План – конспект открытого занятия «Декорирование керамики прорезью»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Сокол» г. Липецка
План – конспект открытого занятия
в студии «Глиняная фантазия»
Тема: «Декорирование керамики прорезью»
(второй год обучения)
Время проведения: 45 минут.
Подготовила
Педагог дополнительного образования
Зацепина З.Д.
г. Липецк, 2012 год.
Тема: «Декорирование керамики прорезью»
Работа с глиняным пластом. Формовка по болванке.
Цель: развивать эстетическую отзывчивость на красоту произведений декоративно – прикладного искусства.
Задачи:
- учить работать с глиняным пластом;
- закрепить умение изготавливать цилиндрическую форму;
- учить приемам декорирования изделия – прорезью;
- расширять художественный кругозор;
- развивать мелкую моторику мышц, воображение, фантазию;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие.
Новое понятие: прорезь.
Зрительный ряд: презентация со слайдами произведений декоративно-прикладного искусства, декорированные прорезью; и слайды с этапами выполнения работы.
Оборудование и материалы для детей:
глина в пакетиках, станки, стеки, кисти, баночки для воды, по 2 рейки, скалки, иголочки, деревянные цилиндрики - болванки, ткань, газета, трубочки разного диаметра.
I. Орг. момент. (Приветствие, проверка готовности к занятию).
II. Сообщение темы. Просмотр презентации с комментариями.
Сегодня мы познакомимся с новым видом декорирования керамики.
Но прежде я хотела бы показать известную вам вещь – снежинку, вырезанную из бумаги.
- Как она делается?
Прорезать можно не только бумагу и в этом вы сейчас убедитесь.
Декорирование прорезью используют художники и народные мастера в различных материалах.
Просмотр презентации.
Узбекская резьба по ганчу – старинный промысел. Бывают такие счастливые для искусства времена, когда мастера его, работавшие еще недавно в глуши и безвестности, вдруг оказываются в центре всеобщего внимания. Так случилось с узбекскими мастерами резьбы по ганчу, когда в Ташкенте, самом большом городе Средней Азии, стали строить театр имени Навои…
И теперь туристы из разных стран, ведомые всезнающими экскурсоводами, приходят в какой-нибудь, скажем, бухарский зал роскошного театрального фойе и дивятся на сложносетчатые узоры сводов и стен. И спрашивают: что это? А потом: что такое ганч? Экскурсовод отвечает, что ганч – это алебастр, как будто бы создан самой природой для таких вот орнаментов и украшений. У него плотная, мелкопористая структура, высокая прочность, и он, как видите, белоснежного цвета. Ганч податлив, без труда прорезается. Ганч быстро схватывает узор, застывает. Что же касается орнаментов, то они здесь традиционные, среднеазиатские – геометрические и растительные. Настоящий мастер владеет искусством составления огромного количества разнообразных рисунков и орнаментов.
Резьба по ганчу – промысел старинный, но, как видите, и в наше время он пригодился людям.
Витражная эмаль - одна из самых изысканных и сложных техник. Свое название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнездах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла. В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической основы, полученный выпиливанием в металле отверстий. Металлическую основу делают из золота, серебра или меди. Ячейки-прорези, из которых составляют изображение, должны быть как можно мелкими. Прорези заполняют цветной прозрачной эмалью. Витражная эмаль очень хрупка, и это ограничивает ее функциональное использование. В России витражная эмаль не получила широкого распространения, чаще всего она встречается в конце 19 – начале 20 века.
Пропильная резьба по дереву известна с давних времен, используется резчиками в оформлении интерьеров, деревянных жилищ. Ажурную резьбу называют пропильной, так как техника ее основана на пропиливании фигурных проемов в доске.
Дома с сохранившейся еще с прошлого века ажурной резьбой можно встретить во многих городах нашей страны. Особенно много старинных зданий с кружевным деревянным убранством в лесистых местах.
Народным мастерам всегда было присуще чувство меры, потому ажурной пропильной резьбой украшались лишь отдельные части здания: наличники окон и дверей, причелины, торцовые доски. В солнечные дни, когда тень от прорезных наличников темным кружевом покрывает гладкие стены домов, выразительность ажурной резьбы усиливается. Но даже в пасмурные дни детали резьбы четким узором выделяются на общем фоне деревянного строения.
Но не только ради красоты пришивали плотники к дому всевозможные накладные детали. Каждая из них имеет определенное практическое значение. Например, наличник окна закрывает стык между обвязкой оконного переплета и бревнами сруба.
В наше время пропильная домовая резьба продолжает применяться для украшения сельских деревянных домов, дачных домиков, беседок, теневых навесов, теремков на детских площадках.
Создать заново оригинальный рисунок орнамента не так-то просто, поэтому многое в традиционном орнаменте долгие годы оставалось без изменения. Лишь отдельные талантливые мастера вносили в него новые элементы, совершенствуя и оттачивая каждую деталь.
Резьба по кости холмогорских мастеров, народный художественный промысел, существует более четырехсот лет. Изделия этого промысла, окрещенные «резьбой руссов», очень рано попали за границу. Однажды (в дни Ивана Грозного), отбившись от своей экспедиции, корабль английского капитана Ченслера вошел в устье незнакомой реки и пристал у Холмогор, положив начало англо-русской торговле и новому торговому пути.
Своего расцвета промысел достиг в 18 веке. Резной костью украшали ружья, мебель, ларцы, иконы, кубки, веера, гребни…
Вершиной мастерства является сквозная резьба («на проем») самого тончайшего ажура. Каких узоров тут только не резали из кости! И завитки, и гирлянды, сплетенные из цветов и северных ягод, и мхов, и листьев, и раковин. Узоры окружали какого-нибудь оленя или зайца, а то и слона. Бывало, что в прорези подклеивали подсвеченную слюду или фольгу. Иногда мастера сочетали резьбу с рельефом, что давало богатую игру света и тени. Резали мастера мамонтовую и моржовую кость, либо кость домашнего скота (лошадей, коров).
За столетия своего существования промысел не раз переживал то взлеты, то упадки. Иногда мастера забывали о традициях и состязались с современной скульптурой. Потом, одумавшись, они вновь возвращались к истокам. И сейчас лучшие изделия промысла продолжают радовать старинным, традиционным благородством и тонкостью.
В 1930 году промысел, который находился в упадке со 2-й половины XIX века, стал поддерживаться государством. В селе Ломоносово была создана Холмогорская косторезная артель имени М. В. Ломоносова (1932), в дальнейшем преобразованная в фабрику художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.
Прорезью украшали и керамику. Этот вид декорирования пришел к нам из Китая. Техника прорезного декора «рисовое зерно» применялась китайскими мастерами в 18 веке. С ажурной резьбой керамика становится легкой и изысканной.
III. Объяснение поэтапного изготовления цилиндрической карандашницы.
На сегодняшнем занятии мы представим себя мастерами и сделаем сувенир с прорезью, который можно использовать как карандашницу, как подсвечник и как вазу для сухих цветов, стоит только изменить высоту. (Показываю готовое изделие)
Последовательность операций.
Раскатываем глинный пласт.
Что для этого потребуется?
Для чего нужны рейки? Игла?
Какие правила техники безопасности мы должны при этом вспомнить?
2. Определяем размеры прямоугольной выкройки. Вырезать прямоугольник из газеты (высота произвольная, ширина – длина окружности цилиндра плюс 1 см).
Что нужно помнить при работе с ножницами?
Оставшуюся глину в пласте оставляем для дна.
3. по бумажной выкройке вырезаем иглой прямоугольный глиняный пласт.
4. Оборачиваем болванку сначала газетой, а затем вырезанным глиняным пластом.
5. Смачиваем шов, соединяем и заглаживаем.
6. Вырезаем дно, для этого ставим полученный цилиндр на глиняный пласт и аккуратно вырезаем. Иглу держим вертикально. Присоединяем дно. Поправляем форму. Ставим на станок.
7. А вот теперь мы будем выполнять прорезь. Вы можете предварительно нарисовать простой орнамент на листе и наметить еле заметными линиями на цилиндре. Прорезаем глиняный пласт иглой насквозь, второй рукой поддерживаем цилиндр; вытягиваем вырезанную глину иглой. Здесь обязательно соблюдается правило: стенки между отверстиями не должны быть очень тонкими (не менее 3 мм). Можете вырезать круги (трубочками разного диаметра) или абстрактные фигуры. Вы сами сочиняете свой прорезной орнамент (узор). Узор может располагаться по всему цилиндру, в полосе, а может только с одной стороны (рассматриваем варианты). Но нужно помнить, что располагать прорези близко к верхнему краю нельзя, т.к. верх цилиндра (горловина) может разломиться.
8. Оформляем горловину и убираем катышки мягкой кистью, заглаживаем неровности.
9. Вытягиваем изнутри цилиндра болванку. Оставляем сохнуть. Работы потребуют дополнительной доработки. Сегодня мы остановимся на этом этапе.
IV. Практическая работа.
Прохожу по классу и индивидуально работаю с детьми.
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Работы ставим на стол.
Итак, мы с вами все были сегодня мастерами, у всех работы получились, на мой взгляд, интересные. А теперь представьте, что вы покупатели и ищете самый красивый подарок. К какому бы мастеру вы пошли со своим заказом? (Раздаю всем по два кружка) Положите свои кружки к самым лучшим на ваш взгляд работам (подсчитываем количество кружков у каждого).
Отмечаю положительные стороны в других работах, не ставших призерами.
Использованная литература
Гилодо Андрей «Русская эмаль» Москва, издательство Береста 1996
Носик Б.М. «Народное искусство. Художественные промыслы» Москва, Планета 1987
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ