О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене

О готовности учащихся сельских школ к обучению в среднем звене

А.В.Басов, Л.Ф.Тихомирова

Сельская школа во все времена привлекала к себе пристальное внимание как теоретиков, так и практиков, занимающихся проблемами сельского образования. Проблемы сельского образования, связанные с особенностями образа жизни, сегодня в значительной мере осложнены складывающейся социально-экономической ситуацией. Сложность ее на селе связана с коренной, в сравнении с городом, ломкой производственных отношений и связанных с ними стереотипов. Сегодня необходимо строить культуросообразную сельскую школу, помня о том, что перенесение городских стереотипов и ценностей на село будет встречать природосообразное селу сопротивление. Это самым решительным образом ставит вопрос о качественно иной подготовке сельских педагогов. Направления этой работы могут быть выявлены в результате диагностики развития сельских школьников. Проблемы, возникающие перед учащимися, особо наглядно видны на переходных периодах детский сад – школа, начальное звено – среднее звено – окончание школы.

Особого внимания требует переход от начального звена к среднему, для его оптимального обеспечения необходимо не только скорректировать подготовку в начальном звене, но и наметить пути коррекции ситуации в среднем звене.

Каждый переходный период выдвигает специфические проблемы. Самого серьезного внимания заслуживает переход учащихся из начальной в среднюю школу. Это связано прежде всего с тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и к личностному развитию учащихся, а также к степени сформированности у учащихся учебных знаний, умений, навыков, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции.

Для определения уровня готовности учащихся к обучению в среднем звене кафедрой психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского областного ИПК ПиРРО были разработаны диагностические материалы, содержащие методики для исследования интеллектуального уровня, памяти, внимания, речи, саморегуляции, работоспособности учащихся [1].

Нами были обследованы как учащиеся школ г.Ярославля, так и сельские школьники (740 человек). Из 360 учащихся 5-х классов сельских школ у 22 % уровень развития соответствует успешности их дальнейшего обучения, у 37 % – едва достигает допустимого предела, а у 40,7 % уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено. Это ведет к тому, что переходный период может сопровождаться появлением разного рода трудностей, которые могут возникать не только у учащихся, но и у педагогов.

Опрошенные нами педагоги среднего звена указывают, что учащимся, приходящим из начальной школы, присущи следующие качества, препятствующие успешному обучению:

плохо развита речь;

они плохо читают;

плохо развита память (этот недостаток назван 53 % опрошенных учителей);

невнимательны (на это указывают 33 % опрошенных педагогов);

ненаблюдательны;

несамостоятельны;

неорганизованны;

не могут сосредоточиться;

необязательны;

не могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;

у них отсутствует познавательный интерес (на это указывают 78 % опрошенных учителей);

нет желания преодолевать трудности в учебе;

нет ответственности за учебу;

нет трудолюбия;

нет старания.

Результаты обследования учащихся 5-х классов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика

интеллектуального развития учащихся

сельских и городских школ

(даны средние величины)

Школы

Показатели

Общий уровень готовности

Уровень овладения мыслительными операциями

Анализ, синтез

Опр-е существ.

Срав-нение

Классификац.

Обоб-щение

Анало-гия

Городские

0,55

0,41

0,78

0,42

0,76

0,54

0,45

Сельские

0,44

0,31

0,65

0,35

0,6

0,35

0,32

Итого...

0,5

0,36

0,71

0,38

0,68

0,44

0,38

Данные свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности мыслительных операций у учащихся, причем у городских школьников уровень интеллектуального развития выше, чем у сельских. Учащиеся сельских школ хуже сравнивают (а без овладения этой мыслительной операцией успешное обучение в среднем звене просто невозможно), в меньшей степени овладели операцией анализа и синтеза, недостаточно хорошо умеют вычленять существенные признаки предметов. В 1,5 раза хуже у учащихся сельских школ сформировано умение обобщать, а также определять связи и зависимости между понятиями (причина – следствие, род – вид, часть – целое, рядоположенность, последовательность событий и др.), в меньшей степени сформирована такая мыслительная операция, как классификация.

В школах г. Ярославля 71% учащихся хорошо и удовлетворительно готовы к обучению в среднем звене, в сельских школах этот показатель составил только 59,3%. На показатели общей готовности к обучению в среднем звене в значительной мере влияет степень сформированности таких психических процессов, как память, внимание, работоспособность, речь и др.

В таблице 2 представлены соответствующие показатели этих психических процессов у учащихся г. Ярославля и сельских школьников.

Таблица 2

Сравнительная характеристика степени развития познавательных процессов и речи у учащихся городских и сельских школ (средние величины)

Школы

Показатели

Слуховая

кратковременная память

Смысловая память

Внимание

Речь

Городские

6,1

6

0,55

18

Сельские

6,1

6

0,45

14

Итого...

6,1

6

0,5

16

Приведенные показатели свидетельствуют о более низком уровне сформированности произвольного внимания у сельских школьников, о более низком уровне развития речи. Если учесть, что и у учащихся 5-х классов школ г. Ярославля эти показатели невысоки, то сельские школьники испытывают значительно большие трудности в период перехода в среднее звено, связанные с недостаточным развитием речи и несформированностью произвольного внимания.

Все полученные нами результаты свидетельствуют о том, что и в городских школах, и в еще большей степени в сельских дети недостаточно готовы к обучению в среднем звене, а ведь именно начальная школа закладывает основы для последующих успехов или неудач школьников.

Успешность деятельности начальной школы определяется уровнем подготовки педагогов, мотивации к эффективному труду, а также качеством методического и управленческого обеспечения.

Предлагаемые нами критерии оценки готовности детей к обучению в среднем звене являются понятными педагогам, доказательными, позволяют оценить динамику развития детей, а также повысить эффективность работы педагогов.

Перевод начальной школы на более эффективную работу без хорошей подготовки и переподготовки невозможен. Требуется работа с педагогами по повышению мотивации их деятельности, расширению педагогических возможностей, ориентации на критерии, по которым может идти оценка успешности педагогического процесса.

Несформированность мыслительных операций у учащихся 5-х классов, особенно сельских школ, заставила нас провести обследование деятельности учителей начальных классов. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной степени сформированности этих операций у самих педагогов.

Сравнительная характеристика степени сформированности мыслительных операций у школьников и их учителей представлена в таблице 3.

Таблица 3

Взаимосвязь уровня развития логических операций мышления у учителей и учащихся

Логические операции мышления

Учащиеся

х

Педагоги

у

Ранг

х

Ранг

у

Разность рангов

Квадрат

разности

Классификация

0,6

0,68

2

5

-3

9

Аналогия

0,4

0,72

4

4

0

0

Выявление связи: часть – целое

0,71

0,80

1

1

0

0

Функц. связь между понятиями

0,51

0,73

3

3

0

0

Противополож-ность

0,36

0,77

5

2

3

9

Причина – следствие

0,35

0,57

6

6

0

0

Коэффициенты ранговой корреляции равны 0,5, что свидетельствует о наличии положительной связи средней силы между уровнями развития логических операций мышления у учащихся и их педагогов [2].

Более низкие показатели интеллектуального развития сельских школьников, их очень низкая готовность к обучению в среднем звене требуют обратить более серьезное внимание на подготовку педагогов именно для начальной школы. Считаем, что для работы в сельские школы необходимо направлять наиболее подготовленных преподавателей.

И в сельских, и в городских школах необходимо более профессионально организовывать преемственность в обучении между начальным и средним звеном.

Такая преемственность призвана обеспечить успешную адаптацию к обучению в среднем звене.

Этот вопрос остается во многом не решенным, так как отсутствует наработанный механизм его реализации.

Выводы

По нашему мнению, необходимо уже к началу 3-го класса определить будущего классного руководителя и тех педагогов, которые примут класс в среднем звене.

Следует использовать как урочное, так и внеурочное время для подготовки учащихся начальной школы к предметному преподаванию.

Будущий классный руководитель должен как можно раньше начинать контактировать со своим классом, вести его изучение с помощью работающего в классе преподавателя начальной школы, иметь план этой работы.

Считаем целесообразным использовать текущую информацию педагогов среднего звена о личностном развитии учащихся, результаты наблюдения за детьми в 3-м и 4-м классах для коррекции учебного процесса в начальной школе.

Необходимо организовать проведение оценки готовности учащихся к обучению в среднем звене силами педагогов начального и среднего звена,


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ