Образовательная программа дополнительного образования Студия детской песни «Малиновка»


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества г. Балашова Саратовской области»



Утверждаю:

Директор МОУ ДОД

«Центр детского творчества

г. Балашова Саратовской области

___________

« » 2014 г.




Образовательная программа

дополнительного образования

Студия детской песни «Малиновка»




Срок реализации - 1 год

Возраст детей - 9- 14 лет


Педагог дополнительного образования Павлов Сергей Митрофанович






Балашов - 2014


Введение


Образовательная программа фольклорной студии «Малиновка» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Фольклор – коллективное творчество народа, вобравшее в себя его вековой жизненный опыт и знание. Обращение к фольклору сегодня имеет глубокий социальный смысл, являясь средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и юношества.

Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Мыслители XIX века Д.И.Писарев, Л.Н.Толстой, Н.Р.Чернышевский и другие обращались к опыту народного воспитания, призывали всячески использовать его в своей деятельности. С «педагогическим гением народа» связаны идеи К.Д.Ушинского. Проанализировав системы воспитания нескольких зарубежных стран, Ушинский пришел к выводу: общей системы воспитания для всех народов не существует, а на воспитание существенное влияние оказывает характер, национальные особенности, культура, история, быт народа. В.А.Сухомлинский считал важной задачей сохранение, развитие, углубление традиций народной педагогики.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью. Современные же условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходит из жизни детей и «живой» фольклор,- дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Мир музыкальных звуков окружает ребёнка с самого рождения. И на протяжении всего периода жизни в недалёком прошлом можно было наблюдать, как дети обращались к солнцу, радуге, дождю и ветру, как правило, не проговаривая, а напевая свои заклички. Можно и сейчас услышать дразнилки, считалки, сложные скороговорки. Исполняются многие песенки различными персонажами в сказках: поёт колобок, поют козлята и волк, поёт лиса, петушок и др. Популярны у детей и простые колыбельные песенки. Такое незатейливое пение воспитывает у ребёнка чувство ритма, рифмы, развивает музыкальный слух, память, тренирует неокрепший голос, развивает лёгкие, дыхание, так как, большинство закличек, приговорок, дразнилок поются полным открытым голосом.

Песенки помогают детям интересно провести игру, организовать её. Припевки иллюстрируют действия, делают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей. Как правило, песенки сопровождаются движениями, ритм фиксируется хлопками, притопами, прыжками.

Традиционно детский фольклор формировался у деревенских детей. Это было связано с сельскохозяйственным трудом, бытом деревни, природой и животным миром. Собирая грибы и ягоды, ребята нередко напевали множество приговорок, чтобы грибы и ягоды нашлись, не прятались от них, В жарких областях России, где летом необходимы и желанны дожди, дети пели множество закличек дождю, а в северных областях чаще звучали заклички солнцу и ветру.


Пояснительная записка


Программа детской студии «Малиновка» предназначена для комплексного изучения фольклора детьми от 9 до 14 лет. Студия сформирована из двух групп. Количество детей в группах 10-15 человек. Такое количество детей является оптимальным для организации игровой деятельности младших школьников и создания творческой атмосферы на занятиях.

Организация занятий построена следующим образом: народное пение два раза в неделю по 2 часа, (всего 4 часа еженедельно для одной группы).

Продолжительность одного занятия – 1час 45 минут, включая перерыв между занятиями – 15 минут. Форма проведения занятия: групповые (основное время); подрупповые – в течение перерыва (игровая форма); индивидуальные – (для детей, проявивших способности для сольного исполнения народных и современных эстрадных песен).



Классификация детского фольклора.

Детский фольклор можно разделить на несколько жанров. Наиболее обширный - календарный, включающий в себя колядки, веснянки, заклички (обращение к различным явлениям природы). Большое распространение получил потешный фольклор, включающий в себя прибаутки, небылицы, дразнилки, которые помогали детям развеселить, потешить себя и своих сверстников.

Ведущее место в детском творчестве занимает игровой фольклор, разделяющийся на драматическое обыгрывание, музыкальное сопровождение спортивных игр и хороводные песни с обыгрыванием сюжета.

Направленность программы.

Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей, и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению народной культуры. Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших - заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

Новизна программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение нескольких лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом.

Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путем помогает решать задачи не только музыкального развития и эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них, переходя постепенно от зрелища к действиям. Дети младшего возраста осваивают все более сложный материал, стремясь подражать старшим.

Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме для детей младшего школьного возраста дает серьезные и достаточные знания по устному народному творчеству, включает ребёнка в творческую художественную деятельность.

Реализация настоящей программы требует от педагога особенных личностных качеств: высокого чувства ответственности, терпения, быстрой ориентировки в ситуации, способности увлечь и заинтересовать детей, найти нестандартное решение и индивидуальный подход.

Цель программы – создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:


Воспитательные

Формирование интереса детей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитание у детей чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре; воспитание уважительного отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур; учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих- хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Образовательные

Развитие активного восприятие музыки посредством музыкального фольклора; развитие специальных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально- слуховые представления); формирование исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования; развитие самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей у детей; воспитание творчески-активной личности.

Содержание и направления образовательной деятельности

Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание музыки, восприятие ценного наследия народной культуры, игры (музыкальные, словесные), пение. Кроме того, они впервые знакомятся с народным календарем (по временам года),народными обычаями и обрядами. Этнографический материал дети осваивают в городском историческом музее.


Учебные задачи

Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Методические приемы приносят результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка. Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться с первых лет его жизни, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст от 9 до 14лет - благоприятный по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.

Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения – речью, обогащённой русским фольклором.

Детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития.

За период первого года обучения дети должны научиться правильному звукообразованию, правильному повторению услышанных мелодий, расширить певческий диапазон, позволяющий исполнять простые песенки.

Занятия в фольклорной студии должны развить у ребёнка хороший музыкальный вкус и кругозор.



Диагностика по программе



Для проведения диагностики желательно на каждую группу иметь отдельную тетрадь, которую муз. руководитель будет вести 3 года, наблюдая за детьми. Начинать диагностировать детей младших групп можно с первых дней, остальных - после 2-3 недель занятий в начале года и в конце апреля - начало мая. Дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому следует все отметки делать в отсутствие детей. Ниже приводятся краткие рекомендации по некоторым разделам. Все усложняются по мере усвоения материала.

Параметры диагностики

1. Движение

А) двигается ритмично, чувствует смену частей музыки;

Б) проявляет творчество (придумывает своё движение)

В) выполняет движение эмоционально;

Г) выражает желание выступать самостоятельно.

2. Чувство ритма.

А) правильно и ритмично прохлопывать ритмические рисунки.

Б) умеет держать ритм при совмещении пения и хореографии;

В) эмоционально принимает участие в играх.

3. Слушание музыки:

А) эмоционально воспринимает музыку.

Б) проявляет стремление передать в движении характер муз. проведения;

В) отображает своё отношение к музыке в рисунке;

Г) способен придумать сюжет к муз. произведению;

Д) проявляет желание музицировать.

4. Пение.

А) эмоционально исполняет песни;

Б) придумывает движения для обыгрывания песни;

В) выражает желание солировать;

Г) узнаёт песни по любому фрагменту;

Д) имеет любимые песни;

5. Сценическая подготовка.

А) умение работать в сценическом костюме

Б) « чувство сцены » (непринужденно вести себя на сцене)

В) « чувство партнерства » на сцене



Учебно - тематический план


п/п

Тема

Общее

кол-во

часов

Теория

Практика


Организационное занятие. Техника безопасности.

1

0,5

0,5


Тема1. История народно-певческого исполнительства в России

8

6

2


Тема 2. Особенности детского голосового аппарата

2

2



Тема 3. Вокальная работа в народно-певческом коллективе

20

5

15


Тема 4. Развитие голосов детей и подростков на фольклорной основе

20

3

17


Тема 5. Методы разучивания песни

3

1

2


Тема 6. Работа над песнями с элементами народной хореографии.

20

2

18


Тема 7. Сценическая подготовка и режиссура народной песни.

10

2

8


Тема 8. Репертуар народно-певческого коллектива. Построение концертной программы.

10

2

8


Тема 9. Организационные занятия.

4

3

1


Тема 10.Музыкальный фольклор.

6

4

2


Тема11.Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовке сольных номеров

4

1

3


Тема12.Народная хореография.

4

1

3


Тема13.Народный календарь

4

1

3


Тема14. Весенние календарные праздники.

8

1

9


Тема15. Народный костюм

4

1

3


Тема16. Игры.

4

1

3


Тема17. Воспитательная работа

8

6

2


Тема 18. Работа с родителями.

4

2

2


Итого:

144

44,5

99,5



Содержание работы

Наименование разделов и тем.

1

Организационное занятие. Техника безопасности.

Поведение учеников на уроках народного пения. Правила посадки. Чередование занятий в положении сидя и стоя. Анализ безопасности общего оборудования и технических средств используемых на уроках пения. Проверка устойчивого крепежа оборудования. Особое внимание уделить безопасности электрического оборудования и пожарной безопасности.

2

Тема 1. История народно-певческого исполнительства в России

Краткий исторический обзор формирования и развития народно-певческих коллективов.

Бытовое народное пение.

Хороводные игры и песни – одна из форм общественных гуляний.

3

Тема 2.Особенности детского голосового аппарата.

Возрастные особенности голоса. Три периода развития детского голоса. Мутация.

4

Тема 3. Вокальная работа в народно-певческом коллективе.

Постановка голоса. Единая манера пения. Говор. Областные особенности народной манеры пения. Диалект. Коллективные и индивидуальные занятия.

Развитие головного регистра. Задача соединения головного и грудного регистров.

Работа над дыханием, звуком, дикцией.

Характерные черты звучания народного голоса: разговорная манера пения, естественный «близкий звук», головное резонирование, плотное грудное звучание.

Техника пользования дыханием. Цепное дыхание.

Ясность, выразительность передачи слова.

Роль распевания в вокальной работе.

Систематическое распевание – коллективный метод вокального обучения. Развитие всех певческих навыков – дыхания, звуковедения, ансамбля и строя. Конкретная задача каждого вокального упражнения.

5

Тема 4. Развитие голосов детей и подростков на фольклорной основе

Охрана детского голоса: речевая и певческая фонация.

Игровая основа практических занятий по развитию детского голоса и диапазона.

Выразительность и щадящий режим воспроизведения фольклорного материала.

Методы вокальной работы с различными возрастными группами.

Физиологические признаки мутации.

Контроль над состоянием голосового аппарата детей

6

Тема 5. Методы разучивания песни.

Слушание подлинного образца на аудиокассете (диске).

Знакомство с песней в исполнении малого ансамбля.

Ознакомление с музыкально-поэтическим содержанием.

Метод разучивания «с голоса».

7

Тема 6. Работа над песнями с элементами народной хореографии.

Основополагающие принципы и особенности народной хореографии.

Характерные особенности танцевальной культуры различных областей России.

Песенно-танцевальные формы.

8

Тема 7. Сценическая подготовка и режиссура народной песни.

Плясовые песни.

Игровые песни.

Календарные песни.

Слушание и просмотр музыкальных программ:

Солисты- исполнители.

Фольклорные ансамбли.

Народные хоры.

Местный фольклор.

Развитие концентрированного внимания, творческой фантазии, чувства ритма и памяти.

Выработка навыков сценического общения, работа над этюдами.

Создание сценического образа и воплощение художественного замысла на сцене.

Костюмы, постановочные средства: свет, декорации, реквизит.

9

Тема 8. Репертуар народно-певческого коллектива. Построение концертной программы.

Подбор репертуара в соответствии с высоким художественно-идейным содержанием.

Соответствие исполнительскому направлению коллектива.

Разнообразие по жанру, стилю и характеру исполнения.

Принципы формирования концертной программы: контрастное сопоставление номеров, объединение песен и танцев в цикл, сцену, обряд и др., взаимосвязь контрастного и циклического принципов построения номеров в программе.

Репертуар праздничных, тематических и отчетных концертов коллектива.

10

Тема 9. Организационные занятия.

Народная лексика, соединение слова с музыкой движением, упражнения на дыхание, скороговорки, артикуляционные упражнения, распевки.

Знакомство и изучение русских народных инструментов (жалейка, бубен, трещотки, ложки).

11

Тема10.Музыкальный фольклор.

изучение песенного материала: песни обрядовые, частушки, хороводные плясовые;

песня-игра .

сценическая речь, работа над дикцией.

12

Тема11.Индивидуальная работа по постановке голоса, подготовке сольных номеров

развитие голосовых данных; распевки, соответствующие голосовым данным, умение владеть голосовым аппаратом;

умение эмоционально исполнять репертуар; работа над артикуляцией, дыханием, ритмом;

13

Тема12.Народная хореография.

изучение фигур орнаментных хороводов: два круга рядом, колонна, восьмёрка;

изучение элементов «шаг с носка», с каблука, шаркающий шаг, дробовая дорожка, переменный шаг;

плавные переводы рук из подготовительного во все основные положения;

платочек в русском танце;

навыки работы с ударными и шумовыми музыкальными инструментами.

14

Тема13.Народный календарь.

рождественский пост, ёлка, свеча в окне, яйцо;

колядки, ряженые, песнопения, вертеп, уличные гуляния;

проведение праздника «Рождественские колядки»

15

Тема14.Весенние календарные праздники.

Подготовка и проведение праздника «Жаворонушки»;

Изготовление птиц из теста из бумаги;

Разучивание весенне-летних закличек, попевок.

16

Тема15.Народный костюм:

Одежда северных народов, средней полосы России, южные области.

17

Тема16.Игры. Всегда народные песни обыгрываются, т.е. песню сопровождает театрализация. В младшем возрасте это выглядит как песня- игра, одновременно игра несёт в себе функциональную различную нагрузку: познавательную, физического развития, импровизационно-творческую, является средством формирования личности ребёнка.

18

Тема17.Воспитательная работа. Посещение краеведческого музея.

Встречи с другими коллективами, изучающими народный музыкальный фольклор.

Выступления детей перед родителями, в других учреждениях, в городе.


Репертуар для разучивания:

1. Заклички весны.

2. Жил на свете комарочек.

3. Светит месяц.

4. На улице дождик.

5. Ой, сад во дворе.

6. Виноград в саду цветёт.

7. Пойду я на рынок.

8. Ой, Варенька , Варенька.

9. Частушки.

10. Ой, на горе калина.

11. По травке шла.

12. Треплю, треплю подушечку.

13. Мужик пашенку пахал.

14. Девица во саду гуляла.

15. Как на речке, речке.

16. Кострома.

17. Горенка новая.


Методическая литература:


  1. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. – М.: Музыка, 1977. – 255 с.

  2. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. М., 1977.

  3. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Пособие для учителя музыки общеобразовательных школ – М.: Мнемозина, 1996.

  4. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 2 класса. М.: Мнемозина, 2004.

  5. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. Учебник для 2 класса. М.: Мнемозина, 2004. – 137 с.

  6. Маркова Л. В., Шамина Л.В. Режиссура народной песни. М., 1984.

  7. Науменко Г. М.Русское народное детское народное творчество. М.1988.

  8. Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество. М.:Центрополиграф, 2001.

  9. Науменко Г.М. Русские народные детские игры с напевами. М.: Лотерея, 2003.

  10. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество. - М.: Издательство "Советский композитор", 1988. - 192 с.: ил.

  11. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 136 с.

  12. Орлицкий Ю.Б., Терентьева Л.А. Детский фольклор Самарского края. – Самара: Типография им. Мяги, Самарского полиграфического объединения, 1991. – 184 с.

  13. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. 1992.

  14. Терентьева Л.А. Детский фольклорный ансамбль.Самара.1991.

  15. Терентьева Л.А. Сценическая интерпретация фольклора. – Куйбышев: Типография им. Мяги, Куйбышевского полиграфического объединения,1989. - 110 с.

  16. Терентьева Л.А. Сценическая интерпретация фольклора.Самара.1989.

  17. Хрестоматия русской народной песни. Для учащихся 1-7 классов. М.: Музыка, 1991. – 111 с.









9


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ