Аналитическая справка «Описание педагогического опыта». Педагогический опыт по развитию двигательных качеств школьников посредством подвижных игр на уроках физической культуры
Аналитическая справка
«Описание педагогического опыта».
Педагогический опыт по развитию двигательных качеств
школьников посредством подвижных игр на уроках физической культуры.
Новые исторические реалии поставили перед обществом проблему создания современной общеобразовательной школы, проблему достойного развития личности каждого ее учащегося, значит в целом подрастающего поколения новой формации. Новые подходы определили в качестве целевой установки образования целостное развитие личности учащихся. Подобная ориентация в развитии современной образовательной школы соотносится и с проблемами формирования физической культуры личности учащегося.
Путь решения такой серьёзной проблемы вижу в содержании и цели уроков физической культуры.
Непосредственным содержанием физической культуры является двигательная деятельность, обладающая той особенностью, что она прямо и непосредственно направлена на овладение человеком собственной природой данной двигательной активности.
Целью уроков физической культуры в школе является владение учащимся своим телом, знание его возможностей, раскрытие своих способностей, а главное- динамика развития ребенка, сохранение его здоровья.
Ведущим подходом в организации уроков физического воспитания, на мой взгляд, является:
- устранение противоречия между потребностью общества в формировании физической культуры подрастающего поколения и существующими традиционными формами и функциями физической подготовки;
- между потребностью воплощения в практику физкультуры в нашей школе подвижных игр как средства, способствующего двигательной активности учащихся, формированию у них интереса к урокам физической культуры и методическими основами данной проблемы, требующей новых средств обучения, новых условий деятельности.
Игра как источник духовного развития детей рассмотрена в многочисленных трудах ученых: Пиаже, Левина, Выготского, Эльконина, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, Шмакова. Большое значение в развитии теории игры имели работы психолога и философа С. Л. Рубинштейна. Выводы К. Д. Ушинского и С.Л. Рубинштейна о том, что игра для ребенка является осмысленной деятельностью, развил российский психолог А.Н. Леонтьев.
С.А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игра учащихся - феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают все как бы втроем: их разум, их подсознание, их фантазия – все это участвует в игровом самовыражении растущего человека.
Эти психологические и педагогические основы характеризуют и подвижные игры, рассматриваемые нами как средство развития двигательных качеств у школьников.
Как средство физического воспитания подвижные игры рассмотрены в учебных и методических изданиях П.А. Чумакова, Г.П. Богданова и Г.Б. Мейксона, В.М. Качашкина, М.Д. Рипы, Б.А. Ашмарина и др.
Идея изменения обусловлена целями школьной программы по воспитательной работе, программой «Здоровье», концепцией учителя по развитию двигательной активности учащихся:
- привлечение учащихся к систематическим занятиям физической
культурой и спортом;
- формирование личности, способной строить свою жизнь на основе
ценности «здоровье».
Кроме этого, указанная идея изменений подкрепляется необходимостью компенсации недостатков организации уроков физической культуры в начальных классах.
Систематическое использование подвижных игр вижу как средство подготовки спортсменов школы. С помощью игр развиваются двигательные качества, внимание, воля, необходимые для освоения спортивных игр.
Преимущества подвижных игр в развитии двигательных качеств учащихся значительны. В играх больше, чем в других физических упражнениях участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют их возрастные и индивидуальные особенности.
У детей 10-12 лет отмечается повышенная возбудимость и относительная слабость тормозных процессов. У них формируется опорно-двигательный аппарат. Дыхательный аппарат и сердечно-сосудистая система детей 11-12 лет еще не могут выдерживать больших напряжений.
Особое внимание уделяется всесторонней физической подготовке, технике игровых приемов и индивидуальным тактическим действиям. Больше используется подвижных игр.
В возрасте 15-16 лет организм подростка уже достигает довольно высокой степени развития. Однако организм 15-16-летних ещё недостаточно работоспособен. Двигательный аппарат достаточно развит для овладения сложными приёмами техники и тактики. Учитываю, что именно в этом возрасте учащиеся достигают значительных успехов в развитии физических качеств.
В 17-18 лет в основном завершаются процессы функционального созревания. Почти полностью заканчивается развитие опорно-двигательного аппарата, внутренних органов, центральной нервной системы. Этот возраст детей позволяет активно задействовать их в спортивной секции «Волейбол», «Баскетбол», отрабатывать специальные навыки в условиях игровой обстановки, в условиях соревнований.
Технология опыта по развитию двигательных качеств школьников посредством подвижных игр на уроках физической культуры складывается из определенной системы и различных методов:
- Метод контроля: предварительный, текущий, итоговый. Составляющие контроля: наблюдение, опрос, тестирование, оценка.
- Использование подвижных игр, определяющих
а) характер взаимоотношений: некомандные, переходные к
командным, командные;
б) содержание действий: имитационные, музыкальные,
подготовительные к спортивным играм - футболу, баскетболу,
хоккею, теннису и др.
в) конкретные задачи и условия проведения: возраст детей, место
проведения, интенсивность и продолжительность игр;
г) задачи урока на каждом этапе: в подготовительной части-
разминочные игры; в основной- игры, способствующие решению
главных задач урока; в заключительной части- с целью снижения
нагрузки, как средства восстановления.
- Систематический контроль успеваемости учащихся для стимулирования активного отношения к подвижным играм.
- В течение года следование принципам последовательности, преемственности, возрастания трудности.
- Чередование уроков по целям и задачам: игровые, тематические, комплексные.
- Совершенствование действий учащихся в играх к концу учебного года, повторение известных игр.
Условиями реализации изменений, на наш взгляд, необходимо считать следующие особенности:
- престиж предмета физической культуры в школе (1-2 место в рейтинге учебных предметов);
- улучшение спортивной базы ( за счёт президентского гранта, целевых средств из регионального бюджета, за счёт призов за победы в районных соревнованиях и спонсорской помощи);
- качества учителя физической культуры: специальное высшее педагогическое образование, первая квалификационная категория по должностям «учитель» и «тренер-педагог», педагогический стажа(14лет), мотивация и активность педагогической деятельности: победитель районного конкурса «Педагог года-2006», участие в районном конкурсе «Тренер-педагог года-2008», участие в зональном этапе конкурса «Учитель Оренбуржья-2008»; представление опыта работы в районном методическом объединении, на конкурсах.
О результатах изменений в физической подготовке учащихся можно судить по мониторингу:
- повышение качества обучения ( в течение 3 последних лет)-от
62,5% до 100%;
- повышение уровня физической подготовки учащихся: увеличение
числа «высокий уровень» и уменьшение числа «низкий уровень»;
-стабильность призовых результатов в районной Спартакиаде
школьников, в районной предметной олимпиаде;
-повышение интереса учащихся к занятиям спортом:
участие в спортивных мероприятиях: от 82% до 100%;
занятия в спортивных секциях: от 16,7% до 42%.
Считаю, что знакомство с данным опытом будет интересно всем учителям физической культуры: опытным – для сравнения со своей деятельностью; начинающим – для совершенствования своей учебной деятельности; неспециалистам – в качестве методической помощи.
Публикации о представленном опыте в полном объёме не использовались. Статьи о спортивной работе учителя напечатаны в районной газете «Гайская новь», в областной газете «Южный Урал». Фрагмент участия в конкурсе «Учитель Оренбуржья – 2008» был представлен на региональном канале телевидения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ