План – конспект «Декорирование керамики в технике сграффито. Образ птицы»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Сокол» г. Липецка
План – конспект
Открытого занятия в студии
«Глиняная фантазия»
Тема: «Декорирование керамики в технике сграффито. Образ птицы».
План-конспект рассчитан на детей 10-14 лет.
Время проведения: 45 минут.
Подготовила
Педагог дополнительного образования
Зацепина З.Д.
г. Липецк, 2013
Цель: познакомить воспитанников студии с образом птицы в народном творчестве, как оберегом.
Задачи:
учить декорировать керамику в технике сграффито;
учить на основе реальной формы создавать сказочный образ;
развивать потребность в творчестве, воображение и фантазию;
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать интерес к народному творчеству.
Оборудование для занятия.
Для педагога: компьютер; мультимедийный проектор; экран; образцы изделий, украшенных в технике сграффито.
Для детей: тарелочки, покрытые глиной контрастного цвета; палочки с разной заточкой.
План занятия.
Орг. Момент – 1мин.
Беседа о птицах.
а) сообщение темы – 1мин;
б) пословицы и поговорки о птицах - 1 мин;
в) легенды о птицах – 4-5 мин;
г) образ птицы – оберега в народном творчестве – 2мин.
3. Сообщение о новой технике декорирования керамики сграффито – 2-3 мин.
4. Объяснение последовательности практической работы – 4-5мин.
5. Практическая работа детей – 25- 28 мин.
6. Подведение итогов – 2 мин.
Ход занятия.
Орг. момент.
Проверка готовности к занятию.
Беседа о птицах.
а) Сообщение темы занятия.
Сегодня мы с вами будем декорировать керамику в технике сграффито, обращаясь к образам птиц.
Птицы окружают нас повсюду, радуют нас красивым пением, стремительным полетом, ярким оперением. Возможно поэтому, много всевозможных пословиц, поговорок, загадок связано с пернатыми.
б) Какие пословицы и поговорки о птицах можете вспомнить вы?
(Ответы детей).
в) Легенды о птицах.
О птицах в народе слагали не только пословицы, поговорки, стихи и песни, но и легенды. Легенды были связаны с чем-то загадочным, таинственным. Сегодня вы услышите несколько повествований о пернатых. Постарайтесь угадать, о какой птице идет речь.
(читаю тексты о сове, клесте, кукушке, козодое). Слайд 2.
А теперь посмотрите на этот слайд (3). Знаете ли вы какие-нибудь легенды или интересную информацию об этих птицах? (гриф, ласточка, аист, петух…) (ответы детей).
г) Образ птицы - оберега в народном творчестве.
С давних времен человек стремился вещи и предметы окружающие его. Наши предки очень любили изображать птиц и наделять их чудодейственной силой. Народ связывал образы птиц с представлениями о добрых силах природы, способствующих благополучию. Вспомним: деревянные ковши, солонки, чаши имели форму плывущих утиц, лебедей. На крышах избы, на ставнях нередко изображались петушки или просто птицы. Они охраняли дом. Слайд 4.
А глядя на этих птиц вспоминаем красивое предание о больном мальчике из архангельской губернии, который просил: «Хочу увидеть солнышко» (в полярную-то ночь). Сделал отец ему птичку из щепы и подвесил над кроваткой. Крутилась птичка, походила на солнышко. Выздоровел мальчик, а эту птицу стали называть святым духом, символом семейного счастья. Слайд 5.
Птиц вышивали на свадебных полотенцах, на одежде, птицы изображались и на украшениях, которые тоже служили оберегами. Слайд 6.
К новогодним и весенним праздникам выпекалось фигурное печенье: «утушки», «петушки», «тетерки». До сих пор в нашей деревне пекут «жаворонков». Слайд 7.
А если мы посмотрим на керамику и глиняную народную игрушку, то увидим, что это тоже оберег. Петушок – это символ огня, жаворонок – символ весны, пробужденья. Уточка – оберег семьи, недаром ее изображают с детками или в гнезде. Сирин – птица счастья. Слайд 8.
Вот и мы сегодня сделаем свою птицу – символ добра.
Сообщение о новой технике декорирования керамики сграффито.
Мы выполним работу в технике сграффито.
Сграффито – итал. слово, переводится как выцарапанный, разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. В древности широко применялся в керамике. Слайд 9.
В 15-17 веках техника сграффито бала очень распространена. Посмотрите на этот дом в Праге (Чехия). Слайд 10.
Сграффито используют и в современном интерьере. Слайд 11.
Керамика, украшенная в этой технике, в изобилии присутствовала во дворцах. Слайд 12. Позже интерес к этой технике уменьшился, и многие технологии были утеряны. В прошлом веке при раскопках в Болгарии найдены прекрасно сохранившиеся сосуды. Нашлись художники, которые стали возрождать незаслуженно забытые технологии.
На этом слайде вы видите, как мастера процарапывают верхний слой. Слайд 13.
Профессионалы работают настоящими резаками, мы будем трудиться палочками, заточенными по-разному: с острым кончиком, широким плоским.
Объяснение последовательности практической работы.
На прошлом занятии мы с вами подготовили тарелочки. Напомним этапы работы. Слайды 14, 15, 16.
Сейчас нужно будет вписать птицу в определенную форму – круг. А что означает круг? (ответы детей о солярных знаках).
Форма выбрана не случайно, круг - это солнце - символ жизни. Это самый главный оберег и защита. Вот и получится: в теплых лучах солнца наша птица. Слайд 17.
Ребята, как мы лепили настоящую птицу? Туловище похоже на яйцо, из него вытягивали шею, хвостик (показываю в воздухе).
Сегодняшняя задача - нарисовать. Сначала необходимо наметить, а затем процарапать до нижнего слоя. Я раздам вам вот таких птичек, чтобы вы сравнивали размеры изображения с диаметром тарелочки. А уж какой хвост, какие крылышки - фантазируйте. Ваша птичка сказочная стилизованная. Слайд 18.
Прорисовываем линиями разной толщины. (Еще раз обращаю внимание на инструменты).
Показываю, что приблизительно должно получиться. Слайд 19.
Практическая работа.
Подведение итогов. Выставка детских работ.
Скоро замечательный праздник. Мамам вы сможете подарить птицу-оберег. Своей птице можете загадать пожелание. А я скажу свое пожелание: «Пусть вам сопутствует удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у птички, а мы под ее крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ