Образовательная программа "Мир, который меня окружает"

Управление образования г. Калуги

МОУДОД «Центр дополнительного образования для детей» г. Калуги


Принято на МО «Утверждаю» - директор

20.05.2012 г. МОУДОД ЦДОдД г. Калуги Вышегородских Л.А.










Программа


«Мир, который меня окружает»

для детей 10-16 лет








Составитель: преподаватель биологии

МБОУ СОШ № 50 г.Калуги

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦДОдД г. Калуги

Кладь Алла Николаевна
















Калуга, 2012


Пояснительная записка


Основной целью любых экологических мероприятий является формирование экологической культуры людей. Базисом экологической культуры является система экологических знаний, умений и навыков. Однако знания только тогда превращаются в действие, когда воспитано экологическое сознание, результатом проявления которого является ответственное отношение к своему поведению.

В психологическом плане ответственное отношение — это сложное образование. В его становлении и развитии в равной мере участвуют и знания, и чувства. Чтобы стать основой повседневной деятельности и поведения, знания должны осознаваться. Это осознание приходит в процессе их «прочувствования» и эмоционального «переживания».

Особенность данной программы в том, что во время занятий проводятся эколого-психологические тренинги и игры направленные на коррекцию и развитие отношений обучающихся к себе, к окружающей природной среде и осознание себя как части природы, наделенной разумом и ответственностью за мир.

Методической основой программы является система разработанная Джозефом Корнели. Атмосфера радостного и активного восприятия природы достигается с помощью «потока познания» – специально подобранной последовательности игр, помогающих направить внимание ребёнка на окружающую природу. Эти игры ведут детей через четыре стадии, плавно и естественно перетекающие одна в другую:

Стадия 1: пробуждение энтузиазма.

Стадия 2: сосредоточение внимания.

Стадия 3: приобретение прямого опыта.

Стадия 4: передача своего вдохновения (или впечатления) другим.

Занятия проводятся в форме ролевых и развивающих игр, эколого-психологических тренингов, краткосрочных полевых экологических практикумов.


Цель программы: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими ответственности за мир как системообразующего качества экологически культурного человека.

Задачи программы:

1. Обучающая: формирование у школьников отношения к природе как ценности и объекту красоты, охраны, познания; сформировать знания таких методов экологического мониторинга как биоиндикация.

2. Воспитательная: воспитание согласия с самим собой, людьми и природой ответственности за мир как системообразующего качества экологически культурного человека.

3. Развивающая: развитие эмоционально-чувственной сферы психики, приобретение навыков работы в группе, успешного общения и умения решать задачи совместно, развить научное мышление, стремление к постоянному самообразованию.

Предлагаемая программа имеет экологическую направленность, рассчитана на 12 занятий. Занятия проводятся в помещении и на природе.

Данная программа опирается на базовые знания учащихся по биологии, экологии, географии.





Учебно-тематический план (12 часов)


№ п/п

Тема

Всего часов

Форма проведения занятия

Формы подведен. итогов по теме

Стадия 1. Пробуждение энтузиазма

1.

Введение.

1

коммуникативные игры, эколого-психологический тренинг


Стадия 2. Сосредоточение внимания

2.

Мир, который меня окружает

1

игры, эколого-психологический тренинг

Решение экологических задач

Стадия 3. Получение прямого опыта

3.

Организм и среда

2

практикум, обучающие игры, эколого-психологический тренинг

Решение экологических задач

4.

Сообщества и популяции

2

практикум, обучающие игры, эколого-психологический тренинг

Решение экологических задач

5.

Экосистемы

2

практикум, обучающие игры, эколого-психологический тренинг

Решение экологических задач

6.

Человек как биосоциальный вид

2

семинар, обучающие игры, эколого-психологический тренинг

Решение экологических задач

Стадия 4: Передача своего вдохновения (или впечатления) другим

7

Экологические проблемы и их решения

1

семинар, практикум

Выпуск стенгазеты

8

Итоговое занятие

1

Круглый стол

Создание экологического кодекса жителей Земли

Итого

12




Методическое обеспечение

При составлении программы педагог опирался на основные положения программ: программы разработанной Джозефом Корнели «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми», про­граммы «Экология и дети», про­граммы «Хочу научиться» ГДО «Радуга», и эколого-психологический тренинг, разработанный психологами школы № 1018 г. Москвы для летнего экологического лагеря «Я — частица мироздания, ответственная за мир»... Программа учитывает практический опыт работы педагога с детскими организациями.

Программа модифицированная, комплексная, общеразвивающая.


Рекомендации. Наиболее предпочтительный возрастной состав участников 12-16 лет, количество в группе – 12-14 человек. Во время занятий важно чувствовать изменение настроения детей и соответствующим образом изменять свой подход к ним. Уметь менять свои планы, если увидите, что для направления внимания и интереса детей на более высокий уровень деятельности нужно применить другие приёмы.

Для достижения поставленной цели и задач тренинга очень важно на занятиях создать атмосферу взаимопонимания, содружества, творчества, радости.


Методические принципы:

  • единство воспитания и обучения

  • гуманности

  • сохранения традиций

  • последовательности

  • добровольности

Методы обучения:

  • словесный

  • практический

  • игровой

  • отдается предпочтение поисково-эвристическому методу

Формы обучения:

  • теоретические занятия: заочное путешествие, семинар-практикум, викторины

  • практические занятия: практикум, семинар, деловые и сюжетно-ролевые игры, тренинги, творческие мастерские, экскурсии, экологический десант.



Материально-техническое обеспечение:

  • аудиотехника

  • видеотехника

  • фотоаппарат

  • лупы

  • канцтовары (ватман, краски, кисти, картон, цветная бумага, кнопки, скрепки, степлер, мар­керы, карандаши и др.)

  • методические сборники, определители, периодическая печать.









Литература для учителя:

1.Блинников В.И. Зоология с основами экологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1990.-224 с.: ил.

2. Водоросли, лишайники и мохообразные СССР. Отв. Ред. М.В. Горленко. - М.: Мысль, 1978. -365 с., ил, 28 л. ил.

3. Грибы СССР. / М.В. Горленко, М.А. Бондарцева, Л.В. Гарибова и др.; Отв. ред. М.В. Горленко. - М.: Мысль, 1980. -303 с., ил., 40 л. ил.

4. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель бес­позвоночных.-М.: Просвещение, 1991.-207 с.: ил.

5. Корнелл Д. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми Перевод с англ. Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999

6. Кузнецов Б.А Определитель позвоночных животных фауны СССР. (В 3-х ч.) Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1975.

7. Лемеза Н.А., Шуканов А.С. Малый практикум по низшим рас­тениям: Учеб. пособие. -Мн.: Ушверсггэцкае, 1994. -288 с.

8. Общая ботаника с основами геоботаники: Учеб. для биол. и геогр. Спец. вузов / В.В. Петров, Л.И. Абрамова, С.А. Баландин, Н.А. Березина. -М.: Высш. шк., 1994. -271 с.: ил.

9. Орлов Б.Н., Гелашвши Д.Б., Ибрагимов А.К, Ядовитые живот­ные и растения СССР.: Справочное пособие для студентов Вузов по спец. "Биология". М,: Высшая шк., 1990. -272 с.

10. Полянский И.И. Ботанические экскурсии. Пособие для учите­лей. 3-е изд. испр., доп. /Под ред. П,И. Боровицкого. М.: Просвещение, 1968. -243 с. ил.

11. Райков В.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М,: Топикал, 1994. --640 с. ил.

12. Турдакова В.В Эколого-психологический тренинг как эффективное средство воспитания экологического сознания подростков в условиях городского лагеря, Сборник Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск Экологические лагеря и экспедиции. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: «Социально-политическая мысль», 2005, 204 с., фото-вклейка.

13. Чернова Н.М., Былова A.M. Экология: Учеб. Пособие для сту­дентов биол. спец. Пед. ин-тов.-2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 19SS.-272C.

14. Формозов А.Н. Спутник следопыта. - М.: Изд-во МГУ, 1989. -320 с.: ил.

15. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т,Я,Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.




Литература для обучающихся:

1. Брем А.Э. Жизнь животных: В 3 т.-М.:ТЕРРА, 1992

2. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель бес­позвоночных.-М.: Просвещение, 1991.-207 с.: ил.

3. Кузнецов Б.А Определитель позвоночных животных фауны СССР. (В 3-х ч.) Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1975.

4. Лемеза Н.А., Шуканов А.С. Малый практикум по низшим рас­тениям: Учеб. пособие. -Мн.: Ушверсггэцкае, 1994. -288 с.

5. Определитель сосудистых растений центра европейской России / И.А. Губанов, К.В. Киселёва, B.C. Новиков, В.Н. Тихомиров. 2-е изд., дополн, И перераб. -М.: Аргус, 1995. -560 с.; ил.

6. Орлов Б.Н., Гелашвши Д.Б., Ибрагимов А.К, Ядовитые живот­ные и растения СССР.: Справочное пособие для студентов Вузов по спец. "Биология". М,: Высшая шк., 1990. -272 с.

7. Фабр Ж.А. Инстинкт и нравы насекомых: В 2т./Пер. с фр. Е.И.Шевыревой.-М.:ТЕРРА, 1993

8. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие / Под ред. Т,Я,Ашихминой. – М.: АГАР, 2000.



ПРИЛОЖЕНИЕ



Мир под ногами - игра

Цель игры: познакомить детей с разнообразием беспозвоночных животных, развить

понимание единства природы, любовь ко всему живому, внимание и наблюдательность.

Возраст: 3-4 класс.

Оборудование: лупы.

Место проведения игры: на природе.

Ход игры:

Учитель раздает детям лупы и выделяет для каждого «микро-тропинку» длиной около

10 м. Каждый двигается вдоль своей тропинки, низко наклонившись и внимательно

рассматривая ее через лупу (можно даже ползти на четвереньках). Нужно стараться

разглядеть всех насекомых и других мелких животных, которые встречаются на пути.

После того, как «микро-тропинки» пройдены, все садятся в круг и обсуждают

результаты «путешествия». Пусть каждый расскажет, как он чувствовал себя, путешествуя

по «микро-тропе». Смог ли он почувствовать себя на месте маленьких насекомых? Каких

мелких животных встретилось больше, каких меньше? Сколько разных видов мелких

животных (хотя бы примерно) встретилось каждому на его маршруте? Изменилось ли у

детей их мнение о насекомых, червях, пауках после путешествия в мир мелких животных?


Орлы и вороны

Цель игры: развить внимание, смекалку и проворство.

Место проведения: на площадке около школы или на природе.

Возраст: 4-7 класс.

Ход игры:

Дети разбиваются на две равные по числу команды, «Орлы» и «Вороны» (можно

бросить жребий). Учитель (или ведущий из числа детей) проводит разделительную черту

посередине площадки. Команды выстраиваются в шеренгу, каждая на своей половине,

примерно в 2 м от черты, лицом друг к другу. Сзади каждой команды, примерно в 4-5 м от

детей, учитель проводит черту, за которой находится «гнездо» этой команды.

Учитель объясняет правила игры. «Орлы» любят правду, а «Вороны» - неправду. Если

учитель говорит правдивое утверждение, то «Вороны» убегают в свое «гнездо», а «Орлы» их

ловят. Если учитель говорит неправильное утверждение, то «Орлы» убегают от «Ворон», а

«Вороны» стараются их поймать. Пойманный участник, который не успел добежать до

своего «гнезда», переходит в команду противников. На игру отводится определенное время

(10-15 минут).

Учитель (или ведущий) говорит разные утверждения о природе, например:

- Листья на деревьях распускаются весной. Это правильное утверждение, значит,

«Орлы» должны ловить «Ворон».


Найди пару

Цель игры: знакомство с различными растениями, развитие зрительной памяти и

внимания.

Возраст: 5-6 класс.

Место проведения: в классе, на площадке около школы, на природе.

Оборудование: 15-20 карточек одинакового размера с названиями разных деревьев,

кустарников и травянистых растений, образцы листьев, цветов и плодов этих растений, кусок ткани или клеенки.

Ход игры:

На ткани или клеенке учитель раскладывает образцы листьев, цветов и плодов

деревьев, кустарников и травянистых растений, которые встречаются на экотропе. Каждый из детей вытаскивает из шапки карточку с названием растения. За определенное время

(например, 3 минуты) следует найти лист, цветок или плод этого растения среди


Экологическая ниша

Цель игры: на наглядном примере показать понятие «экологической ниши»,

продемонстрировать влияние человека на экосистемы, сплотить детей.

Возраст: дети разных возрастов.

Оборудование: Куски веревки длиной около 3 м (по числу участников). Концы

веревки связывают, и получается кольцо диаметром около 1 м. Если игра проводится в

классе или около школы, веревочные кольца можно заменить стульями, гимнастическими

обручами или листами газеты.

Ход игры:

На площадке раскладывают веревочные кольца, учитель предлагает каждому из детей

встать в одно из колец.

Затем учитель объясняет, что каждое животное и растение приспособлено к

определенным условиям обитания и занимает определенное место в экологической системе – свою «экологическую нишу». Участники игры должны представить, что они – животные и растения, члены одной экосистемы, а веревочные кольца – это их экологические ниши.

Учитель объясняет правила игры: по его сигналу (хлопку) дети должны выйти из

колец и бегать вокруг площадки. По второму хлопку каждый как можно быстрее должен встать в одно из колец. Кто не успел занять «экологическую нишу», выбывает из игры.

Учитель хлопает в ладоши, и пока дети бегают вокруг площадки, убирает одно из

колец. Хлопок – дети занимают веревочные кольца, но одному из них «экологической ниши» не хватает, он должен выбыть из игры. Учитель говорит: «Вот представьте, люди распахали участок степи, и … (называет имя выбывшего) – уникальный вид растений, который рос только на этом участке, - исчез».

Вновь подается сигнал выйти из колец, и снова одно из них убирается. По хлопку

дети занимают «экологические ниши», и снова один из них остается без «ниши» и выбывает.

Учитель объясняет: «… (имя выбывшего ученика) – это маленькая лисичка-корсак. Корсак живет только в ненарушенных степных и пустынных экосистемах, а на освоенных землях он быстро исчезает».

Затем учитель замечает, что при объяснении правил игры не было сказано, что в

каждом кольце может находиться только один человек. Главное, чтобы по хлопку каждый участник встал двумя ногами в веревочное кольцо. Игра продолжается, и в конце оказывается, что еще несколько человек выбыло, а остальные с трудом втиснулись в последнее оставшееся кольцо (если детей много, то при каждом раунде можно убирать не по одному кольцу, а по два-три).

Учитель говорит примерно следующее: «Посмотрите, в начале игры у каждого была

своя «экологическая ниша», всем было удобно. А сейчас половина класса выбыла из игры, а остальные с трудом поместились в одном кольце, им очень неудобно и они мешают друг другу. Теперь вы можете представить, что происходит в природных экосистемах в результате сильного пресса хозяйственной деятельности. Жизненное пространство сокращается, условия существования ухудшаются, и между разными видами усиливается конкуренция. Многие виды, в первую очередь редкие и уязвимые, исчезают».


Экологический кодекс жителей Земли

Цель игры: формирование экологического мировоззрения, выработка навыков

«мозгового штурма» и умения работы в группе.

Возраст участников: старшеклассники.

Ориентировочное время: 30 минут.

Оборудование: бумага, ручки или маркеры.

Ход игры:

Участники игры садятся в круг. Им предлагается провести «мозговой штурм» и

совместно выработать «Экологический кодекс жителей Земли». Если детей много, их лучше разбить на группы по 6-7 человек (каждая группа работает отдельно и готовит свой вариант «Экологического кодекса»).

Все высказанные предложения записываются на большом листе бумаги или на

классной доске. На первом этапе фиксируются все предложения, сколь «неудачными» они бы не казались. Затем каждое из них оценивается участниками, определяется порядок положений Кодекса, уточняются формулировки, Кодекс обсуждается и дополняется.

Окончательный вариант записывается. Когда окончательный вариант готов, один из

участников докладывает его, с обоснованием каждого пункта «Экологического кодекса».



Упражнение «Ритуалы и традиции»


Основные цели: Развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Бумаг, ручки. Ведущему необходимо разыскать в литературе описания ритуалов, связанных с взаимодействием человека с природой. Это могут быть ритуалы перед началом охоты древних людей, ритуалы «любования» природой у японцев и т.д.

Процедура: Сначала ведущий зачитывает описание какого-либо ритуала, затем участники должны сами создать свой ритуал како – либо деятельности, связанной с природой: сбора грибов, рыбной ловли, прогулки по лесу и т.д.

Участники распределяются по группам из 3-5 человек, в конце упражнения каждая рабочая группа представляет (имитирует) разработанный ритуал.

Примечание: Это упражнение особенно эффективно в семейной форме тренинга. Каждая семья вырабатывает для себя определенный ритуал, который может использовать, превратив впоследствии в семейную традицию.


Упражнение «Экологический кодекс жителей Земли»


Основные цели: Формирование экологичности мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой.

Ориентировочное время: 40 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, ручка.

Процедура: Участникам предлагается провести «мозговой штурм» и совместно выработать «Экологический кодекс жителя Земли». На первом этапе фиксируются все предложения, какими бы невероятными или неудачными они ни казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, шлифуются формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ