Модульная организация учебно-воспитательного процесса
Люлюмова Ирина Павловна, директор школы
Модульная организация учебно-воспитательного процесса
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.03.01 г. №224 в стране осуществляется эксперимент по модернизации образовательного процесса в общеобразовательной школе, цель которого не только в повышении качества в образовании и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечения психологического комфорта участникам образовательного процесса.
Вот почему Муниципальное общеобразовательное учреждение Клюевская средняя общеобразовательная школа №19 с 2002 года работает над созданием здоровьесберегающей среды и внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательный и воспитательный процессы.
Основными направлениями экспериментальной работы школы стали:
Совершенствование форм организации и методов обучения, развития и воспитания, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Обогащение воспитательного содержания технологиями, сохраняющими и укрепляющими здоровье.
Организация психолого-медико-педагогических мероприятий, направленных на профилактику школьной дезадаптации и заболеваний.
Основными средствами реализации этих направлений стали:
* Приведение в соответствие с нормами СанПина основных гигиенических фактров и условий, отражающихся на психолого-физическом состоянии школьников.
* Организация горячего питания обучающихся.
* Создание школьной медицинской службы, ориентированной на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи и умение работать с хронически больными детьми. Медсестрой и учителями физической культуры проводятся скрининг-тесты здоровья и физического развития обучающихся. Врачами – специалистами проводится ежегодная диспансеризация. По ее итогам формируются специальные группы, и медицинской сестрой школы проводятся занятия ЛФК для коррекции и профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, заболеваний глаз, укрепления мышечной системы и развития силовой выносливости.
Организация физиолого-психолого-педагогической службы, создание школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Данные диагностирования учащихся школы показали, что за счет применения здоровьесберегающих и других современных педагогических технологий у обучающихся сохраняется стабильность учебных достижений.
В рамках учебного плана педагогом-психологом школы ведутся психо-коррекционные занятия для детей группы «риска». С целью обучения школьников бережному отношению к своему здоровью и приемам сохранения здоровья, в учебный план школы с 2005 года введены курсы «Педагогика здоровья» для 1-4 классов и «Здоровый образ жизни» для 5-11 классов.
Педагогический процесс построен по системе преемственности обучения. Разработана и внедряется программа непрерывности и преемственности образования «ДОУ - начальная школа - основная школа». Создаются оптимальные условия адаптации первоклассников к школе через организацию системы занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
В начальной школе введена система безотметочного обучения по ряду предметов.
Для адаптации пятиклассников к основной школе разработана программа «Организация адаптационного периода учащихся пятых классов», которая предусматривает:
- безотметочное обучение в течение первого полугодия;
- ведение отдельных предметов в 5, 6 классах педагогами, которые работали с детьми на первой ступени образования;
- продолжение обучения по отдельным предметам (ИЗО, музыка, физическая культура, технология) по системе безотметочного обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при переходе с первой ступени обучения на вторую;
- организация воспитательной работы, основанной на формировании сотрудничества и доверия между обучающимися, их родителями и педагогами.
Главная миссия нашей школы – создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности. Поэтому в школе осуществляется дифференцированный подход к выбору образовательных программ. В соответствии с концепцией коррекционно-развивающего обучения, с целью преодоления стойкой неуспеваемости и школьной дезадаптации обучающихся, организованы классы для детей с трудностями в обучении. Для обучающихся, нуждающихся в индивидуальной помощи при овладении государственных образовательных стандартов, используются специальные коррекционно-развивающие программы VII вида.
Для обучающихся, имеющих высокие результаты в изучении отдельных предметов и направлений исследовательской деятельности, разработана и реализуется программа «Эрудит». В рамках ее реализации особое место занимает олимпиадное движение и научно-исследовательская деятельность учащихся. Учащиеся школы ежегодно становятся призерами II и III этапов Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный и региональный уровень) и победителями различных районных и областных конкурсов научно-исследовательской деятельности учащихся.
Учебный план III ступени общего среднего (полного) образования связан с разработкой индивидуальной траектории обучения для каждого обучающегося, что обеспечивает наиболее полное удовлетворение от учебно-познавательной деятельности при получении образования.
Свою задачу педагогический коллектив школы видит в обеспечении доступности образования нашим обучающимся, выравнивании стартовых условий детей вне зависимости от места их проживания, обеспечении всем равных возможностей в продвижении по всем ступеням образования, включая высшее. Поэтому содержание и организация обучения строится в соответствии с возрастными морфо-функциональными особенностями обучающихся. Объем учебной нагрузки и уровень сложности изучаемого материала подбирается в соответствии с индивидуальными возможностями обучающегося. Учителями-экспериментаторами разработана структура здоровьесберегающего урока, которая активно внедряется всеми учителями школы. В плане поддержки психологического и физического здоровья обучающихся, мы опираемся на технологию, разработанную физиологом В.Ф. Базарным.
Анализируя существующие отрицательные факторы, характерные для традиционной организации учебно-воспитательного процесса, мы пришли к выводу, что очень важно то, каким способом организован образовательный процесс. Общеизвестно, что организацию образовательного процесса регламентирует календарный и учебный планы, расписание учебных занятий. Отрицательные факторы и противоречия, присущие традиционной системе организации учебно-воспитательного процесса, существенно снижают качество образования. Продолжительность первой и третьей учебной четвертей чрезмерно велика, что приводит к повышенной заболеваемости учащихся и учителей, а второй и четвертой слишком мала, что также нарушает ритмичность учебного года и технологичность учебного процесса. Поэтому с 2005 года школа работает по здоровьесберегающему календарному плану, состоящему из шести четвертей сменяемых каникулами.
Годовой календарный график на 2008-2009 учебный год
I четверть 1.09 – 8.10 (5 недель 3 дн.)
каникулы 9.10 – 12.10 (4 дн.)
II четверть 13.10 – 19.11 (5 недель 3 дн.)
каникулы 20.11 – 23.11 (4 дн.)
III четверть 24.11 – 31.12 (5 недель 3 дн.)
каникулы 1.01 – 7.01 (7 дн.)
IV четверть 8.01 – 21.02 (6 недель 3 дн.)
каникулы 22.02 – 1.03 (8 дн.)
V четверть 2.03 – 11.04 (6 недель)
каникулы 12.04 – 19.04 (8 дн.)
VI четверть 20.04 – 30.05 (6 недель)
Продолжительность учебного года 35 недель
Каникулы в течение учебного года 31 день
Дополнительные каникулы для первоклассников (январь) 7 дней (8.01 по 14.01)
Так же, источниками перегрузки, существенно снижающими качество образовательного процесса, являются: перенасыщенность учебного плана предметами и низкая их частотность. По М.М. Поташнику «Низкая частотность крайне отрицательно влияет на создание благоприятных условий для работы ученика. Это объясняется тем, что при одном уроке в неделю, согласно законам психики, за недельный разрыв уровень знаний, умений и навыков ученика снижается с 90 до 10%, что соответствует изменению самооценки ученика «Я знаю все» на самооценку «Я не знаю ничего». С низкой частотностью связаны такие объективно негативные и вынужденные педагогические методы и формы, как повторение всевозможных видов и комбинированный урок.
Чтобы оптимизировать организацию образовательного процесса, мы пошли по пути уменьшения многопредметности и одновременно увеличения частотности учебных занятий по каждому предмету. И с 1 сентября 2008 года в экспериментальном режиме перешли на модульную организацию учебно-воспитательного процесса. Модульному учебному и календарному планам школы соответствует модульное расписание занятий. Оно представляет собой комплекс двух расписаний действующих поочередно в течении недели. Модульное расписание позволяет не сокращать годовой учебный план и одновременно уменьшает количество изучаемых учебных предметов в рамках учебной недели в два раза, частотность занятий увеличивает в два - четыре раза.
Для снижения многопредметности мы сформировании два полугодовых блока-модуля учебных планов. Частотность учебных занятий повысили за счет двукратного увеличения регулярности одночасовых учебных предметов. Расписание составляется на основе двух групп учебных предметов. Первую группу образуют предметы: иностранный язык и физическая культура, имеющие регулярность – три урока в неделю. Они представлены в расписании на каждой неделе.
Во вторую труппу включили все остальные предметы, входящие в учебный план данного полугодия. Они преподаются через неделю. Разделили предметы второй группы на 2 подгруппы, в каждую из которых включили предметы гуманитарного и естественно- математического профиля.
Предметы I подгруппы Предметы II подгруппы
второй группы: второй группы:
русский язык 1. алгебра
литература 2. геометрия
география 3. история
физика 4. технология
химия 5. биология
музыка 6. черчение
ИЗО
Таким образом, мы подготовили учебный план к составлению модульного расписания уроков. Сначала в расписание включили предметы 1 группы, уроки по которым проводятся на каждой неделе. Затем составили расписание уроков для нечетных недель, с включением в него предметов 1 подгруппы 2 группы. По сравнению с годовым учебным планом количество уроков по этим предметам в расписании удвоено, поскольку на четных неделях они преподаваться не будут. Расписание уроков для четных недель завершается дополнением предметов 1 группы из 2 подгруппы 2 группы. Количество уроков по предметам 2 группы также удваивается.
Наименование предмета
Кол-во часов по учебному плану
Кол-во часов по расписанию
Русский язык
4
8
Литература
2
4
География
2
4
Физика
2
4
Химия
2
4
Музыка
1
2
ИЗО
1
2
Алгебра
4
8
Геометрия
2
4
История
2
4
Технология
2
4
Биология
2
4
Черчение
1
4
Обществознание
1
4
Расписание учебных занятий для 8б класса
на 2008-2009 учебный год (четная неделя)
класс
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
8б
1
ИЗО
География
География
География
ИЗО
Музыка
2
Физика
Информатика
Физика
Химия
Химия
Химия
3
География
Нем. язык
Химия
Нем. язык
Физика
Физика
4
Литература
Литература
Литература
Русский яз.
Литература
Нем. язык
5
Русский яз.
Русский яз.
Русский яз.
Литература
Русский яз.
Русский яз.
6
Ф-ра/ЛФК
Музыка
Физкульт.
Проектир.
Ф-ра/ЛФК
Литература
(нечетная неделя)
класс
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
суббота
8б
1
Биология
Черчение
История
История
Биология
История
2
Алгебра
Нем. язык
Информатика
Нем. язык
Нем. язык
Алгебра
3
Геометрия
Алгебра
Алгебра
Алгебра
Алгебра
Алгебра
4
Черчение
Геометрия
Геометрия
Геометрия
Алгебра
Черчение
5
Труд
Биология
История
Биология
Проектиров.
Труд
6
Труд
Физкульт.
Ф-ра./ЛФК
Черчение
Ф-ра/ЛФК
Труд
Сейчас мы изучаем опыт повышения качества образования путем замены классно-урочной системы на предметно-уровневую организацию учебно-воспитательного процесса на модульной основе.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ