Развитие познавательной активности учащихся через методы и формы современного урока
МОУ « Яснополянская основная общеобразовательная школа»
Павлоградского муниципального района
Омской области
646 765, д. Ясная Поляна, Павлоградского района, Омской области,
ул. Центральная 3а, тел. 8 (38172) 2-35-07
Приоритетный национальный проект
« Образование»
Программа развития школы
с 2007 по 2012 годы
по теме:
«Развитие познавательной активности учащихся через методы и формы современного урока»
Директор школы: Жетписбаева Х.К.
Учительский коллектив: Ахметова З.К.
Елгин Н.Ю.
Елгина Л.В.
Золотарева Е.Г.
Никитина О.Н.
Сагадиева Г.Б.
Чиликина Л.А.
Информационная справка
Муниципальное образовательное учреждение « Яснополянская основная общеобразовательная школа» открылась в 1903 году, как начальная приходская, и за время существования претерпела ряд преобразований, последнее: в 1989 году школа преобразована в восьмилетнюю.
На территории деревни находятся учреждения культуры: сельский клуб, сельская библиотека, а также предприятие: 3 отделение ЗАО « Яснополянское», отдел узла связи, ФАП, частное предприятие (магазин ИП Е.Г Кнаус)., фермерские хозяйства А.А.Кнаус и А.Н.Ищенко.
Школа неоднократно награждалась Почетными грамотами Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, Комитета образования.
С 2006 – 2007 учебного года школа работает над проблемой « Развитие познавательной активности учащихся через методы и формы современного урока».
Цель: добиться побуждения у обучающихся продуктивной познавательной деятельности и активного усвоения содержания образования.
Координируют методическую работу в школе творческие группы и окружные методические объединения, заместитель директора по УВР.
В течение 2007 - 2008 учебного года творческие группы готовили проблемно-
ориентированный анализ работы школы с целью выявления методической проблемы и ориентации на разработку программы развития школы. В результате проведенного анализа, педагогический коллектив вышел на методическую тему «Лично – ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности». На решение этой проблемы ориентированы планы работы творческих групп, психолого-педагогические семинары, семинары-практикумы, тематические педсоветы.
Традиционно школа участвует в конкурсах педагогического мастерства «Лучший учитель года», творческие отчеты учителей- стажистов и молодых талантливых педагогов, педагогические чтения, обобщение и распространение ППО. Совершенствуются формы проведения педсоветов. Изучаются и внедряются современные технологии обучения и воспитания. На базе школы ежегодно проводятся открытые уроки на уровне округа, совещания.
В 2006- 2007 учебном году была разработана комплексно- целевая программа развития одаренных детей « Ищем таланты!» Цель: развитие одаренных детей и их способностей.
С 2007-2008 учебного года в школе реализуется комплексно-целевые программы:
- гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России», целью программы является воспитание патриотов России, граждан правого демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу;
- программа по сохранения здорового образа жизни « Школа здоровья», цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.
Школа имеет лицензию до 2012 года, свидетельство о государственной аккредитации до 2011 года.
В настоящее время в школе работает 8 учителей, 2 педагога имеют 1 категорию,
5 педагогов имеет 2 категорию.
Мужчины составляют 10% от учительского коллектива.
Основные работники
Совместители
Мужчины
г о д ы
количество
количество
%
количество
%
2005 – 2006
8
-
-
1
10
2006 – 2007
8
-
-
1
10
2007 - 2008
8
-
-
1
10
По стажу работы: от 6 до 10 лет - 2 человек, от 11 до 15 лет - 1, от 16 до 25 лет - 2 человек, более 25 лет - 3 человек.
Учебный
год
Кол- во учит.
6 – 10 лет
11 – 15 лет
16 – 25 лет
Более 25 лет
К-во
%
К-во
%
К-во
%
К-во
%
2005-2006
8
2
22
1
19
2
24
3
27
2006-2007
8
2
22
1
19
2
24
3
27
2007-2008
8
2
22
1
19
2
24
3
27
Средний возраст педагогов:
59% - 31 – 40 лет; 41% - от 41 до 55 лет;
Уровень профессиональной подготовки педагогов по категориям:
Учебный
год
Кол-во
учителей
Первая
Вторая
Кол-во
%
Кол-во
%
2005-2006
8
1
12
5
75
2006-2007
8
2
24
5
75
2007-2008
8
2
24
5
75
Данные показывают рост профессионального мастерства педагогов за последние 5 лет.
Режим работы школы - 5-дневная рабочая неделя, продолжительность урока - 45 минут, в две смены.
По окончании учебного года обучающиеся проходят трудовую практику со 2 по 9 класс (по согласованию с родителями)
Состояние материально-технической базы.
Школа имеет спортивную площадку, столовую, 3 компьютера , 2 принтера, библиотеку. Общее количество кабинетов - 7. Школа имеет земельный участок площадью 0,75 га, пришкольный участок площадью 0,5 га.
Внеурочная деятельность обучающихся тесно связана с учебным процессом: предметные недели, олимпиады, научно-практическая конференция, конкурсы и т.д. Работают кружки: « Звени, гитара», « Умелые руки», спортивная секция.
Характеристика социума. В школе обучается 36 обучающихся, 15 мальчиков и 21 девочка.
По социальному составу.
В школе обучаются дети из 25 семей, из них по 2 ребенка - 7 семьи;
неполных - 9 семей; неблагополучных - 3 семей. Полных семей - 70%, неполных - 30%. 8 многодетных семьи, что составляет около 30 %.
Образование родителей
мать
отец
высшее
10,3
7,2
н/высшее
1,1
1,2
сред/специальное
43
32,2
среднее
29
37,5
основное
13
15
н/основное
2,4
14
Занятость родителей.
мать
отец
Бюджетная сфера
2
0
Обслуживающая сфера
3
0
Сельскохозяйствен. деятельность
10
10
Социальный
пенсионер
3
0
Инвалид
0
0
Вахта
0
4
Не работают
7
0
Высокий доход имеют 1,35% семей обучающихся; средний - 47%; низкий - 37%; крайне низкий - 15%.
80% семей имеют хорошие жилищные условия, 17% - плохие; 3% - крайне плохие.
Среди обучающихся можно выделить абсолютно здоровых детей, отнесенных к 1 группе здоровья - 26%; ко П группе здоровья - 47%; к Ш группе - 20%; специальную группу имеют 5 обучающихся (1%).
Нарушено зрение - 1
Нарушен слух -
Больные зубы - 9
Нарушена осанка - 5
Заболевание щитовидной железы -
Описторхоз -
Грыжа - 1
Заболевание сердечно-сосудистой системы - 2
Заболевание желудочно-кишечного тракта -
Заикание - 3
Хронический отит - 1
Заболевание почек - 1
Внутричерепное давление - 2
Последняя группа находится под наблюдением медицинского работника.
100% обучающихся охвачено организованным горячим питанием.
Административное управление осуществляют директор и его заместитель
Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет Учреждения, педагогический совет, методический совет.
Заместитель директора реализует, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляет мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.
Программа развития общественно-активной школы была разработана на основе Закона РФ «Об образовании». Программа не является догмой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса.
Организационная структура управления школы
-
УПРАВЛЕНИЕ
ОРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Администрация ОУ
Общественные организации
Совет школы
Педсовет
Директор школы
Профком
Зам. директора по УВР
Учителя - предметники
Методический совет
МО
Классные руководители
Руководители кружков и спортивных секций
Технические работники
Концепция развития школы
Образование является ключом
к экономическому успеху,
социальной сплоченности и
активной гражданской позиции.
Общественно-активная школа - это образовательное учреждение, которое ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг обучающимся, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом. Эта школа стремится стать не только образовательным учреждением, но и центром развития гражданского общества на местном уровне.
Работа по модели ОАШ позволяет образовательному учреждению стать общественно-активной школой без ущерба для его основных функций. В основе деятельности ОАШ лежат три базовых принципа: Демократизация школы, Добровольчество, Партнерство школы и сообщества. Все эти направления тесно взаимосвязаны.
Демократизация школы - формирование демократической культуры как основы развития гражданского общества через реализацию демократических принципов во всех аспектах школьной жизни и содействие развитию школьного самоуправления.
Добровольчество - активизация жителей сообщества разного возраста для решения социально-значимых проблем через обучение участников педагогического процесса навыкам добровольческой деятельности, разработку и внедрение новых технологий добровольчества.
Партнерство школы и сообщества - установление и развитие социального партнерства и консолидация ресурсов для совместного решения проблем школы и сообщества через разработку и внедрение формальных механизмов взаимовыгодного социального партнерства школы и окружающего сообщества и инициирование различных форм взаимодействия с органами местного самоуправления, бизнесом, общественностью на местном уровне.
Работа ОАШ строится на принципах добровольного выбора, демократичности, честности, активности и ряде других, которые определяют для себя коллективы образовательных учреждений.
Школа стала для общества хорошим центром предоставления различных услуг и проведения различных мероприятий по ряду причин:
школа является безопасным пристанищем для детей;
школа принадлежит людям, и поэтому должна использоваться людьми;
школа является большим и слишком малоиспользуемым общественным ресурсом в смысле площадей, оборудования и человеческого потенциала;
школа играет главную роль в объединении людей и предоставлении им общего помещения для социального общения;
школа стала главным центром для всякого рода деятельности.
Чем больше у школы имеется сооружений и оборудования, тем многочисленнее
пути использования ее для нужд общества.
ОАШ - школа со смешанным контингентом обучающихся, где учатся одаренные и обычные дети. Структура образовательного учреждения функционирует в рамках двух ступеней:
1 ступень - начальная школа
П ступень - основная школа
Обучающиеся в школе, осуществляющей общественно-ориентированное
образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально-насыщенной жизнью. Общественная активность – это жизненная позиция, при которой ты сам становишься более независимым, самостоятельным, способным, более самодостаточным.
ОАШ с ее учениками, педагогическим коллективом, принимают активное участие не только в своей внутришкольной жизни, но и в жизни района, где она находится, вовлекая в свою деятельность родительскую общественность, местное население.
Школа должна эффективней содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодым поколением базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания. Школа должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых.
Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:
- отработка модели ОАШ, как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;
- обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
- повышение роли образования в воспитании личности;
- обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.
Задачи:
- поиск новых форм наполнения содержанием БУП;
- поиск содержания и организационных форм включения обучающихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5-8-х классов в рамках предметов по выбору;
- определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);
- активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
- совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;
- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у обучающихся целостного отношения к своему здоровью;
- более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.
В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
- демократизация управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
- добровольчество, внедрение новых технологий добровольчества;
- партнерство и содружество.
Перспективы и ожидаемые результаты
1 ступень - начальная школа: традиционные программы и программы развивающего обучения - Перспективная школа (информатика, иностранный язык).
П ступень - основная школа: расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части - спецкурсов факультативов, НОУ, групповых занятий с одаренными детьми.
Этапы освоения и внедрения концепции развития школы
1 этап (2007-2008 г.г.) - составление программ развития школы, апробация и внедрение.
П этап (2008-2011 г.г.) - практический.
Ш этап (2011-2012 г.г.) - результативный.
Перспективная модель работы школы к 2012 г.
Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:
базисные учебные предметы;
дополнительное образование.
Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради
развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Демократизация и добровольчество состоит в том, что человеку дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а обучающиеся выбирают собственную траекторию образования.
Ожидаемый результат
1 модуль:
создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;
содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;
учитель вводит обучающихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;
развивая личность, оберегая индивидуальность обучающихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.
П модуль:
обучающиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;
расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.;
умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;
умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;
сохраняется необходимость дифференцированной помощи обучающимся через классы педагогической поддержки;
конкретизация познавательных интересов обучающихся;
углубление знаний через реализацию программы «Ищем таланты!», факультативы; групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;
урочная учебная деятельность осуществляется через применение современных технологий.
III модуль:
формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;
качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка ППО школы;
повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;
внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;
активное участие в ОЭР и научной работе.
Перспективная модель развития школы (к 2012 году)
1 модуль:
Начальная школа - система развивающего обучения и воспитания:
нравственно-этические программы;
творческие мастерские;
предметные кружки;
система физкультурно-оздоровительных мероприятий.
П модуль: 5 – 9-е классы:
групповые занятия;
новые УМК;
творческие группы;
предметные кружки и факультативы;
библиотечные уроки;
спортивные секции и ОФП;
работа по индивидуальным планам.
III модуль: педагогический коллектив:
самообразование;
КПК;
школа молодого учителя;
мастер-классы;
участие в научной работе;
психологическое сопровождение УВП;
проблемные группы.
Литература:
1. Ильенко Л. П. Программа развития школы структура, содержание, перспективное планирование работы АРКТИ, 2001 г.
2. Максименко Н. А. «Эстафета добрых дел общественно-активных школ»,
КРМОО Центр «Сотрудничество», г. Красноярск, 2005 г.
3. Насонова Е. В. «Демократизация школы», КРОМОО Центр «Сотрудничество», г. Красноярск, 2005 г.
4. Научно-практический журнал «Завуч», № 5, 2005 год
5. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления
Издательство «Дидактика Плюс», С - Петербург, 2002 г.
6. Сомова Н. Л. «В пятый класс – в первый раз»
С - Петербург, Каро, 2001 г.
7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании
Москва, «ВЛАДОС», 1995 г.
8. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога
«Просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996 г.
9. Программно-методические материалы «Экологи» 5 – 11 классы М., Дрофа, 2002 г.
10. Т. Я. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг» «Агар», «Рандеву – АМ», 2000 г.
11. Экология России: Хрестоматия состав. В. Н. Кузнецов, М. МДС, «Юнисам», 1995 г.
12. Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. «Экология России»: пособие для учителя, М., МДС «Юнисам», 1995 г.
13. Главное управление ресурсов по Омской области «Состояние окружающей природной среды Омской области в 2001 году», г. Омск, 2002 г.
14. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» -
М., «Вако», 2004 г.
15. М. В. Антропова Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников» - М., 1974 г.
16. Бардин К. В. Как научить детей учиться - М., Просвещение, 1987 г.
17. Амоношвили Ш. А. В школу с шести лет - М., Педагогика, 1986 г.
18. Дорожнова К. П. Роли социальных и биологических факторов в
развитии ребенка - М., Медицина, 1983 г.
19. Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2006
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ