском уровне:
2008 г. – Фестиваль «Открытый урок»
Отрадно, что некоторые члены клуба решили получить юридическое образование. Это:
Андреев Альберт – МарГТУ, факультет управления и права;
Николаев Владимир – МарГУ, юридический факультет;
Ильин Сергей - МарГУ, юридический факультет;
Облеев Николай – МарГТУ, факультет управления и права
Галимова Наргиза - МарГТУ, факультет управления и права
Право живёт в действии, в практике его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности. Главное здесь – не бездумное заучивание законов, а овладение ими через деятельностный подход, что в свою очередь содействует правовому воспитанию граждан, патриотизма.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ