Коррекция недостатков грамматического оформления предложений младших школьников с ЗПР

Учитель – логопед Ненашева В.И. МОУ СОШ №32

Логопед Федорова С.П. МУЗ ГБ №7 но


Коррекция недостатков грамматического оформления предложений младших школьников с ЗПР.

Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения предполагает анализ и обобщение признаков изучаемого предмета, в частности – родного языка как знаковой системы.

Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии, поскольку именно грамматический строй является тем творческим началом, которое обеспечивает использование других языковых средств – лексических и фонетических в связной речи.

Развитие грамматического строя происходит в виде усвоения грамматических категорий или значений, оформленных разнообразными средствами выражения.

А.Н.Гвоздев (1961 г.) указывал, что в первую очередь усваиваются категории с наиболее конкретными значениями, которые доступны непосредственному восприятию. Гораздо позже усваиваются категории, выражающие различные отношения между предметами, такие, например, как значения предлогов.

Предлоги служат для выражения сложных опосредствованных грамматических отношений, с их помощью осуществляется подчинительная связь слов в предложении.

Предлоги в составе речи играют важную организующую роль. Они занимают значительное место и по частоте использования в языке. Одни лишь простые предлоги, по данным В.В.Виноградова, составляют в русском языке 11,8% всех слов.

Изучение того, как употребляются предлоги в детской речи, имеет большое значение для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребенком языка и развития его познавательной деятельности, обогащением запаса представлений об окружающем мире.

Изучение предлогов имеет не менее важное практическое значение, так как результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин некоторых видов стилистических и орфографических ошибок у школьников с задержкой психического развития. По данным Л.Ф.Спировой наиболее частыми ошибками, которые допускаются ими при построении анализируемых словосочетаний, являются пропуски предлогов. Они составляют 67,2% от общего числа ошибок, связанных с предложным управлением. И факты показывают, что дети с задержкой психического развития неправильно употребляют даже некоторые простые предлоги, которые усваиваются при нормальном развитии от 2 лет 3 месяцев до 3 лет, что свидетельствует о нарушении предложной системы.

Анализ дефектологической литературы, связанной с описанием особенностей речи детей с ЗПР показывает, что ребенок, поступающий в школу, не имеет возможности практически (по подражанию) овладеть правильным грамматическим оформлением предложений, как это имеет место у нормально развивающегося школьника.

Характерными для речи учащихся с ЗПР на первой ступени обучения является большое количество ошибок в построении словосочетаний, сложных предложений, однообразие в использовании союзов и шаблонность в конструировании фраз, а так же нерасчлененность сложных предложений в общем потоке речи, приближенность к структурам ситуативной разговорной речи.

Учет этих особенностей требует таких методических подходов к коррекции этой стороны речи, которые учитывали бы, с одной стороны, характер отклонения и обусловленные ими недочеты в речевом развитии, с другой – характер формируемых грамматических структур. Сложность проблемы овладения грамматическим оформлением предложения (на примере усвоения предлогов) младшими школьниками с ЗПР состоит в том, что она должна решаться с учетом разных контекстов: лингвистического, т.е. набора формально-грамматических средств; психологического, связанного со временем появления грамматических конструкций в онтогенезе в условиях как нормального, так и нарушенного развития; коррекционно-методического, выражающегося в поиске направлений и эффективных средств формирования, уточнения, понимания и употребления этих конструкций в познавательно-коммуникативных целях.

Принимая во внимание сказанное, мы следующим образом сформулировали цель исследования: разработать и доказать эффективность системы работы по коррекции недостатков грамматического оформления предложений (на примере усвоения предлогов) младшими школьниками с задержкой психического развития.

Объектом исследования является речь детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования: коррекция недостатков грамматического оформления предложений (на примере усвоения предлогов) младшими школьниками с задержкой психического развития.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что, если разработать и реализовать систему работы, связанную с использованием потенциальных возможностей младших школьников с задержкой психического развития в компенсации дефекта, то процесс коррекции недостатков грамматического оформления предложений (на примере усвоения предлогов) будет протекать более успешно.

В соответствии с гипотезой и предметом исследования поставлены задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2. Выявить уровень сформированности грамматических навыков и умений оформления предложений (на примере усвоения предлогов) детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

3. Разработать и реализовать систему работы по коррекции недостатков грамматического оформления предложений (на примере усвоения предлогов) младшими школьниками с задержкой психического развития.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, наблюдения, тесты, анализ документации.

База исследования: МОУ СОШ № 32 г. Комсомольска -на- Амуре.

Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и обобщении теоретических исследований по проблеме освоения грамматического строя речи детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи, осложненного ЗПР, обосновании системы работы, обеспечивающей эффективное усвоение предлогов учащимися.

Практическая значимость состоит в разработке системы работы по коррекции недостатков грамматического оформления предложений (на примере усвоения предлогов) детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Результаты исследований могут быть использованы в коррекционно-развивающем процессе на логопункте как общеобразовательной школы, так и специальной коррекционной школы VII вида.












Приложение №1

Схемы некоторых предлогов пространственного значения




Приложение №2

Схемы анализа предложений







ПРИМЕРЫ СХЕМ АНАЛИЗИРУЕМЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

















C:\Users\KENT\Desktop\мама с флэш карты\предлоги вера\предлоги\Scan0039.tif



C:\Users\KENT\Desktop\мама с флэш карты\предлоги вера\предлоги\Scan0040.tif





C:\Users\KENT\Desktop\мама с флэш карты\предлоги вера\предлоги\Scan0041.tif









C:\Users\KENT\Desktop\мама с флэш карты\предлоги вера\предлоги\Scan0043.tif






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ