Общие педагогические правила по воспитанию культурно-гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни

Общие педагогические правила по воспитанию культурно-гигиенических навыков и первичных представлений об этикете

в режиме дня с детьми третьего года жизни


  1. Воспитывать положительное отношение к процессам, связанным
    с едой, укладыванием спать, туалетом.

  2. Проводить режимные моменты точно по режиму.

  3. Постоянно закреплять ранее приобретенные умения и обучать
    новым умениям.

  4. При проведении процессов воспитывать культурно-гигие­нические навыки.

  5. Воспитывать у детей правила поведения, связанные с тем или
    иным процессом.

  6. Обучая детей умениям и навыкам, использовать разнообразные
    приемы: показ, прямая помощь, словесные указания и объяс­нение, напоминание.

  7. Процессы проводить постепенно, не допускать, чтобы дети ожи­дали друг друга.

  8. Учитывать индивидуальные способности и состояние ребенка в
    данный момент.

  9. Относиться к каждому ребенку чутко, ласково и заботливо. Пони­мать настроение ребенка, учитывать его желания и потребности.

  10. Использовать кормление, одевание и умывание в целях разви­тия речи, движений, ориентировок в окружающем и формировании
    организационного поведения.









Методические правила проведения кормления:

1. При проведении кормления необходимо воспитывать сле­дующие умения и навыки:

а) мыть руки перед едой;

б) принести стул и сесть за стол;

в) есть аккуратно, действовать преимущественно правой рукой,
к третьему году держать ложку правильно;

г) есть с аппетитом все, что полагается;

д) есть первые и вторые блюда с хлебом;

е) самостоятельно доставать и пользоваться салфеткой;
Формирование правил поведения:

- не мешать во время еды другим детям;

  • не выходить из-за стола, не окончив еды;

  • уметь спокойно подождать, когда воспитатель занята другим ре­бенком;

-свои просьбы выражать словами;

- говорить "спасибо" после еды.

  1. Процесс кормления детей должен проходить четко по указанно­му в режиме дня времени.

  2. Перед едой дети должны играть в спокойные игры;

  3. Детям начинают мыть руки только тогда, когда пища принесена в
    комнату. Няня моет 2-3 детям руки, и эти дети садятся за стол и
    начинают кушать.

  4. Няня берет мыть руки первыми тех детей, которые ничем не за­няты. Кроме того, первыми сажают детей, которые медленно едят, младших, ослабленных. Возбужденных детей сажают за стол по­следними, когда этому ребенку воспитатель и няня смогут уделить больше внимания.

  1. Предложив ребенку идти мыть руки, няня следит и напоми­нает, чтобы ребенок убрал на место игрушки, с которыми он
    играл.

  2. Подавая детям пищу, воспитатель должна прежде попробовать сама питание, чтобы знать особенности каждого блюда, следить, чтобы пища была красиво оформлена, сохранила свою характер­ную форму (котлетку, кусок запеканки не разминать), называть блюда, которые ставит перед ребенком, например: «Сегодня очень вкусная гречневая каша» и т.д.

  3. Второе, третье блюда подаются сразу, как только ребенок съел первое.

  4. Питание раздает воспитатель и следит за оставшимися играю­щими детьми (в начале обеда), дает указания убрать игрушки, сле­дит за позой детей во время еды, напоминает о навыках, правилах поведения за столом.

10. Обращение воспитателя не должно быть общим ко всем детям.
Она обращается к небольшим группам, к отдельному ребенку, при
этом говорит негромко.

11.Няня и воспитатель следят, чтобы за столами детей в процессе еды всегда было чисто.

  1. Докармливает детей воспитатель или няня, сидя на стульчике с
    правой стороны от ребенка, не ложкой ребенка, а чистой ложкой
    (на каждого докармливаемого ребенка).

  2. Ребенок, как только поел, выходит из-за стола, говорит «спаси­бо» и идет играть.

14. Подготавливаясь к обеду, воспитатель привлекает некоторых
детей (детей-дежурных) к помощи: поставить стульчики, тарелочки
на столы.

15. Дети должны пользоваться матерчатыми салфетками. Салфет­ки закладываются за ворот рубашки, платья или завязываются. Со второй половины 3-го года жизни дети пользуются бумажными
салфетками.

Воспитатель должна следить, чтобы дети пользовались сал­феткой во время еды по мере загрязнения. Во время кормления детей няня также принимает участие в раздаче пищи детям, вы­полняя это методически правильно.








Методические правила проведения одевания и раздевания:

1. В процессе организации одевания и раздевания детей необ­ходимо воспитывать следующие умения и навыки: научить де­тей самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и за­стегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую оде­жду, самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нуж­ном порядке.


Формирование правил поведения:

  • начав раздеваться, не отвлекаться игрой;

  • аккуратно убирать одежду;

  • помогать товарищам, соблюдать в спальне тишину;

  • развивать ориентировки в окружающем;

  • знакомить с различными свойствами и качествами предметов;

  • обогащать словарь и т.д.


  1. Перед укладыванием на сон дети должны быть спокойны, воспи­татель организует спокойные игры.

  2. Укладывание детей на сон проводится постепенно, приглашает­ся 5-6 детей в спальню, остальные дети играют.

  3. Приглашать спать первыми надо детей более младших или фи­зически более слабых, которые в это время ничем не заняты, быст­ро утомляются, кто дома плохо спал.

  4. Спокойно засыпающих детей надо укладывать первыми, а кто
    проявляет активность - последними. Воспитатель, освободившись от укладывания детей, сможет побыть около того ребенка, который сам долго не может успокоиться.

  5. Возбужденного ребенка следует прежде успокоить, а потом ук­ладывать спать.

  1. Во время раздевания детей воспитатель и няня одновременно следят за несколькими детьми: одному помогают, другому подска­зывают, с чего надо начинать раздеваться, третьему предлагают
    обратиться за помощью к товарищу и т.д. Должны постоянно побу­ждать детей к самостоятельности.

  2. Раздеваться ребенок должен в определенном порядке: снять платье, туфли, штанишки, колготки. В обратной последовательности одеваться.

  3. Любой ребенок, как только он проснулся, должен встать, одеться и самостоятельно начать играть.

  1. Если ребенок просыпается медленно и некоторое время после, сна бывает вялым, то нельзя громко говорить, тормошить его. Нуж­но дать ему немного полежать, ласково поговорить с ним, вызвать
    у него желание встать.

  2. Во время сна детей в спальне обязательно должен находиться взрослый.

  3. Ребенок должен спать днем не менее 2,5 часа.























Методические правила проведения умывания:

1. При умывании детей необходимо воспитывать следующие умения и навыки:

  • обучать детей; не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место.

  • использовать процесс умывания для развития речи и ориенти­ровки в пространстве.

  1. Первыми направляют умываться тех, кто медленно ест, с плохим аппетитом, кто сам намеревается идти.

  2. Перед умыванием воспитатель засучивает рукава детям.

  3. Одновременно няня умывает 2-3 детей, не торопясь, давая де­тям возможность умываться самостоятельно.






















Методические правила проведения высаживания, туалета:

  1. Закреплять умение проситься на горшок.

  2. Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:

пользоваться только индивидуальными предметами ухода (своим носовым платком, полотенцем, горшком); замечать грязное лицо и непорядок в одежде (спущенные кол­готки, оторвавшуюся пуговицу);

- вытирать самому нос.

Обязательно высаживать всех детей перед дневным и ночным сном, перед прогулкой, среди дня - индивидуально.
























Методические правила проведения прогулки:

  1. Прогулка должна проводиться систематически. Отменяется про­гулка только по указанию врача или старшей медицинской сестры.

  2. Прогулка должна обогащать детей интересными впечатлениями
    о природе и окружающей жизни. Ребенок получает большую воз­можность двигаться.

  3. Одеваются дети на прогулку постепенно: одни дети занимаются с воспитателем, а других одевает няня. Когда половина детей оде­ты, они выходят с воспитателем или няней на улицу, остальные продолжают одеваться с помощью взрослого. Первую подгруппу одевает воспитатель и няня, воспитатель одновременно следит за играющими детьми.

  4. Одевание детей организуется в определенной последовательно­сти: дети подходят к шкафам, берут колготки, ботинки или сапоги, садятся на диванчики, одеваются самостоятельно или с помощью взрослого. Затем берут головные уборы, кофты, которые им оде­вают взрослые. После этого взрослые одевают детям пальто с ва­режками, завязывают шарф.

  5. Одевать детей следует соответственно погоде.

  6. Во время одевания следует говорить с детьми о предметах оде­жды (меховая шубка, синий шарфик), о погоде, о игрушках, с кото­рыми будут играть на прогулке, что будут смотреть.
    Формирование правил поведения:

вежливо обращаться с просьбой,

  • благодарить,

  • проходить спокойно, не толкаясь.

  1. В общении с детьми воспитатель использует веселые шутки,
    стихи, прибаутки, например: «Наша Маша маленька, на ней шубка
    аленька», «Шапка да шубка, вот и весь Мишутка», «Нету пальчика,
    пропал, в свой домишко не попал».

  2. На прогулке большую часть времени дети играют самостоя­тельно. Ежедневно воспитатель проводит подвижную игру, иг­ру-хоровод, гимнастические упражнения с использованием гимнастических пособий (ходьба по бревну и пр.), естественных условий (перешагнуть канавку, сбежать с горки) в зависимости от времени года. Организует наблюдения, отвечает на вопросы детей.

9. Во время прогулки воспитатель регулирует деятельность каждо­го ребенка, следит, чтобы одни дети не мерзли, а другие не пере­гревались, следит за внешним видом детей, исправляет неопрят­ность в одежде, воспитывает потребность пользоваться носовым платком, обращаться за помощью к воспитателю.

  1. Воспитатель должна видеть каждого ребенка в течение всей прогулки, следить за его настроением, занятостью.

  2. На прогулке сама воспитатель должна быть активной и посто­янно общаться с детьми.

  3. С прогулки возвращаются не позже, чем за 30 минут до еды, чтобы отдохнуть, поиграть и не спеша вымыть руки.

Возвращаются с прогулки первыми те, кто раньше вышел гу­лять, дети, которые начали охлаждаться.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ