Модульная организация учебно-воспитательного процесса

Люлюмова Ирина Павловна, директор школы


Модульная организация учебно-воспитательного процесса


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.03.01 г. №224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе, цель которого не только в повышении качества в образовании и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечения психологического комфорта участникам образовательного процесса.

Вот почему Муниципальное общеобразовательное учреждение Клюевская средняя общеобразовательная школа №19 с 2002 года работает над созданием здоровьесберегающей среды и внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процессы.

Основными направлениями экспериментальной работы школы стали:

  1. Совершенствование форм организации и методов обучения, развития и воспитания, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

  2. Обогащение воспитательного содержания технологиями, сохраняющими и укрепляющими здоровье.

  3. Организация психолого-медико-педагогических мероприятий, направленных на профилактику школьной дезадаптации и заболеваний.

Основными средствами реализации этих направлений стали:

* Приведение в соответствие с нормами СанПина основных гигиенических фактров и условий, отражающихся на психолого-физическом состоянии школьников.

* Организация горячего питания обучающихся.

* Создание школьной медицинской службы, ориентированной на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи и умение работать с хронически больными детьми. Медсестрой и учителями физической культуры проводятся скрининг-тесты здоровья и физического развития обучающихся. Врачами – специалистами проводится ежегодная диспансеризация. По ее итогам формируются специальные группы, и медицинской сестрой школы проводятся занятия ЛФК для коррекции и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний глаз, укрепления мышечной системы и развития силовой выносливости.

  • Организация физиолого-психолого-педагогической службы, создание школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Данные диагностирования учащихся школы показали, что за счет применения здоровьесберегающих и других современных педагогических технологий у обучающихся сохраняется стабильность учебных достижений.

В рамках учебного плана педагогом-психологом школы ведутся психо-коррекционные занятия для детей группы «риска». С целью обучения школьников бережному отношению к своему здоровью и приемам сохранения здоровья, в учебный план школы с 2005 года введены курсы «Педагогика здоровья» для 1-4 классов и «Здоровый образ жизни» для 5-11 классов.

Педагогический процесс построен по системе преемственности обучения. Разработана и внедряется программа непрерывности и преемственности образования «ДОУ - начальная школа - основная школа». Создаются оптимальные условия адаптации первоклассников к школе через организацию системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

В начальной школе введена система безотметочного обучения по ряду предметов.

Для адаптации пятиклассников к основной школе разработана программа «Организация адаптационного периода учащихся пятых классов», которая предусматривает:

- безотметочное обучение в течение первого полугодия;

- ведение отдельных предметов в 5, 6 классах педагогами, которые работали с детьми на первой ступени образования;

- продолжение обучения по отдельным предметам (ИЗО, музыка, физическая культура, технология) по системе безотметочного обучения;

- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при переходе с первой ступени обучения на вторую;

- организация воспитательной работы, основанной на формировании сотрудничества и доверия между обучающимися, их родителями и педагогами.

Главная миссия нашей школы – создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности. Поэтому в школе осуществляется дифференцированный подход к выбору образовательных программ. В соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения, с целью преодоления стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации обучающихся, организованы классы для детей с трудностями в обучении. Для обучающихся, нуждающихся в индивидуальной помощи при овладении государственных образовательных стандартов, используются специальные коррекционно-развивающие программы VII вида.

Для обучающихся, имеющих высокие результаты в изучении отдельных предметов и направлений исследовательской деятельности, разработана и реализуется программа «Эрудит». В рамках ее реализации особое место занимает олимпиадное движение и научно-исследовательская деятельность учащихся. Учащиеся школы ежегодно становятся призерами II и III этапов Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный и региональный уровень) и победителями различных районных и областных конкурсов научно-исследовательской деятельности учащихся.

Учебный план III ступени общего среднего (полного) образования связан с разработкой индивидуальной траектории обучения для каждого обучающегося, что обеспечивает наиболее полное удовлетворение от учебно-познавательной деятельности при получении образования.

Свою задачу педагогический коллектив школы видит в обеспечении доступности образования нашим обучающимся, выравнивании стартовых условий детей вне зависимости от места их проживания, обеспечении всем равных возможностей в продвижении по всем ступеням образования, включая высшее. Поэтому содержание и организация обучения строится в соответствии с возрастными морфо-функциональными особенностями обучающихся. Объем учебной нагрузки и уровень сложности изучаемого материала подбирается в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося. Учителями-экспериментаторами разработана структура здоровьесберегающего урока, которая активно внедряется всеми учителями школы. В плане поддержки психологического и физического здоровья обучающихся, мы опираемся на технологию, разработанную физиологом В.Ф. Базарным.

Анализируя существующие отрицательные факторы, характерные для традиционной организации учебно-воспитательного процесса, мы пришли к выводу, что очень важно то, каким способом организован образовательный процесс. Общеизвестно, что организацию образовательного процесса регламентирует календарный и учебный планы, расписание учебных занятий. Отрицательные факторы и противоречия, присущие традиционной системе организации учебно-воспитательного процесса, существенно снижают качество образования. Продолжительность первой и третьей учебной четвертей чрезмерно велика, что приводит к повышенной заболеваемости учащихся и учителей, а второй и четвертой слишком мала, что также нарушает ритмичность учебного года и технологичность учебного процесса. Поэтому с 2005 года школа работает по здоровьесберегающему календарному плану, состоящему из шести четвертей сменяемых каникулами.


Годовой календарный график на 2008-2009 учебный год


I четверть 1.09 – 8.10 (5 недель 3 дн.)

каникулы 9.10 – 12.10 (4 дн.)


II четверть 13.10 – 19.11 (5 недель 3 дн.)

каникулы 20.11 – 23.11 (4 дн.)


III четверть 24.11 – 31.12 (5 недель 3 дн.)

каникулы 1.01 – 7.01 (7 дн.)


IV четверть 8.01 – 21.02 (6 недель 3 дн.)

каникулы 22.02 – 1.03 (8 дн.)


V четверть 2.03 – 11.04 (6 недель)

каникулы 12.04 – 19.04 (8 дн.)


VI четверть 20.04 – 30.05 (6 недель)


Продолжительность учебного года 35 недель

Каникулы в течение учебного года 31 день

Дополнительные каникулы для первоклассников (январь) 7 дней (8.01 по 14.01)


Так же, источниками перегрузки, существенно снижающими качество образовательного процесса, являются: перенасыщенность учебного плана предметами и низкая их частотность. По М.М. Поташнику «Низкая частотность крайне отрицательно влияет на создание благоприятных условий для работы ученика. Это объясняется тем, что при одном уроке в неделю, согласно законам психики, за недельный разрыв уровень знаний, умений и навыков ученика снижается с 90 до 10%, что соответствует изменению самооценки ученика «Я знаю все» на самооценку «Я не знаю ничего». С низкой частотностью связаны такие объективно негативные и вынужденные педагогические методы и формы, как повторение всевозможных видов и комбинированный урок.

Чтобы оптимизировать организацию образовательного процесса, мы пошли по пути уменьшения многопредметности и одновременно увеличения частотности учебных занятий по каждому предмету. И с 1 сентября 2008 года в экспериментальном режиме перешли на модульную организацию учебно-воспитательного процесса. Модульному учебному и календарному планам школы соответствует модульное расписание занятий. Оно представляет собой комплекс двух расписаний действующих поочередно в течении недели. Модульное расписание позволяет не сокращать годовой учебный план и одновременно уменьшает количество изучаемых учебных предметов в рамках учебной недели в два раза, частотность занятий увеличивает в два - четыре раза.

Для снижения многопредметности мы сформировании два полугодовых блока-модуля учебных планов. Частотность учебных занятий повысили за счет двукратного увеличения регулярности одночасовых учебных предметов. Расписание составляется на основе двух групп учебных предметов. Первую группу образуют предметы: иностранный язык и физическая культура, имеющие регулярность – три урока в неделю. Они представлены в расписании на каждой неделе.

Во вторую труппу включили все остальные предметы, входящие в учебный план данного полугодия. Они преподаются через неделю. Разделили предметы второй группы на 2 подгруппы, в каждую из которых включили предметы гуманитарного и естественно- математического профиля.

Предметы I подгруппы Предметы II подгруппы

второй группы: второй группы:

  1. русский язык 1. алгебра

  2. литература 2. геометрия

  3. география 3. история

  4. физика 4. технология

  5. химия 5. биология

  6. музыка 6. черчение

  7. ИЗО

Таким образом, мы подготовили учебный план к составлению модульного расписания уроков. Сначала в расписание включили предметы 1 группы, уроки по которым проводятся на каждой неделе. Затем составили расписание уроков для нечетных недель, с включением в него предметов 1 подгруппы 2 группы. По сравнению с годовым учебным планом количество уроков по этим предметам в расписании удвоено, поскольку на четных неделях они преподаваться не будут. Расписание уроков для четных недель завершается дополнением предметов 1 группы из 2 подгруппы 2 группы. Количество уроков по предметам 2 группы также удваивается.

Наименование предмета

Кол-во часов по учебному плану

Кол-во часов по расписанию

Русский язык

4

8

Литература

2

4

География

2

4

Физика

2

4

Химия

2

4

Музыка

1

2

ИЗО

1

2

Алгебра

4

8

Геометрия

2

4

История

2

4

Технология

2

4

Биология

2

4

Черчение

1

4

Обществознание

1

4





Расписание учебных занятий для 8б класса

на 2008-2009 учебный год (четная неделя)


класс

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота




1

ИЗО

География

География

География

ИЗО

Музыка

2

Физика

Информатика

Физика

Химия

Химия

Химия

3

География

Нем. язык

Химия

Нем. язык

Физика

Физика

4

Литература

Литература

Литература

Русский яз.

Литература

Нем. язык

5

Русский яз.

Русский яз.

Русский яз.

Литература

Русский яз.

Русский яз.

6

Ф-ра/ЛФК

Музыка

Физкульт.

Проектир.

Ф-ра/ЛФК

Литература


(нечетная неделя)


класс

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота




1

Биология

Черчение

История

История

Биология

История

2

Алгебра

Нем. язык

Информатика

Нем. язык

Нем. язык

Алгебра

3

Геометрия

Алгебра

Алгебра

Алгебра

Алгебра

Алгебра

4

Черчение

Геометрия

Геометрия

Геометрия

Алгебра

Черчение

5

Труд

Биология

История

Биология

Проектиров.

Труд

6

Труд

Физкульт.

Ф-ра./ЛФК

Черчение

Ф-ра/ЛФК

Труд


Сейчас мы изучаем опыт повышения качества образования путем замены классно-урочной системы на предметно-уровневую организацию учебно-воспитательного процесса на модульной основе.








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ