Развитие познавательной активности учащихся через методы и формы современного урока

МОУ « Яснополянская основная общеобразовательная школа»

Павлоградского муниципального района

Омской области


646 765, д. Ясная Поляна, Павлоградского района, Омской области,

ул. Центральная 3а, тел. 8 (38172) 2-35-07




Приоритетный национальный проект

« Образование»


Программа развития школы

с 2007 по 2012 годы

по теме:

«Развитие познавательной активности учащихся через методы и формы современного урока»








Директор школы: Жетписбаева Х.К.





Учительский коллектив: Ахметова З.К.

Елгин Н.Ю.

Елгина Л.В.

Золотарева Е.Г.

Никитина О.Н.

Сагадиева Г.Б.

Чиликина Л.А.



Информационная справка

Муниципальное образовательное учреждение « Яснополянская основная общеобразовательная школа» открылась в 1903 году, как начальная приходская, и за время существования претерпела ряд преобразований, последнее: в 1989 году школа преобразована в восьмилетнюю.

На территории деревни находятся учреждения культуры: сельский клуб, сельская библиотека, а также предприятие: 3 отделение ЗАО « Яснополянское», отдел узла связи, ФАП, частное предприятие (магазин ИП Е.Г Кнаус)., фермерские хозяйства А.А.Кнаус и А.Н.Ищенко.

Школа неоднократно награждалась Почетными грамотами Администрации Павлоградского муниципального района Омской области, Комитета образования.

С 2006 – 2007 учебного года школа работает над проблемой « Развитие познавательной активности учащихся через методы и формы современного урока».

Цель: добиться побуждения у обучающихся продуктивной познавательной деятельности и активного усвоения содержания образования.

Координируют методическую работу в школе творческие группы и окружные методические объединения, заместитель директора по УВР.

В течение 2007 - 2008 учебного года творческие группы готовили проблемно-

ориентированный анализ работы школы с целью выявления методической проблемы и ориентации на разработку программы развития школы. В результате проведенного анализа, педагогический коллектив вышел на методическую тему «Лично – ориентированное обучение как средство развития школы и саморазвития личности». На решение этой проблемы ориентированы планы работы творческих групп, психолого-педагогические семинары, семинары-практикумы, тематические педсоветы.

Традиционно школа участвует в конкурсах педагогического мастерства «Лучший учитель года», творческие отчеты учителей- стажистов и молодых талантливых педагогов, педагогические чтения, обобщение и распространение ППО. Совершенствуются формы проведения педсоветов. Изучаются и внедряются современные технологии обучения и воспитания. На базе школы ежегодно проводятся открытые уроки на уровне округа, совещания.

В 2006- 2007 учебном году была разработана комплексно- целевая программа развития одаренных детей « Ищем таланты!» Цель: развитие одаренных детей и их способностей.

С 2007-2008 учебного года в школе реализуется комплексно-целевые программы:

- гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин России», целью программы является воспитание патриотов России, граждан правого демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к отечеству, своему народу;

- программа по сохранения здорового образа жизни « Школа здоровья», цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в школе.

Школа имеет лицензию до 2012 года, свидетельство о государственной аккредитации до 2011 года.

В настоящее время в школе работает 8 учителей, 2 педагога имеют 1 категорию,

5 педагогов имеет 2 категорию.


Мужчины составляют 10% от учительского коллектива.




Основные работники

Совместители

Мужчины

г о д ы

количество

количество

%

количество

%


2005 – 2006


8


-


-


1


10

2006 – 2007

8

-

-

1

10

2007 - 2008

8

-

-

1

10


По стажу работы: от 6 до 10 лет - 2 человек, от 11 до 15 лет - 1, от 16 до 25 лет - 2 человек, более 25 лет - 3 человек.


Учебный

год

Кол- во учит.

6 – 10 лет

11 – 15 лет

16 – 25 лет

Более 25 лет

К-во

%

К-во

%

К-во

%

К-во

%


2005-2006


8


2


22


1


19


2


24


3


27


2006-2007


8


2


22


1


19


2


24


3


27


2007-2008


8


2


22


1


19


2


24


3


27


Средний возраст педагогов:

59% - 31 – 40 лет; 41% - от 41 до 55 лет;

Уровень профессиональной подготовки педагогов по категориям:


Учебный

год

Кол-во

учителей

Первая

Вторая

Кол-во

%

Кол-во

%

2005-2006


8


1


12


5


75

2006-2007

8

2

24

5

75

2007-2008

8

2

24

5

75

Данные показывают рост профессионального мастерства педагогов за последние 5 лет.

Режим работы школы - 5-дневная рабочая неделя, продолжительность урока - 45 минут, в две смены.

По окончании учебного года обучающиеся проходят трудовую практику со 2 по 9 класс (по согласованию с родителями)

Состояние материально-технической базы.

Школа имеет спортивную площадку, столовую, 3 компьютера , 2 принтера, библиотеку. Общее количество кабинетов - 7. Школа имеет земельный участок площадью 0,75 га, пришкольный участок площадью 0,5 га.

Внеурочная деятельность обучающихся тесно связана с учебным процессом: предметные недели, олимпиады, научно-практическая конференция, конкурсы и т.д. Работают кружки: « Звени, гитара», « Умелые руки», спортивная секция.

Характеристика социума. В школе обучается 36 обучающихся, 15 мальчиков и 21 девочка.

По социальному составу.

В школе обучаются дети из 25 семей, из них по 2 ребенка - 7 семьи;

неполных - 9 семей; неблагополучных - 3 семей. Полных семей - 70%, неполных - 30%. 8 многодетных семьи, что составляет около 30 %.

Образование родителей



мать

отец


высшее


10,3


7,2

н/высшее

1,1

1,2

сред/специальное

43

32,2

среднее

29

37,5

основное

13

15

н/основное

2,4

14

Занятость родителей.


мать

отец


Бюджетная сфера


2


0

Обслуживающая сфера


3


0

Сельскохозяйствен. деятельность


10


10

Социальный

пенсионер


3


0


Инвалид


0


0


Вахта


0


4


Не работают


7


0


Высокий доход имеют 1,35% семей обучающихся; средний - 47%; низкий - 37%; крайне низкий - 15%.

80% семей имеют хорошие жилищные условия, 17% - плохие; 3% - крайне плохие.

Среди обучающихся можно выделить абсолютно здоровых детей, отнесенных к 1 группе здоровья - 26%; ко П группе здоровья - 47%; к Ш группе - 20%; специальную группу имеют 5 обучающихся (1%).

Нарушено зрение - 1

Нарушен слух -

Больные зубы - 9

Нарушена осанка - 5

Заболевание щитовидной железы -

Описторхоз -

Грыжа - 1

Заболевание сердечно-сосудистой системы - 2

Заболевание желудочно-кишечного тракта -

Заикание - 3

Хронический отит - 1

Заболевание почек - 1

Внутричерепное давление - 2

Последняя группа находится под наблюдением медицинского работника.

100% обучающихся охвачено организованным горячим питанием.

Административное управление осуществляют директор и его заместитель

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет Учреждения, педагогический совет, методический совет.

Заместитель директора реализует, прежде всего, оперативное управление образовательным процессом и осуществляет мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

Программа развития общественно-активной школы была разработана на основе Закона РФ «Об образовании». Программа не является догмой, она открыта для внесения корректив по ходу реализации, предусматривает постоянный анализ выполнения разделов программы с учетом новых реальностей образовательного процесса.

Организационная структура управления школы


УПРАВЛЕНИЕ

ОРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ




Администрация ОУ


Общественные организации


Совет школы


Педсовет



Директор школы


Профком




Зам. директора по УВР



Учителя - предметники










Методический совет



МО









Классные руководители








Руководители кружков и спортивных секций














Технические работники











Концепция развития школы



Образование является ключом

к экономическому успеху,

социальной сплоченности и

активной гражданской позиции.


Общественно-активная школа - это образовательное учреждение, которое ставит своей целью не просто предоставление образовательных услуг обучающимся, но и развитие сообщества, привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед сообществом. Эта школа стремится стать не только образовательным учреждением, но и центром развития гражданского общества на местном уровне.

Работа по модели ОАШ позволяет образовательному учреждению стать общественно-активной школой без ущерба для его основных функций. В основе деятельности ОАШ лежат три базовых принципа: Демократизация школы, Добровольчество, Партнерство школы и сообщества. Все эти направления тесно взаимосвязаны.

Демократизация школы - формирование демократической культуры как основы развития гражданского общества через реализацию демократических принципов во всех аспектах школьной жизни и содействие развитию школьного самоуправления.

Добровольчество - активизация жителей сообщества разного возраста для решения социально-значимых проблем через обучение участников педагогического процесса навыкам добровольческой деятельности, разработку и внедрение новых технологий добровольчества.

Партнерство школы и сообщества - установление и развитие социального партнерства и консолидация ресурсов для совместного решения проблем школы и сообщества через разработку и внедрение формальных механизмов взаимовыгодного социального партнерства школы и окружающего сообщества и инициирование различных форм взаимодействия с органами местного самоуправления, бизнесом, общественностью на местном уровне.

Работа ОАШ строится на принципах добровольного выбора, демократичности, честности, активности и ряде других, которые определяют для себя коллективы образовательных учреждений.

Школа стала для общества хорошим центром предоставления различных услуг и проведения различных мероприятий по ряду причин:

школа является безопасным пристанищем для детей;

школа принадлежит людям, и поэтому должна использоваться людьми;

школа является большим и слишком малоиспользуемым общественным ресурсом в смысле площадей, оборудования и человеческого потенциала;

школа играет главную роль в объединении людей и предоставлении им общего помещения для социального общения;

школа стала главным центром для всякого рода деятельности.

Чем больше у школы имеется сооружений и оборудования, тем многочисленнее

пути использования ее для нужд общества.

ОАШ - школа со смешанным контингентом обучающихся, где учатся одаренные и обычные дети. Структура образовательного учреждения функционирует в рамках двух ступеней:

1 ступень - начальная школа

П ступень - основная школа

Обучающиеся в школе, осуществляющей общественно-ориентированное

образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально-насыщенной жизнью. Общественная активность – это жизненная позиция, при которой ты сам становишься более независимым, самостоятельным, способным, более самодостаточным.

ОАШ с ее учениками, педагогическим коллективом, принимают активное участие не только в своей внутришкольной жизни, но и в жизни района, где она находится, вовлекая в свою деятельность родительскую общественность, местное население.

Школа должна эффективней содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодым поколением базовых социальных способностей и умений, воспитанию гражданского сознания. Школа должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов – человеческих, информационных, материальных, финансовых.

Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:

- отработка модели ОАШ, как наиболее отвечающей меняющимся социальным и педагогическим условиям;

- обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;

- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;

- повышение роли образования в воспитании личности;

- обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса.


Задачи:


- поиск новых форм наполнения содержанием БУП;

- поиск содержания и организационных форм включения обучающихся в учебное научное исследование, расширение этой работы до 5-8-х классов в рамках предметов по выбору;

- определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, общества, система соуправления и самоуправления);

- активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;

- совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса «ученик-родитель-учитель»;

- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирование у обучающихся целостного отношения к своему здоровью;

- более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

- демократизация управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

- добровольчество, внедрение новых технологий добровольчества;

- партнерство и содружество.




Перспективы и ожидаемые результаты


1 ступень - начальная школа: традиционные программы и программы развивающего обучения - Перспективная школа (информатика, иностранный язык).

П ступень - основная школа: расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части - спецкурсов факультативов, НОУ, групповых занятий с одаренными детьми.


Этапы освоения и внедрения концепции развития школы


1 этап (2007-2008 г.г.) - составление программ развития школы, апробация и внедрение.

П этап (2008-2011 г.г.) - практический.

Ш этап (2011-2012 г.г.) - результативный.

Перспективная модель работы школы к 2012 г.


Содержание интеллектуально-познавательной деятельности:

базисные учебные предметы;

дополнительное образование.

Мы активно используем дифференциацию обучения ради школьников, ради

развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их личностному развитию.

Демократизация и добровольчество состоит в том, что человеку дается возможность самореализации: школа предоставляет образовательные услуги, а обучающиеся выбирают собственную траекторию образования.

Ожидаемый результат


1 модуль:

создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу;

содержание обучения должно содействовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения;

учитель вводит обучающихся в сферу учебного предмета, создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету, закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;

развивая личность, оберегая индивидуальность обучающихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего задачи обучения и воспитания.

П модуль:

обучающиеся переходят к изучению основ наук, к установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;

расширение содержания образования через введение новых предметов, активизацию познавательной деятельности с помощью факультативов, кружков, развивающих часов и т.д.;

умение работать с литературой, отбирать и систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему, составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;

умение использовать знания и умения, полученные при изучении одного предмета, при изучении другого;

сохраняется необходимость дифференцированной помощи обучающимся через классы педагогической поддержки;

конкретизация познавательных интересов обучающихся;

углубление знаний через реализацию программы «Ищем таланты!», факультативы; групповая и индивидуальная исследовательская деятельность;

урочная учебная деятельность осуществляется через применение современных технологий.


III модуль:

формирование мотивации большей части педагогического коллектива на начало и продолжение инновационной деятельности;

качественный рост профессиональной активности педагогов: изучение и внедрение ППО; обобщение индивидуального педагогического опыта - создание основ банка ППО школы;

повышение квалификации через самообразование, КПК, участие в профессиональных объединениях учителей;

внедрение в учебный процесс программ углубленного изучения предметов;

активное участие в ОЭР и научной работе.


Перспективная модель развития школы (к 2012 году)


1 модуль:

Начальная школа - система развивающего обучения и воспитания:

нравственно-этические программы;

творческие мастерские;

предметные кружки;

система физкультурно-оздоровительных мероприятий.


П модуль: 5 – 9-е классы:

групповые занятия;

новые УМК;

творческие группы;

предметные кружки и факультативы;

библиотечные уроки;

спортивные секции и ОФП;

работа по индивидуальным планам.


III модуль: педагогический коллектив:

самообразование;

КПК;

школа молодого учителя;

мастер-классы;

участие в научной работе;

психологическое сопровождение УВП;

проблемные группы.











Литература:

1. Ильенко Л. П. Программа развития школы структура, содержание, перспективное планирование работы АРКТИ, 2001 г.

2. Максименко Н. А. «Эстафета добрых дел общественно-активных школ»,

КРМОО Центр «Сотрудничество», г. Красноярск, 2005 г.

3. Насонова Е. В. «Демократизация школы», КРОМОО Центр «Сотрудничество», г. Красноярск, 2005 г.

4. Научно-практический журнал «Завуч», № 5, 2005 год

5. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления

Издательство «Дидактика Плюс», С - Петербург, 2002 г.

6. Сомова Н. Л. «В пятый класс – в первый раз»

С - Петербург, Каро, 2001 г.

7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании

Москва, «ВЛАДОС», 1995 г.

8. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога

«Просвещение», «Учебная литература», Москва, 1996 г.

9. Программно-методические материалы «Экологи» 5 – 11 классы М., Дрофа, 2002 г.

10. Т. Я. Ашихмина «Школьный экологический мониторинг» «Агар», «Рандеву – АМ», 2000 г.

11. Экология России: Хрестоматия состав. В. Н. Кузнецов, М. МДС, «Юнисам», 1995 г.

12. Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. «Экология России»: пособие для учителя, М., МДС «Юнисам», 1995 г.

13. Главное управление ресурсов по Омской области «Состояние окружающей природной среды Омской области в 2001 году», г. Омск, 2002 г.

14. В. И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» -

М., «Вако», 2004 г.

15. М. В. Антропова Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников» - М., 1974 г.

16. Бардин К. В. Как научить детей учиться - М., Просвещение, 1987 г.

17. Амоношвили Ш. А. В школу с шести лет - М., Педагогика, 1986 г.

18. Дорожнова К. П. Роли социальных и биологических факторов в

развитии ребенка - М., Медицина, 1983 г.

19. Журнал «Практика административной работы в школе», № 1, 2006


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ